доп Занимательная информатика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР«Академия детства»
Протокол №2 от 31.08.2022 г

Утверждено
Приказом И.О. директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О. Смолина
№ 217 от 31.08.2022 г

Дополнительная
общеразвивающая программа
технической направленности

«Занимательная информатика»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 2 года

Программу составил и реализует
педагог ДО Беспоместных Е.Е

Талица
2022
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.2
1.3

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Основные характеристики программы……………................
Пояснительная записка…………………………………………..
Цель и задачи программы………………………………………..
Содержание программы………………………………………….
Учебный (тематический) план 1год обучения…………….........
Содержание учебного (тематического) плана1год обучения…
Планируемые результаты 1 год обучения………………………
Учебный (тематический) план 2год обучения…………………
Содержание учебного (тематического) плана 2год обучения..
Планируемые результаты 2 года обучения…………………….
Организационно – педагогические условия реализации
программы……………………………………………………….
Календарный учебный график…………………………………..
Условия реализации программы…………………………………
Формы подведения итогов реализации программы……………..
Оценочные материалы…………………………………………….
Методические материалы………………………………………….
Аннотация к программе…………………………………………
Сведения об авторе……………………………………………….
Список литературы………………………………………………

3
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
13
13
13
16
21
22
22
23

2

1. Основные характеристики программы
1.1Пояснительная записка
Наше современное общество пронизано и насыщено информацией, с постоянно
изменяющимися информационными технологиями, поэтому остро стоит вопрос о том, как
формировать, развивать, закладывать в сегодняшних младших школьников готовность к
восприятию новых идей.
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная информатика»
разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
10.Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения, и дистанционных образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».

3

15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых"
16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900 –
ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до
2025 года».
17. Устав МКУДО «Дворец творчества».
Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления
формируются в возрасте до 11 лет, поэтому начинать развивать логическое мышление
необходимо с младших классов. Логические упражнения позволяют на доступном
математическом материале строить правильные суждения без предварительного
теоретического освоения законов и правил логики. В процессе логических упражнений
дети учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и
синтеза. Сами упражнения носят занимательный характер, содействуя возникновению у
детей интереса к процессу мыслительной деятельности
Неисчерпаемые возможности современных информационных технологий требуют
определенной подготовки детского мышления к освоению и активному использованию
логики мира компьютеров.
Очень важно формировать и развивать у сегодняшних школьников готовность к
восприятию новых идей в современном обществе, насыщенном информацией, с
постоянно меняющимися информационными технологиями.
Важно, чтобы дети использовали компьютер не бездумно, как игровую приставку,
а учились использовать все возможности этого сложного устройства. Компьютер – это,
прежде всего инструмент для каких-либо целей, и как всякий сложный инструмент,
компьютер эффективен настолько, насколько подготовлен к работе с ним человек.
Данная программа технической направленности включает развитие логического
мышления, первоначальную подготовку младших и средних школьников к работе на ПК,
владение программами пакета Microsoft Office.
Актуальность программы заключается в том, что современные дети должны
владеть необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их применять на
практике, так как информационное пространство современного человека предусматривает
умелое пользование компьютерными технологиями во всех сферах деятельности.
Отличительные особенности программы от уже существующих заключается в
систематизации полученных знаний в процессе перехода от одной ступени образования к
другой.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия
программы «Занимательная информатика» помогают школьникам лучше учиться, у них
повышается творческая активность, умения решать логические задачи, интерес к
овладению навыков работы на компьютере.
Уровень усвоения программы
1-й год обучения – Стартовый уровень
2-й год обучения – Базовый уровень
Адресат программы. Зачисление в детское объединение происходит по заявлению
родителей (законных представителей) обучающихся. Набор обучающихся в объединение
– свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. Возраст детей,
участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 8 до 10 лет.
У детей в этом возрасте хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому
учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде
вызывает интерес и обращает на себя внимание, ускоряет запоминание содержания.
Использование современных технических средств придают учебному процессу
творческий, поисковый характер, что способствует развитию творческих способностей,
4

обучающихся и повышению интереса. В первую очередь, это касается вопросов
организации и контроля психических процессов: восприятия, внимания, памяти и др.
Сроки реализации программы
Два учебных года.
Первый год обучении стартовый уровень включает следующие направления:
компьютер — инструмент практической деятельности, программа создания презентаций
MS Power Point, компьютерная анимация в программе PowerPoint – всего 70 ч.
Второй год обучения базовый уровень включает следующие направления: развитие
логического и алгоритмического мышления– всего 70ч.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса предполагает создание для учащихся такой
среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя
комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств
образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей младшего и
среднего возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам
развивающей педагогики.
Зачисление в детское объединение происходит по заявлению родителей (законных
представителей) обучающихся. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие
какой-либо специальной подготовки не требуется.
1 учебный год – возраст 8-9 лет, 1 раз в неделю по 2 академических часа (согласно
санитарных требований к возрасту детей младшего школьного возраста) – что составляет
70 часов в год; 2 учебный год – возраст 9-10 лет, 1 раз в неделю по 2 академических часа –
что составляет 70 часов в год. Всего 140 часов
Продолжительность учебного часа -40 мин., перерыв –10 мин.
Наполняемость групп от 7 человек.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие у детей творческих качеств личности
через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам
работы на ПК, развитие логического и алгоритмического мышления.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить работать на ПК, учитывая возрастные особенности воспитанников;
- обеспечить прочное и сознательное овладение обучающих понятий
«информация» и «виды информации»;
- формировать умения применять полученные знания для решения реальных
практических задач;
- формировать умения применять теоретические знания на практике.
Развивающие:
- расширить кругозор воспитанников в области источника получения информации;
- развить индивидуальные и творческие способности детей;
-развитие логического и алгоритмического стиля мышления
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности;
- научить детей работать в коллективе;
- воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
- воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений.
1.3. Содержание программы
5

Цель первого года обучения: формирование необходимых знаний о понятии
информация, её свойствах и информационной культуре. Знакомство с основными
несложными компьютерными технологиями.
Учебный (тематический) план первого года обучения
№
П/п

Темы

Вводное занятие. Знакомство с
группой. Инструктаж по технике
безопасности в компьютерном классе.
1 Информация и информационные
2
процессы
2.1
Понятие информации. Источник
информации.
2.2
Виды информации.
2.3
Информация вокруг нас.
1

2.4
3
3.1

3.2
3.3
3.4
4
4.1

4.2
4.3

4.4
4.5
5
5.1

Кодирование и декодирование
информации.
Компьютер и его программное
обеспечение
Техника безопасности при работе с
компьютером. Основные компоненты
компьютера. Задачи и использование
компьютера.
Клавиатура. Процессор. Оперативная и
долговременная память.
Устройство ввода, вывода.
Главное меню. Запуск программ.
Практическая работа на компьютере.
Информация и коммуникативные
технологии
Технология обработки текстовой
информации. Текстовый редактор Word.
Назначение и основные возможности.
Практическая работа «Набор текста».
Практическая работа «Моё любимое
время года» (создание рисунка при
помощи фигур)
Ввод текста. Мини сочинение.
Вставка картинки. Создание титульного
листа. Печать изображений.
Информационные и
коммуникативные технологии
Графический редактор Paint.
Знакомство с основными
инструментами Создание и хранение
изображений.

Количество часов
Всего Теория Практик
а
2
2

10

8

12

4

6

1

1

1
1

1
1

1

3

3

5

1

1

1

1

1

1
2

3

9

1

1

Формы
аттестации/
контроля
Викторина
«Своя игра»
по ППД
Опрос,
педагогичес
кое
наблюдение

Контрольна
я работа
Опрос,
педагогичес
кое
наблюдение

Опрос
1
1

3
1

2
2
12

2

10

1

1

Практическа
я работа.

Выставка
рисунков.
Педагогичес
кое
наблюдение,
опрос
6

5.2
5.3
5.4
5.5
5.6

6
6.1

6.2

6.3

6.4

7
7.1

7.2

7.3

Практическая работа. Рисуем радугу,
пейзаж.
Практическая работа. Рисуем
экзотическую бабочку.
Практическая работа. Рисуем витражное
стекло.
Практическая работа.
Практическая работа

1

2
2
2
2

Создание презентаций в PowerPoint
Общая характеристика. Запуск
программы. Знакомство с
инструментами.
Шаблоны оформления. Цветовое
оформление. Создание титульного
листа.
Создание стандартной презентации.
Работа с текстом, вставка картинок.
Применение анимации.
Работа с презентацией.

18

Работа в программе Publisher
Общая характеристика. Запуск
программы. Знакомство с
инструментами. Работа с шаблонами и
оформление.
Создание макета буклета по
презентации проекта. Практическая
работа.
Представление презентации и буклета
по выбранной теме на выбор
обучающегося.

8

Итого

1

2
1

16
1

1

1

2

12

2
1

6
1

1

3

2

70

18

Контрольная
работа,
промежуточ
ная
аттестация
Опрос

Педагогичес
кое
наблюдение,
опрос,
практическа
я работа
Опрос

Педагогичес
кое
наблюдение
Защита
презентации.
Итоговая
аттестация

52

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1.Вводное занятие (2ч)
Теория: Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности в
компьютерном классе. Вводное занятие, викторина «Своя игра» по правилам дорожной
безопасности.
2. Информация и информационные процессы (10ч)
7

Теория: Введение в образовательную программу. Организационные вопросы.
Правила техники безопасности. знакомство с наукой - информатика, понятие информации,
источники информации, виды информации, информационные процессы, алгоритм и его
виды представления.
2.1Практика: находим источники информации.
2.2Практика: определяем виды информации.
2.3Практика: составляем примеры информации, окружающие нас.
2.4Практика: учимся приводить примеры информационных процессов, кодирование
и декодирование информации.
2.5Практика: Кодирование и декодирование информации. Контрольная работа.
3. Компьютер (8ч)
3.1Теория: техника безопасности при работе с компьютером. Основные компоненты
компьютера. Задачи и использование компьютера.
Практика: определяем основные компоненты компьютера.
3.2Теория:
Клавиатура. Процессор. Оперативная и долговременная память.
Практика: работа с клавиатурой,
3.3 Теория:
Устройство ввода, вывода.
Практика: определение устройств ввода и вывода информации.
3.4Теория:
главное меню. Запуск программ.
Практика: практическая работа на компьютере.
4. Информация и коммуникативные технологии (12ч)
Теория: Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word.
Назначение и основные возможности. Вставка картинки. Создание титульного листа.
Печать изображений.
4.1Практика: работа в программе Word.
4.2 Практика: Практическая работа «Набор текста».
4.3Практика: Практическая работа «Моё любимое время года» (создание рисунка
при помощи фигур)
4.4Практика: Ввод текста. Мини сочинение.
4.5Практика: Вставка картинки. Создание титульного листа. Печать изображений.
5.Информация и коммуникативные технологии (12ч)
5.1Теория: Графический редактор Paint. Знакомство с основными инструментами.
Создание и хранение изображений.
Практика: работа в графическом редакторе.
5.2Практика: Практическая работа. Рисуем радугу, пейзаж.
5.3Практика: Практическая работа. Рисуем экзотическую бабочку.
5.4Практика: Практическая работа. Рисуем витражное стекло.
5.5Практика: Рисуем технику
5.6Приктика: Контрольная работа
6. Создание презентаций в PowerPoint (18ч)
6.1теория: Общая характеристика. Знакомство с инструментами.
Практика: запуск программы.
6.2Практика: Шаблоны оформления. Цветовое оформление. Создание титульного листа.
6.3Практика: Создание стандартной презентации. Работа с текстом, вставка картинок.
Применение анимации.
6.5 Практика: Работа с презентацией.
7. Работа в программе Publisher (8ч)
7.1Теория: Общая характеристика. Запуск программы. Знакомство с инструментами.
8

Практика: Работа с шаблонами и оформление.
7.2 Практика: Создание макета буклета по презентации проекта. Практическая работа.
Тест на компьютерную грамотность
7.3 Практика: Защита работы – презентация и буклет по выбранной теме на выбор
обучающегося.
Планируемые результаты первого года обучения
Личностные результаты учащихся:
 сформировать мотивации детей к творчеству, познанию, труду;
 сформировать уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку;
 сформировать коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе разных видов деятельности.
Метапредметные результаты учащихся:
 сформировать навыки работы с информацией (извлекать информацию из
различных источников, анализировать, систематизировать, представлять
различными способами);
 научить излагать свое мнение и обосновывать свою точку зрения, готовность
слушать собеседника и вести диалог;
 развить компетентность в области использования ИКТ.
Предметные результаты учащихся:
 научить работать с информацией и применение их в практической деятельности;
 научить искать необходимую информацию для поставленной цели;
 научить создавать завершенные проекты с использованием изученных
компьютерных сред;
 узнать назначение и возможности графического редактора;
 познакомить с точными способами построения геометрических фигур;
 познакомить с техникой безопасности в компьютерном классе.
 научить владеть уверенно компьютером;
 научить создавать рисунки из простых объектов;
 познакомить с терминологией;
 научить выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение,
масштабирование и т.п.).
 познакомить с необходимостью работы в программе PowerPoint, её возможностями
и областью ее применения;
 познакомить с возможными способами создания презентаций;
 познакомить со всеми возможностями добавления мультимедийных эффектов.
 научить самостоятельно создавать типовую презентацию и проектировать свою
собственную;
 научить демонстрировать свою работу и защищать её.
Цель второго года обучения: осваивание программных сред, создание различных
творческих проектов по каждой из изученных программ, закрепление полученных ранее
знаний через включение в творческую работу.
Учебный (тематический) план второго года обучения.
Темы

Количество часов

Формы
9

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Признаки предметов
Признаки предметов.
Описание предметов
Состав предметов.
Действия предметов.
Координатная сетка.
Проверочная работа на тему
«Признаки предметов».
Анализ проверочной работы.
Практические задания на
логику с элементами ТРИЗ
Алгоритм
Действия предметов.
Обратные действия.
Последовательность событий.
Алгоритмы.
Ветвление.
Проверочная работа и анализ.
Практические задания на
логику с элементами ТРИЗ

14

5
1
1
1
1
1

9
1
1
1
1
1
2

2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

2
18

5
1
1
1
1
1

Творческое
проектирование
Проект «Юный компьютерный
художник».
Выполнение творческого
задания в программе Paint.
Практическая работа в
графическом редакторе.
Творческое проектирование
Проект «Печатных дел мастер».
Работа в программе Publisher
Практическая работа

10

12

6.2

Творческое проектирование.
Проект «Мастер презентации».
Работа в программе PoverPoint
Практическая работа.

7

Итоговое занятие.

2

Итого

70

4
4.1

4.2
5
5.1
5.2
6
6.1

13
1
1
1
1
1
2
6

1

9

1

1

аттестации/контроля
Интеллектуальная
игра «Умники и
умницы»
Опрос

Проверочная работа
Самостоятельная
работа
Наблюдение
Опрос

Проверочная работа
Наблюдение,
промежуточная
аттестация
Беседа, наблюдение

8
12

2
1

10
1

Беседа, наблюдение

1

9

Педагогическое
наблюдение

1
1

11
1

Беседа, наблюдение

10

2
15

Педагогическое
наблюдение. Тест на
компьютерную
грамотность
Защита проекта,
итоговая аттестация

55

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
10

1. Вводное занятие (2ч)
Знакомство с детьми, правила поведения на занятиях, расписание работы
объединения, знакомство с программой, входящая диагностика.
Теория: знакомство с интеллектуальными информационными технологиями.
Практика: выполнение заданий с элементами ТРИЗ.
2. Признаки предметов (14ч)
2.1 Признаки предметов.
Теория: изучение признаков предметов (цвет, форма, размер), обобщение и
классификация предметов по признаку.
Практика: задание «Опиши любимую игрушку», задание «Раскрась узор», задание
«Найди лишний рисунок», игра «Угадай-ка» и др.
2.2 Описание предметов.
Теория: формирование представления об описании предметов, формирование
знаний, умений, навыков в сравнении предметов.
Практика: задание «Опиши предмет», задание «Соедини стрелочкой по признаку»,
задание «Общие признаки» и «Различающие признаки», задание «Найди предмет по
описанию», задание «Раздели по цвету, «Раздели по форме» и др.
2.3 Состав предметов.
Теория: формирование понятия составных частей предметов, умение описывать и
определять предметы через их составные части
Практика: задание «Назови предмет и из чего он состоит», задание «Назови предмет,
его части, раскрась их заданным цветом», игра «Это есть у…», задание «Подбери предмет
каждому человеку» и др.
2.4 Действия предметов.
Теория: умение определять и называть действия предметов; умение группировать
предметы по их действиям; умение описывать и определять предметы через их признаки,
составные части и действия
Практика: работа с раздаточным материалом, игра «Кто так делает?», задание
«Угадай предмет», игра «Бывает, не бывает», игра «Опиши предмет» и др.
2.5 Координатная сетка.
Теория: формирование начальных знаний о системе координат, разбор понятий
«координата», «координатная сетка», ознакомление с локализацией предметов на
координатной сетке, умение находить предмет на координатной сетке
Практика: задание «Кто живет по адресам», задание «Определи адрес…», задание
«Рассели (нарисуй предметы по их адресам)» и др.Проверочная работа на тему «Признаки
предметов». Анализ проверочной работы.
2.6 Практические задания на логику с элементами ТРИЗ
2.7 Теория:знакомство с интеллектуальными информационными технологиями.
Практика: выполнение заданий с элементами ТРИЗ.
3. Алгоритмы (18ч)
3.1 Действия предметов.
Теория: умение называть действия предмета, определять предмет по его действиям,
определение шагов при выполнении действия, умение составлять линейный алгоритм.
Практика: работа с раздаточным материалом, игра «Кто так делает?», задание
«Угадай предмет», задание «Соедини линиями», игра «Бывает, не бывает», задание
«Опиши предмет и укажи действия», задание «Слепи снеговика», загадки и др.
3.2 Обратные действия.
Теория: знакомство с понятием «Обратное действие», умение определять действие,
обратное данному.
11

Практика: игра «Обратное действие», игра «Где нет обратных действий?», работа с
раздаточным материалом и др.
3.4 Последовательность событий.
Теория: подготовка к введению понятия «Алгоритм», умение определять
последовательность событий.
Практика: игра с мячом «Назови обратное действие», задание «Собери чемодан»
(работа с раздаточным материалом», задание «Исправь последовательность событий в
сказке», задание «Выполни последовательность действий и убедись, что получится какой
– то результат» и др.
3.5 Алгоритмы.
Теория: знакомство с примерами алгоритмов в жизни, формирование понятия
«исполнитель алгоритмов», умение составлять простейшие алгоритмы.
Практика: логическое задание «Найди число», загадки, задание «Справочное бюро»
(работа с толковым словарем), игра «Кодировщики», задание «Установи соответствие
между алгоритмом и исполнителем» и др.
3.6 Ветвление.
Теория: формирование представления об алгоритмической структуре «ветвление»;
видах ветвления; развитие практических умений поиска, выявления и описания
ветвящегося алгоритма; формирование представления о структуре программы.
Практика: работа с раздаточным материалом, игра «Угадай пословицу», задание
«Расположи условия и инструкции ветвления соответственно столбцам таблицы», задание
«измени содержимое в данной блок-схеме, чтобы получился верный алгоритм» и др.
Проверочная работа на тему «Алгоритмы». Анализ проверочной работы.
3.7 Практические задания на логику с элементами ТРИЗ
Теория: знакомство с интеллектуальными информационными технологиями.
Практика: выполнение заданий с элементами ТРИЗ.
4. Творческое проектирование (10ч)
4.1 Теория:Разработка индивидуальных проектов
Проект «Юный компьютерный художник»
• "Мой будущий дом"
• "Космические фантазии"
• "Профессия моей мечты"
• "Изобретение будущего" и т.п.
4.2 Практика: Выполнение творческого задания, в программе Paint.
Практическая работа в графическом редакторе.
5 . Творческое проектирование (12ч)
5.1Теория:
Проект «Печатных дел мастер».
• Мини-газета "Нам есть, что сказать!"
• Буклет "Безопасный интернет"
• Листовка (флаер) и т.п.
Работа в программе Publisher
5.2 Практика: Практическая работа
6.Творческое проектирование (12ч)
6.1Теория: Проект «Мастер презентации»
• "Знакомьтесь, это моя семья"
• "Мир моих увлечений"
• "Как прекрасен этот мир, посмотри"
Работа в программе PoverPoint
6.2Практика: Практическая работа. Тест на компьютерную грамотность
12

7.Итоговое занятие(2ч)
Подведение итогов года.
Планируемые результаты второго года обучения
Предметные результаты:

научить находить самостоятельно недостающую информацию в информационном
поле;

научить оформлять грамотно и эстетически газеты, буклеты, презентации;

научить осуществлять поиск информации в Интернет;

научить использовать полученные знания в практической деятельности;

научить планировать свою работу;
 смогут ориентироваться в выборе программы для оформления своей идеи в
предложенных проектах.
 исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
 научить готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
 ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
 выделять признак, по которому произведена классификация предметов;
 находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с
учетом выявленной закономерности;
 выявлить причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом
исходных данных;
 решить логические задачи;
Личностные результаты:
 сформировать мотивация детей к творчеству, познанию, труду;
 научить выполнять практические задания с элементами творчества;
 сформировать уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку;
 сформировать коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе разных видов деятельности.
Метапредметные результаты:
 сформировать навыки работы с информацией (извлекать информацию из
различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными
способами);
 научить преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица,
схема, график, иллюстрация и др.) и определение наиболее удобной для себя формы.
 научить излагать свое мнение и обосновывать свою точку зрения, готовность
слушать собеседника и вести диалог;

развить компетентность в области использования ИКТ.

2.Организационно - педагогические условия реализации программы
2.1 Календарный учебный график.
Продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность
учебных занятий 35 недели.
13

Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным каникулами.
В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно
устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом
директора учреждения (см. Приложение).
2.2 Условия реализации программы.
Помещение, в котором проводится учебные занятия - проветриваемое и хорошо
освещенное. Столы и стулья соответствуют возрасту обучающихся. Предоставляются
необходимые для занятий в объединении материально-технические средства и
инструменты, а также дидактические и методические материалы - видеофильмы,
наглядные пособия, презентации.
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих
составляющих:
1. Кабинет для проведения занятий.
2. Технические средства обучения (4 персональных компьютера, проектор).
3. Программное обеспечение (операционная система Windows, офисные пакеты
Microsoft Office).
4. Расходные материалы (компакт-диски, бумага, картриджи, маркеры);
5. Методическое обеспечение (конспекты занятий; дидактические материалы;
наглядные пособия; мультимедиа презентации; методические разработки викторин,
конкурсов и др.).
Кадровое обеспечение программы
Программу может реализовать педагог дополнительного образования со средним
или высшим педагогическим образованием.
2.3 Педагогический мониторинг и формы аттестации.
Усвоение программы будет определяться посредством разных форм контроля:
устных и письменных опросов, тестирования, демонстрация практических знаний и
умений на занятиях, выполнение практических работ, самостоятельных работ, реализация
и защита мини-проектов и проектов. Работа по программе предусматривает различные
способы контроля и оценки работ учащихся.
1.
Вводный контроль проходится в первую неделю проведения занятий,
включает в себя тестовое задание из 12 вопросов с 3 вариантами ответов, один из которых
правильный. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Тест предназначен для
выявления уровня первоначальных знаний основных компьютерных программ для
первого года и второго года обучения.
Высокий уровень:9 - 12 баллов.
Средний уровень: 6 - 8 баллов.
Низкий уровень: 0-5 баллов.
Тест на компьютерную грамотность для 1-го и 2-го года обучения.
1. Какая из перечисленных программ служит для создания и редактирования
компьютерных презентаций?
a. Microsoft Excel
b. Microsoft Power Point
14

c. MicrosoftWord
2. Какую клавишу нужно использовать для окончания абзаца (перехода в тексте на
новую строку)?
a. Ctrl
b. Shift
c. Enter
3. Какое устройство служит для вывода информации на бумагу?
a. Монитор
b. Сканер
c. Принтер
4. Какая клавиша используется для фиксации режима заглавных букв?
a. Insert
b. CapsLock
c. Delete
5. Какая программа используется для просмотра web-страниц?
a. Текстовый редактор
b. Почтовая программа
c. Браузер
6. Какой из приведенных адресов является адресом электронной почты?
a. andrey@nm.com
b. http://guoedu.ru
c. www.radar.msu.ru
7. Какая из перечисленных программ является программой защиты от вирусов?
a. Kaspersky Internet Security
b. Total Commander
c. WinRAR
8. Для чего предназначена программа MicrosoftWord?
a. Для разработки компьютерных презентаций
b. Для разработки текстовых документов
c. Для проведения компьютерных вычислений
9. Как правильно удалить программу, установленную на компьютере?
a. Удалить файл с ярлыком программы, находящийся на рабочем столе
b. Удалить папку с файлами программы на жестком диске
c. Использовать раздел установки и удаления программ в Панели управления
10. Какими сочетаниями клавиш можно аварийно перезагрузить компьютер:
a. Ctrl+Shift+Tab
b. Ctrl+Alt
c. Ctrl+Alt+Del
11. С помощью, каких клавиш можно настроить клавиатуру на русский или
латинский алфавит:
a. Alt +Shift
b. Ctrl+Enter
c. Alt +Delet
12. Как правильно открыть файл или папку на рабочем столе:
a. Одинарным щелчком мыши
b. Двойным щелчком мыши
2. Промежуточный контроль – определить степень усвоения детьми учебного
материала, оценить динамику развития учащихся на данном этапе. Проводится по
учебному плану в виде самостоятельной работы.
3. Итоговый контроль –проводится определение степени достижения результатов по
дополнительной общеразвивающей программе, для совершенствования педагогом
15

программы объединения, методов и приемов обучения. Проводится в мае месяце,
включает в себя защиту проектов, тестовых заданий.
2.4 Оценочные материалы
Показатели
Критерии
Степень выраженности
(оцениваемые
оцениваемого качества
параметры)
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.
Теоретические Соответствие
Минимальный
уровень
знания (по основным теоретических знаний (ребенок овладел менее
разделам программы)
ребенка программным чем 1/2 объема знаний,
требованиям
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных
знаний
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень
(ребенок
освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой
за
конкретный период)
1.2.
Владение Осмысленность
и Минимальный
уровень
специальной
правильность
(ребенок, как правило,
терминологией
использования
избегает
употреблять
специальной
специальные термины);
терминологией
Средний уровень(ребенок
сочетает
специальную
терминологию с бытовой)
Максимальный
уровень
(специальные
термины
употребляет осознанно в
полном соответствии с их
содержанием)
Вывод:
Уровень
Низкий
теоретической
Средний
подготовки
Высокий
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1.
Практические Соответствие
Минимальный
уровень
умения
и
навыки, практических умений и (ребенок овладел менее
предусмотренные
навыков программным чем 1/2, предусмотренных
программой
(по требованиям
умений и навыков);
основным
разделам
Средний уровень (объем
учебно-тематического
усвоенных
умений
и
плана программы)
навыков составляет более
1/2)
Максимальный
уровень(ребенок овладел
практически
всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой
за

Баллы

1

3

5

1

3

5
До 2
3-6
7-10
2

3

7

16

конкретный период)
Минимальный
уровень
в (ребенок
испытывает
серьезные
затруднения
при
работе
с
и оборудованием);
Средний уровень (работает
с
оборудованием
с
помощью педагога)
Максимальный
уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
2.3. Творческие навыки Креативность
в Начальный
выполнении
(элементарный
уровень
практических заданий
развития креативности
(ребенок
в
состоянии
выполнить
лишь
простейшие
задания
педагога);
Репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания на основе образца)
Творческий
уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества)
Вывод:
Уровень
Низкий
практической
Средний
подготовки
Высокий
3. Общие учебные умения и навыки ребенка
Самостоятельность в
Минимальный
уровень
3.1. Учебноподборе и анализе
(ребенок
испытывает
интеллектуальные
литературы
серьезные
затруднения
умения:
3.1.1. Умение подбирать
при работе с литературой,
и анализировать
нуждается в постоянной
специальную
помощи
и
контроле
литературу
педагога);
Средний уровень (работает
с литературой с помощью
педагога или родителя)
Максимальный
уровень
(работает с литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
3.1.2. Умение
Самостоятельность в
Уровни - По аналогии с п.
пользоваться
пользовании
3.1.1.
компьютерными
компьютерными
источниками
источниками
информации
информации
2.2.
Владение
специальным
оборудованием
и
оснащением

Отсутствие
затруднений
использовании
специального
оборудования
оснащения

2

3

7

2

3

7

До 6
7-14
15-21
3

6

8

3
7
10

17

3.2.
Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1. Умение слушать и
слышать педагога
3.2.2. Умение выступать
перед аудиторией

Адекватность
восприятия
информации,
от педагога

Вывод:
Заключение

2
6
8

Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.

3
6
9

Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.

3
7
10

Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.

3
6
8

Минимальный уровень
(ребенок овладел менее
чем 1/2 объема навыков
соблюдения ПБ,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных навыков
составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок овладел
практически весь объем
навыков,
предусмотренных
программой за
конкретный период)
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий

3

идущей

Свобода владения и
подачи ребенком
подготовленной
информации
3.2.3. Умение вести
Самостоятельность в
полемику, участвовать в построении
дискуссии
дискуссионного
выступления, логика в
построении
доказательств
Способность
3.3. Учебносамостоятельно
организационные
готовить свое рабочее
умения и навыки:
3.3.1. Умение
место к деятельности и
организовать свое
убирать за собой
рабочее место
3.3.2. Навыки
Соответствие реальных
соблюдения в процессе навыков соблюдения
деятельности правил
правил безопасности
безопасности
программным
требованиям

3.3.3. Умение аккуратно
выполнять работу

Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.

Аккуратность и
ответственность в
работе
Уровень общеучебных
умений и навыков
Результат обучения
ребенка по
дополнительной
образовательной
программе

6

8

3
6
8
До 24
25-50
51-69
До 46
47-89
90-100

Формы и методы занятий.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
18

групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет
определенное задание);
 индивидуальная (каждый ребёнок делает свою работу);
 коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной работы дети
работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Формы проведения занятий:
 практические занятия;
 игры;
 конкурсы;
 соревнования;
 выставки;
 праздники.
Методы проведения занятий:
 объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
 репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов
деятельности);
 частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом)
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ педагогом);
 практический (выполнение работ).
 фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
 индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных
форм работ);
 групповой (организация работы в группах);
 индивидуальный (индивидуальное выполнение работы).


Педагогические технологии, применяемые в процессе реализации программы
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов
обучения,
воспитательных
средств;
она
есть
организационно-методический
инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
При обучении по данной программы реализуются следующие педагогические
технологии:
 технологии развивающего обучения (образовательная программа «Занимательная
информатика» направлена на развитие ребёнка в сфере компьютерной грамотности);
 технологии продуктивного обучения (продуктом деятельности компьютерного
объединения являются знания и навыки при работе на компьютере, а также детские
творческие работы-шедевры, выполненные в графическом редакторе Paint, Powerpoint.
Publisher);
 технологии игрового обучения (в практике часто используются мультимедийные
диски с компьютерными развивающими играми, соответствующие возрастным
особенностям детей);
 технологии коллективного взаимообучения;
 тестовые технологии (по окончании определенного раздела проверка знаний,
умений, навыков у воспитанников кружка проводится в тестовой форме);
 здоровьесберегающие технологии. На занятии большое внимание уделяется
сохранению физического здоровья детей, используются различные приёмы
здоровьесберегающих технологий в виде физкультминуток, прогулок на свежем воздухе,
подвижных игр. Также важен психологический настрой в начале урока и создание
благоприятного психологического климата в течение всего занятия.
19

 информационно-коммуникационные технологии. Работа основана на ежедневном
применении в практике компьютеров и данной технологии, кроме этого при изучении
определенных тем курса используются наглядные презентации.
Структура занятия и его этапов.
Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования,
должен отвечать следующим требованиям:
 иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей
природных задатков и интересов;
 быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические
и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
 основываться на многообразии дополнительных образовательных программ
модифицированных, авторских,
 базироваться на развивающих методах обучения детей;
 использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить
такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы
разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
 основываться на социальном заказе общества;
 отражать региональные особенности и традиции.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
изучение нового материала;
применение знаний на практике, формирование практических умений;
контроль знаний.
Структура занятия
№
1
2
3
4
5
6

Содержание
Организационный этап. Мотивация к деятельности и
положительный настрой.
Этап постановки целей и задач занятия.
Этап изучения новых знаний (закрепление материала) и
способов деятельности.
Этап деятельности - практическая работа
Этап рефлексии.
Заключительный этап.
2.5 Методические рекомендации

Дополнительная общеразвивающая программа может быть вариативной, так
как педагог может сам менять соотношение пропорций разделов как для всего
коллектива, так и для каждого обучающегося, учитывая их возраст, развитие, навыки,
знания, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.
В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное
общение, в котором осуществляются следующие функции:
- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
- контактная – готовность к приему и передаче информации;
- координационная – согласование действий и организация взаимодействия;
- персептивная – восприятие и понимание друг друга;
- развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
20

Итоги работ (промежуточные, итоговые) обучающихся подводятся в течении
учебного года. Лучшие работы обучающихся выставляются в выставках всеобщего
обозрения, на длительный срок на постоянно действующих выставках, и принимают
участие в различных конкурсах.

21

Аннотация
«Занимательная информатика» – дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности.
Программа предназначена для обучающихся от 8 до 10 лет.
Срок реализации – 2 года.
Актуальность программы заключается в том, что современные дети должны
владеть необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их применять на
практике, так как информационное пространство современного человека предусматривает
умелое пользование компьютерными технологиями во всех сферах деятельности.
Цель программы: формирование и развитие у детей творческих качеств личности
через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам
работы на ПК, развитие логического и алгоритмического мышления.
Для реализации цели предполагается решение основных задач: формирование у
обучающихся комплекса знаний, умений и навыков работы в различных компьютерных
программах; обучение работе с различными видами информации (графической, текстовой,
звуковой); формирование у обучающихся художественных способностей и социальнозначимых качеств личности; развитие потребности к творчеству, познавательной
активности; способствование эстетическому восприятию мира.
Формы реализации программы: групповые занятия.
В результате освоения программы дети повысят уровень компьютерной
грамотности, научатся самостоятельно создавать буклеты, анимированные презентации в
специальных компьютерных программах от разработки сюжета до воплощения
спецэффектов, будут знать и применять этические и правовые нормы в информационной
деятельности. Научатся создавать и защищать свои проекты.






Сведения об авторе
ФИО: Беспоместных Елена Евгеньевна.
Место работы, должность: Центр творческого развития «Академия детства», педагог
дополнительного образования.
Образование: средне-специальное, педагогическое.
Стаж: 26 лет

22

Список литературы.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением
Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 093242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей
(Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О направлении
методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».

23

15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых"
16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900 – ПП
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025
года».
17.Проект «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 от 06.10.2014 № 453- УГ (с изм.
От 31.05.2016 №307 –УГ)
18. Устав МКУДО «Дворец творчества».
Литература для педагога.
1.
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика. СПб.: БХВПетербург, 2010. - 352с.: ил.
2.
Информатика». Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/
Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.
3.
Информатика практическое пособие для школьников. «С компьютером на «ты»
1997 год.
4.
Левин А. Самоучитель полезных программ - М.: Издательский торговый дом
«КноРус», 2010.
5.
Макарова Н.В., НиколайчукГ.С.,Титова Ю.Ф., Симонова И.В. Информатика 5-6
класс (начальный курс).- Питер, 2009.
6.
Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //
Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30
7.
Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников М.
2008. № 1.С.56-58
8.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Н.А.Нурова
Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 год
9.
Н.В. Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова. Информатика и ИКТ.
4 класс: Методическое пособие. Электронные образовательные ресурсы на CD. М.:Бином.
Лаборатория знаний 2008
10.
Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса Ч 1, Ч 2.
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
11.
Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: контрольные работы для 4 класса БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009 г.
12.
Могилев А.В., Булгакова Н.Н. Методические рекомендации к учебному комплексу
«Мир информатики». Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
Литература для обучающихся и родителей
1. Изучаем Интернет: Лабораторный практикум. Саратов: Лицей 2005 г. под ред. Н. А.
Бем.
2. Информатика практическое пособие для школьников. «С компьютером на «ты» 1997
год.
3. Информационная культура: Учебное пособие для средней школы. Часть 1,2 / Т.А.
Матвеева, А.Г. Гейн и др. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; Смоленск:
Издательство «Ассоциация 21 век», 2007 г.
4. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности: учебное пособие
для основной школы. М.В. Ивашина, Н.С. Сулимова. – Екатеринбург: Форум-книга, 2020

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».