доп Самоделкин

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР«Академия детства»
Протокол № 2 от 31.08.2022 г

Утверждено
Приказом и.о.директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О. Смолиной
№ 217 от 31.08.2022 г

Дополнительная
общеразвивающая программа
технической направленности

«Самоделкин»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 3 года

Программу составил и реализует
педагог ДО Скоморохова Т.Г.

Талица
2022г

1. Основных характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного
развития информационных технологий в России востребованы специалисты
с новым стилем инженерно - научного мышления. Этот стиль предполагает
учет не только конструктивно-технологических, но и психологических,
социальных, гуманистических и морально-этических факторов.
Моделирование и конструирование способствуют познанию мира
техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские
способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску,
технической деятельности.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
технической
направленности «Самоделкин» ориентирована на развитие у обучающихся
творческих способностей в области технического конструирования и
моделирования.
Данная программа разработана в соответствии с нормативной базой
документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12. 2012 года № 273-Ф3.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013
года № 1008 г. Москва. «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3.Приложение к Приказу Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 093242).
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 года N
882/391«Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
6. Проект «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 от
06.10.2014 № 453- УГ (с изм. От 31.05.2016 №307 –УГ).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
Актуальностью программы является то, что, усвоение ребенком новых
знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем
пассивного восприятия материала, а путем активного, созидательного

2

поиска в процессе выполнения различных видов деятельности –
самостоятельной работы с чертежами, конструирования, моделирования,
изготовления.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
формировании у обучающихся целостного представления о мире техники,
устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем
мире, а также творческих способностей.
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и
любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций
– умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы,
выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Отличительные особенности программы: В основу программы
положено развитие творческих способностей детей через включение
игровых технологий на занятиях по техническому творчеству. Программа
построена так, что дети, преодолевая одно затруднение за другим,
переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется
опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в
процессе технического творчества.
Программа базового уровня: особое внимание в работе уделяется
графической грамотности детей. Первые модели, обучающие выполняют с
помощью шаблонов, а затем учатся работать по чертежам. Уделено
внимание тому, чтобы дети знали и правильно употребляли технические
термины. На занятиях у детей расширяется познавательный интерес к
технике, развиваются технические наклонности, формируются умения и
навыки работы с различными материалами и инструментами, воспитывается
трудолюбие, настойчивость, самостоятельность. В объединении создаются
технические модели, с которыми проходят игры и соревнования. Программа
является ступенью в освоении программ технической направленности. По
окончании обучения в объединении «Самоделкин» выпускники могут
продолжить обучение по программам технической направленности более
высокого уровня сложности.
Форма занятий: фронтально-индивидуальная, в то время, когда одни
учащиеся выполняют одно задание, другие, способные самостоятельно
планировать работу и пользоваться дидактическим материалом,
инструментом и приспособлениями, выполняют индивидуальные задания.
Методы и приемы образовательной деятельности: репродуктивный,
словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), графические работы
(работа со схемами, чертежами и их составление), метод проблемного
обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск
ответа), проектно-конструкторские методы (конструирование из бумаги,
создание моделей), игры (на развитие внимания, памяти, глазомера,
воображения,
игра-путешествие,
ролевые
игры
(конструкторы,
соревнования, викторины), наглядный (рисунки, плакаты, чертежи,
фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература),

3

создание творческих работ для выставки, разработка сценариев праздников,
игр.
На занятиях объединения создаются все необходимые условия для
творческого развития учащихся. Каждое занятие строится в зависимости от
темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом
возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Типы занятий: комплексное, занятия-беседы, самостоятельная работа.
Виды занятий: работа с литературой, чертежами, схемами;
практическая работа; выставка; конкурс; творческий проект; соревнования;
праздник; игра. При проведении занятия выполняются санитарно –
гигиенические нормы.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации
данной общеобразовательной программы: от 7 до 10 лет.
У детей в этом возрасте хорошо развито непроизвольное внимание,
поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и
доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя
внимание, ускоряет запоминание содержания. Использование современных
технических средств придают учебному процессу творческий, поисковый
характер, что способствует развитию творческих способностей,
обучающихся и повышению интереса. В первую очередь, это касается
вопросов организации и контроля психических процессов: восприятия,
внимания, памяти и др.
Сроки реализации программы
Три учебных года. Объем программы составляет 348 часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса
Зачисление в детское объединение происходит по заявлению родителей
(законных представителей) обучающихся. Набор обучающихся в
объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не
требуется.
Организация образовательного процесса предполагает создание для
обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой
внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому
способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.
Исходя из психофизических особенностей детей младшего и среднего
возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают
принципам развивающей педагогики.
1 учебный год – возраст 7-8 лет, 1 раза в неделю: 1 раз в неделю по 2
академических часа – что составляет 68 часов в год; 2 учебный год –
возраст 8-9 лет, 2 раза в неделю: 2 раза в неделю по 2 академических часа–
что составляет 140 часов в год; 3 год обучения – возраст 9-10 лет, 2 раза в
неделю: 2 раза в неделю по 2 академических часа– что составляет 140 часов
в год;
Продолжительность учебного часа для первого года обучения – 35
минут, для второго и третьего года обучения -40 мин., перерыв –10 мин.

4

Наполняемость групп 7 - 12 человек.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие творческих способностей и мышления
детей в процессе освоения азов разных видов технического творчества,
посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать графическую культуру на начальном уровне: умение
читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с
чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании
различных материалов.
2.Обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей
технических объектов.
3. Формировать интерес к технике, устройству технических объектов.
Развивающие
1. Развивать у детей элементы технического мышления,
изобретательности, образное и пространственное мышление;
2. Развивать мотивацию к творческому поиску;
3.Развивать интерес к технике.
Воспитательные
1. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное
поведение, самоорганизацию.
2. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности,
гордости за достижения отечественной науки и техники.

5

1.3 Содержание программы
Учебный (тематический) план первого года обучения
Цель первого года- формирование творческого и личностного развития
обучающихся, а также начальное развитие системы технических знаний и
понятий.
Формы
№
Количество часов
аттестации/ко
п/п Тема
Теория Практика Всего
нтроля

Введение
Материал — бумага
Как родилась бумага (экскурс в
историю). Сколько у бумаги
родственников(игровая программа с
бумагой).
2.2 Оригами ─ техника складывания
бумаги (изготовление поделок в
технике оригами)
2.3 Аппликация

1
2
2.1

2
6
1

8
1

2
14
2

Беседа

3

3

6

2

2

4

2
27

2
34

Педагогиче
ское
наблюдение
Практическ
ое задание
Выставка

3

4

4

6

2

2

5

6

3

4

2.4 Выставка детских работ.
3
Конструирование и
7
моделирование
3.1 Конструирование макетов и моделей 1
технических объектов и игрушек из
объёмных деталей.
3.2 Конструирование моделей и макетов 2
технических объектов из объёмных
форм с добавлением дополнительных
деталей,
необходимых
для
конкретного изделия. Космос и мы .
работ
к
выставке,
3.3 Подготовка
выставка.

3.4

3.5

Конструирование моделей и макетов 1
технических объектов из объёмных
деталей, изготовленных на основе
простейших развёрток.
Создание моделей военной техники из 1
бумаги, картона
и вторичного
материала

6

Устный
опрос

Беседа,
устный
опрос
Практическ
ое задание

Выставка.
Промежуто
чная
аттестация
Практическ
ое задание,
педагогичес
кое
наблюдение

3.6
3.7
3.8
3.9
4.
4.1
4.2

4.3
4.4
4.5
4.6
4.7

Подготовка работ к выставке,
оформление выставки. Выставка.
Панно в подарок маме
Создание бумажных городков
Подготовка работ к выставке,
оформление выставки. Выставка.
Создание моделей из конструкторов.
Создание моделей из конструктора
Лего по схеме
Создание моделей из техноконструктора.
Работа с наборами готовых деталей
Ознакомление с деталями набора;
Сборка макетов и моделей по образцу;
Сборка макетов и моделей по рисункусхеме;
Сборка макетов и моделей по
собственному замыслу.
Выставка. Подведение итогов.
Итого

2

2

Выставка

1
1

3
3
2

4
4
2

Практическ
ое задание
Выставка

3
1

15
1

18
2

1

5

6

1

1
2
2

2
2
2

2

2

2

2

50

68

18

Беседа,
устный
опрос
Беседа
Педагогиче
ское
наблюдение

Выставка,
итоговая
аттестация

Содержание учебного (тематического) плана
1.Введение (2 ч.)
Теория: История развития моделирования, инструменты и материалы,
правила техники безопасности, цели и задачи моделирования.
2.Материал – бумага(14 ч.)
2.1 Как родилась бумага.(2 ч.)
Теория: История о возникновении бумаги, свойства бумаги. Разница между
бумагой и картоном. Разнообразие бумаги и её виды.
Практика: игровая программа с бумагой, эксперименты с бумагой.
2.2 Оригами ─ техника складывания бумаги(6 ч.)
Теория: Понятие оригами, базовые формы оригами. Оригами с элементами
аппликации. Условные знаки.
Практика Изготовление классической модели «Лягушка», «Рыбка»,
«Кораблик» и.т.п.
2.3 Аппликация (4 ч.)
Теория: Рациональные способы работы с материалом. Способы скрепления
деталей.
Практика: Аппликация в технике «Мозайка»

7

2.4 Выставка детских работ (2 ч.)
Практика: Подготовка работ к выставке, оформление выставки,
промежуточная аттестация.
3. Конструирование и моделирование (34 ч.)
3.1 Конструирование макетов и моделей технических объектов и
игрушек из объёмных деталей. (4 ч.)
Теория: Название объемных фигур, способы крепления.
Практика: Работа с картонными коробками и спичечными палочками.
3.2. Конструирование моделей и макетов технических объектов из
объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых
для конкретного изделия. Космос и мы. (6 ч.)
Теория: Объемные модели и полуплоскостные композиции на основе
свойств бумаги и картона с использованием других материалов.
Практика: конструирование космических объектов из вторичного
материала.
3. 3 Выставка детских работ.(2 ч.)
Практика: Подготовка работ к выставке, оформление выставки.
3.4 Конструирование моделей и макетов технических объектов из
объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток. (6
ч.)
Теория: Что такое развертка, принцип сборки макетов на основе развёртки.
Практика: конструирование автомобиля
3.5 Создание моделей военной техники из бумаги, картона и
вторичного материала (4 ч.)
Теория: Принцип работы со вторичным материалом, подбор материалов.
Практика Конструирование военной техники.
3.6 Выставка детских работ. (2 ч.)
Практика: Подготовка работ к выставке, оформление выставки,
промежуточная аттестация.
3.7 Панно в подарок маме (4 ч.)
Теория: Что такое панно. Оформление панно. Симметрия, асимметрия
композиции.
Практика: Изготовление панно «Подарок маме»
3.8 Создание бумажных городков (4 ч.)
Теория: Повторение пройденного материала, опрос о свойствах бумаги,
видах бумаги. Проектирование города.

8

Практика: Создание бумажного города по замыслу обучающегося.
3.9 Выставка детских работ. (2 ч.)
Практика: Подготовка работ к выставке, оформление выставки,
промежуточная аттестация
4 – 4.7Создание моделей из конструкторов. (18 ч.)
Теория: Принцип работы с конструкторами. Виды конструкторов. Умение
чтения схем.
Практика: Создание моделей из конструкторов по схеме, по образцу, по
собственному замыслу.
Выставка детских работ. (2 ч.)
Практика: Подготовка работ к выставке, оформление выставки, итоговая
аттестация. Подведение итогов, награждение обучающихся.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- применяет правила техники безопасности с инструментами и
материалами;
-знает названия материалов, их виды, свойства и происхождение
-умеет пользоваться основными терминами и понятиями принятые в
изучаемых техниках;
- знает свойства и возможности бумаги, пластика и других материалов,
применяемых в техническом творчестве;
-знает основные виды работ с бумагой, пластиком, деревом и подручными
материалами;
-применяет технику изготовления простых изделий, опираясь на помощь
педагога.
Личностные результаты:
- сформирована мотивация к творчеству, познанию, труду;
- умеет выполнять практические задания с элементами творчества;
- сформировано уважительное и доброжелательное отношения к другому
человеку;
- сформирована коммуникативная компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умеет пользоваться основными приемами работы с бумагой, нитками,
пластиком: резание, связывание, складывание, сгибание, вырезание,
склеивание;
- умеет последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и
способов изготовления, готовое изделие);
- умеет работать нужными инструментами и приспособлениями;

9

-называет и различает материалы и их виды;
-умеет выбирать материалы для работы;
-изготавливает под руководством педагога модели на основе чертежей,
образцов;
-выполняет изделия в изученных техниках, в соответствии с программой;
-соблюдает порядок на своём рабочем месте.

10

Учебный (тематический) план второго года обучения
Цель второго года обучения: первичное знакомство с элементарными
понятиями моделирования, его терминами, развитие творческих
способностей, обучающихся к конструкторской деятельности.
№
п/п
1.
2
2.1
2.2

2.3
2.4
3
3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Количество часов
Тема
Введение
Материал — бумага
Как родилась бумага. Сколько у
бумаги родственников.
Оригами ─ техника складывания
бумаги (изготовление поделок в
технике оригами)
Поздравительная открытка к
календарным датам
Выставка детских работ.
Конструирование и
моделирование
Конструирование макетов и моделей
технических объектов и игрушек из
объёмных деталей.
Конструирование моделей и макетов
технических объектов из объёмных
форм
с
добавлением
дополнительных
деталей,
необходимых
для
конкретного
изделия. Космос и мы .
Подготовка работ к выставке,
выставка.

Форма
Всег аттестации/
Теория Практика
контроля
о
1
1
2 опрос
5
21
26
1
1
2 опрос

Конструирование моделей и макетов
технических объектов из объёмных
деталей, изготовленных на основе
простейших развёрток;
- изготовление упрощённой
модели автомобиля.
Создание моделей военной техники
из бумаги, картона и вторичного
материала
Панно в подарок маме

11

2

10

2

8

12 Педагогичес
кое
наблюдение,
10 опрос

9

2
55

2 выставка
64

2

6

2

8

Педагогичес
кое
наблюдение,
10 опрос
8

1

9

Выставка,
промежуточн
ая аттестация
10 Педагогичес
кое
наблюдение,
опрос

2

8

10

1

7

8

2

2

3.7
3.8
4.
4.1
4.2

4.3
4.4
4.5
5

Создание бумажных городков
Подготовка работ к выставке,
оформление выставки. Выставка.
Создание моделей из
конструкторов.
Создание моделей из конструктора
Лего по схеме
Создание моделей из
металлического конструктора.
Работа с наборами готовых деталей
Сборка макетов и моделей по
образцу;
Сборка макетов и моделей по
рисунку- схеме;
Сборка макетов и моделей по
собственному замыслу.
Выставка. Подведение итогов.

1

9
6

10
6 выставка

5

41

46

1

9

2

12

10 Педагогичес
кое
14 наблюдение,
опрос

1

3

4

10

10

7

8

2

2

Итого

20

1

120

Выставка,
итоговая
аттестация

140

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
1.Введение (2ч.)
Теория: История развития моделирования, инструменты и материалы,
правила техники безопасности, цели и задачи моделирования.
2.Материал – бумага (26 ч.)
2.1 Как родилась бумага (2 ч.)
Теория: История о возникновении бумаги, свойства бумаги. Разница между
бумагой и картоном. Разнообразие бумаги и её виды.
Практика: игровая программа с бумагой, эксперименты с бумагой.
2.2 Оригами ─ техника складывания бумаги (12ч.)
Теория: Понятие оригами, базовые формы оригами. Оригами с элементами
аппликации. Условные знаки.
Практика Изготовление классической модели «Лягушка», «Рыбка»,
«Кораблик», «Цветы» и.т.п.
2.3 Поздравительная открытка (10 ч.)
Теория: Рациональные способы работы с материалом. Способы
скрепления деталей.

12

Практика: Создание поздравительной открытки к любым праздникам.
2.4 Выставка детских работ. (2 ч.)
Практика: Подготовка работ к выставке, оформление выставки.
3. Конструирование и моделирование (64 ч.)
3.1 Конструирование макетов и моделей технических объектов и
игрушек из объёмных деталей (8 ч.)
Теория: Название объемных фигур, способы крепления.
Практика: Работа с картонными коробками и спичечными палочками.
Конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых
объёмных форм. Строим город.
3.2 Конструирование моделей и макетов технических объектов из
объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых
для конкретного изделия. Космос и мы (10 ч.)
Теория: Объемные модели и полуплоскостные композиции на основе
свойств бумаги и картона с использованием других материалов.
Практика: конструирование космических объектов из вторичного
материала.
3.3 Выставка детских работ (2 ч.)
Практика: Подготовка работ к выставке, оформление выставки.
3.4 Конструирование моделей и макетов технических объектов из
объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток (10
ч.)
Теория: Что такое развертка, принцип сборки макетов на основе развёртки.
Практика: конструирование автомобиля .
3.5 Создание моделей военной техники из бумаги, картона и
вторичного материала (10 ч.)
Теория: Принцип работы со вторичным материалом, подбор материалов.
Практика Конструирование военной техники.
3.6 Панно в подарок маме (8 ч.)
Теория: Что такое панно. Оформление панно. Симметрия, асимметрия
композиции.
Практика: Изготовление панно «Подарок маме»

13

3.7 Создание бумажных городков (10 ч.)
Теория: Повторение пройденного материала, опрос о свойствах бумаги,
видах бумаги. Проектирование города.
Практика: Создание бумажного города по замыслу обучающегося.
3.8 Выставка детских работ (6 ч.)
Практика: Подготовка работ к выставке, оформление выставки.
4 – 4.5Создание моделей из конструкторов (46 ч.)
Теория: Принцип работы с конструкторами. Знакомство с деталями
конструктора. Виды конструкторов. Умение чтения схем.
Практика: Создание моделей из конструкторов по схеме, по образцу, по
собственному замыслу.
5. Выставка детских работ (2 ч.)
Практика: Подготовка работ к выставке, оформление выставки, итоговая
аттестация. Подведение итогов, награждение обучающихся.
Планируемые результаты второго года обучения
Предметные результаты:
- знает правила техники безопасности с инструментами и материалами;
-знает названия материалов, их виды, свойства и происхождение
-умеет пользоваться основными терминами и понятиями принятые в
изучаемых техниках;
-знает свойства и возможности бумаги, пластика и других материалов,
применяемых в техническом творчестве;
-знает основные виды работ с бумагой, пластиком, деревом и подручными
материалами;
-умеет применять технику изготовления простых изделий, опираясь на
помощь педагога;
Личностные результаты:

сформирована мотивация детей к творчеству, познанию, труду;

умеет выполнять практические задания с элементами творчества;

сформировано уважительное и доброжелательное отношения к
другому человеку;

сформирована коммуникативная компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности.
Метапредметные результаты:

14

-умеет пользоваться основными приемами работы с бумагой, нитками,
пластиком, : резание, связывание, складывание, сгибание, вырезание,
склеивание;
-умеет последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и
способов изготовления, готовое изделие);
-умеет работать нужными инструментами и приспособлениями;
-называет и различает материалы и их виды;
-умеет выбирать материалы для работы;
-умеет изготавливать под руководством педагога модели на основе
чертежей, образцов;
-умеет выполнять изделия в изученных техниках, в соответствии с
программой;
-умеет дополнять изделия другими элементами;
-соблюдает порядок на своём рабочем месте.
Учебный (тематический) план третьего года обучения
Цель третьего года обучения: дальнейшее развитие творческих
способностей обучающихся к конструкторской деятельности через
формирование системы умственных, сенсорных и физических действий,
акцентируя внимание на развитии у ребенка интеллектуальной активности и
нестереотипного творческого мышления; формирование стремления к
самостоятельному творческому труду
№ п/п
Тема
1
2
2.1

2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Вводное занятие.
Материал — бумага
Конструирование игрушек на
основе базовых фигур(цилиндры
и конусы) и приемы работы
Игрушка на конусе « Львенок»,
«Лисичка»
Игрушка на конусе «Мышонок»,
«Птичка»
Игрушка на цилиндре: «Корова»,
«Хрюшка»
Выставка
Наземный транспорт.
Моделирование из картона с
использованием вторичных
материалов (автобус, машины

15

Количество часов
практ всег
Теория
ика
о
1
1
2
18
70
88
1
3
4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

2

2
8

2
10

Формы
аттестате /
контроля
опрос
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос

выставка
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос

2.7

2.8

2.9

легковые и грузовые)
Воздушный транспорт
2
Моделирование из картона с
использованием вторичных
материалов (самолеты, ракеты,
вертолеты)
Водный транспорт Моделирование 2
из картона с использованием
вторичных материалов ( корабли)
Выставка

2.10 Мастерская Деда Мороза.
Гирлянды из бумаги. Разнообразие
конструкций
2.11 Открытка к Новому году.
2.12 Маски (работа с картоном и
цветной бумагой, художественное
оформление изделия бусинами,
паетками, перьями….)
2.13 Панно с объёмными моделями из
бумаги и картона военной тематики
для пап и дедушек.
2.14 Открытки к праздничным датам
(художественное конструирование
моделей открыток)
2.15 Выставка
3
Конструирование и
моделирование из разных
материалов
3.1 Театральная кукла. История
создания театральной куклы.
Моделирование и создание
театральных кукол.
3.2 Зоопарк ( конструирование и
моделирование игрушки на
зоологическую тему)Коллективная
работа.
3.3 Сборка макетов и моделей из
разных материалов по
собственному образцу
3.4 Работа с конструкторами разных
видов по собственному замыслу
3.5 Выставка. Итоговое занятие

16

8

10

8

10

2

2

1

3

4

1
2

3
6

4
8

2

8

10

2

8

10

2
48

выставка

7

2
41

2

14

16

Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос

2

8

10

1

9

10

2

10

12

2

2

Выставка,
промежуточна
я аттестация
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос

Выставка,

итоговая
аттестация
ИТОГО:

26

114

140

Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения
1. Вводное занятие. (2 ч.)
Теория. Знакомство с программой, инструментами и материалами,
инструктаж по технике безопасности.
Индивидуальные системы хранения материалов и инструментов
обучающихся.
Практика: Игры с бумагой.
2. Материал — бумага (88ч.)
2.1-2.4 Конструирование игрушек на основе базовых фигур.
Теория: принцип конструирования их фигур «Цилинд» и «Конус»,
приёмы работы
Практика:Конструирование игрушек на основе базовых
фигур(цилиндры и конусы):
- . «Львёнок», «Лисичка» (4 ч.)
- «Мышонок», «Птичка» (4 ч.)
- Корова», «Хрюшка». (4ч.)
2.5 Выставка (2 ч.)
Практика. Подготовка работ к выставке, оформление выставки,
промежуточная аттестация.
2.6-2.8 Моделирование из картона разных видов транспорта с
использованием вторичных материалов. (30 ч.)
Теория: Виды транспорта, способы моделирования транспорта из
различных материалов.
Практика: Моделирование различных видов транспорта: самолёты,
ракеты, вертолёты, корабли.
2.9 Выставка (2 ч.)
Практика: Оформление выставок: К празднику открытия кружков, к дню
Матери. Оформление работ к выставке
2.10 Мастерская Деда Мороза (4 ч.)
Теория: Разнообразие конструкций.

17

Практика Создание гирлянд, и других украшений к Новому году
.Оформление зала.
2.11 Открытка к Новому году. (4 ч.)
Теория. Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание.
Практика.Вырезание снеговика.
2.12 Маски. (8ч.)
Теория: виды масок. Различные способы украшения масок.
Практика: работа с картоном и цветной бумагой, художественное
оформление изделия бусинами, пайетками, перьями…
2.13 Панно с объёмными моделями из бумаги и картона. (10 ч.)
Теория: Объёмное моделирование, принцип работы, виды.
Практика: Создание панно военной тематики для пап и дедушек.
2.14 Открытки к праздничным датам (10 ч.)
Теория: художественное конструирование моделей открыток
Практика: Оформление открыток к праздничным датам.
2.15 Выставка. (2 ч.)
Практика: Подготовка работ к выставке, оформление выставке.
3-3.2 Конструирование и моделирование из разных материалов (48 ч.)
Теория: История создание куклы, основные элементы конструирования
куклы, принцип конструирования животных, коллективный проект
«Зоопарк».
Практика: Моделирование и конструирование: куклы, домика для
животных.
3.3 Сборка макетов и моделей из разных материалов по собственному
образцу (10ч)
Теория: Продолжение знакомства с объемными фигурами
Практика: Конструирование моделей и макетов из готовых объемных
форм.
3.4 Работа с конструкторами разных видов по собственному
замыслу(12ч)
Теория: Знакомство с деталями и правилами работы конструктора.
Практика: Работа с деталями конструкторов.
3.5 Выставка. Подведение итогов. (2 ч.)

18

Практика: оформление работ к выставке, оформление выставки.
Подведение итогов, награждение. Итоговая аттестация.

Планируемые результаты третьего года обучения.
Личностные результаты:
 Сформировано ответственное отношение к обучению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
 Сформировано осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
 готов и способен вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
 сформировано творческое мышление, стремление сделать, смастерить
что-либо нужное своими руками,
 развито терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
 знает основы культуры труда.
 умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи
 развиты мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умеет самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные,
 осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами,
 осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения
результата,
 определяет способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
Предметные результаты:
 сформировано умение использовать различные технические приемы
при работе с бумагой;
 отрабатывает практические навыки работы с инструментами;
 сформированы знания и умения работы с разными материалами и
инструментами при изготовлении как простейших технических
изделий, так и в конструировании объемных макетов транспортных
средств, мебели или зданий.

19

2.Организационно - педагогические условия реализации
программы
2.1 Примерный календарный учебный график.
Продолжительность
учебного
года
составляет
39
недель.
Продолжительность учебных занятий 35 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в
объеме 5 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
2.2 Условия реализации программы
Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во
многом зависят от правильной организации рабочего пространства в
кабинете.
Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими
детскими работами. Комната для занятий хорошо освещена (естественным и
электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью: столами,
стульями, шкафами.
Для работы имеется достаточное количество наглядного и учебного
материала (натюрмортный фонд, драпировки, изделия народных
промыслов, схемы и зарисовки).
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо следующее
материально- техническое обеспечение:
Материалы, инструменты и оборудования
Наборы конструктора
Линейка
Цветная бумага/картон
Альбом/ набор бумаги А-3
Кисти
Ножницы

20

Количество
6
6
6/6
6/6
6
6

Клей – карандаш/ПВА
Простой карандаш
Ластик
Шнуры
Шило

6/6
6
6
6/6
6

Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования с
высшим или средне- специальным педагогическим образованием,
соответствующий требованиям профессионального стандарта педагога
дополнительного образования.

2.3 Формы подведения итогов реализации программы
Текущий контроль - проводится по окончанию изучения темы в виде
устного опроса, практической работы, через просмотры работ, при этом
оцениваются усвоение и качество выполнения изучаемых на занятиях
приемов и операций, выявление ошибок и успехов в работе.
Промежуточная аттестация – проводится по окончании второй
четверти по пройденным темам, осуществляется при помощи
практических заданий и устного опроса по теории. При оценке
результатов также учитывается участие обучающихся в выставках и
конкурсах, качество выполненных работ, уровень творческой
деятельности, найденные продуктивные технические и технологические
решения, степень самостоятельности.
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется: через механизм
тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала); викторины; наблюдения педагога; через отчётные
просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей
осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради
педагога.
В качестве форм подведения итогов по программе используются:
презентации моделей, защита проектов, конкурсы технического
творчества, участие в выставках различного уровня.
2.4 Оценочные материалы

21

Система отслеживания результатов образовательной деятельности
включает в себя оценивание по двум направлениям: теоретическая
грамотность и практическая работа.
Оценка производится по трём уровням:
Теория:
Низкий уровень (н) правильные ответы до 50% Средний уровень (с)
правильные ответы 50-70 % Высокий уровень (в) правильные ответы 70100% Практическая работа:
Низкий уровень – задание выполнено неаккуратно, допущено много
ошибок
Средний уровень – задание выполнено аккуратно, допущены
незначительные ошибки
Высокий уровень – задание выполнено качественно, без ошибок.
Промежуточный контроль практической работы по окончанию
изучения программы проводится в виде выставочной работы учащихся.
Работы оцениваются по таким критериям как: качество выполнения
изучаемых на занятиях приемов, операций и работы в целом; уровень
творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические
решения.
2.5. Методическое оснащение программы.
В программе реализуется поэтапное обучение, воспитание и
развитие детей, проявляющих интерес к конкретному направлению
творческой деятельности.
На протяжении курса педагог организует педагогический процесс с
помощью системы средств и методов для развития технических
конструкторских
способностей обучающихся.
Педагог ориентирует
образовательный процесс на освоение
социального опыта трудовой
деятельности, чтобы ребёнок мог ощутить себя умелым, самостоятельным
человеком и создавать условия для раскрытия индивидуального творческого
потенциала, максимально соответствующего склонностям и интересам
ребёнка. Реализация программы предполагает конструирование педагогом
разнообразных образовательных ситуаций, позволяющих воспитывать
гуманного, трудолюбивого, аккуратного, мыслящего, деятельного,
активного человека. Нужно поставить ребёнка в позицию активного
субъекта детской деятельности.
Для этого нужна насыщенная
разнообразная деятельность, содержательное общение. Эффективными
приёмами развития познавательной активности являются: использование
игровых ситуаций, дидактические игры, занятия по интересам, основанные
на свободном детском выборе. Для того чтобы ребёнок развивался как
носитель творческого начала, проявлял себя как подлинный субъект

22

деятельности, педагог предоставляет ему свободу выбора приобретения
индивидуального стиля деятельности.
Предлагаемая программа построена на принципах:

Принцип от простого к сложному;

Принцип доступности;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности;

Принцип связи теории с практикой.

Принцип научности.
В работе необходимо использовать все виды деятельности: игру, труд,
познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдать следующие
правила:
 Виды деятельности должны быть разнообразными, социальнозначимыми, направлены на реализацию личных интересов членов
группы.
 Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных
личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её
организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса
отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих
официальных ролей лидеров, чьё влияние благотворно.
 Необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности:
разделение
труда,
кооперацию
детей,
взаимозависимость,
сотрудничество детей и взрослых.
Способы освоения содержания программы:
o занимательный способ (формирование интереса к деятельности);
o репродуктивный способ (овладение знаниями, умениями, навыками);
o креативный способ (поисково-исследовательский).
Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
• репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
• проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.
Формы организации образовательного процесса:
-фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
-коллективный – организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный
–
чередование
индивидуальной
и
фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы по группам (2-4человека);
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

23

Формы организации учебного занятия.
Виды занятий:
1.Беседа
2.Занятие-исследование
3.Практикум
4.Конкурс
5.Выставка
6.Открытое занятие
7.Коллективное занятие
8. Экскурсия
Педагогические технологии
В своей педагогической деятельности использую элементы современных
педагогических технологий. Для успешного развития одаренности
обучающихся применяю универсальные технологии:
-создание ситуации успеха;
-творческая;
-технология проблемного обучения;
-технология частично-исследовательской деятельности;
-технология сотрудничества (групповая работа);
-здоровье-сберегающие технологии;
-компьютерные средства обучения;
-игровая.

24

Аннотация
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Самоделкин»
технической направленности. Адресат дети 7-10 лет. Срок обучения – 3 года.
Цель программы: Развитие творческих способностей и мышления детей в
процессе освоения азов разных видов технического творчества, посредством
изготовления макетов и моделей несложных объектов.
Задачи программы:
Обучающие:

обучать технологиям бумажной пластики: аппликации, бумажному
конструированию.

формировать практические умения в процессе обучения и воспитания
правил трудовой и экологической культуры;

синхронизация программ образовательного и дополнительного
обучения.
Развивающие:

развивать эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к
творчеству и искусству как созданию красоты и пользы;

развивать образное и пространственное мышление, фантазию,
творческую активность, а также моторику рук, последовательность в
выполнении действий;

стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию
как содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:

воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

прививать навыки работы в группе, в парах;
нравственное воспитание.
Основной формой реализации программы является учебное занятие с
преобладанием
практической
деятельности.
Используются
также
нетрадиционные формы организации занятий: конкурс, соревнования,
демонстрации, презентации. По итогам реализации дополнительной
общеобразовательной
программы,
обучающиеся
будут
владеть
определённым объёмом теоретических знаний, иметь практическую
подготовку по созданию моделей технического творчества.
Сведения о разработчике:
1. Скоморохова Татьяна Геннадьевна
2. Центр творческого развития «Академия детства»
3.Педагог дополнительного образования, первой квалификационной
категории
4. Стаж работы 23 года.

25

Список литературы
Программа дополнительного образования «Самоделкин» технической
направленности
составлена
на
основании
нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании
в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №
16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту
"Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения
РФ от 03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении
методических
рекомендаций
по
реализации
образовательных программ начального общего, основного общего,

26

среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4
3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
17. Приказ Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 года N
882/391«Об
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ».
18. Проект «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 от 06.10.2014 №
453- УГ (с изм. От 31.05.2016 №307 –УГ)
19. Устав учреждения.
Используемая дитература
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога
дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений
сред. проф. Образования / В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2004.
2. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС , 2003.
3. Методист. Научно - методический журнал . № № 1,2,3,4,5 2008.
4. Бюллетень программно – методических материалов для учреждений
дополнительного образования детей (региональный опыт) . № № 1,2,З
2008.
5. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для
третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.
6. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие
для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.

27

7. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для
второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.
8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го
класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная
литература», 2005. – 80 с.
Интернет ресурсы
http://zhurnalko.net/journal-204
https://maks-spiker.livejournal.com/30960.html
https://usamodelkina.ru/10138-malenkiy-planer-iz-potolochnoyplitki.htmlhttp://www.parkflyer.ru/ru/blogs/view_entry/7874

28

Приложение
"Определение результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе
Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические знания Соответствие теоретических
(по основным разделам знаний
ребенка
программы)
программным требованиям

Степень выраженности оцениваемого качества

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем
1/2
объема
знаний,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем усвоенных знаний
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень
(ребенок
освоил
практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период)
1.2. Владение специальной Осмысленность
и Минимальный уровень (ребенок, как правило,
терминологией
правильность
избегает употреблять специальные термины);
использования специальной Средний уровень (ребенок сочетает специальную
терминологией
терминологию с бытовой)
Максимальный уровень (специальные термины
употребляет осознанно в полном соответствии с
их содержанием)
Вывод:
Уровень
теоретической Низкий
подготовки
Средний
Высокий
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические умения Соответствие практических Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем
и
навыки, умений
и
навыков 1/2, предусмотренных умений и навыков);
предусмотренные
программным требованиям Средний уровень (объем усвоенных умений и
29

Баллы

1

3

5
1
3

5
До 2
3-6
7-10
2

программой (по основным
разделам
учебнотематического
плана
программы)

2.2.
специальным
оборудованием
оснащением

Владение Отсутствие затруднений в
использовании
и специального оборудования
и оснащения

навыков составляет более 1/2)
Максимальный
уровень(ребенок
овладел
практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный
период)
Минимальный уровень (ребенок испытывает
серьезные
затруднения
пр
работе
с
оборудованием);
Средний уровень (работает с оборудованием с
помощью педагога)
Максимальный
уровень
(работает
с
оборудованием самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении Начальный (элементарный уровень развития
практических заданий
креативности (ребенок в состоянии выполнить
лишь простейшие задания педагога);
Репродуктивный уровень (выполняет в основном
задания на основе образца)
Творческий уровень (выполняет практические
задания с элементами творчества)
Вывод:
Уровень
практической Низкий
подготовки
Средний
Высокий
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
в Минимальный уровень (ребенок испытывает
3.1.
Учебно- Самостоятельность
подборе
и
анализе серьезные затруднения при работе с литературой,
интеллектуальные
30

3

7
2

3

7
2

3

7
До 6
7-14
15-21
3

литературы
умения:
3.1.1. Умение подбирать и
анализировать
специальную литературу

нуждается в постоянной помощи и контроле
педагога);
Средний уровень (работает с литературой с
помощью педагога или родителя)
Максимальный уровень (работает с литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
в Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.

3.1.2. Умение пользоваться Самостоятельность
компьютерными
пользовании
источниками информации компьютерными
источниками информации
3.2.
УчебноАдекватность
восприятия
коммуникативные
информации, идущей от
умения:
3.2.1. Умение слушать и педагога
слышать педагога
3.2.2. Умение выступать Свобода владения и подачи
перед аудиторией
ребенком подготовленной
информации
3.2.3.
Умение
вести Самостоятельность
в
полемику, участвовать в построении дискуссионного
дискуссии
выступления,
логика
в
построении доказательств
3.3.
Учебно- Способность
готовить
организационные умения самостоятельно
свое рабочее место к
и навыки:
3.3.1. Умение организовать деятельности и убирать за
свое рабочее место
собой
3.3.2. Навыки соблюдения Соответствие
реальных
в процессе деятельности навыков соблюдения правил

6

8
3
7
10

Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.

2
6
8

Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.

3
6
9
3
7
10

Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.

Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.

3
6
8

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем
1/2
объема
навыков
соблюдения
ПБ,

3

31

правил безопасности

безопасности программным предусмотренных программой);
требованиям
Средний уровень (объем усвоенных навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень
(ребенок
овладел
практически
весь
объем
навыков,
предусмотренных программой за конкретный
период)
3.3.3. Умение аккуратно Аккуратность
и Удовлетворительно
выполнять работу
ответственность в работе
Хорошо
Отлично
Вывод:
Уровень
общеучебных Низкий
умений и навыков
Средний
Высокий
Заключение
Результат
обучения Низкий
ребенка
по Средний
дополнительной
Высокий
образовательной
программе

32

6

8

3
6
8
До 24
25-50
51-69
До 46
47-89
90-100


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».