ОП (адаптированная) Я открываю мир 22-23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом МКУ
ДО «Дворец творчества»
Протокол № от 31.08.2022г.

Утверждено
Приказом И.О. Директора
МКУ ДО «Дворец творчества»
О.О. Смолиной
№ 217 от 31.08.2022г.

Дополнительная общеразвивающая
(адаптированная) программа
социально-гуманитарной направленности

«Я открываю мир»
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок реализации: 4 года

Программу составил и реализует:
педагог ДО Охоткина Н.В.

Талица
2022

СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка…………………………………………………..............3
Актуальность программы……………………………………………..…………9
Адресат программы…………………………………………………...…...........10
Учебный план (тематический)1 года обучения (групповые занятия).............25
Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения (групповые
занятия)…………………………………………………………………………. 32
5. Планируемый результат 1 года обучения……………………………………..45
6. Учебный план(тематический) 2 года обучения……………..………………...47
7. Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения……………....54
8. Планируемые результаты освоения программы 2 года обучения…………...67
9. Учебный план 3 года(тематический) обучения……………………….……....69
10.Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения……………....74
11.Планируемые результаты освоения программы 3 года обучения…………...88
12.Учебный план 4 года(тематический) обучения……………………………….89
13.Содержание учебного (тематического) плана 4 год обучения……………....90
14.Планируемые результаты освоения программы 4 года обучения…………..114
15.Календарный учебный график на 2022-2023гг………….................................116
16.Условия реализации программы…………..…………..……………………....117
17.Оценочные материалы образовательной программы (форма
аттестации).....118
18.Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программ…………………………………………………………………………12
5
1.
2.
3.
4.

19.Материально-техническое обеспечение
программы…………………….........126
20.Кадровое
обеспечение………………………………………………………......127
21.Аннотация
…….…………………………………..………………….……….....128
22.Сведения о разработчике
……………………………...………………………..133
23.Список литературы
……………………………………….………………….....134
Приложение 1……………………………………………………………………

Пояснительная записка.
Направленность

дополнительной

общеразвивающей

адаптированной

программы «Я открываю мир» - социально-гуманитарная.
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и
общества. Одна из главных задач деятельности организаций дополнительного
образования - социализация детей в условиях современной жизни и их
творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и
поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном
сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности,
обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое
развитие ребенка, имеющего нарушения, попытаться максимально раскрыть
его потенциал для обучения, помочь ему само реализоваться и утвердиться в
общественной жизни.
Роль

дополнительного

образования

ребёнка

с

ограниченными

возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности,
которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает
целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все
потенциальные возможности конкретного ребёнка – психические, физические,
интеллектуальные.
самостоятельной

Таким

образом,

жизнедеятельности

у

него
в

появляется

будущем.

возможность

Дополнительное

образование для детей с ОВЗ является равноправным компонентом

образовательного пространства в Центре творческого развития «Академия
детства»,

которое

создает

условия

для

творческой

самореализации

обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей
возникновение

личностного

жизнедеятельности;

интереса

позитивного

к

различным

отношения

к

аспектам

окружающей

действительности; социального становления обучающихся в процессе
общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного
взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Программа

разработана

в

соответствии

с

нормативными

и

методическими документами:
− Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012. №273-ФЗ;
-

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
−

Порядком

деятельности

по

организации

дополнительным

и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

(утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г. №196);
−

Методическими

дополнительных

рекомендациями

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

программ

(включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015. №
09-3242;
− Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных

общеобразовательных

социально–психологической

программ,

реабилитации,

способствующих
профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей–инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»
(Письмо Минобрнауки от 29.03.2016 №ВК- 641/09);

− Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
−

Положением

общеразвивающих

о

программах

дополнительных
ГАНОУ

СО

общеобразовательных
«Дворец

молодежи»,

утвержденным приказом от 14.05.2020 №269-д.
Группа детей с ОВЗ в детском творческом объединении «Я открываю
мир» чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями
развития:

речи

(ТНР),

интеллекта,

с

выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой сферы, включая с расстройствами аутистического
спектра (РАС), с задержкой психического развития (ЗПР), с комплексными
нарушениями развития. В этих условиях организация дополнительного
образования должна быть адаптивна к потребностям и возможностям особой
части своего контингента – детям с ОВЗ. Поэтому ребенок не ограничен во
времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим
уровнем развития и природ образующими способностями. Работа с
обучающимися строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне
развития он находится. Социально-позитивная деятельность обучающихся с
ОВЗ в ЦТР «Академия детства», в первую очередь, ориентирована на создание
ситуации успеха обучающегося.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных
института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей
ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между
собой. Роль педагога ДТО «Я открываю мир» в судьбе ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего работа с
родителями. Проведение совместных занятий обучающийся, педагог,
родитель и их включенность в образовательный процесс является залогом
эффективности

реализации

дополнительной

общеразвивающей

(адаптированной) программы дополнительного образования и процесса
социализации.
Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. В
центре они учатся не только содержательному взаимодействию со своим
ребёнком, но и осваивают новые формы и методы общения с ним. Кроме того,
на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка
и свои требование к нему. Поэтому программой предусмотрено привлечение
родителей к событиям в жизни детей. Участие в мероприятиях ЦТР «Академия
девства» (экскурсии, походы, праздники, конкурсы, занятия) родителей
вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает
эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к
положительному результату.
Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок
творческих

работ

позволяют

продемонстрировать

успехи

детей

в

дополнительном образовании. В результате такой работы родители видят, что
вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в
развитии ребенка ведет к успеху. Такое сотрудничество с педагогом ДТО «Я
открываю мир» помогает родителям применять полученные знания и умения
в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во
всех его проявлениях. Работа с родителями строится через индивидуальные
беседы, консультации, совместную деятельность.
Целью дополнительного образования детей с ОВЗ является: создание
условий для реализации способностей и достижение успехов обучающихся с
ОВЗ в учебном процессе в системе дополнительного образования.
Задачи дополнительного образования в плане работы с детьми с ОВЗ:
-

формирование мотивацию, потребностей социальной адаптации,

овладение социальными ценностями;

- накопление социальных понятий, представлений; становление
социальных

чувств,

эмоциональных

переживаний,

сопровождающих

социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ;
- обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом;
- обеспечение родителям (законным представителям) возможности
получения необходимой консультативной помощи;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических
работников в работе с детьми-инвалидами;
- внедрение сетевого взаимодействия со специалистами психологопедагогических служб.
Программа
интеллектуальных,

«Я

открываю

физических

мир»

скорректирована

возможностей

ребёнка,

с

учетом

разработаны

дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно
важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Детям
необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я
могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и
самообразовании.
Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать
материал в соответствии со своим уровнем развития и природобразующими
способностями. Работа с обучающимися, строится не с учетом возраста, а с
учетом того, на каком уровне развития он находится.
Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы,
поэтому

недопустима

жестокая

регламентация

деятельности

детей,

эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок
нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть
максимально германизировано.
Программа отражает социальный заказ образовательной организации на
обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с тем,
чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной
активной

общественной

жизни.

Детям

создаются

все

условия,

и

обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1).
Условия организации данного вида деятельности представляют собой:
- дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных
нагрузок);
-

психолого-педагогические

направленность

условия

образовательного

(коррекционно-развивающая

процесса;

учёт

индивидуальных

особенностей ребёнка);
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных,

компьютерных

для

оптимизации

образовательного

процесса, повышения его эффективности, доступности;
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики развития ребёнка;
-

комплексное

воздействие

на

детей,

осуществляемое

на

индивидуальных и групповых занятиях;
- здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение
санитарно-гигиенических правил и норм).
В

данной

программе

все

занятия

имеют

гибкую

структуру,

разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени
выраженности дефекта. Занятия с детьми по программе проходят в микро
группах с учетом индивидуальных возможностей, интересов и форм
нарушений каждого ребенка. Для каждой группы используется система
заданий различного уровня сложности. При планировании занятий 1 года

обучения предусмотрено частое переключение видов деятельности, что
повышает работоспособность, нормализует темп работы. Следовательно,
можно говорить о вариативных образовательных маршрутах. Занятия строятся
на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-терапия,
изо-терапии), системности и преемственности.

Актуальность программы
Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в
развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений

деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства
труда и социального развития, Министерства здравоохранения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой
социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья
и развития оказывают существенное влияние на формирование детской
инвалидности.

В

современной

ситуации

потребность

детей

с

ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу,
стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием
понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не
подчеркивает

самостоятельность,

общественную

ценность

растущего

человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка на
серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому
внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития
детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять
активную социальную позицию.
Актуальность программы «Я открываю мир» заключается в разработке
и реализации программы группового образования детей с ограниченными
возможностями здоровья в целях включения этих детей в общественную
жизнь, организации их общения друг с другом и со сверстниками, развития и
реализации ими своих творческих способностей.
Главными ценностями программы являются:
- Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в
зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
- Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание
условий для его самореализации.
- Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями
здоровья.
- Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в
ходе реализации программы «Я открываю мир»
Адресат программы:

Данная программа разработана для групповой работы с детьми с ОВЗ 1
года обучения, 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения. Возраст
обучающихся 9-15 лет.
Объем реализации программы:
Объем программы (групповые занятия) для обучающихся 1 года
обучения: общее количество учебных часов – 140 часов (2 часа 2 раза в
неделю).
Объем программы (групповые занятия) для обучающихся 2 года
обучения: общее количество учебных часов – 140 часов (2 часа 2 раза в
неделю).
Объем программы (групповые занятия) для обучающихся 3 года
обучения: общее количество учебных часов – 140 часов (2 часа 2 раза в
неделю).
Объем программы (групповые занятия) для обучающихся 4 года
обучения: общее количество учебных часов – 140 часов (2 часа 2 раза в
неделю).
Форма организации занятий: групповые.
Состав группы постоянный.
Уровень: стартовый - 1,2 года обучения, базовый – 3,4 год обучения.
Формы и методы проведения занятий:
Наблюдение

(чувственное познание природных

объектов через

различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.).
Элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со
средой обитания). Занятие теоретическое и практическое (важное средство
образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию
элементов учебной деятельности).
Методы обучения:
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;

- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические – тренинг, практическая работа, игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Продолжительность реализации программы - 4 года обучения.
Цель программы: социализация и адаптация обучающихся в жизни,
создание условий для развития творческих способностей обучающихся,
создание

коррекционно-развивающих

максимальному

развитию

личности

удовлетворению

образовательных

условий,
и

способствующих

творческих

потребностей

каждого

способностей,
ребёнка

с

ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его
физического и психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Образовательные:
- формировать у обучающихся представления об отношение к человеку,
установление контактов, способствующих достижению взаимопонимания,
созданию теплых и устойчивых взаимоотношений;
- формировать умение учитывать интересы других;
- учить применять на практике различные методы и приемы в выполнении
творческих работ.
Воспитательные:
-

формировать

у

обучающихся

навыки

эффективного

социального

взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через
вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного
образования.
- формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление
помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие,
готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность
Развивающие:

- осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей,
посредством

проведения

мероприятий

психолого-педагогической

реабилитации;
- развивать интерес к занятиям;
- развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу,
познавательные интересы, фантазию.
Режим занятий
Все занятия проводятся в течение дня. Продолжительность групповых
занятий –30-40 минут (140 часов в год), между занятиями проводится перерыв
10 минут в процесс занятия, вводятся физкультминутки. Расписание
составляется с учетом возрастных особенностей детей, состояния здоровья и
санитарными нормативами. Набор детей - свободный, осуществляется по
желанию ребёнка и родителей (или его законных представителей).
Форма организации занятий: групповые.
Краткое содержание программы 1 года обучения
Цель 1 года обучения: создание коррекционно-развивающих условий,
способствующих

максимальному

развитию

личности

и

творческих

способностей.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть творческие способности каждого обучающегося.
- научить употреблять в диалогах формулы речевого этикета;
- освоить приемы вырезания стеком по шаблону и продавливанию теста
шаблоном-выемкой;
- научить соединять детали, фиксировать на бумаге, оформить
композицию;
- научить приёмам рисования песком под музыку;
- познакомить с оригами, складыванием простой базовой формы,
соединение деталей на листе.
Воспитательные:

- воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания;
- воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу
последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль над выполнением
операций), находчивость, аккуратность, бережливость;
- воспитывать оценочное отношение к действительности.
Развивающие:
- развивать умение ориентироваться в задании;
- развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью
отдельных видов технических операций при изготовлении различных
поделок;
- развивать моторные навыки.
Содержание программы «Я открываю мир» 1 года обучения знакомит
детей со следующими направлениями: «Школа этикета», «Тесто пластика»
(лепка из соленого теста); «Зоотерапия», «Бумажная фантазия» (оригами);
«Путешествие в волшебный мир мандалы»; «Песочная фантазия». Большое
внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей
формируется творческая и познавательная активность.
Направление - «Школа этикета», это школа воспитания норм культуры
поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания,
что позволяет обеспечить детям с ОВЗ социальную адаптацию в обществе.
Основными компонентами культуры поведения являются: личная гигиена,
аккуратность, опрятность, вежливость, культура речи; правила поведения в
школе и дома; правила поведения в общественных местах; внимательность,
точность и обязательность.
Направление

тесто

пластика.

Лепка

-

самый

осязаемый

вид

художественного творчества. То, что ребенок сделал, что он вылепил,
прекрасно закрепляется в его сознании: вылепить - это, прежде всего,
многократно вызвать в своем сознании образ той вещи, которую лепишь, и
этот образ повторить в материале. В разделе «Азбука соленого теста» дети

знакомятся с рецептами соленого теста, этапами приготовления теста для
работы. Приемами и техникой выполнения поделок. А так же с правилами
поведения на занятиях, техника безопасности при работе с инструментами и
материалами.

Знакомятся

с

инструментами

и

приспособлениями

необходимыми при лепке изделий из соленого теста, со способами
окрашивания изделий, видами красок для работы. В разделе «Фантазии на
кухне».

Дети

изготавливают

фигурки

овощей,

листочки

способом

прокатывания скалкой, произвольно вырезают стеком, катают шарики, овалы.
Так же выполняют совместную работу по образцу с элементами
самостоятельной работы, окрашивают изделия. Оформляют выставку готовых
изделий. «Фантазии на кухне».
Направление – зоотерапия способствует развитию эмоциональной
сферы детей. А также при общении с животными у ребят активизируется
познавательная

и

сенсорная

сфера;

активизируется

восприятие;

стимулируются положительные эмоциональные реакции в общении с
животными; преодолеваются детские страхи.
имеющими

эмоционально-личностные

На занятиях с детьми,

нарушения

—

тревожными,

агрессивными, гиперактивными, — на первый план выходит задача создания
позитивной

эмоциональной

установки

на

общение

с

животными,

благоприятной среды для расслабления и самовыражения за счет контакта с
ручными зверями и птицами. Обучающиеся с задержкой психического
развития, с нарушениями познавательной сферы в результате педагогической
запущенности, прежде всего, нуждаются в расширении кругозора, в
получении знаний об окружающем мире, о законах природы. Дети с
перечисленными особенностями в развитии нуждаются в том, чтобы им
рассказывали о животных, которые находятся в зооуголке ЦТР «Академия
детства» позволяли и помогали вступить с ними в контакт. Накопление таких
знаний в ходе зоотерапии является особенно эффективным, так как проходит
на богатом эмоциональном фоне.

Направление - бумажная фантазия (оригами): знакомство обучающихся
с историей оригами; изучение условных знаков оригами; виды бумаги и ее
свойства: пластичность, упругость, прочность; изучение схем оригами,
знакомство со складыванием простой базовой формы «треугольник» из
квадрата; соединение деталей на листе. Изготовление фигурок по методу
«бумажный комочек». Итоговое занятие, праздничная программа: «Цветочная
фантазия».
Направление - «Путешествие в волшебный мир мандалы». Одним из
методов

арт-терапии

является

работа

с

мандалами

циркулярными

изображениями, которые могут являться продуктом спонтанной творческой
деятельности, либо создаваться по заданным шаблонам и инструкциям.
Изображение в круге, обладающее глубоким символическим значением, это
один из древнейших способов взаимодействия человека с его внутренним
миром. Во время рисования устанавливается контакт с внутренним “Я”, с
интуицией и чувствами – будь то позитивные или негативные чувства, –
которые могут нахлынуть на ребенка во время творческого процесса. Мандалы
– это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или
песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое.
Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит
нужную энергию во внутренний мир обучающегося для восстановления
равновесия и спокойствия, чтобы он чувствовал себя таким же “круглым”,
гармоничным и цельным.
Направление - Песочная фантазия. Одним из популярных видов
рисования, доступным и интересным детям является рисование песком.
Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка -

это

и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой
моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметноигровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой
деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов
(внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки

позитивного

настроения

и

преодоления

негативных

эмоциональных

состояний. Для обучающегося рисование песком – это погружение в сказку,
мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен.
Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы
чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную
атмосферу.
Специфика построения занятий у детей с ОВЗ определяется их
особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на
инструкцию взрослого. Поэтому, в коррекционных целях в дополнительной
общеразвивающей программе «Я открываю мир» используется выполнение
работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение
видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы.
Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционновоспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её
темп.
Мы знаем, что у таких детей часто наблюдаются нарушения в развитии
психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в
эмоционально-волевой сфере. Поэтому структура и содержание обучения
меняются в зависимости от физического, психического состояния и
возрастных особенностей детей.

Краткое содержание программы 2 года обучения
Цель 2 года обучения: создание условий для формирования у
обучающихся навыков эффективного социального взаимодействия через
вовлечение их в активную творческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания у обучающихся представления о речевом этикете,
культуре внешнего вида;

- учить применять на практике правила опрятности и аккуратности,
соблюдать личную гигиену;
- тренировать эмоциональную сферу;
Воспитательные:
-

воспитывать

доброжелательное

отношение

к

окружающим:

дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность;
- воспитать культуру поведения;
- воспитывать оценочное отношение к действительности.
Развивающие:
- развивать коммуникативные качества;
- развивать усидчивость, трудолюбие;
- развивать творческое мышление, воображение, креативность.
Направление - «Школа этикета», одним из направлений в нравственном
развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Основным
принципом формирования культуры поведения возраста является воспитание
в коллективе и через коллектив. На занятиях ДТО «Я открываю мир»
обучающиеся в игровой форме усваивают речевой этикет, этикет и культуру
внешнего вида, вырабатывают стремление заботиться о своем внешнем виде,
соблюдать правила опрятности и аккуратности, соблюдать личную гигиену. А
так же усваивают: правила гостя, правила хозяина, правила во время игр,
соблюдение этикета за столом и в кругу семьи.
Направление

-

тестопластика.

Обучающиеся

дополнительной

общеразвивающей программы осваивают приемы вырезания стеком по
шаблону и продавливанию теста шаблоном-выемкой. Изготавливают плоские
композиции, работают с шаблонами. Изготавливают фигурки фруктов и ягод,
листочки, объемного цветка розы. Составляют композиции с цветами.
Подбирают оттенки красок. Оформляют выставки готовых изделий.
Направление – зоотерапия. Обучающиеся изучают правила
поведения с животными живого уголка, правила кормления животных. В этом
разделе есть такие темы, как процесс одомашнивания диких птиц, дикие и

домашние птицы. Рассказ (с презентацией)

о домашних, певчих и

декоративных птицах, их повадках, питании, содержании в домашних
условиях. Кормление животных (живого уголка). Правила ухода и кормления.
Знакомство с приспособлением животных к временам года. Прослушивание
голосов птиц и животных.
Направление – «Бумажная фантазия». В этом направление дети
изготавливают цветы из цветной бумаги в технике объемная аппликация с
простыми конструктивными деталями, аппликацию из салфеток, объемную
аппликацию из самоклеящейся, бархатной и гофрированной бумаги.
Изготавливают объемные цветы и открытки для мамы. Вырезают плоские
кувшины по шаблону. Составляют букеты из конфет. Изучают основы
изготовления подарков из конфет, основы создания композиции.
Направление – «Путешествие в волшебный мир мандалы»
Создание изображения в круге по заданному шаблону и инструкции
или спонтанно «Эти волшебные круги». При работе с мандалами исчезает
напряжение, ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего
мира. Такая

работа способствует развитию творческого

мышления,

воображения, креативности. На занятии создаются условия для самопознания
и самовыражения, развитие самосознания, позитивного само отношения,
формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, а так
же снятие психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения и
эффективного взаимодействия, развитие навыков рефлексии.
Направление - Песочная фантазия.
Рисование на световом столе таких элементов как: объекты ландшафта
и естественной активности Земли (вулканы, горы), помогает детям выразить в
картине свои чувства, вызванные состоянием природы - радость, тревогу,
грусть, веселье, покой.
Ребята учатся гармонично заполнять всю поверхность изобразительной
плоскости, выражать с помощью цвета различные чувства и настроения,
использовать при этом только два цвета песка: синий, белый: задумчивость

восторг, волнение, ощущение. Знакомятся с приёмами рисования песком под
музыку.
Краткое содержание программы 3 года обучения
Цель 3 года обучения: развитие социальных умений, коммуникативной
гибкости обучающихся, создание чувства принадлежности к социуму .
Задачи:
Образовательные:
- формировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту
окружающего мира;
- расширять знания

обучающихся о грамотном поведении в лесу,

бережном отношении к природным объектам, к своему здоровью;
- учить применять на практике накручивание полоски цветной бумаги в
спираль разного размера, изготовление несложных квиллинг-цветок.
-

учить

детей

преодолевать

застенчивость,

нерешительность,

неуверенность в себе.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся бережное отношения к природным
объектам, к своему здоровью, грамотное поведение в лесу;
- воспитывать активную жизненную позицию обучаемых, что
предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание,
самореализация, творческое саморазвитие.
- воспитывать позитивное отношение к своему «Я».
Развивающие:
- развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения;
- развивать логику, пространственное мышление и воображение,
смекалку, фантазию, память.
- развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества,
понять индивидуальные особенности других людей.
Направление - «Эколидер»

Содержание занятий: «Планета Земля - мой дом», «Природа в наших
ощущениях» позволит изучить основные компоненты природной среды и
взаимосвязи между ними, условия жизни живых существ в различных средах
обитания. Раскрытие этих связей способствует формированию представлений
о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её
изменениям. «Путешествуй и игра, познавай родимый край», «Мы, природу
бережем!». Погружение в мир природы формирует у обучающихся грамотное
поведение в лесу, бережное отношения к природным объектам, к своему
здоровью.

Занятия

предусматривают

развитие

личности

ребенка:

формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения,
видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить
логически, рассуждать, эмоционально сопереживать. Эколидер» способствует
формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает
гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация,
творческое саморазвитие.
Направление - «Волшебный мир квиллинга».
Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и
умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной
адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид
творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение,
смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и
самодисциплины,

активизирует

мыслительные

процессы,

улучшает

способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность,
расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в
конечном результате.
В

процессе

занятий

«Коллективная

композиция

из

цветов»,

«Ромашковое поле», Композиция: «Божья коровка», Коллективная работа:
«Рыбки плавают в аквариуме» Коллективная работа: «Далёкий и загадочный
космос» дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все
компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое

решение, технологию изготовления, назначение. Изготовление простых,
несложных цветов – квиллинг-цветок. Знакомство с простейшими приемами
изготовления цветов с использованием элементов ролл, капля, глаз. Мимоза.
Верба. Ромашка.
Содержание раздела в общеобразовательной программе «Лесенка
успеха» формирует у обучающихся знания об эмоциональном мире человека
и способах управления им, способствует открытому проявлению эмоций
различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими,
творческими). Упражнения, игры, тренинги способствуют психическому и
личностному росту детей; формируют позитивное отношение к своему «Я»;
помогают,

обучающимся

осознать

свои

характерные

особенности,

предпочтения. Такие темы, как «Мы такие разные», «Узнаём друг о друге»,
«Путь к дружбе» способствуют пониманию того, что он, как и каждый человек
уникален и неповторим; помогают, обучающимся отрегулировать имеющиеся
у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют
полноценному развитию детей; гармонизируют притязания ребёнка на
социальное пространство его личности (права и обязанности).
Содержание раздела «Дружба начинается с улыбки» поможет
обучающимся детского творческого объединения «Я открываю мир» развить
коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять
индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и
доброжелательное отношение друг к другу, а также выражать собственные
чувства, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
Краткое содержание программы 4 года обучения
Цель 4 года обучения: создание коррекционно-развивающих условий,
способствующих

максимальному

способностей обучающихся.
Задачи:
Образовательные:

развитию

личности

и

творческих

- формировать у обучающихся представление об отношение к человеку;
установление контактов, способствующих достижению взаимопонимания; как
создать теплые и устойчивые взаимоотношения;
- познакомить с изобразительной деятельностью, расширить свои
возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности
давая

возможность

отображать

действительность

многообразно

и

разносторонне;
-

систематизировать

эмоциональное

состояния

детей,

то

есть

восстановление и коррекция его способностей находить оптимальное
равновесие между внутренним и внешним миром;
- формировать у обучающихся представления о театрализованной
деятельности, познакомить с социальным миром во всём его многообразии
через образы, краски, звуки, побуждать их думать, анализировать, делать
выводы и обобщения.
Воспитательные:
- воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания;
- воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу
последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль над выполнением
операций), находчивость, аккуратность, бережливость;
- воспитывать оценочное отношение к действительности.
Развивающие:
- развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью
отдельных видов технических операций при изготовлении различных
поделок;
- развивать фантазию и моторные навыки.
- развивать умение использовать различные средства выразительности в
передаче образов героев сказки.
Содержание программы «Я открываю мир» 4 года обучения знакомит
детей со следующими направлениями: «Этика отношений в коллективе», Изотерапия

«Волшебные краски», Арт – терапия, «Театральный балаганчик».

Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения
которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Направление - «Этика отношений в коллективе», это школа воспитания
норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков
самообслуживания, что позволяет обеспечить детям с ОВЗ социальную
адаптацию в обществе. В разделе «Установление доброжелательных
взаимоотношений» рассматриваются вопросы: как формируется отношение к
человеку;

установление

контактов,

способствующих

достижению

взаимопонимания; как создать теплые и устойчивые взаимоотношения. На
занятии «Узнаём друг о друге» объясняется детям, что в них много общего и
много различий, формируется позитивное отношение к окружающим,
терпимость; умения учитывать интересы других; развитие эмпатии.
Направление - Изо-терапия. «Волшебные краски». Изо-терапия –
терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, которая
используется в качестве инструмента для обеспечения эмоционального
благополучия и психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя;
выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а
также освободиться от негативных переживаний. Каждый из видов
изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для
изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность
отображать

действительность

многообразно

и

разносторонне.

К

заинтересованности обучающегося к волшебству «Цветной воды» и
«Сливанию красок» добавляется самостоятельный элемент, это рисование
того, что больше всего волнует ребёнка. Здесь ребёнок бесконечное
количество раз может рисовать разными цветами один и тот же элемент,
сюжет или просить разорвать разукрашенный лист, рисовать пальцами,
раскрашивать свои руки. Выдувание из трубочки «Волшебные деревья». В
выполнения задания детям предлагается подуть из трубочки на цветную
лужицу и посмотреть, что получится; при необходимости дорисовать детали.

Рисование по замыслу разными способами и материалами (по выбору детей).
Тонированные альбомные листы, различные нетрадиционные материалы для
рисования на подносах, влажные салфетки. Показ приемов работы,
объяснение темы, демонстрация образца. Знакомство детей с техникой
выполнения граттажа.
В разделе дети знакомятся приемами и техникой изобразительной
деятельности. А так же с правилами поведения на занятиях, техника
безопасности при работе с инструментами и материалами. Знакомятся с
инструментами и приспособлениями необходимыми при работе, со способами
окрашивания рисунка, видами красок.
Направление – Арт – терапия. Арт – терапия, способствует
гармонизации

эмоционального

состояния

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, то есть восстановлении и коррекции его
способностей находить оптимальное равновесие между внутренним и
внешним миром.
Прослушивание сказки «Волшебная поляна», с созданием рисунковобразов своего имени под приятную инструментальную музыку, вызывает
интерес к своим именам,

развивает креативность. Путешествие в страну

Фантазию. Создание кукол – жителей Фантазии.

Создание

пальчиковых

кукол – героев различных сказок, такие занятия способствуют развитию
моторики рук и фантазиюи. В разделе «Тепло другому с помощью поделок и
рисунков-Теплышек». Предусмотрено прослушивание «Сказки о Нежных
Теплышках» (К.Штайнер) под спокойную музыку, а так же дети должны
сочинить продолжения сказки. Создать рисунки «Теплышеки» и поделки из
пластилина (солнышек, улыбок, цветов и т.п.) с последующим вручением их
членам семьи, друзьям. Сам процесс арт-терапии кроме удовольствия, обучает
выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Этот
метод позволяет обучающимся
результате к гармонии с собой.

реализовать свой потенциал и прийти в

Направление - «Театральный балаганчик». Участвуя в театрализованной
деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии
через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их
думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над
выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно
активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные
ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость,
связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. В разделе «Что
такое театр?», обучающиеся знакомятся с театром. В процессе проведения
занятий происходит побуждение детей к активному общению, а так же
изучение особенностей личности: эмоциональное состояние, уровень
самооценки,

способность

к

творческой

активности.

Активизация

познавательных интересов к театральным профессиям. Знакомство с
профессиями: актер, режиссер, художник, костюмер, композитор, сценарист.
Изучение персонажей сказки и их действий. Закрепление умения использовать
различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.
Развитие интонационной выразительности речи, пантомимических навыков и
творческого воображения. Формирование коммуникативных способностей и
навыкам импровизации. Развитие способности понимать собеседника.
Знакомство с понятиями «мимика и жест», элементами актерского мастерства
(помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях, передавать
переживания героев, их чувства). Развитие чувства ритма. Упражнение в
проговаривании фраз с разной интонацией (грустно, радостно, сердито,
удивленно). Развитие воображения, фантазии; развитие умения оправдывать
свое поведение. Развитие литературной речи, привлечение внимания к
выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения),
умение

чувствовать

красоту

и

волшебство

сказки;

приобщение

к

элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми. Специфика построения занятий у детей с ОВЗ

определяется

их

особенностями:

быстротой

наступления

утомления,

притупление реакции на инструкцию взрослого. Поэтому, в коррекционных
целях в дополнительной общеразвивающей программе «Я открываю мир»
используется

выполнение

выполнением

работы.

работы

частями,

Переключение

видов

чередуя

объяснение

деятельности

с

повышает

работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с
выполнением

работы

решает

и

коррекционно-воспитательные

воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп.

цели:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».