МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКУ ДО «Дворец творчества» Протокол № от 31.08.2022г. Утверждено Приказом и.о. Директора МКУ ДО «Дворец творчества» О.О. Смолиной № 217 от 31.08.2022г. Дополнительная общеразвивающая (адаптированная) программа социально-гуманитарной направленности «Я открываю мир и познаю себя» Возраст обучающихся: 9-15 лет Срок реализации: 4 года Программу составил и реализует: педагог ДО Охоткина Н.В. Талица 2022 СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка…………………………………………………..............3 Актуальность программы……………………………………………..…………9 Адресат программы…………………………………………………...…...........10 Учебный план (тематический)1 года обучения (групповые занятия).............25 Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения (групповые занятия)…………………………………………………………………………. 32 5. Планируемый результат 1 года обучения……………………………………..45 6. Учебный план(тематический) 2 года обучения……………..………………...47 7. Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения……………....54 8. Планируемые результаты освоения программы 2 года обучения…………...67 9. Учебный план 3 года(тематический) обучения……………………….……....69 10.Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения……………....74 11.Планируемые результаты освоения программы 3 года обучения…………...88 12.Учебный план 4 года(тематический) обучения……………………………….89 13.Содержание учебного (тематического) плана 4 год обучения……………....90 14.Планируемые результаты освоения программы 4 года обучения…………..114 15.Календарный учебный график на 2022-2023гг………….................................116 16.Условия реализации программы…………..…………..……………………....117 17.Оценочные материалы образовательной программы (форма аттестации).....118 18.Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программ…………………………………………………………………………12 5 19.Материально-техническое обеспечение программы…………………….........126 20.Кадровое обеспечение………………………………………………………......127 21.Аннотация…….……………………………………………………………….....12 8 22.Сведения о разработчике………………………………………………………..133 23.Список литературы……………………………………………………...…….....134 Приложение 1…………………………………………………………………… 1. 2. 3. 4. Пояснительная записка. Направленность дополнительной общеразвивающей адаптированной программы «Я открываю мир и познаю себя» - социально-гуманитарная. Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности организаций дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, имеющего нарушения, попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения, помочь ему само реализоваться и утвердиться в общественной жизни. Роль дополнительного образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребёнка – психические, физические, интеллектуальные. самостоятельной Таким образом, жизнедеятельности у него в появляется будущем. возможность Дополнительное образование для детей с ОВЗ является равноправным компонентом образовательного пространства в Центре творческого развития «Академия детства», которое создает условия для творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного жизнедеятельности; интереса позитивного к различным отношения к аспектам окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Программа разработана в соответствии с нормативными и методическими документами: − Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ; Министерства -Приказ образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». − Порядком деятельности по организации и дополнительным осуществления образовательной общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196); − Методическими дополнительных рекомендациями общеобразовательных по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015. № 09-3242; − Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных социально–психологической программ, реабилитации, способствующих профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей–инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» (Письмо Минобрнауки от 29.03.2016 №ВК- 641/09); − Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; − Положением общеразвивающих о программах дополнительных ГАНОУ СО общеобразовательных «Дворец молодежи», утвержденным приказом от 14.05.2020 №269-д. Группа детей с ОВЗ в детском творческом объединении «Я открываю мир и познаю себя» чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: речи (ТНР), интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая с расстройствами аутистического спектра (РАС), с задержкой психического развития (ЗПР), с комплексными нарушениями развития. В этих условиях организация дополнительного образования должна быть адаптивна к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ. Поэтому ребенок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природ образующими способностями. Работа с обучающимися строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится. Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в ЦТР «Академия детства», в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха обучающегося. Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Роль педагога ДТО «Я открываю мир и познаю себя» в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего работа с родителями. Проведение совместных занятий обучающийся, педагог, родитель и их включенность в образовательный процесс является залогом эффективности реализации дополнительной общеразвивающей (адаптированной) программы дополнительного образования и процесса социализации. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. В центре они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые формы и методы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требование к нему. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей. Участие в мероприятиях ЦТР «Академия девства» (экскурсии, походы, праздники, конкурсы, занятия) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок творческих работ позволяют продемонстрировать успехи детей в дополнительном образовании. В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху. Такое сотрудничество с педагогом ДТО «Я открываю мир и познаю себя» помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность. Целью дополнительного образования детей с ОВЗ является: создание условий для реализации способностей и достижение успехов обучающихся с ОВЗ в учебном процессе в системе дополнительного образования. Задачи дополнительного образования в плане работы с детьми с ОВЗ: - формирование мотивацию, потребностей социальной адаптации, овладение социальными ценностями; - накопление социальных понятий, представлений; становление социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ; - обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом; - обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультативной помощи; - повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в работе с детьми-инвалидами; - внедрение сетевого взаимодействия со специалистами психологопедагогических служб. Программа «Я открываю мир и познаю мир» скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Детям необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природобразующими способностями. Работа с обучающимися, строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится. Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально германизировано. Программа отражает социальный заказ образовательной организации на обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной активной общественной жизни. Детям создаются все условия, и обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1). Условия организации данного вида деятельности представляют собой: - дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок); - психолого-педагогические направленность условия образовательного (коррекционно-развивающая процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка); - соблюдение комфортного психоэмоционального режима; - использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности; - специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); - дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; - комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях; - здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм). В данной программе все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия с детьми по программе проходят в микро группах с учетом индивидуальных возможностей, интересов и форм нарушений каждого ребенка. Для каждого обучающегося используется система заданий различного уровня сложности. При планировании занятий 1 года обучения предусмотрено частое переключение видов деятельности, что повышает работоспособность, нормализует темп работы. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-терапия, изо-терапии), системности и преемственности. Актуальность программы Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказывают существенное влияние на формирование детской инвалидности. В современной ситуации потребность детей с ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную социальную позицию. Актуальность программы «Я открываю мир и познаю себя» заключается в разработке и реализации программы индивидуального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения с другими детьми и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей. Главными ценностями программы являются: - Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей. - Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации. - Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. - Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в ходе реализации программы «Я открываю мир» Адресат программы: Данная программа разработана для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ 1 года обучения, 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения. Возраст обучающихся 9-15 лет. Объем реализации программы: Объем программы (индивидуального занятия) для обучающихся 1 года обучения: общее количество учебных часов – 140 часов (2 часа 2 раза в неделю). Объем программы (индивидуального занятия) для обучающихся 2 года обучения: общее количество учебных часов – 140 часов (2 часа 2 раза в неделю). Объем программы (индивидуального занятия) для обучающихся 3 года обучения: общее количество учебных часов – 140 часов (2 часа 2 раза в неделю). Объем программы (индивидуального занятия) для обучающихся 4 года обучения: общее количество учебных часов – 140 часов (2 часа 2 раза в неделю). Форма организации занятий: индивидуальная. Состав группы постоянный. Уровень: стартовый - 1,2 года обучения, базовый – 3,4 год обучения. Формы и методы проведения занятий: Наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.). Элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания). Занятие теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности). Методы обучения: - словесные – устное изложение, беседа, объяснение; - наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу; - практические – тренинг, практическая работа, игра. Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные. Продолжительность реализации программы - 4 года обучения. Цель программы: социализация и адаптация обучающихся в жизни, создание условий для развития творческих способностей обучающихся, создание коррекционно-развивающих максимальному развитию личности удовлетворению образовательных условий, и способствующих творческих потребностей каждого способностей, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья. Поставленная цель программы определяет решение ряда задач: Образовательные: - формировать у обучающихся представления об отношение к человеку, установление контактов, способствующих достижению взаимопонимания, созданию теплых и устойчивых взаимоотношений; - формировать умение учитывать интересы других; - учить применять на практике различные методы и приемы в выполнении творческих работ. Воспитательные: - формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования. - формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс; - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность Развивающие: - осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации; - развивать интерес к занятиям; - развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, фантазию. Режим занятий Все занятия проводятся в течение дня. Продолжительность индивидуальных занятий –30-40 минут (140 часов в год), между занятиями проводится перерыв 10 минут в процесс занятия, вводятся физкультминутки. Расписание составляется с учетом возрастных особенностей детей, состояния здоровья и санитарными нормативами. Набор детей - свободный, осуществляется по желанию ребёнка и родителей (или его законных представителей). Форма организации занятий: индивидуальная. Краткое содержание программы 1 года обучения Цель 1 года обучения: создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности и творческих способностей обучающихся. Задачи: Образовательные: - раскрыть творческие способности каждого обучающегося. - научить употреблять в диалогах формулы речевого этикета; - освоить приемы вырезания стеком по шаблону и продавливанию теста шаблоном-выемкой; - научить соединять детали, фиксировать на бумаге, оформить композицию; - научить приёмам рисования песком под музыку; - познакомить с оригами, складыванием простой базовой формы, соединение деталей на листе. Воспитательные: - воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания; - воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль над выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость; - воспитывать оценочное отношение к действительности. Развивающие: - развивать умение ориентироваться в задании; - развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью отдельных видов технических операций при изготовлении различных поделок; - развивать моторные навыки. Содержание программы «Я открываю мир и познаю себя» 1 года обучения знакомит детей со следующими направлениями: «Школа этикета», «Тесто пластика» (лепка из соленого теста); «Зоотерапия», «Бумажная фантазия» (оригами); «Путешествие в волшебный мир мандалы»; «Песочная фантазия». Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Направление - «Школа этикета», это школа воспитания норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания, что позволяет обеспечить детям с ОВЗ социальную адаптацию в обществе. Основными компонентами культуры поведения являются: личная гигиена, аккуратность, опрятность, вежливость, культура речи; правила поведения в школе и дома; правила поведения в общественных местах; внимательность, точность и обязательность. Направление тесто пластика. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. То, что ребенок сделал, что он вылепил, прекрасно закрепляется в его сознании: вылепить - это, прежде всего, многократно вызвать в своем сознании образ той вещи, которую лепишь, и этот образ повторить в материале. В разделе «Азбука соленого теста» дети знакомятся с рецептами соленого теста, этапами приготовления теста для работы. Приемами и техникой выполнения поделок. А так же с правилами поведения на занятиях, техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Знакомятся с инструментами и приспособлениями необходимыми при лепке изделий из соленого теста, со способами окрашивания изделий, видами красок для работы. В разделе «Фантазии на кухне». Дети изготавливают фигурки овощей, листочки способом прокатывания скалкой, произвольно вырезают стеком, катают шарики, овалы. Так же выполняют совместную работу по образцу с элементами самостоятельной работы, окрашивают изделия. Оформляют выставку готовых изделий. «Фантазии на кухне». Направление – зоотерапия способствует развитию эмоциональной сферы детей. А также при общении с животными у ребят активизируется познавательная и сенсорная сфера; активизируется восприятие; стимулируются положительные эмоциональные реакции в общении с животными; преодолеваются детские страхи. имеющими эмоционально-личностные На занятиях с детьми, нарушения — тревожными, агрессивными, гиперактивными, — на первый план выходит задача создания позитивной эмоциональной установки на общение с животными, благоприятной среды для расслабления и самовыражения за счет контакта с ручными зверями и птицами. Обучающиеся с задержкой психического развития, с нарушениями познавательной сферы в результате педагогической запущенности, прежде всего, нуждаются в расширении кругозора, в получении знаний об окружающем мире, о законах природы. Дети с перечисленными особенностями в развитии нуждаются в том, чтобы им рассказывали о животных, которые находятся в зооуголке ЦТР «Академия детства» позволяли и помогали вступить с ними в контакт. Накопление таких знаний в ходе зоотерапии является особенно эффективным, так как проходит на богатом эмоциональном фоне. Направление - бумажная фантазия (оригами): знакомство обучающихся с историей оригами; изучение условных знаков оригами; виды бумаги и ее свойства: пластичность, упругость, прочность; изучение схем оригами, знакомство со складыванием простой базовой формы «треугольник» из квадрата; соединение деталей на листе. Изготовление фигурок по методу «бумажный комочек». Итоговое занятие, праздничная программа: «Цветочная фантазия». Направление - «Путешествие в волшебный мир мандалы». Одним из методов арт-терапии является работа с мандалами циркулярными изображениями, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности, либо создаваться по заданным шаблонам и инструкциям. Изображение в круге, обладающее глубоким символическим значением, это один из древнейших способов взаимодействия человека с его внутренним миром. Во время рисования устанавливается контакт с внутренним “Я”, с интуицией и чувствами – будь то позитивные или негативные чувства, – которые могут нахлынуть на ребенка во время творческого процесса. Мандалы – это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир обучающегося для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы он чувствовал себя таким же “круглым”, гармоничным и цельным. Направление - Песочная фантазия. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным детям является рисование песком. Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка - это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметноигровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для обучающегося рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Специфика построения занятий у детей с ОВЗ определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на инструкцию взрослого. Поэтому, в коррекционных целях в дополнительной общеразвивающей программе «Я открываю мир и познаю себя» используется выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Мы знаем, что у таких детей часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Поэтому структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. Краткое содержание программы 2 года обучения Цель 2 года обучения: создание условий для формирования у обучающихся навыков эффективного социального взаимодействия через вовлечение их в активную творческую деятельность. Задачи: Образовательные: - формировать знания у обучающихся представления о речевом этикете, культуре внешнего вида; - учить применять на практике правила опрятности и аккуратности, соблюдать личную гигиену; - тренировать эмоциональную сферу; Воспитательные: - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность; - воспитать культуру поведения; - воспитывать оценочное отношение к действительности. Развивающие: - развивать коммуникативные качества; - развивать усидчивость, трудолюбие; - развивать творческое мышление, воображение, креативность. Направление - «Школа этикета», одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Основным принципом формирования культуры поведения возраста является воспитание в коллективе и через коллектив. На занятиях ДТО «Я открываю мир и познаю себя» обучающиеся в игровой форме усваивают речевой этикет, этикет и культуру внешнего вида, вырабатывают стремление заботиться о своем внешнем виде, соблюдать правила опрятности и аккуратности, соблюдать личную гигиену. А так же усваивают: правила гостя, правила хозяина, правила во время игр, соблюдение этикета за столом и в кругу семьи. Направление - тестопластика. Обучающиеся дополнительной общеразвивающей программы осваивают приемы вырезания стеком по шаблону и продавливанию теста шаблоном-выемкой. Изготавливают плоские композиции, работают с шаблонами. Изготавливают фигурки фруктов и ягод, листочки, объемного цветка розы. Составляют композиции с цветами. Подбирают оттенки красок. Оформляют выставки готовых изделий. Направление – зоотерапия. Обучающиеся изучают правила поведения с животными живого уголка, правила кормления животных. В этом разделе есть такие темы, как процесс одомашнивания диких птиц, дикие и домашние птицы. Рассказ (с презентацией) о домашних, певчих и декоративных птицах, их повадках, питании, содержании в домашних условиях. Кормление животных (живого уголка). Правила ухода и кормления. Знакомство с приспособлением животных к временам года. Прослушивание голосов птиц и животных. Направление – «Бумажная фантазия». В этом направление дети изготавливают цветы из цветной бумаги в технике объемная аппликация с простыми конструктивными деталями, аппликацию из салфеток, объемную аппликацию из самоклеящейся, бархатной и гофрированной бумаги. Изготавливают объемные цветы и открытки для мамы. Вырезают плоские кувшины по шаблону. Составляют букеты из конфет. Изучают основы изготовления подарков из конфет, основы создания композиции. Направление – «Путешествие в волшебный мир мандалы» Создание изображения в круге по заданному шаблону и инструкции или спонтанно «Эти волшебные круги». При работе с мандалами исчезает напряжение, ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира. Такая работа способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности. На занятии создаются условия для самопознания и самовыражения, развитие самосознания, позитивного само отношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, а так же снятие психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения и эффективного взаимодействия, развитие навыков рефлексии. Направление - Песочная фантазия. Рисование на световом столе таких элементов как: объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы), помогает детям выразить в картине свои чувства, вызванные состоянием природы - радость, тревогу, грусть, веселье, покой. Ребята учатся гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости, выражать с помощью цвета различные чувства и настроения, использовать при этом только два цвета песка: синий, белый: задумчивость восторг, волнение, ощущение. Знакомятся с приёмами рисования песком под музыку. Краткое содержание программы 3 года обучения Цель 3 года обучения: развитие социальных умений, коммуникативной гибкости обучающихся, создание чувства принадлежности к социуму. Задачи: Образовательные: - формировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; - расширять знания обучающихся о грамотном поведении в лесу, бережном отношении к природным объектам, к своему здоровью; - учить применять на практике накручивание полоски цветной бумаги в спираль разного размера, изготовление несложных квиллинг-цветок. - учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе. Воспитательные: - воспитывать у обучающихся бережное отношения к природным объектам, к своему здоровью, грамотное поведение в лесу; - воспитывать активную жизненную позицию обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. - воспитывать позитивное отношение к своему «Я». Развивающие: - развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения; - развивать логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память. - развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей. Направление - «Эколидер» Содержание занятий: «Планета Земля - мой дом», «Природа в наших ощущениях» позволит изучить основные компоненты природной среды и взаимосвязи между ними, условия жизни живых существ в различных средах обитания. Раскрытие этих связей способствует формированию представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям. «Путешествуй и игра, познавай родимый край», «Мы, природу бережем!». Погружение в мир природы формирует у обучающихся грамотное поведение в лесу, бережное отношения к природным объектам, к своему здоровью. Занятия предусматривают развитие личности ребенка: формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить логически, рассуждать, эмоционально сопереживать. Эколидер» способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Направление - «Волшебный мир квиллинга». Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате. В процессе занятий «Композиция из цветов», «Ромашковое поле», Композиция: «Божья коровка», Коллективная работа: «Рыбки плавают в аквариуме» Коллективная работа: «Далёкий и загадочный космос» дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение. Изготовление простых, несложных цветов – квиллинг-цветок. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов с использованием элементов ролл, капля, глаз. Мимоза. Верба. Ромашка. Содержание раздела в общеобразовательной программе «Лесенка успеха» формирует у обучающихся знания об эмоциональном мире человека и способах управления им, способствует открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими). Упражнения, игры, тренинги способствуют психическому и личностному росту детей; формируют позитивное отношение к своему «Я»; помогают, обучающимся осознать свои характерные особенности, предпочтения. Такие темы, как «Мы такие разные», «Узнаём друг о друге», «Путь к дружбе» способствуют пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим; помогают, обучающимся отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей; гармонизируют притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности). Содержание раздела «Дружба начинается с улыбки» поможет обучающимся детского творческого объединения «Я открываю мир и познаю себя» развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу, а также выражать собственные чувства, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации. Краткое содержание программы 4 года обучения Цель 4 года обучения: создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному способностей обучающихся. Задачи: Образовательные: развитию личности и творческих - формировать у обучающихся представление об отношение к человеку; установление контактов, способствующих достижению взаимопонимания; как создать теплые и устойчивые взаимоотношения; - познакомить с изобразительной деятельностью, расширить свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне; - систематизировать эмоциональное состояния детей, то есть восстановление и коррекция его способностей находить оптимальное равновесие между внутренним и внешним миром; - формировать у обучающихся представления о театрализованной деятельности, познакомить с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, побуждать их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Воспитательные: - воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания; - воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль над выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость; - воспитывать оценочное отношение к действительности. Развивающие: - развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью отдельных видов технических операций при изготовлении различных поделок; - развивать фантазию и моторные навыки. - развивать умение использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки. Содержание программы «Я открываю мир и познаю себя» 4 года обучения знакомит детей со следующими направлениями: «Этика отношений в коллективе», Изо-терапия «Волшебные краски», Арт – терапия, «Театральный балаганчик». Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Направление - «Этика отношений в коллективе», это школа воспитания норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания, что позволяет обеспечить детям с ОВЗ социальную адаптацию в обществе. В разделе «Установление доброжелательных взаимоотношений» рассматриваются вопросы: как формируется отношение к человеку; установление контактов, способствующих достижению взаимопонимания; как создать теплые и устойчивые взаимоотношения. На занятии «Узнаём друг о друге» объясняется детям, что в них много общего и много различий, формируется позитивное отношение к окружающим, терпимость; умения учитывать интересы других; развитие эмпатии. Направление - Изо-терапия. «Волшебные краски». Изо-терапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, которая используется в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний. Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. К заинтересованности обучающегося к волшебству «Цветной воды» и «Сливанию красок» добавляется самостоятельный элемент, это рисование того, что больше всего волнует ребёнка. Здесь ребёнок бесконечное количество раз может рисовать разными цветами один и тот же элемент, сюжет или просить разорвать разукрашенный лист, рисовать пальцами, раскрашивать свои руки. Выдувание из трубочки «Волшебные деревья». В выполнения задания детям предлагается подуть из трубочки на цветную лужицу и посмотреть, что получится; при необходимости дорисовать детали. Рисование по замыслу разными способами и материалами (по выбору детей). Тонированные альбомные листы, различные нетрадиционные материалы для рисования на подносах, влажные салфетки. Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца. Знакомство детей с техникой выполнения граттажа. В разделе дети знакомятся приемами и техникой изобразительной деятельности. А так же с правилами поведения на занятиях, техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Знакомятся с инструментами и приспособлениями необходимыми при работе, со способами окрашивания рисунка, видами красок. Направление – Арт – терапия. Арт – терапия, способствует гармонизации эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть восстановлении и коррекции его способностей находить оптимальное равновесие между внутренним и внешним миром. Прослушивание сказки «Волшебная поляна», с созданием рисунковобразов своего имени под приятную инструментальную музыку, вызывает интерес к своим именам, развивает креативность. Путешествие в страну Фантазию. Создание кукол – жителей Фантазии. Создание пальчиковых кукол – героев различных сказок, такие занятия способствуют развитию моторики рук и фантазиюи. В разделе «Тепло другому с помощью поделок и рисунков-Теплышек». Предусмотрено прослушивание «Сказки о Нежных Теплышках» (К.Штайнер) под спокойную музыку, а так же дети должны сочинить продолжения сказки. Создать рисунки «Теплышеки» и поделки из пластилина (солнышек, улыбок, цветов и т.п.) с последующим вручением их членам семьи, друзьям. Сам процесс арт-терапии кроме удовольствия, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Этот метод позволяет обучающимся результате к гармонии с собой. реализовать свой потенциал и прийти в Направление - «Театральный балаганчик». Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. В разделе «Что такое театр?», обучающиеся знакомятся с театром. В процессе проведения занятий происходит побуждение детей к активному общению, а так же изучение особенностей личности: эмоциональное состояние, уровень самооценки, способность к творческой активности. Активизация познавательных интересов к театральным профессиям. Знакомство с профессиями: актер, режиссер, художник, костюмер, композитор, сценарист. Изучение персонажей сказки и их действий. Закрепление умения использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки. Развитие интонационной выразительности речи, пантомимических навыков и творческого воображения. Формирование коммуникативных способностей и навыкам импровизации. Развитие способности понимать собеседника. Знакомство с понятиями «мимика и жест», элементами актерского мастерства (помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях, передавать переживания героев, их чувства). Развитие чувства ритма. Упражнение в проговаривании фраз с разной интонацией (грустно, радостно, сердито, удивленно). Развитие воображения, фантазии; развитие умения оправдывать свое поведение. Развитие литературной речи, привлечение внимания к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), умение чувствовать красоту и волшебство сказки; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Специфика построения занятий у детей с ОВЗ определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на инструкцию взрослого. Поэтому, в коррекционных целях в дополнительной общеразвивающей программе «Я открываю мир и познаю себя» используется выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность