ОП Мастерица (Бумажникова)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 2 от 31.08.2022г

Утверждено
Приказом И.О. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О.Смолиной
№ 217 от 31.08.2022 г

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Мастерица»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года

Программу составил
педагог ДО Романова Е.П.
реализует Бумажникова Г.Г.

Талица, 2021

Содержание.














Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
пояснительная записка……………………………………………… 3
учебный тематический план 1 год обучения……………………….12
содержание программы 1 год обучения…………………………….19
планируемые результаты 1 год обучения……………………………23
учебный тематический план 2 год обучения………………………. 26
содержание программы 2 год обучения……………………………. 31
планируемые результаты 2 год обучения…………………………...36
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
календарный учебный график………………………………………. 38
условия реализации программы……………………………………...39
оценочные материалы………………………………………………...41
методические материалы……………………………………………..47
список литературы …………………………………………………....49
Приложения:…………………………………………………………. 53
Аннотация……………………………………………………………..55



Раздел

№

1

«Комплекс

основных

характеристик

программы»:

Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерица» ориентирована
на

активное

приобщение

детей

к

художественному

декоративно-

прикладному творчеству. Программа художественной направленности,
дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному
предназначению программа является учебно-познавательной.
Программа разработана на основании нормативно правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Декоративное творчество является составной частью художественноэстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно
наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию
художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.
На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся
складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания,
развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми
ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа «Мастерица» развивает детей в соответствии с приоритетными
направлениями, отраженными в нормативно - правовых документах об
образовании

в

Российской

Федерации,

знакомит

со

следующими

направлениями декоративно – прикладного творчества: вышивка, пэчворк,
аппликация из лоскутков ткани, батик, изготовление изделий в смешанных
техниках.

Обучающиеся,

прошедшие

обучение,

должны

свободно

ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо
знать основы технологий.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях,
далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение
их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так
как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В
возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное
значение программы

«Мастерица». При этом следует учитывать, что

программа направлена на:
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых
можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно
связанных с определенными событиями, темами;
-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия
подарка;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-укрепление психического и физического здоровья;
-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает

в

качестве

приоритетной

проблему развития

творчества,

мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой
личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Основная
задача программы заключается в том, чтобы способствовать проявлению
интереса со стороны детей к рукоделию. Материалы, инструменты и
приспособления для вышивания, изготовления изделий из текстильных
материалов доступны каждому. Творческая деятельность позволит детям
приобрести важное чувство уверенности, успешности, а, следовательно,
внутренней и социальной защищѐнности. Занятия способствуют обогащению
духовной жизни ребѐнка, становлению его эмоционально- ценностного

отношения к миру, развитию эстетических познаний и художественного
вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на
основе умений и знаний, приобретаемых по программе «Мастерица»,
ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной
системе

позитивных

социальных

ценностей.

У

него

повышается

самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что
существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так,
что это доставляет радость и другим.
Новизна программы состоит в том, что дети учатся сразу нескольким
техникам рукоделия: вышивке, аппликации, пэчворку, батику, смешанным
видам техник. Дети на занятиях обучаются изготовлению

предметов,

которые можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения. Одна
из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация
выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда
приглашаются и родители кружковцев.
Содержание

данной

программы

направлено

на

выполнение

творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное
творчество. В основном вся практическая деятельность основана на
изготовлении

изделий.

Обучение

планируется

дифференцированно

с

обязательным учѐтом состояния здоровья обучающихся. Программой
предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют
формированию умений осознанно применять полученные знания на практике
по изготовлению художественных ценностей из текстильных материалов. На
учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение
правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную
организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам,
оборудованию

в

процессе

изготовления

художественных

изделий.

Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия. В содержание
обучения входит ознакомление обучающихся с историей возникновения

видов художественной обработки материалов, организацией рабочего места,
с правилами безопасной работы, с материалами, инструментами и
оборудованием применяемых при выполнении изделий.
Вышивка- очень интересное, хотя и трудоемкое занятие, которому, как и
любой творческой деятельности, нужно отдаваться сполна. Ей, безусловно,
требуется уделять много свободного времени, необходимо настроить себя на
хорошее настроение и воспринимать свою работу как полезный и
изысканный труд. Выходит, что вышивка- это в какой-то мере роскошь. Но
стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и
будет. Тот, кто увлечен вышивкой, знает, почему он так любит это занятиевсе дело в процессе созидания, когда на твоих глазах происходит рождение
красоты, и в чувстве удовлетворения и радости, приходящем с окончанием
сложной работы. Ведь вышивка– это тот вид рукоделия, который создается
на многие годы, делая теплым и уютным ваш дом, радуя вас и привлекая
интерес окружающих.
Лоскутное шитьѐ, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная
мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид
рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из
кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаѐтся полотно с новым
цветовым решением, узором, иногда фактурой. В России давно используется
лоскутная

техника,

в

частности

для

изготовления стѐганых

изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
Аппликация из лоскутов ткани, батик - по силам даже маленьким
детям. Начать можно с небольшой картинки, выбрав простой рисунок.
Готовую работу затем можно поместить в рамочку, а для красоты обшить
контрастными нитками или обвести специальной краской для ткани по
контуру рисунка.
Приобщение школьников к ручному труду, способствует воспитанию
трудолюбия, аккуратности, хорошего эстетического вкуса; развитию мелкой
моторики рук и глазомера, памяти, внимания, мышления, воображения;

благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от
выполненной работы. Данная программа способствует развитию таких
качеств, как настойчивость, терпение; обогащению собственного досуга
рукоделием; развитию творческих и коммуникативных способностей.
Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1 класса. При
подборе

изделий

учитывается

доступность

и

посильность

работы,

возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков.
В зависимости

от уровня подготовки, возраста и пола обучающихся

предлагаются разнообразные по сложности работы для выполнения.
На каждом этапе обучения обучающиеся изучают новые приемы и
способы

данных

обозначениями,

а

видов

рукоделия,

также

идет

знакомятся

постепенное

с

их

усложнение

условными
заданий

и

увеличивается объем работ. Знание и понимание условных обозначений
помогает школьникам составлять цветные схемы для вышивки. Свободно
пользоваться этими схемами и теми, которые печатаются в журналах по
вышиванию. Происходит усложнение выполняемых изделий. «Новички»,
прошедшие первый год обучения на втором году вправе выбирать, какое
изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои
возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки.
В процессе реализации программы у обучающихся формируются
умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства, происходит
обучение

рациональному

использованию

материалов

и

правильной

организации труда, развиваются творческие способности. Дети учатся
работать не только самостоятельно, но и коллективно.
По окончании 2 лет обучения дети могут самостоятельно изготовить
понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами
оформить

изделие,

проявляя

свой

эстетический

вкус,

творческое

воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия.
Могут давать консультации тем, кто только начал осваивать техники
рукоделия.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и
для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов
дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается
благоприятный

эмоциональный

фон,

способствующий

формированию

творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный
в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественнополезной деятельности.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей от 7 до 10 лет.
Год

Возраст

Продолжительность занятия

обучения

Количество
часов в год

1

7-8 лет

по 40 мин - 2 занятия в неделю

68 ч.

2

9-10 лет

по 40 мин – 2 занятия в неделю

70 ч.

Младший школьный возраст (7-10) К 7 годам ребенок достигает такого
уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе.
Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития
мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки
того, чтобы систематически учиться. Младшие школьники с готовностью и
интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Для
познавательной деятельности младшего школьника характерна, прежде
всего,

эмоциональность

восприятия.

Образность

проявляется

и

в

мыслительной деятельности детей. Учитывая образность мышления, учитель
применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание
абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных
примеров. И запоминают младшие школьники то, что произвело на них
наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено,

неожиданно или ново. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он
безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым
авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был
примером для детей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:


доступности (простота,

соответствие

возрастным

и

индивидуальным

особенностям);


наглядности (иллюстративность, наличие различных материалов);



демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);



научности (обоснованность, наличие практической базы и теоретической
основы);



«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Формы

занятий: занятия

включают

в

себя

теоретическую

и

практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных
занятий, экскурсий, выставок. Практическая часть представлена в виде
практического изготовления изделий.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их
самовыражения.

В

ходе

усвоения

детьми

содержания

программы

учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет
индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет
интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить
работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы

сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед
трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Уровни освоения программы: стартовый-7-8 лет, базовый- 9-10 лет.
Целью

программы

самовыражению

в

развитие

творческой

личности,

области

декоративно-прикладного

способной

к

творчества,

понимающей и уважающей родную культуру, готовой к социально-полезной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:


познакомить детей с различными видами рукоделия, историей декоративноприкладного творчества;



научить вышивать, выполнять пэчворк, аппликации из текстильных
материалов, освоить батик и смешанные техники;



научить приѐмам работы с инструментами и различными материалами;



научить планировать цель и порядок своей работы;



научить читать схемы;



научить приемам самостоятельной разработки изделий.
Развивающие:



развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;



развивать образное мышление, воображение, внимание и память;



развивать самостоятельность, аккуратность;



развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:



воспитывать уважение к труду и людям труда;



формировать чувство коллективизма;



формировать культуру общения и поведения в социуме.
Целью

первого

года

обучения

является

содействие

развитию

у

обучающихся интереса к декоративно-прикладному творчеству через

формирование деятельностной компетенции посредством организации на
занятиях атмосферы сотрудничества.
Задачи 1 года обучения:
Образовательные:
- сформировать элементарные знания о техниках: вышивка, пэчворк,
аппликация из лоскутков ткани, батик, изготовление изделий в смешанных
техниках,
- привить основные навыки в изучаемых видах декоративно- прикладного
творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
Развивающие:
- формировать художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
- развивать творческое мышление, внимание, память, воображение;
-

развить

коммуникативные

навыки,

обеспечивающие

совместную

деятельность в группе, сотрудничество, общение;
-формировать

аккуратность,

усидчивость,

трудолюбие,

терпение;

бережливость, улучшить моторику, гибкость рук и точность глазомера.
-формировать интерес детей к декоративно- прикладному творчеству.
Воспитательные:
- развивать положительные качества личности – доброту, отзывчивость,
коммуникабельность;
-формировать дружный коллектив;
- формировать положительное отношение к труду;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».