ОП художественной направленности Отражение (Федорова)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 1 от 31.08.2022г

Утверждено
Приказом Директора
МКУДО «Дворец творчества»
И.О. директором
О.О. Смолиной
№ 217 от 31.08.2022г

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Отражение»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года

Программу составил и реализует
Педагог ДО Федорова Е.А.

Талица, 2022 г.
0

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Основные характеристики программы………………………….……….…..2
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………….2
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………....6
1.3 Содержание программы…………………………………………………………9
Учебный (тематический) план 1 года обучения…..……………….… ….…9
Содержание учебного плана 1 года обучения……………..………………10
Учебный (тематический) план 2 года обучения…………… ……… …....15
Содержание учебного плана 2 года обучения……………………………..16
Учебный (тематический) план 3 года обучения…………………… ……20
Содержание учебного плана 3 года обучения……….……………………21
Учебный (тематический) план 4 года обучения…………………….……..25
Содержание учебного плана 4 года обучения………………….………….26
1.4 Планируемые результаты………………………………………………...……30
2. Организационно-педагогические условия реализации программы…. ...35
2.1. Календарный учебный график……………………………….……………….35
2.2. Условия реализация программы………………………………………………35
2.3. Формы подведения итогов реализации программы…………………………36
2.4. Оценочные материалы………………………………………………..……….36
2.5. Методические материалы……………………….…………………………….43
Аннотация к программе………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………….46

1

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Программа «Отражение» является программой художественной
направленности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать.
Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И
увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность
специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от
окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в
процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им
красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится
преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и
руки, владение кистью руки.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Отражение» является программой художественной направленности и
разработана на основании нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации",
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
2

Актуальность данной программы обусловлена потребностью общества
в творческой, активной, интеллектуальной и художественной личности. Она
построена так, что бы дать обучающимся ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью.
В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием
успешного освоения детьми программного материала. Стремление к
отражению действительности, своего отношения к ней должно служить
источником самостоятельных творческих поисков учащихся.
При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет
выявление социально - нравственного, эстетического содержания
разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в
практической работе, так и при восприятии художественного наследия.
Художественные УУД являются основным средством приобщения к
художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте.
Художественные УУД группируются вокруг общих проблем: форма и
пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура
материала, ритм, композиция.
Новизна программы
предполагает вариативность в содержании
изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной
деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого
ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет
воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации своего
творческого потенциала.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов
изображения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными
материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить
незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и
процесс, и результат практической деятельности, прежде всего
художественного творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к
дальнейшему деятельному творчеству, формированию нового уровня
образовательных потребностей, стремлению добиваться более высоких
результатов.
Отличительные особенности данной общеразвивающей программы
от уже существующих в этой области заключается в том, что программа
ориентирована на применение нетрадиционных методов рисования.
3

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к
активной познавательной и творческой работе. При проведении занятий
используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов работы организации учебного
процесса позволяет делать работу более разнообразной, эмоциональной,
насыщенной.
Программный материалы подобраны так, чтобы поддерживать
постоянный интерес к занятиям
у всех обучающихся. Содержание
программного материала отражает опыт и интересы составителя программы.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое).
Данная
программа направлена на выявление одаренных детей в
области изобразительного искусства в дошкольном и младшем школьном
возрасте на подготовку обучающихся к поступлению в детскую школу
искусств и создание условий для художественного образования,
эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся.
Адресат программы обучающиеся 7-11 лет. Состав группы постоянный
от 7 человек. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие
какой-либо специальной подготовки не требуется.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 4 года обучения и предполагает
разноуровневый подход.
Стартовый уровень - обучающиеся первого года обучения, является
вводным и подготовительным этапом и направлен на первичное знакомство с
изобразительным искусством, выполненными различными художественными
материалами;
Базовый уровень - обучающиеся второго, третьего и четвертого года
обучения, ребята учатся самостоятельно составлять простейшие композиции,
передавать на рисунке пропорции предметов, объѐм, с применением тени.
Формы проведения занятий Основной формой образовательного
процесса является занятие, которое включает в себя элементы теории и
практики. Программа предусматривает сочетание как групповых, так и
индивидуальных форм занятий.
Режим занятий. Обучение в коллективе проводится в форме групповых
занятий. Обучающиеся объединения делятся на группы по годам обучения.
Это даѐт возможность педагогу полностью контролировать учебный процесс.
4

Общий состав делится на группы:
- обучающиеся 1-го года обучения занимаются 1
(стартовый уровень),
- обучающиеся 2-го года обучения занимаются 1
(базовый уровень),
- обучающиеся 3-го года обучения занимаются
часа(базовый уровень),
- обучающиеся 4-го года обучения занимаются
часа(базовый уровень).
Группы обучающихся
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения

раз в неделю по 2 часа
раз в неделю по 3 часа
1 раз в неделю по 3
1 раз в неделю по 3

Кол - во часов в Кол – во часов в год
неделю
2
68
3
105
3
105
3
105

1.2. Цель и задачи программы
Основной целью программы является формирование и развитие
творческих способностей и воспитание личностно-значимых качеств у
обучающихся школьного возраста средствами изобразительного и
декоративно-прикладного творчества.
Для ее реализации необходимо решить задачи:
Образовательные:
- познакомить с жанрами изобразительного искусства;
- познакомить с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
- помочь в приобретении умения грамотно строить композицию с
выделением композиционного центра;
- обучить умению строить сюжет, организуя смысловые композиционные
связи между изображаемыми предметами.
Развивающие:
- развивать у детей чувственно- эмоциональные проявления: внимания,
памяти, фантазии, воображения;
- развивать художественный вкус, способности видеть и понимать
прекрасное;
-развивать колористическое видение;
- развивать эмоциональность, эстетическое восприятие действительности,
творческую активность и инициативу.
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным
творчеством;
5

- воспитывать таких качеств личности, как терпение, трудолюбие,
аккуратность;
- воспитывать взаимопонимание, уважительное отношение детей друг к
другу, желание помочь друг другу.

Цель и задачи первого года обучения
Цель: формирование творческих способностей обучающихся для
ознакомления со средствами нетрадиционного рисования, композиция,
колорит; обучения способам передачи их в рисунке; углубления знаний о
цвете и форме предметов, развития художественного вкуса и творческих
способностей.
Задачи:
Образовательные.
- детализировать, расширить, систематизировать содержание
изобразительной деятельности, а именно: изобразительное искусство
включает в себя живопись, графику, декоративно-прикладное искусство,
скульптуру и архитектуру.
- познакомить с художественными материалами: акварель, гуашь,
графитный карандаш, маркер, кисть.
- познакомить с такими средствами выразительности в рисунке как:
контурная линия, точка, штрих, пятно, силуэт, цвет.
- познакомить с жанром изобразительного искусства – графикой, дать
представление о том, в чем ее отличие от живописи.
- дать знания об основных и составных, теплых и холодных, звонких
и глухих цветах.
Развивающие.
- способствовать развитию у детей композиционных умений,
художественного видения и вкуса, цветового восприятия, ассоциативного
мышления и комбинаторных способностей, памяти, мышления, внимания и
восприятия.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм,
уважение к старшим и их труду, взаимопомощь и сочувствие.
- формировать креативные навыки.
- воспитывать правила поведения в общественных местах и в учебной
группе.
Цель и задачи второго года обучения
Цель: формирование творческих способностей для продолжения
знакомства обучающихся с жанрами разных видов искусства, для
обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического
6

отношения
к
окружающему миру;
совершенствования
навыков
изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные.
- расширить представление о художественных материалах: восковые
мелки, пастель, маркер, графитный карандаш, гуашь.
- показать возможность создания сказочных образов на основе
фантазийного преобразования образов реальных.
- научить самостоятельно определять замысел и сохранять его на
протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая
свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными
выразительными средствами настроение и характер образа.
- расширить, систематизировать и детализировать содержание
изобразительной деятельности обучающихся.
Развивающие.
- совершенствовать специфические умения во всех видах
изобразительной деятельности: продолжить обучение изображению объектов
реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно
передавая строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные
признаки; передавать движения.
- совершенствовать технику рисования различными художественными
материалами и самостоятельно выбирать их для создания выразительного
образа.
- развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии
с особенностями их формы и величины; создавать композицию в
зависимости от сюжета; выделять в композиции главное – основные
действующие лица, предметы, окружающую обстановку.
Воспитательные:
- создавать условия для самореализации и самостоятельной художественной
деятельности; обеспечивать участие детей в выставках и конкурсах.
- воспитывать интерес к изобразительному и декоративно-прикладному
творчеству.
Цель и задачи программы третьего и четвертого года обучения
Цель: формирование творческих способностей для совершенствования
навыков
изобразительной
деятельности;
формирования
умений,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные.
- продолжить знакомство с произведениями разных видов изобразительного
искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования
эстетического отношения к окружающему миру.
- детализировать, расширить и систематизировать знания по изобразительной
деятельности.
7

- способствовать совершенствованию навыков работы с различными
материалами.
- обучить приемам композиции и их использование (ритм, равновесие,
цветовой колорит, сюжет).
- закрепить умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном,
световыми и цветовыми контрастами как средствами художественной
выразительности.
Развивающие.
- развивать глазомер, воображение, творческую фантазию,
- развивать чувство цветовой гармонии.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношение к действительности и искусству.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».