МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 2 от 31.08.2022г Утверждено Приказом ИО Директора МКУДО «Дворец творчества» О.О. Смолиной № 217 от 31.08. 2022 г Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир кукол» (стартовый уровень) Направленность: художественная Возраст детей: 7-14 лет Срок реализации: 1 год Программу составил и реализует педагог ДО Новикова Е.В. г. Талица 2022 Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка Направленность программы – художественная. Уровень программы – стартовый. Программа «Волшебный мир кукол» разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Программа «Волшебный мир кукол» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности О. А. Кожиной «Декоративноприкладное искусство». Данная программа является модифицированной, в исходную программу были внесены изменения с учѐтом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности. Сегодня все большую популярность приобретают текстильные куклы. Кукла... Это слово родом из детства. Многие из нас, в детстве, играли в кукол, придумывали себе сказочный кукольный мир. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе и для каждого там найдется свой уголок. Мягкие на ощупь, теплые, домашние, уютные, эти куклы и сегодня вызывают желание прижать к себе, быть с ними рядом, носить с собой, холить и заботиться о них. Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. Актуальность программы состоит в потребности продуктивной деятельности детей к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной и современной текстильной куклы. История текстильной игрушки насчитывает уже не один век, но, как и в древние времена, она остается актуальной и востребованной. В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Данная программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Новизна программы состоит в том, что она позволяет использовать различные технологии изготовления текстильной куклы, не ограничиваясь определенными материалами или стилем. В этом многообразии кукольного мира испробовать все, и выбрать наиболее близкий ребенку вид творчества. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Ребенок научится видеть красоту окружающего мира. Обучающиеся по данной программе получат возможность дополнять знания, приобретенные в общеобразовательной школе по технологии, и в дальнейшем использовать их в повседневной жизни. Практическая значимость Особенностью данной программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но ориентирована на обучающихся, уже имеющих знания, умения и навыки изготовления текстильных кукол. В результате освоения данной программы, они могут совершенствовать свое мастерство, а это создаст условия для самореализации личности ребѐнка и будет способствовать развитию художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках цветового решения, в выборе способов изготовления изделий через ряд соответствующих заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. В процессе обучения происходит знакомство с различными тканями, их технологическими и практическими особенностями, видами ручных и машинных швов, методами обработки, правилами кроя. Ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологию изготовления, научится не только создавать текстильных кукол по своему замыслу, но сможет в дальнейшем самостоятельно создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат. Срок реализации программы: программный курс рассчитан на два года обучения. Адресат программы: обучающиеся 7-14 лет. Состав группы 6-12 человек Режим занятий: 1 год обучения в количестве 70 часов (2 часа в неделю). Основной формой работы являются учебные занятия, продолжительность которых составляет 40 минут, с обязательным перерывом между занятиями 10 минут. СапПин 2.4.3648-20. Содержание программы включает основные приемы обработки и раскроя ткани (изготовление кукол и одежды для них), различные виды техник работы с тканью (изготовление аксессуаров для кукол), тем самым затрагивая несколько предметных областей: изобразительное искусство, технология, история, окружающий мир. Программный материал выстроен с учетом возрастных особенностей обучающихся и включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство обучающихся с историей текстильных кукол, их видами и значением, техниками и основными приемами работы с тканью. Практическая часть основана на применении знаний в творческом процессе. 1.2. Цель и задачи программы Цель: развитие творческих способностей обучающихся, через воплощение выбранного образа, путѐм создания авторской куклы. Задачи: Обучающие: - научить основным приемам шитья текстильных игрушек; - формировать практические навыки (виды ручных и машинных швов, раскрой изделия, последовательность соединения деталей, изготовление одежды и аксессуаров для кукол); - формировать умения пользоваться необходимыми для кроя и пошива кукол инструментами; - расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед. Развивающие: - развивать внимание, память, пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев, развивать глазомер; развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию детей; развивать умения и навыки использования инструментов для изготовления кукол; развивать коммуникативные навыки. Воспитательные: - воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству; воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов; формировать коммуникативные способности; - воспитать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус; - формировать культуру труда (планирование и организация практической деятельности, аккуратность, экономное использование материалов, содержание в порядке рабочего места, соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ с различными инструментами).