ОП Художественное гильоширование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 1 от 31.08.2022

Утверждено
Приказом И.О. Директора
МКУДО «Дворец творчества»

О.О. Смолиной
№ 217 от 31.08.2022г

Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Художественное гильоширование»
Возраст обучающихся:8-11 лет
Срок реализации: 2 года

Программу составил и
реализует
педагог ДО
Бумажникова Г.Г.

Талица

2021

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Учебный (тематический) план первого года обучения
Содержание учебного (тематического) плана первого
года обучения
Планируемые результаты первого года обучения
Учебный (тематический) план второго года обучения
Содержание учебного (тематического) плана второго
года обучения
Планируемые результаты второго года обучения

Организационно – педагогические условия реализации
программы
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Нормативно-правовое обеспечение программы. Список
литературы
Аннотация к программе

3
3
9
13
15
17
19
21

22
22
23
24
29
33

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКA
Гильоширование (выжигание по ткани) – современный и
увлекательный вид рукоделия.
Слово «гильоширование» - французского происхождения и означает
«гравирование на специальной (гильошировальной) машине рисунка в виде
узора из комбинаций линий и применяется при изготовлении защитных сеток
на ценных бумагах».
В данной программе гильоширование означает отделки изделий
ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью
специального аппарата. Программой предусмотрено создание изделий для
украшения быта, интерьера, одежды.
Сущность оригинального вида рукоделия заключается в способности
некоторых материалов плавиться под воздействием высокой температуры, а
при остывании – склеиваться между собой. Такое соединение материалов
позволяет без иголок и ниток, ножниц и клея создавать интересные и
необычные изделия, имитировать другие виды рукоделия (вышивка,
кружевоплетение, аппликация и т.д.). Выжигание по синтетическим
материалам напоминает выжигание по дереву, поэтому это направление в
искусстве названо «художественное гильоширование».
Направленность программы – художественная.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами проектирования дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, а также с использованием следующих
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения
рисунка и сделанного по нему изделия, определенного художественного
вкуса. Используя технику художественного гильоширования, можно сделать
множество уникальных вещей - от изящного декоративного платочка и
оригинальной открытки с объемными цветами до крупных изделий с
ажурным или многоцветным орнаментом
(топиков, жилетов, блузок,
скатертей, занавесок, штор, панно). Выжигание позволяет создавать клипсы,
серьги, броши, прозрачные (на сетке) салфетки и воротнички, композиции на
плоскости и на объемных деталях.

Актуальность программы состоит в том, что гильоширование –
достаточно простой и удобный способ создания красивых и оригинальных
вещей, т.к. многих останавливает неумение шить, вязать, вышивать или
выпиливать из дерева. Искусство гильоширования – молодое, но уже
популярное. Прежде всего, потому, что является одним из самых
результативных. Техника выжигания по ткани не требует такой усидчивости
как кружевоплетение или вышивание, она
может иметь интересные
цветовые решения и стать основой новых моделей одежды, аксессуаров и
предметов интерьера. Приобщение к искусству рукоделия, и к искусству
гильоширования в частности, сможет в дальнейшем заполнить интересным
творческим трудом свободное время, а для кого-то, возможно, станет
началом будущей профессии.
Новизна и отличительные особенности программы состоят в том, что
данная программа разработана на основе авторского метода Котенковой
З.П., авторских программ и программных материалов Азеевой М.Н.,
Болотиной Л.А. и Панариной Л.М.
Занятия по программе способствуют развитию художественного вкуса,
фантазии, творческого мышления и предназначены для тех, кто хочет
научиться оформлять со вкусом свое жилище, модно одеваться, иметь
необходимые красивые вещи, сделанные своими руками.
При условии успешного освоения программы обучающиеся имеют
возможность реализовывать свой творческий потенциал, создавая
оригинальные неповторимые изделия и участвуя в различных выставках,
конкурсах. Также положительным аспектом работы творческого
объединения является взаимопомощь обучающихся, обретение ими навыков
толерантного взаимодействия.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Общее количество часов для освоения программы - 140 ч. Первый год
обучения – 70 часов, второй год обучения – 70 часов.
Формы и режим занятий:
Форма обучения - очная
Режим занятий: для 1, 2 года обучения 1 раз в неделю по 2 часа,
занятия продолжительностью 40 минут с перерывом 10 мин согласно
СанПиН 2.4.3648- 20, 40 мин., перерыв –10 мин.
Число обучающихся в данном творческом объединении от 7-12 человек.
Состав – постоянный.
Адресат программы. Программа ориентирована обучающихся с 8 – 11 лет.
Принимаются, как девочки, так и мальчики. Возможен прием детей, не
имеющих первоначальных знаний в данной области.
1-год обучения - (8-9 лет) - стартовый уровень
2-год обучения- (10-11 лет) - базовый уровень

Методика работы с обучающимися предполагает развитие способностей
детей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности.
Задания
учитывают
постепенное
нарастание
сложности
технологического исполнения и композиционного построения. Все
технические приемы выжигания осваиваются в процессе выполнения
нужных и полезных в быту изделий (салфетки, обложки, украшения и др.)
Накапливая практический опыт, обучающиеся
от простых изделий
постепенно переходят к выполнению более сложных.
Не рекомендуется заниматься гильошированием детям, страдающим
аллергическими заболеваниями и астмой, т.к. в процессе выжигания
синтетические ткани выделяют специфический запах.
Цель и задачи программы.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся через
освоение
приемов художественной обработки
различных видов материалов, выжигания по ткани.
Задачи.
Обучающие:
• познакомить с технологией выжигания по ткани;
• обучить безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы
с
электроприборами, колющими и режущими предметами;
• формировать умение выразить свою идею и мысль на плоскости и в
объеме;
• формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
• знакомить с историей, развитием техники выжигания по ткани,
современным тенденциями в декоре одежды и предметов;
• формировать навыки правильного использования инструментов;
• обучать основным приемам гильоширования;
• обучать приемам выжигания различных узоров, используя схему;
• дать обучаемым базовые знания, умения и навыки, которые послужат
основой ориентации в выборе возможных профессий, связанных с
декорированием одежды, интерьера, изготовлением различных
аксессуаров.
Развивающие:
• способствовать развитию художественно-творческих способностей
обучающихся;
• способствовать
развитию
самостоятельности
и
способности
обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;
• создавать творческую атмосферу в объединении на основе
взаимопонимания и
сотрудничества для выполнения коллективной работы;

• способствовать формированию устойчивого интереса к декоративноприкладному искусству.
Воспитательные:
• создавать в процессе обучения атмосферу доверия, творческих
контактов между обучающими;
• воспитывать стремление к качественным результатам труда;
• способствовать
воспитанию
навыков
самоопределения,
самовоспитания и самоутверждения в жизни;
• формировать личностные качества: добросовестность, трудолюбие,
усидчивость, стремление доводить до конца начатое дело,
аккуратность, отзывчивость, самоконтроль.
• воспитывать уважения к культурным традициям народов России и
всего мира;
приучать к аккуратности в работе, формированию стремления
поддерживать порядок на рабочем месте.
Методическое обеспечение.
Форма занятий. Одновременно в группе могут заниматься не более 12
человек.
Всю
работу
обучающиеся
выполняют
при
помощи
электровыжигателя, в процессе подготовки ткани к работе используют
электроутюги. Это оборудование травмоопасно. Необходим постоянный
контроль педагога за выполнением обучающимися правил ТБ при работе с
электроприборами.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и
практическую часть: рассказ с целью получения знаний (теоретическая
часть), познавательные беседы, практическая часть (совместная,
индивидуальная, самостоятельная).
В процессе теоретического обучения обучающиеся знакомятся с
истоками возникновения и развития разных видов народного декоративноприкладного искусства, раскрывая их тесную связь с природой, традициями,
жизнью народа, его историей.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые
являются основной формой обучения и включают составление эскиза,
рисунка-схемы, крой деталей, припаивание деталей, вырезку рисунка на
деталях и оформление. В процессе практической работы, последовательно
обучающиеся осваивают отдельные приемы и методы выжигания по ткани.
Целью каждой практической работы ставится законченный значимый
результат. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой
для данного изделия цветовой гамме.
Приемы и методы. При объяснении нового материала используется
метод фронтальной работы – демонстрация рисунков, иллюстрированных
альбомов, готовых изделий или образцов с пояснением.

Объяснение теоретического материала и практических заданий
сопровождается демонстрацией различного рода наглядных пособий. Цель
показа готовых образцов и изделий – научить правильно использовать эти
образцы и вызвать желание творить самому, изменять и совершенствовать.
На теоретических занятиях изучаются только те методы и приемы, которые
будут использоваться в последующей практической работе.
Занятия построены так, что теоретические знания и практические
навыки даются всей группе, а дальнейшая работа ведется с каждым
обучаемым индивидуально, т.к. задания выполняются в разном тремпе.
Порядок тем составлен таким образом, чтобы каждая последующая тема
давала возможность перейти на новый, более сложный этап с получением
новой законченной работы.
По каждой выполненной работе обучаемые высказывают свои мнения,
отмечая достоинства и недостатки. Это помогает им еще раз закрепить
полученные знания и умения и учесть свои ошибки.
Методы:
1.
наглядно – действенный (практический показ с объяснением);
2.
наглядный (демонстрация чего – либо);
3.
словесный (рассказ, инструктаж, беседа);
4.
практический (самостоятельная работа и по замыслу);
5.
индивидуально – дифференцированный подход (учитывает
возможности, способности обучающихся);
6.
метод проектирования (от планирования до контроля);
7.
проблемный (метод проб и ошибок).
Приемы:
1.
наглядно – действенный (показ: частичный, полный);
2.
наглядный (демонстрация образа, шаблона, иллюстрации,
фотографии);
3.
словесный (совет, пояснение, указание, объяснение)
4.
индивидуальная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».