МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 2 от 31.08.2022 г Утверждено Приказом И.О. директора МКУДО «Дворец творчества» О.О.Смолиной № 217 от 31.08.2022 г Дополнительная общеразвивающая (адаптированная) программа художественной направленности «Творим вместе» Возраст обучающихся: 7-9 лет Срок реализации: 2 года Программу составил и реализует: Педагог ДО Багина Л.В. Талица 2022 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 1. Актуальность программы. 2. Адресат программы. 3. Учебный (тематический) план 1 год обучения (2 часа в неделю) 4. Содержание учебного плана (2 часа в неделю) 5. Планируемые результаты 1 года обучения 6. Учебный (тематический) план 2 год обучения (2 часа в неделю) 7. Содержание учебного плана (2 раза в неделю по часу) 8. Планируемые результаты 2 года обучения 9. Календарный учебный графика 2022-2023 г 10.Условия реализации программы 11.Оценочные материалы образовательной программы (формы аттестации) 12.Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы 13. Материально-техническое обеспечение программы 14. Кадровое обеспечение 15. Список литературы 16. Сведения о разработчике 17.Аннотация 18.Приложение 3 10 11 15 17 21 23 24 25 33 34 35 36 40 41 2 1.1. Пояснитель ная записка. Направленность дополнительной общеразвивающей адаптированной программы «Творим вместе» - художественная. Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается в обеспечении условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), организации их свободного времени. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Часть 3 статьи 79 ФЗ № 273 определяет специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» При этом дополнительное образование для детей с ОВЗ является равноправным компонентом образовательного пространства в Центре творческого развития «Академия детства», которое создает условия для творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Изменение представления государства и общества о правах и возможностях «особого ребѐнка» привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования. 3 Дополнительное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении или в организации дополнительного образования по программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в дополнительном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности дополнительного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний. В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект дополнительного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются, в равной степени не готовы. Педагогическая деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации адаптированной дополнительной программы заключается в организации работы с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации обучающихся в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности. Педагог дополнительного образования выявляет ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем, определяет, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает. Поэтому программой предусмотрен обеспечить ребенка с ОВЗ обучением в среде сверстников. Модель интеграции строится на основе тесного взаимодействия педагогов центра. Результаты интеграции для обучающихся: увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности; позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения; расширяет тематику изучаемого материала; демонстрирует способности, невостребованные основным образованием; увеличивает спектр изучаемого материала; повышает роль самостоятельной работы; реализует лучшие личностные качества; 4 увеличивает возможности профориентации. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения. Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Роль педагога ДТО «Творим вместе» в судьбе ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего работа с родителями. Проведение совместных занятий обучающийся, педагог, родитель и их включенность в образовательный процесс является залогом эффективности реализации дополнительной общеразвивающей (адаптированной) программы дополнительного образования и процесса социализации. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребѐнком, но и осваивают новые формы и методы общения с ним. Кроме того на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требование к нему. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей. Участие в мероприятиях (экскурсии, походы, праздники, конкурсы, занятия) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок творческих работ позволяют продемонстрировать успехи обучающихся в дополнительном образовании. В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество с педагогом ДТО «Творим вместе» помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность. Целью дополнительного образования детей с ОВЗ является: создание условий для реализации способностей и достижение успехов обучающихся с ОВЗ в учебном процессе в системе дополнительного образования. Задачи дополнительного образования в плане работы с детьми с ОВЗ: - формирование мотиваций, потребностей социальной адаптации, овладение социальными ценностями; 5 - накопление социальных понятий, представлений; становление социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ; - обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом; - обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультативной помощи; повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в работе с детьми-инвалидами; - внедрение сетевого взаимодействия со специалистами психологопедагогических служб. Ожидаемые результаты: - интегрировать детей с ограниченными возможностями здоровья в систему эффективных коммуникативных отношений со сверстниками; - создать условий для полноценного раскрытия творческого потенциала детей посредствам применения различных форм учебно-воспитательной и досуговой деятельности; - формировать компетентность основ воспитания в семье. Программа «Творим вместе» скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребѐнка, разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. Ребѐнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями. Работа с обучающимися, строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится. Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гуманизированно. Программа отражает социальный заказ образовательной организации на обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной активной общественной жизни. Детям создаются все условия, и обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1). Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в соответствии стартового уровня сложности. 6 Стартовый уровень программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Условия организации данного вида деятельности представляют собой: - дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок); - психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка); - соблюдение комфортного психоэмоционального режима; - использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности; - специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); - дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики развития ребѐнка; - комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях; - здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм). Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия с детьми по программе проходят индивидуально с учетом возможностей, интересов и форм нарушений каждого ребенка.При планировании занятий предусмотрено частое переключение видов деятельности, что повышает работоспособность, нормализует темп работы. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах.Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-терапия, изо-терапии), системности и преемственности. Актуальность программы Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. 7 Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказывают существенное влияние на формирование детской инвалидности. В современной ситуации потребность детей с ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную социальную позицию. Актуальность программы заключается в разработке и реализации программы группового и индивидуального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей. Главными ценностями программы являются: - Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей. - Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации. - Право педагога на творчество и профессиональную деятельность. - Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия. - Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. - Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в ходе реализации программы «Творим вместе» Адресат программы: Данная программа разработана для работы с детьми с ОВЗ на 2 года обучения. Возраст обучающихся 7-9 лет. Объем реализации программы: Объем программы 1 год обучения: общее количество учебных часов – 68 (2часа 1 раз в неделю). Второй год обучения: общее количество учебных часов- 70 (2 часа 2 раза в неделю) Форма организации занятий: индивидуальная. Уровень: стартовый. Формы и методы проведения занятий: 8 Наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.). Элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания). Занятие теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности). Методы обучения: - словесные – устное изложение, беседа, объяснение; - наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу; - практические – тренинг, практическая работа, игра. Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные. Продолжительность реализации программы - 2 года обучения. Цель программы: развитие творческих способностей, создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности и творческих способностей, удовлетворению образовательных потребностей каждого ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья. Поставленная цель программы определяет решение ряда задач: Образовательные: обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе дополнительное; обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ психоэмоционального режима; способствовать укреплению психологического и физиологического здоровья; Воспитательные: формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования. воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания; воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость; Развивающие: осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации; Развивать интерес к занятиям; Развивать умение ориентироваться в задании; 9 Цель и задачи 1 года обучения: создание коррекционно-развивающих условий, способствующих развитию личности и творческих способностей. Образовательные: стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие его творческого потенциала; Воспитательные: формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс; Развивающие: Развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, фантазию; Развивать моторные навыки. Цель и задачи 2 года обучения: развитие художественного вкуса и творческой инициативы обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства. Образовательные: способствовать социальной адаптации обучающегося, развитию его кругозора в соответствии с его особенностями психофизического развития, склонностями, интересами и возможностями; Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность; воспитывать оценочное отношение к действительности. Развивающие: Развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью отдельных видов технических операций при изготовлении различных поделок. Режим занятий: Все занятия проводятся в течение дня. Продолжительность индивидуальных занятий в первый год обучения -2 часа по 30 минут (68 часов в год), во второй год обучения – 2 раза в неделю по 40 минут. Между занятиями проводится перерыв 10 минут; в процесс занятия вводятся физкультминутки. В Расписание составляется с учетом возрастных особенностей детей, состояния здоровья и санитарными нормативами. Набор детей - свободный, осуществляется по желанию ребѐнка и родителей (или его законных представителей). Форма организации занятий: индивидуальная. 10