ОП Творим вместе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 2 от 31.08.2022 г

Утверждено
Приказом И.О. директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О.Смолиной
№ 217 от 31.08.2022 г

Дополнительная общеразвивающая
(адаптированная) программа
художественной направленности

«Творим вместе»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года

Программу составил и реализует:
Педагог ДО Багина Л.В.

Талица
2022

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
1. Актуальность программы.
2. Адресат программы.
3. Учебный (тематический) план 1 год обучения (2 часа в неделю)
4. Содержание учебного плана (2 часа в неделю)
5. Планируемые результаты 1 года обучения
6. Учебный (тематический) план 2 год обучения (2 часа в неделю)
7. Содержание учебного плана (2 раза в неделю по часу)
8. Планируемые результаты 2 года обучения
9. Календарный учебный графика 2022-2023 г
10.Условия реализации программы
11.Оценочные материалы образовательной программы
(формы аттестации)
12.Методическое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы
13. Материально-техническое обеспечение программы
14. Кадровое обеспечение
15. Список литературы
16. Сведения о разработчике
17.Аннотация
18.Приложение

3
10
11
15
17

21
23
24
25
33
34
35
36
40
41

2

1.1.
Пояснитель
ная записка.
Направленность дополнительной общеразвивающей адаптированной
программы «Творим вместе» - художественная.
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное
является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с
повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать,
оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно
заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в
обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается
в обеспечении условий для развития интересов, склонностей, способностей
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), организации их
свободного времени.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс
образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Часть 3 статьи 79 ФЗ
№ 273 определяет специальные условия для получения образования
обучающимися с ОВЗ. Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г.
№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
При этом дополнительное образование для детей с ОВЗ является
равноправным компонентом образовательного пространства в Центре
творческого развития «Академия детства», которое создает условия для
творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей
среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным
аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей
действительности; социального становления обучающихся в процессе
общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного
взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Изменение представления государства и общества о правах и
возможностях «особого ребѐнка» привело к постановке практической задачи
максимального охвата образованием всех детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на
получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно
использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы
и ориентиры новой образовательной политики. Признание государством
ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ
обусловливает
необходимость
создания
для
них
адекватного
образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому
отводится центральное место в обеспечении так называемого
«инклюзивного» (включенного) образования.
3

Дополнительное
образование – это специально организованный
образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде
сверстников в общеобразовательном учреждении или в организации
дополнительного образования по программам с учетом его особых
образовательных потребностей. Главное в дополнительном образовании
ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение
образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной
критерий эффективности дополнительного образования – успешность
социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с
ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом
затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает
окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду,
что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть
такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект
дополнительного образования, активно развивающийся в наши дни,
характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего
ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И
часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются, в равной степени
не готовы.
Педагогическая деятельность педагога дополнительного образования в
условиях реализации адаптированной дополнительной программы
заключается в организации работы с детьми с ОВЗ в ходе образовательного
процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и
самореализации обучающихся в их дальнейшей профессиональной и
общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного
отношения к действительности.
Педагог дополнительного образования выявляет ресурсы и дефициты
ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе
обучения проблем, определяет, что ребенок может сделать, что ему помогает,
что его ограничивает. Поэтому программой предусмотрен обеспечить
ребенка с ОВЗ обучением в среде сверстников. Модель интеграции строится
на основе тесного взаимодействия педагогов центра.
Результаты интеграции для обучающихся:

увеличивает пространство развития творческой и
познавательной активности;

позволяет реализовать индивидуальную образовательную
траекторию обучения;

расширяет тематику изучаемого материала;

демонстрирует способности, невостребованные основным
образованием;

увеличивает спектр изучаемого материала;

повышает роль самостоятельной работы;

реализует лучшие личностные качества;
4

увеличивает возможности профориентации.
Однако главным методом остается наблюдение за ребенком,
дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики,
личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные
навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная
деятельность, особенности поведения.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных
института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей
ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между
собой. Роль педагога ДТО «Творим вместе» в судьбе ребѐнка с
ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего работа с
родителями. Проведение совместных занятий обучающийся, педагог,
родитель и их включенность в образовательный процесс является залогом
эффективности
реализации
дополнительной
общеразвивающей
(адаптированной) программы дополнительного образования и процесса
социализации.
Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их.
Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим
ребѐнком, но и осваивают новые формы и методы общения с ним. Кроме
того на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности
ребенка и свои требование к нему.
Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к
событиям в жизни детей. Участие в мероприятиях (экскурсии, походы,
праздники, конкурсы, занятия) родителей вместе с детьми, способствует
формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную
близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату.
Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки
поделок творческих работ позволяют продемонстрировать успехи
обучающихся в дополнительном образовании. В результате такой работы
родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие
похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное
участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху; формируется активная
родительская позиция и адекватная самооценка.
Такое сотрудничество с педагогом ДТО «Творим вместе» помогает
родителям применять полученные знания и умения в работе со своими
детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его
проявлениях. Работа с родителями строится через индивидуальные беседы,
консультации, совместную деятельность.
Целью дополнительного образования детей с ОВЗ является: создание
условий для реализации способностей и достижение успехов обучающихся с
ОВЗ в учебном процессе в системе дополнительного образования.
Задачи дополнительного образования в плане работы с детьми с ОВЗ:
- формирование мотиваций, потребностей социальной адаптации,
овладение социальными ценностями;


5

- накопление социальных понятий, представлений; становление
социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих
социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с
ОВЗ;
- обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом;
- обеспечение родителям (законным представителям) возможности
получения необходимой консультативной помощи;
повышение
уровня
профессиональной
компетентности
педагогических работников в работе с детьми-инвалидами;
- внедрение сетевого взаимодействия со специалистами психологопедагогических служб.
Ожидаемые результаты:
- интегрировать детей с ограниченными возможностями здоровья в
систему эффективных коммуникативных отношений со сверстниками;
- создать условий для полноценного раскрытия творческого потенциала
детей посредствам применения различных форм учебно-воспитательной и
досуговой деятельности;
- формировать компетентность основ воспитания в семье.
Программа
«Творим
вместе»
скорректирована
с
учетом
интеллектуальных, физических возможностей ребѐнка, разработаны
дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно
важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку
необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я
могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и
самообразовании.
Ребѐнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать
материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими
способностями. Работа с обучающимися, строится не с учетом возраста, а с
учетом того, на каком уровне развития он находится.
Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы,
поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей,
эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок
нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть
максимально гуманизированно.
Программа отражает социальный заказ образовательной организации
на обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с
тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной
активной общественной жизни. Детям создаются все условия, и
обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1).
Содержание и материал программы организован по принципу
дифференциации в соответствии стартового уровня сложности.
6

Стартовый уровень программы предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Условия организации данного вида деятельности представляют собой:
- дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных
нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая
направленность образовательного процесса; учѐт индивидуальных
особенностей ребѐнка);
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности;
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом
специфики развития ребѐнка;
- комплексное воздействие на детей, осуществляемое на
индивидуальных и групповых занятиях;
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение
санитарно-гигиенических правил и норм).
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом
возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта.
Занятия с детьми по программе проходят индивидуально с учетом
возможностей, интересов и форм нарушений каждого ребенка.При
планировании занятий предусмотрено частое переключение видов
деятельности, что повышает работоспособность, нормализует темп работы.
Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных
маршрутах.Занятия строятся на основе принципов интегрирования
(включение элементов музо-терапия, изо-терапии), системности и
преемственности.
Актуальность программы
Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями
в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений
деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства
труда и социального развития, Министерства здравоохранения.
7

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой
социально незащищенной группой населения. Особенности детского
здоровья и развития оказывают существенное влияние на формирование
детской инвалидности.
В современной ситуации потребность детей с ограниченными
возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к
самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания,
уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает
самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых,
с отсутствием условий для реального выхода ребенка на серьезные дела
общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту
и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными
возможностями, лишая их возможности занять активную социальную
позицию.
Актуальность программы заключается в разработке и реализации
программы группового и индивидуального образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в целях включения этих детей в
общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со
сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей.
Главными ценностями программы являются:
- Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в
зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
- Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание
условий для его самореализации.
- Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.
- Психологический комфорт всех субъектов психологического
взаимодействия.
- Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными
возможностями здоровья.
- Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в
ходе реализации программы «Творим вместе»

Адресат программы:
Данная программа разработана для работы с детьми с ОВЗ на 2 года
обучения. Возраст обучающихся 7-9 лет.
Объем реализации программы:
Объем программы 1 год обучения: общее количество учебных часов –
68 (2часа 1 раз в неделю). Второй год обучения: общее количество учебных
часов- 70 (2 часа 2 раза в неделю)
Форма организации занятий: индивидуальная.
Уровень: стартовый.
Формы и методы проведения занятий:
8

Наблюдение (чувственное познание природных объектов через
различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.).
Элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и
со средой обитания). Занятие теоретическое и практическое (важное средство
образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию
элементов учебной деятельности).
Методы обучения:
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические – тренинг, практическая работа, игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Продолжительность реализации программы - 2 года обучения.
Цель программы: развитие творческих способностей, создание
коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному
развитию личности и творческих способностей, удовлетворению
образовательных потребностей каждого ребѐнка с ограниченными
возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и
психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Образовательные:
 обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе
дополнительное;
 обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ
психоэмоционального режима;
способствовать укреплению психологического и физиологического
здоровья;
Воспитательные:
 формировать у обучающихся навыки эффективного социального
взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с
ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность
дополнительного образования.
 воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания;
 воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу
последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за
выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость;
Развивающие:
 осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей,
посредством проведения мероприятий психолого-педагогической
реабилитации;
 Развивать интерес к занятиям;
 Развивать умение ориентироваться в задании;
9

Цель и задачи 1 года обучения: создание коррекционно-развивающих
условий, способствующих развитию личности и творческих способностей.
Образовательные:
стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие
его творческого потенциала;
Воспитательные:
 формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление
помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
Развивающие:
 Развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую
сферу, познавательные интересы, фантазию;
 Развивать моторные навыки.
Цель и задачи 2 года обучения: развитие художественного вкуса и
творческой инициативы обучающихся средствами декоративно-прикладного
искусства.
Образовательные:
 способствовать социальной адаптации обучающегося, развитию его
кругозора в соответствии с его особенностями психофизического развития,
склонностями, интересами и возможностями;
Воспитательные:
 воспитывать
доброжелательное
отношение
к
окружающим:
дружелюбие,
готовность
сотрудничать,
вежливость,
дисциплинированность;
 воспитывать оценочное отношение к действительности.
Развивающие:
 Развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью
отдельных видов технических операций при изготовлении различных
поделок.
Режим занятий:
Все занятия проводятся в течение дня.
Продолжительность
индивидуальных занятий в первый год обучения -2 часа по 30 минут (68
часов в год), во второй год обучения – 2 раза в неделю по 40 минут. Между
занятиями проводится перерыв 10 минут; в процесс занятия вводятся
физкультминутки. В Расписание составляется с учетом возрастных
особенностей детей, состояния здоровья и санитарными нормативами. Набор
детей - свободный, осуществляется по желанию ребѐнка и родителей (или его
законных представителей).
Форма организации занятий: индивидуальная.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».