ОП Юные мастера

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 2 от 31.08.2022

Утверждено
Приказом И.О. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О. Смолиной
№ 217 от 31.08.2022г

Дополнительная
общеразвивающая (адаптированная) программа
художественной направленности

«Юные мастера»
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составил и реализует:
педагог ДО Дмитриева Е. Н.

Талица
2022

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Комплекс основных характеристик программы ……………...3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………........9
1.3. Содержание программы первого года обучения ………………12
1.4. Учебный (тематический) план первого года обучения........…...19
1.5. Содержание учебного (тематического) плана первого года
обучения………………………………………………………………..24
1.6. Планируемые результаты первого года обучения……...………36
2. Комплекс организационно-педагогических условий…………39
2.1. Календарный учебный график ……………..……………...……39
2.2. Условия реализации программы ………………………………..39
2.3.Кадровое обеспечение программы……………………………....40
2.4. Форма аттестации………………………………………………...40
2.5. Оценочные материалы …………………………………………..40
2.6.Методические материалы ………………………………………..43
Аннотация………………………………………………………..........45
Сведения о разработчике……………………………………………..46
Список литературы……………………………………………….......47

1.Комплекс основных характеристик программы.
1.1.

ребёнка

Пояснительная записка

занимательным

«Сделать серьёзное занятие для
вот задача
первоначального обучения».
К.Д. Ушинский

Дополнительная
адаптированная
общеразвивающая
программа художественной
направленности
«Юные
мастера»,
ориентирована для детей от 12 до 14 лет с ограниченными возможностями
здоровья. Сущность обучения и развития детей
с ограниченными
возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии личности,
которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает
целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все
потенциальные возможности конкретного ребенка – психические,
физические, интеллектуальные. Творческая реабилитация - это форма
общения и развития ребенка одновременно, основанная на искусстве, в
первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Данная программа разработана с учетом особенностей детей с ОВЗ и в
соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4
3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи».
4.Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года
«Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей».
Актуальность. На современного человека обрушивается поток информации,
что приводит к избыточному нервному напряжению. А если еще добавить
недостаточное общение с природой, то становятся понятным тревоги
медиков о настоящем и будущем человека. В этом случае на помощь
приходит ручное творчество. Доказано, что создание художественных
изделий положительно влияют на психику, помогая переключаться на другой

вид деятельности, что способствует снижению утомляемости и нервного
напряжения.
Необходимость современного подхода к формированию творческой
личности, обусловлена приобщением детей к изобразительному искусству и
декоративно
прикладному
творчеству,
из
чего
определяется актуальность программы «Юные мастера»:
1. Основными требованиями к программам дополнительного образования
детей в развитии мотивации ребенка к познанию и творчеству.
2. Приоритетами
учреждений дополнительного образования детей
в воспитании и развитии ребенка, при котором предмет и дисциплина
не цель, а средство формирования и совершенствования многогранной
и всесторонне развитой личности.
3. Запросом образовательных учреждений на разработку программ для
внеурочной деятельности.
4. Потребностями
родителей обучающихся, заинтересованных в
личностном развитии ребенка, возможности реализоваться в
творчестве.
Отличительные особенности программы – заключается в совместном
творчестве педагога с обучающимися. Педагог должен не столько передать
определенную совокупность знаний, сколько помочь обучающимся сделать
самостоятельные выводы и открытия.
Содержание
программы позволяет осуществлять
постепенную
подготовку теоретических знаний и практических умений деятельности
обучающихся, а за счет повторения знаний и умений на более высоком
уровне сложности отводит значительное место практическим навыкам
обучающихся при выполнении самостоятельных работ.
Также отличительной особенностью является возможность совместить
в одной программе, несколько совершенно разных технологий, видов
деятельности.
- способность содержания программы прививать социально - значимые
качества, которые могут пригодиться в предпрофессиональной подготовке;
- индивидуализация (регулирование времени, темпа, организации
пространства при освоении содержания программы);
- обращенность к процессам самопознания, самовыражения и
самореализации обучающегося;
- подлинный диалоговый характер межличностных отношений между
педагогом и обучающимися;
- обобщение большинства известных техник декоративно-прикладного
искусства , выстроенных в единой логике от простого к сложному, в
сочетании с другим методом – от знаний к творчеству, когда любая
информация, будь то словесное описание или наглядный материал, является
отправной точкой для будущей творческой работы;
Раннее приобщение детей к практической художественной
деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего
активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.

Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти,
координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством
коррекции психического развития школьника.
Содержание программы представлено различными видами трудовой
деятельности и направлено на овладение обучающимися необходимыми в
жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами
(работа с бумагой, картоном, работа с деревом и глиной) изготовление
игрушек, аппликаций, различных полезных предметов.
Педагогическая целесообразность программы «Юные мастера» состоит в
том, чтобы есть возможность создать комфортную среду для общения,
развития способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализации. Занятия направлены на развитие у обучающихся
способности к продуктивной творческой деятельности, в ходе которой
ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует
свой замысел, находя в совместной деятельности с педагогом, средства для
его воплощения.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое
целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и
игровых задач. Тематика занятий строится с учетом интересов
обучающегося, возможности его самовыражения. В ходе усвоения ребенком
содержания программы учитывается темп развития специальных умений и
навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Особое внимание уделяется созданию доброжелательной творческой
обстановки, что способствует выявлению индивидуальности ребенка,
динамики творческого роста и стремлению узнать мир во всех его ярких
красках и проявлениях. Изучение программного материала способствует
поэтапному развитию у детей логического мышления, пространственного
воображения,
наблюдательности,
фантазии. Во
время
занятий
творчеством
снимается
излишняя
возбудимость,
создаѐтся
непринужденная и творческая атмосфера.
Адресат программы: Программа предназначена для детей с ограниченными
возможностями среднего школьного возраста (12-14 лет).
индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (применительно к
обучающимся) - лица с особыми образовательными потребностями, так как
ограничение возможностей участия человека с отклонениями в развитии в
традиционном образовательном процессе вызывает у него особые
потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей
преодолевать эти ограничения, затруднения.
Детям с ОВЗ свойственен ряд специфических особенностей: быстрая
утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой
деятельности. У детей с ОВЗ снижение работоспособности и неустойчивость
внимания проявляются в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью,
недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки внимания
отрицательно сказываются на процессах ощущения и восприятия. У детей с
ОВЗ наблюдается более низкий, по сравнению с нормой, уровень восприятия.
Существенными недостатками восприятия являются замедленный темп
переработки получаемой ребенком информации, нарушение функций поиска.
Общие особенности детей с ОВЗ и детей, поступающих на
индивидуальное обучение в МКУДО « Дворец творчества» ЦТР « Академия
детства»:
- недостаточное физическое развитие, включая
нарушения
общей
и
мелкой
моторики;
нарушения
интеллекта
различной
степени
выраженности;
- нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности;
- недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков
самообслуживания.
Работа на занятиях по программе «Юные мастера» - прекрасное
средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также
конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее с ОВЗ).
Возрастные особенности детей 12-14 лет. Характерные черты периода
среднего школьного возраста – пытливость ума и жадное стремление к
познанию, широта интересов, сочетающиеся с разбросанностью, отсутствием
системы в приобретении знаний. Новые умственные качества направляются
на те сферы деятельности, которые более интересны. При решении
практических жизненных задач проявляется незаурядная смекалка и
находчивость. Период среднего школьного возраста характеризуется
выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями
настроения. Происходит процесс формирования самосознания, осознанное
отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам
поведения, переживаниям и мыслям. Представление о себе складывается под
влиянием мнения и оценок окружающих. Безапелляционность суждений и
категоричность оценок сопровождаются постоянными сомнениями и
неуверенностью в правильности своих поступков. Ключевая потребность –
расширить интерес в области применения IT технологий, получить
возможность применить полученные знания на практике при
самостоятельной работе на ПК, потребность в общение со
старшеклассниками.
Дети этого возраста уже готовы овладеть осознанно правильным
отношением к объектам ближайшего окружения, с которыми они вступают в
непосредственный контакт. Общественная среда, в которой они живут,
являются основными источниками их впечатлений.
Уровень программы: стартовый
Срок реализации программы: 1 год. Общее количество часов – 70
часов.
Объем реализации программы:
Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятие проводятся 2 раза в

неделю по 1 часу.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 40
мин. СанПин 2.4.3648-20.
Форма организации занятий: индивидуальная.
Во время занятия предусмотрены перерывы для отдыха детей. Однако,
возможна длительность перерыва в зависимости от эмоционального
состояния детей с ОВЗ, уровня напряжения их внимания и
работоспособности, степени утомляемости и других особенностей.
Формы проведения занятий:
Наблюдение - чувственное познание объектов окружающей
действительности через различные способы восприятия (зрительное,
слуховое, тактильное и др.).
Элементарный эксперимент дает реальные представления о
различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими
объектами и с окружающей средой.
Занятие теоретическое и практическое - важное средство
образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию
элементов учебной деятельности.
Методы обучения:
- словесные: устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные: показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические: практическая работа, игра.
Тип занятий:
теоретические, практические, комбинированные.
Срок реализации программы - 1 год обучения.
1.2. Цель и задачи программы:
создание условий, способствующих максимальному развитию личности и
творческих способностей, удовлетворению образовательных потребностей
каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сохранению и
поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации детей с
ОВЗ к новым социальным условиям.
Задачи программы
Образовательные:
- Обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе
дополнительное;
- Создать условия для формирования у обучающегося навыков ручного
труда, овладения различными технологиями работы с различными
материалами;
- Обучить способам создания композиции, соблюдения цветовой гармонии;
- Способствовать созданию моделей по собственному замыслу;

- Формировать умения самостоятельно решать вопросы по изготовлению
изделий.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся навыки эффективного социального
взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ,
через вовлечение их в активную творческую деятельность;
- создать условия для полноценного досуга детей;
- приобщение детей к человеческим ценностям, бережному сохранению и
продолжению традиций своего народа;
- воспитывать трепетное отношение к природе, мотивирование интереса к
окружающей среде и желания ее защищать;
- воспитывать уважительное отношение к народным традициям, ручному
ремесленному труду, к ценностям культурного наследия;
- формировать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение
довести начатое дело до конца;
- воспитывать взаимопомощь и отзывчивость;
- воспитывать бережное отношение к используемым материалам;
- воспитывать основу культуры труда.
- развивать фантазию обучающихся, через вовлечение в творческий процесс;
- развивать самостоятельность в принятии решения обучающимися при
воплощении своих творческих замыслов;
- создавать ситуации успеха.
Развивающие:
Способствовать:
- развитию аналитических способностей (с ориентацией занятий на
систематическое сопоставление, сравнение, выявление общего, особенного,
единичного);
-развитию индивидуальных творческих способностей и мышления
обучающихся;
- развитию крупной и мелкой моторики;
- развивать фантазию обучающихся, через вовлечение в творческий процесс;
- развивать самостоятельность в принятии решения обучающимися при
воплощении своих творческих замыслов;
- развивать умения высказывать свою точку зрения, проводить самоанализ
рассуждений, самостоятельного формировать творческую идею;
- развивать художественно-эстетический вкус обучающихся;
- развивать моторные навыки при выполнении робот ручным инструментом;
развивать пространственное мышление;
- развивать ответственное отношение к делу, самоконтроль;
- формировать навыки организации своего рабочего места.
Задачи данной программы будут выполнены, если обучающийся на
занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит

не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при
которых его потенциал будет использован полностью.
Формами подведения итогов могут быть: выставки, участие в конкурсах,
самооценка..
По окончании программы обучающиеся будут ориентироваться в
следующих понятиях:
-названия ручных инструментов, материалов, приспособлений,
предусмотренных программой;
-правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
Обучающиеся будут владеть практическими навыками:
-правильно пользоваться ручными инструментами;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах
технического труда;
-организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время
работы;
-бережно относиться к инструментам и материалам;
-экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки,
угольника, от руки или на глаз;
-самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
-правильно выполнять изученные технологические операции по всем
видам труда, различать их по внешнему виду.
Реализация данной цели в программе « Юные мастера» опирается на
следующие методологические принципы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей, обучающихся с
ОВЗ;
- систематичность и последовательность;
- уход от жесткого регламентирования обучения;
- использование многообразных форм организации обучения;
- широкое использование методов, активизирующих мышление,
воображение;
- создание эмоционально значимых для обучающихся ситуаций;
- выделение в качестве ведущей диалоговой формы общения педагога и
ребенка, детей между собой, что формирует уважение, доверие и совместное
творчество.
Программа
«Юные
мастера»
скорректирована
с
учетом
интеллектуальных,
физических
возможностей
детей,
разработаны
дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно
важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку
необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я
могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и
самообразовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».