МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 2 от 31.08.2022 г Утверждено Приказом И.О. директора МКУДО «Дворец творчества» О.О.Смолиной № 217 от 31.08.2022 г Дополнительная общеразвивающая (адаптированная) программа художественной направленности «Чудеса из ткани» Возраст обучающихся: 13-17 лет Срок реализации: 2 года Программу составил и реализует: Педагог ДО Багина Л.В. Талица 2022 1.Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса из ткани» художественной направленности. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-Ф3. 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008 г. Москва. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3.Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) В основу данной программы положена дополнительная общеобразовательная программа «Страна мастеров» художественной направленности А.А.Ушаков. п.Хор Хабаровского края 2015 г. В указанную программу внесены изменения и дополнения в учебнотематическом плане, содержании, режиме занятий. Актуальность программы Актуальность программы заключается в разработке и реализации программы индивидуального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей. Главными ценностями программы являются: - Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей. - Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации. - Право педагога на творчество и профессиональную деятельность. - Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия. - Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. - Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в ходе реализации программы «Чудеса из ткани» Программа разработана для учреждения дополнительного образования, что актуально, так как в дополнительном образовании образовательная деятельность должна быть направлена на «социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе» Новая Концепция развития дополнительного образования нацеливает учреждения дополнительного образования на «превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство». Основные особенности программы. Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказывают существенное влияние на формирование детской инвалидности. В современной ситуации потребность детей с ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную социальную позицию. Настоящая программа рассчитана только на работу в детском объединении в системе дополнительного образования. Уровень программы: стартовый. Особое внимание уделяется практическому выполнению ручных стежков и машинных швов, уделено внимание тому, чтобы обучающиеся знали и правильно употребляли термины. Отличительные особенности: Программа отличается тем, что она нацелена на интеграцию различных видов художественно-творческой деятельности обучающихся. Программа «Чудеса из ткани» является однопрофильной, представляет собой самостоятельное направление (шитьѐ). Предпочтение отдаѐтся небольшим по объѐму изделиям, на которые не требуется много материалов и времени, что также очень важно для обучающихся, которые хотят, как можно быстрее увидеть результат своего труда. Материал для работы подбирается индивидуально, в зависимости от его психомоторных особенностей. Методы и технология обучения используются с учѐтом особенностей обучающегося. Форма обучения – очная. Форма организации занятий: индивидуальные занятия. Адресат программы: данная программа разработана для индивидуальной работы с детьми ОВЗ, обучающиеся с 13-17 лет. Режим занятий: Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. На реализацию программы в год отводится: 70 часов. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся с ОВЗ в интеллектуальном, нравственном, художественноэстетическом развитии, формирование основных навыков швейного дела с помощью швейной машины. Поставленная цель программы определяет решение ряда задач: Образовательные: обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе дополнительное; обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ психоэмоционального режима; способствовать укреплению психологического и физиологического здоровья; Воспитательные: формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования. воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания; воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость; Развивающие: Осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации; Развивать интерес к занятиям; Развивать умение ориентироваться в задании; Цель и задачи первого года обучения. Цель первого года обучения: формирование эстетического вкуса, художественных и творческих способностей обучающихся. Образовательные: стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие его творческого потенциала; Воспитательные: формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс; Развивающие: Развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, фантазию; Цель второго года обучения: формирование креативного мышления на основе традиционных и современных видов работы с тканью. Образовательные: обучить практическим навыкам работы с тканью в различных техниках, научить правильно пользоваться инструментами и материалами, сформировать знания о правилах техники безопасности. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность; воспитывать оценочное отношение к действительности. Развивающие: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность; воспитывать оценочное отношение к действительности.