ОП (А) Шаг за шагом 22-23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 2 от 31.08.2022

Утверждено
Приказом и.о. директора
МКУДО «Дворец творчества»
и.о. директора Смолина О.О.
№ 217 от 31.08.2022г.

Дополнительная
общеразвивающая (адаптированная) программа
социально – гуманитарной направленности

«Шаг за шагом»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года

Программу составил и реализует
педагог ДО Дмитриева Е.Н.

Талица
2022

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Комплекс основных характеристик программы ……………….3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………….......8
1.3. Содержание программы первого года обучения …………….…9
1.4. Учебный (тематический) план первого года обучения........……9
1.5. Содержание учебного (тематического) плана первого года
обучения………………………………………………………………..18
1.6. Планируемые результаты первого года обучения……...………30
1.7. Содержание программы второго года обучения ……………….32
1.8. Учебный (тематический) план второго года обучения........…...33
1.9. Содержание учебного (тематического) плана второго года
обучения……………………………………………………………..…41
1.10. Планируемые результаты второго года обучения…………….54
2. Комплекс организационно-педагогических условий…………55
2.1. Календарный учебный график ……………..……………...…….55
2.2. Условия реализации программы ………………………………..56
2.3. Кадровое обеспечение программы……………………………...57
2.4. Форма аттестации………………………………………………...57
2.5. Оценочные материалы …………………………………………..57
2.6. Методические материалы ………………………………………59
Аннотация……………………………………………………….........60
Сведения о разработчике…………………………………………….61
Список литературы……………………………………………….......62

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая адаптированная программа «Шаг за
шагом» является программой социально – гуманитарной направленности, и
имеет стартовый уровень обучения.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире,
который предъявляет серьезные требования к ним. Программа помогает детям
адаптироваться к жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где
дети комплексно используют свои знания.
Сущность и основное назначение дополнительного образования
заключается в обеспечении условий для развития интересов, склонностей,
способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
организации их свободного времени. Основополагающим законодательным
актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации". Часть 3 статьи 79 ФЗ № 273 определяет специальные
условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.
Программа «Шаг за шагом» является коррекционно - развивающей
программой для детей с ОВЗ, направлена на поддержку среды для детского
творчества и обеспечение возможности самореализации обучающегося.
Содержание программы направлено на создание условий для развития
личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение
обучающегося к общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуальное
и духовное развитие личности ребенка.
Условия организации данного вида деятельности:
1. На занятиях организована структура деятельности, создающая
условия
для
развития
творческих
способностей
обучающегося,
предусматривающая их дифференциацию.
2. Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3

3. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному,
возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом
уровне.
Данная программа имеет ряд особенностей:
1. Программа учитывает имеющееся у детей преобладание эстетической и
гуманистической направленностей в отношении к миру природы, миру вещей,
людям и себе при недостаточности общего запаса знаний, незрелости
мышления и быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Поэтому в процессе обучения используются принципы развивающего
обучения, которые позволяют развивать разные виды отношений
обучающегося к окружающему миру.
2. В программе учитывается преобладание игровых интересов и максимально
используется игра, являющаяся ведущей деятельностью в жизни детей
старшего дошкольного возраста. На каждом занятии предполагается
использовать различные игры - подвижные, сюжетно-ролевые, настольнопечатные, иллюстративные, творческие. Игровое взаимодействие с живыми
объектами, познание мира игровым способом, позволяет сделать процесс
получения новой информации увлекательным и интересным, пережить ее,
донести до других, испытать положительные эмоции - интерес, радость,
чувство удовлетворенности, что значительно облегчает, активизирует
обучение и воспитание дошкольника.
3.Программа использует естественную потребность детей этого возраста
отображать окружающий мир в рисунках, в цвете. Поэтому почти на каждом
занятии обучающиеся имеют возможность средствами изобразительного
искусства закрепить полученные знания, выразить свое особое цветовое
видение природы, природных явлений.
4. Программа дает возможность не только усваивать теоретические знания, но
и приобретать простейшие навыки: делать что-то своими руками и с помощью
педагога, родителей, развивать свои творческие способности. Поэтому
большинство занятий строится на различных видах художественной
деятельности.
Актуальность программы.
Дополнительная общеразвивающая адаптированная программа «Шаг за
шагом» ориентирована на детей с ОВЗ. Данная программа разработана с
учетом особенностей детей с ОВЗ и в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»

4

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения
РФ от 03.09.2019 № 467)
5.Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года
«Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей».
18. Устав МКУДО «Дворец творчества».
Приоритетным направлением государственной образовательной
политики в настоящее время становится развитие дополнительного
образования детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями
здоровья. В связи с этим, одна из приоритетных задач российского
образования - обеспечение доступности качественного дополнительного
образования детей данной категории, так как, именно, дополнительное
образование обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности, что очень важно для детей с ОВЗ
(Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ст. 75 п.10).
Современные дети живут в эпоху активной информатизации,
компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее
проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают
интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас
повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных,
строительных и других машин
Адресат программы: дети 5-7 лет. Данная программа разработана для
индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.
Общие особенности детей с ОВЗ и детей, поступающих на
индивидуальное обучение в МКУДО « Дворец творчества» ЦТР « Академия
детства»:
- недостаточное физическое развитие, включая нарушения общей и
мелкой моторики;
- нарушения
интеллекта
различной
степени
выраженности;
нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности;
5

- недостаточное развитие
самообслуживания.

коммуникативных

навыков

и

навыков

Детям с ОВЗ свойственен ряд специфических особенностей: быстрая
утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой
деятельности. У детей с ОВЗ снижение работоспособности и неустойчивость
внимания проявляются в зависимости от их индивидуальных особенностей. У
одних детей наиболее высокий уровень напряжения внимания и
работоспособности обнаруживается в начале выполнения задания и снижается
к концу работы; у других – наибольшая работоспособность наступает через
какое-то время после начала работы; у третьих – отмечаются периодические
колебания внимания и работоспособности на протяжении выполнения
задания. Внимание детей с ОВЗ характеризуется неустойчивостью,
повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на
объекте. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах
ощущения и восприятия. У детей с ОВЗ наблюдается более низкий, по
сравнению с нормой, уровень восприятия. Существенными недостатками
восприятия являются замедленный темп переработки получаемой ребенком
информации, нарушение функций поиска.
Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия,
которое формируется в процессе взаимодействия зрения, двигательного
анализатора и осязания. По мнению ряда зарубежных психологов, отставание
в развитии пространственного восприятия является одной их причин
трудностей в обучении, испытываемых детьми с ОВЗ. У детей с ОВЗ
наблюдается отставание в развитии всех форм мышления, низкий уровень
познавательной активности, малый объем памяти, неточность в
воспроизведении информации. Устная речь содержит негрубые нарушения,
как произношения, так и грамматического строя. У таких детей беден
словарный запас, нарушено логическое построение связанных высказываний,
наблюдается «застревание» на второстепенных деталях и пропуск важного
логического звена. Учебная мотивация детей с ОВЗ отсутствует или выражена
крайне слабо. Ведущей деятельностью для них является игра. В содержание
программного материала максимально включены - занимательный материал,
использование наглядности для коррекции развития познавательной сферы, а
также активные формы, методы и приемы обучения, которые являются одним
из необходимых средств повышения эффективности коррекционно –
развивающего процесса.
Однако дети с ОВЗ всегда способны использовать оказанную им в
процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят
этот принцип на выполнение других сходных заданий, т.е. они могут, в
последствии, выполнить самостоятельно то, что в данный момент выполняют
с помощью педагога. В связи с вышесказанным, обучение данной категории
обучающихся требует применения особых форм, приемов и методов обучения
6

и воспитания, специальных дидактических материалов, позволяющих
активизировать познавательную деятельность детей с ОВЗ, путем усиления
мотивации, сосредоточения внимания обучающихся на задании.
Уровень программы: стартовый.
Форма занятий – индивидуальные занятия.
Срок реализации программы: 2 года. Общее количество часов – 136
часов.
Объем реализации программы:
Программа 1 года обучения: учебный план составляет 68 часов.
Программа 2 года обучения: учебный план составляет 68 часов.
Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятие проводятся 2 раза в
неделю по 1 часу.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 30
мин.

7

1.2.

Цель и задачи образовательной программы.

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся с ОВЗ, социализация и адаптация их к жизни в обществе,
создание условий для личностного развития и творческого труда;
удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном, художественно – эстетическом развитии, формирование общей
культуры.
Задачи программы:
Образовательные:
 обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе
дополнительное;
 стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие
его творческого потенциала;
 способствовать социальной адаптации обучающегося, развитию его
кругозора в соответствии с его особенностями психофизического развития,
склонностями, интересами и возможностями.
Воспитательные:
 формировать у обучающихся навыки эффективного социального
взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ,
через вовлечение их в активную творческую деятельность
дополнительного образования;
 формировать навыки: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность,
умение идти на компромисс;
 воспитывать
доброжелательное
отношение
к
окружающим:
дружелюбие,
готовность
сотрудничать,
вежливость,
дисциплинированность.
Развивающие:
 осуществлять коррекцию особенностей личностного развития детей,
посредством проведения мероприятий психолого-педагогической
реабилитации;
 развивать интерес к занятиям;
 развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую
сферу, познавательные интересы, фантазию.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».