ОП (А) Я открываю мир шахмат и шашек 22-23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом МКУ
ДО «Дворец творчества»
Протокол № от 31.08.2022г.

Утверждено
Приказом И.О. Директора
МКУ ДО «Дворец творчества»
О.О. Смолиной
№
от 31.08.2022г.

Дополнительная общеразвивающая
(адаптированная) программа
физкультурно-спортивной направленности

«Я открываю мир шахмат и шашек»
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составил и реализует:
педагог ДО Охоткина Н.В.

Талица
2022

СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка

3

1

Актуальность программы

9

2

Адресат программы

10

3

Учебный план (тематический)1 года обучения (групповые
занятия)

13

4

Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
(групповые занятия)

17

5

Планируемый результат 1 года обучения

27

6

Календарный учебный график на 2022-2023гг

28

7

Условия реализации программы

30

8

Оценочные материалы образовательной программы (форма
аттестации)

31

9

Методическое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы

38

10

Материально-техническое обеспечение программы

39

11

Кадровое обеспечение

40

12

Аннотация

41

13

Сведения о разработчике

42

14

Список литературы

43

15

Приложение 1

48

2

Пояснительная записка.
Направленность

дополнительной

общеразвивающей

адаптированной

программы «Я открываю мир шахмат и шашек» - физкультурно-спортивная.
Уровень- стартовый.
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и
общества. Одна из главных задач деятельности организаций дополнительного
образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое
развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, как категорией
детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и
общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать
значимость

своей

интеллектуальное

личности,
и

обеспечить

физическое

социальное,

развитие

эмоциональное,

ребенка,

имеющего

нарушения, попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения,
помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни.
Роль

дополнительного

образования

ребёнка

с

ограниченными

возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое
складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный
подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные
возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные.
Таким

образом,

у

него

появляется

возможность

самостоятельной

жизнедеятельности в будущем. Дополнительное образование для детей с ОВЗ
является равноправным компонентом образовательного пространства в Центре
творческого развития «Академия детства», которое создает условия для творческой
самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам
жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающихся в процессе общения и совместной
деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками
и педагогами.
3

Программа разработана в соответствии с нормативными и методическими
документами:
− Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012. №273-ФЗ;
− Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);
− Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

программам

(утвержден

приказом

Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196);
− Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18.11.2015. № 09-3242;
−

Методическими

рекомендациями

по

реализации

адаптированных

дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально–
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей–инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей» (Письмо Минобрнауки от 29.03.2016
№ВК- 641/09);
− Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
"Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

"Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
− Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах ГАНОУ СО «Дворец молодежи», утвержденным приказом от
14.05.2020 №269-д.
Группа детей с ОВЗ в детском творческом объединении «Я открываю мир
шахмат и шашек»

чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными

нарушениями развития: речи (ТНР), интеллекта, с выраженными расстройствами
эмоционально-волевой сферы, включая с расстройствами аутистического спектра
(РАС), с задержкой психического развития (ЗПР), с комплексными нарушениями
развития. В этих условиях организация дополнительного образования должна быть
4

адаптивна к потребностям и возможностям особой части своего контингента –
детям с ОВЗ. Поэтому ребенок не ограничен во времени, он в своем темпе может
усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями. Работа с обучающимися строится не с учетом
возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится. Социальнопозитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в ЦТР «Академия детства», в первую
очередь, ориентирована на создание ситуации успеха обучающегося.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных
института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности
ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Роль
педагога ДТО «Я открываю мир шахмат и шашек» в судьбе ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего работа с родителями.
Проведение совместных занятий обучающийся, педагог, родитель и их
включенность в образовательный процесс является залогом эффективности
реализации дополнительной общеразвивающей (адаптированной) программы
дополнительного образования и процесса социализации.
Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. В центре
они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и
осваивают новые формы и методы общения с ним. Кроме того, на занятиях
родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требование
к нему. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в
жизни детей. Участие в мероприятиях ЦТР «Академия девства» (экскурсии,
походы, праздники, конкурсы, занятия) родителей вместе с детьми, способствует
формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную
близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату.
Совместные с обучающимися родительские собрания, шахматные турниры
семейных команд, позволяют продемонстрировать успехи детей в дополнительном
образовании. В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть
семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере
других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху.
Такое сотрудничество с педагогом ДТО «Я открываю мир шахмат и шашек»
5

помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими
детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации,
совместную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы «Я открываю мир шахмат и
шашек» объясняется тем, что
максимально

прост

и

курс обучения игре в шахматы и шашки

доступен

детям

с

особыми

образовательными

потребностями. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций.
Важное

значение,

при

изучении

шахматного

курса,

имеет специально

организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема
обыгрывания заданий, создания игровых ситуаций. Игра в шахматы и шашки
дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное –
это развитие памяти. Игра в шахматы способствует зарождению логического
мышления,

воспитывает

целеустремленность.

усидчивость,

Шахматы

и

внимательность,

шашки

положительно

вдумчивость,
влияют

на

совершенствование у детей с ОВЗ многих психических процессов и таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением.
Целью дополнительного образования детей с ОВЗ является: создание
условий для реализации способностей и достижение успехов обучающихся с ОВЗ
в учебном процессе в системе дополнительного образования.
Задачи дополнительного образования в плане работы с детьми с ОВЗ:
- формирование мотивации, потребностей социальной адаптации, овладение
социальными ценностями;
- накопление социальных понятий, представлений; становление социальных
чувств,

эмоциональных

переживаний,

сопровождающих

социальные

антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ;
- обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом;
6

или

-

обеспечение

родителям

(законным

представителям)

возможности

получения необходимой консультативной помощи;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических
работников в работе с особыми образовательными потребностями;
- внедрение сетевого взаимодействия со специалистами психологопедагогических служб.
Программа «Я открываю мир шахмат и шашек» скорректирована с учетом
интеллектуальных,

физических

возможностей

ребёнка,

разработаны

дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в
работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Детям необходимо
осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также
принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.
Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать
материал в соответствии со своим уровнем развития и природобразующими
способностями. Работа с обучающимися, строится не с учетом возраста, а с учетом
того, на каком уровне развития он находится.
Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому
недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и
волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался
в социальном плане, обучение должно быть максимально гармонизировано.
Программа отражает социальный заказ образовательной организации на
обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с тем, чтобы
содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной активной
общественной жизни. Детям создаются все условия, и обеспечивается психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса, способствующие
развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ-№273 «Об образовании в Российской
Федерации» ст.79 п.1).
Условия организации данного вида деятельности представляют собой:
- дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных
нагрузок);
7

-

психолого-педагогические

условия

(коррекционно-развивающая

направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей
ребёнка);
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности;
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач
обучения,

ориентированных

на

особые

образовательные

потребности

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
-

дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом

специфики развития ребёнка;
- комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и
групповых занятиях;
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарногигиенических правил и норм).
В данной программе все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с
учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта.
Занятия с детьми по программе проходят в микро группах с учетом
индивидуальных возможностей, интересов и форм нарушений каждого ребенка.
Для каждой группы используется система заданий различного уровня сложности.
При планировании занятий 1 года обучения предусмотрено частое переключение
видов деятельности, что повышает работоспособность, нормализует темп работы.
Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах.
Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов
упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ,
дидактические

игры,

комплекс

телесно-ориентированных

системности и преемственности.
8

упражнений),

Актуальность программы
Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в
развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений
деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда
и социального развития, Министерства здравоохранения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально
незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития
оказывают существенное влияние на формирование детской инвалидности.

В

современной ситуации потребность детей с ограниченными возможностями в
приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению
сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны
взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную
ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального
выхода ребенка на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к
острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития
детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную
социальную позицию.
Главными ценностями программы являются:
- Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в
зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
- Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий
для его самореализации.
- Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями
здоровья.
- Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в ходе
реализации программы «Я открываю мир шахмат и шашек»

Адресат программы:
Данная программа разработана для групповой работы с детьми с ОВЗ 1 года
обучения. Возраст обучающихся 12-18 лет.
9

Объем реализации программы:
Объем программы (групповые занятия) для обучающихся 1 года обучения:
общее количество учебных часов – 140 часов (2 часа 2 раза в неделю).
Форма организации занятий: групповые.
Состав группы постоянный.
Уровень: стартовый
Формы и методы проведения занятий:
Формы обучения: очная, дистанционная, электронная.
Методы обучения:
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
-

практические

–

упражнения,

тестовые

задания, практическая

работа,

дидактическая игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Продолжительность реализации программы - 1 год обучения.
Цель программы: развитие творческого и интеллектуального потенциала
средствами игры в шахматы и шашки, удовлетворение образовательных
потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья,
сохранение и поддержание его физического и психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Обучающие:
- учить ориентироваться на плоскости, думать, запоминать, сравнивать, обобщать,
предвидеть результаты своей деятельности;
- формировать у обучающихся умение эффективно играть каждой фигурой в
отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил игры в
шахматы и умения ставить мат;
- учить применять на практике различные методы и приемы в игре шахмат и
шашек;
- способствовать освоению основных шахматных понятий: шахматная доска,
шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция,
10

шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске,
ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия,
способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в
активную творческую деятельность дополнительного образования.
- формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь,
тактичность, умение идти на компромисс;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие,
готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность.
Развивающие:
- осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством
проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации;
- развивать концентрацию и устойчивое внимание, умение анализировать;
-развивать

внимание,

образное

мышление,

эмоциональный

настрой

познавательный интерес;
- развивать межполушарное взаимодействие.
Режим занятий
Все занятия проводятся в течение дня.

Продолжительность групповых

занятий –40 минут (140 часов в год), между занятиями проводится перерыв 10
минут в процесс занятия, вводятся физкультминутки. Расписание составляется с
учетом возрастных особенностей детей, состояния здоровья и санитарными
нормативами. Набор детей - свободный, осуществляется по желанию ребёнка и
родителей (или его законных представителей).
Форма организации занятий: групповые.
Краткое содержание программы
Содержание программы «Я открываю мир шахмат и шашек» знакомит детей
со

следующими направлениями: «Русские шашки»,

«Шахматная

партия».
11

«Шахматная

доска»,

Направление - «Русские шашки». В этом разделе дети знакомятся с историей
возникновения шашечной игры, с легендой о возникновении шашек. Изучают поля,
линии, их обозначение, ходы и взятие фигур. Выполняют упражнения ходов
пешками, тренировочные упражнения. Знакомятся со способами защиты,
открытые и двойные ходы. Обучаются алгоритму хода, а так же решению
упражнений

на

выигрыш

в

различное

количество

ходов.

В

разделе

рассматриваются общие принципы разыгрывание партии, понятие о шашечном
турнире, правила поведения при игре в шашечных турнирах, правила поведения в
соревнованиях.
Направление - «Шахматная доска». В этом направлении обучающиеся
знакомятся с историей происхождения шахмат, а так же с сильными и слабыми, с
легкими и тяжелыми фигурами в шахматах. Выполняют задания, используя
компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих». Знакомство с
расположением каждой из фигур в начальной позиции, с правилом «ферзь любит
свой цвет» и связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной
расстановкой фигур происходит в игровой форме. «Игра на уничтожение» –
важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитико-синтетическая функция мышления.
Направление - «Шахматная партия». Игра всеми фигурами из начального
положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию), запись
партии, шахматная нотация. Демонстрация коротких партий. Так как в первый год
обучения детям предложены комбинации определенного содержания, например,
комбинации, основанные на ударной силе коня, комбинации на перекрытие и так
далее. Следовательно, обучающимся

дается

для решения определенное

количество различных комбинаций без наводящих указаний. Это значительно
усложнит задачу, но примеры не должны быть трудными. Итоговое занятие
«Шахматный турнир».

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».