МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКУ ДО «Дворец творчества» Протокол № от 31.08.2022г. Утверждено Приказом И.О. Директора МКУ ДО «Дворец творчества» О.О. Смолиной № от 31.08.2022г. Дополнительная общеразвивающая (адаптированная) программа физкультурно-спортивной направленности «Я открываю мир шахмат и шашек» Возраст обучающихся: 12-18 лет Срок реализации: 1 год Программу составил и реализует: педагог ДО Охоткина Н.В. Талица 2022 СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка 3 1 Актуальность программы 9 2 Адресат программы 10 3 Учебный план (тематический)1 года обучения (групповые занятия) 13 4 Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения (групповые занятия) 17 5 Планируемый результат 1 года обучения 27 6 Календарный учебный график на 2022-2023гг 28 7 Условия реализации программы 30 8 Оценочные материалы образовательной программы (форма аттестации) 31 9 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы 38 10 Материально-техническое обеспечение программы 39 11 Кадровое обеспечение 40 12 Аннотация 41 13 Сведения о разработчике 42 14 Список литературы 43 15 Приложение 1 48 2 Пояснительная записка. Направленность дополнительной общеразвивающей адаптированной программы «Я открываю мир шахмат и шашек» - физкультурно-спортивная. Уровень- стартовый. Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности организаций дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей интеллектуальное личности, и обеспечить физическое социальное, развитие эмоциональное, ребенка, имеющего нарушения, попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. Роль дополнительного образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем. Дополнительное образование для детей с ОВЗ является равноправным компонентом образовательного пространства в Центре творческого развития «Академия детства», которое создает условия для творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. 3 Программа разработана в соответствии с нормативными и методическими документами: − Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ; − Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р); − Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196); − Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015. № 09-3242; − Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально– психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей–инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» (Письмо Минобрнауки от 29.03.2016 №ВК- 641/09); − Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; − Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах ГАНОУ СО «Дворец молодежи», утвержденным приказом от 14.05.2020 №269-д. Группа детей с ОВЗ в детском творческом объединении «Я открываю мир шахмат и шашек» чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: речи (ТНР), интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая с расстройствами аутистического спектра (РАС), с задержкой психического развития (ЗПР), с комплексными нарушениями развития. В этих условиях организация дополнительного образования должна быть 4 адаптивна к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ. Поэтому ребенок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями. Работа с обучающимися строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится. Социальнопозитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в ЦТР «Академия детства», в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха обучающегося. Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Роль педагога ДТО «Я открываю мир шахмат и шашек» в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего работа с родителями. Проведение совместных занятий обучающийся, педагог, родитель и их включенность в образовательный процесс является залогом эффективности реализации дополнительной общеразвивающей (адаптированной) программы дополнительного образования и процесса социализации. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. В центре они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые формы и методы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требование к нему. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей. Участие в мероприятиях ЦТР «Академия девства» (экскурсии, походы, праздники, конкурсы, занятия) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, шахматные турниры семейных команд, позволяют продемонстрировать успехи детей в дополнительном образовании. В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху. Такое сотрудничество с педагогом ДТО «Я открываю мир шахмат и шашек» 5 помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность. Педагогическая целесообразность программы «Я открываю мир шахмат и шашек» объясняется тем, что максимально прост и курс обучения игре в шахматы и шашки доступен детям с особыми образовательными потребностями. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций. Важное значение, при изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создания игровых ситуаций. Игра в шахматы и шашки дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Игра в шахматы способствует зарождению логического мышления, воспитывает целеустремленность. усидчивость, Шахматы и внимательность, шашки положительно вдумчивость, влияют на совершенствование у детей с ОВЗ многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Целью дополнительного образования детей с ОВЗ является: создание условий для реализации способностей и достижение успехов обучающихся с ОВЗ в учебном процессе в системе дополнительного образования. Задачи дополнительного образования в плане работы с детьми с ОВЗ: - формирование мотивации, потребностей социальной адаптации, овладение социальными ценностями; - накопление социальных понятий, представлений; становление социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих социальные антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ; - обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом; 6 или - обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультативной помощи; - повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в работе с особыми образовательными потребностями; - внедрение сетевого взаимодействия со специалистами психологопедагогических служб. Программа «Я открываю мир шахмат и шашек» скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Детям необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природобразующими способностями. Работа с обучающимися, строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится. Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гармонизировано. Программа отражает социальный заказ образовательной организации на обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной активной общественной жизни. Детям создаются все условия, и обеспечивается психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1). Условия организации данного вида деятельности представляют собой: - дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок); 7 - психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка); - соблюдение комфортного психоэмоционального режима; - использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности; - специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); - дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; - комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях; - здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарногигиенических правил и норм). В данной программе все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия с детьми по программе проходят в микро группах с учетом индивидуальных возможностей, интересов и форм нарушений каждого ребенка. Для каждой группы используется система заданий различного уровня сложности. При планировании занятий 1 года обучения предусмотрено частое переключение видов деятельности, что повышает работоспособность, нормализует темп работы. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ, дидактические игры, комплекс телесно-ориентированных системности и преемственности. 8 упражнений), Актуальность программы Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказывают существенное влияние на формирование детской инвалидности. В современной ситуации потребность детей с ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную социальную позицию. Главными ценностями программы являются: - Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей. - Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации. - Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. - Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в ходе реализации программы «Я открываю мир шахмат и шашек» Адресат программы: Данная программа разработана для групповой работы с детьми с ОВЗ 1 года обучения. Возраст обучающихся 12-18 лет. 9 Объем реализации программы: Объем программы (групповые занятия) для обучающихся 1 года обучения: общее количество учебных часов – 140 часов (2 часа 2 раза в неделю). Форма организации занятий: групповые. Состав группы постоянный. Уровень: стартовый Формы и методы проведения занятий: Формы обучения: очная, дистанционная, электронная. Методы обучения: - словесные – устное изложение, беседа, объяснение; - наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу; - практические – упражнения, тестовые задания, практическая работа, дидактическая игра. Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные. Продолжительность реализации программы - 1 год обучения. Цель программы: развитие творческого и интеллектуального потенциала средствами игры в шахматы и шашки, удовлетворение образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, сохранение и поддержание его физического и психического здоровья. Поставленная цель программы определяет решение ряда задач: Обучающие: - учить ориентироваться на плоскости, думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; - формировать у обучающихся умение эффективно играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил игры в шахматы и умения ставить мат; - учить применять на практике различные методы и приемы в игре шахмат и шашек; - способствовать освоению основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, 10 шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы. Воспитательные: - формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования. - формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс; - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность. Развивающие: - осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации; - развивать концентрацию и устойчивое внимание, умение анализировать; -развивать внимание, образное мышление, эмоциональный настрой познавательный интерес; - развивать межполушарное взаимодействие. Режим занятий Все занятия проводятся в течение дня. Продолжительность групповых занятий –40 минут (140 часов в год), между занятиями проводится перерыв 10 минут в процесс занятия, вводятся физкультминутки. Расписание составляется с учетом возрастных особенностей детей, состояния здоровья и санитарными нормативами. Набор детей - свободный, осуществляется по желанию ребёнка и родителей (или его законных представителей). Форма организации занятий: групповые. Краткое содержание программы Содержание программы «Я открываю мир шахмат и шашек» знакомит детей со следующими направлениями: «Русские шашки», «Шахматная партия». 11 «Шахматная доска», Направление - «Русские шашки». В этом разделе дети знакомятся с историей возникновения шашечной игры, с легендой о возникновении шашек. Изучают поля, линии, их обозначение, ходы и взятие фигур. Выполняют упражнения ходов пешками, тренировочные упражнения. Знакомятся со способами защиты, открытые и двойные ходы. Обучаются алгоритму хода, а так же решению упражнений на выигрыш в различное количество ходов. В разделе рассматриваются общие принципы разыгрывание партии, понятие о шашечном турнире, правила поведения при игре в шашечных турнирах, правила поведения в соревнованиях. Направление - «Шахматная доска». В этом направлении обучающиеся знакомятся с историей происхождения шахмат, а так же с сильными и слабыми, с легкими и тяжелыми фигурами в шахматах. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих». Знакомство с расположением каждой из фигур в начальной позиции, с правилом «ферзь любит свой цвет» и связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур происходит в игровой форме. «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления. Направление - «Шахматная партия». Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию), запись партии, шахматная нотация. Демонстрация коротких партий. Так как в первый год обучения детям предложены комбинации определенного содержания, например, комбинации, основанные на ударной силе коня, комбинации на перекрытие и так далее. Следовательно, обучающимся дается для решения определенное количество различных комбинаций без наводящих указаний. Это значительно усложнит задачу, но примеры не должны быть трудными. Итоговое занятие «Шахматный турнир». 12