ОП Познавательная экология 22-23 сетевая форма

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР«Академия детства»
Протокол от 31.08.2022 № 2

Утверждено
Приказом Директора
МКУДО «Дворец творчества»
от 31.08.2022 №217

Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности,
реализуемая в сетевой форме

«Познавательная экология»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составил и реализует
педагог ДО Квашнина О.Ю.

Талица
2022

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.2
1.3

1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4

Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный (тематический) план
Содержание
учебного
(тематического)
плана
Планируемые результаты
Организационно
–
педагогические
условия реализации программы
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы подведения итогов реализации
программы
Оценочные материалы
Аннотация к программе
Сведения об авторе
Список литературы

2

5
8
9
11
16

17
18
19
21
25
26
27

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного
возраста «Познавательная экология» естественнонаучной направленности
составлена, опираясь на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании
в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Вопрос повышения мотивации обучающихся к изучению предметов
естественно-научного цикла поднимается в инициированной Губернатором
Свердловской области Е.В. Куйвашевым комплексной государственной
программе «Уральская инженерная школа» на основе паритетного партнерства
и сотрудничества образовательных организаций всех уровней.
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Наряду с игровой деятельностью, в процессах социализации, познавательноисследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии личности
ребенка на протяжении всего дошкольного детства, являясь поиском знаний,
приобретением знаний самостоятельно или под тактичным руководством
взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия,
сотрудничества и сотворчества.
Содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов: от
элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом
человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном
единстве. Важной задачей программы является преодоление утилитарного,
потребительского подхода к природе, порождающего безответственное
отношение к ней.
Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, А.И.
Савенкова где в качестве основного вида познавательно-исследовательской
деятельности детей выделяется экспериментирование. Все исследователи
экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность
этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе
практической деятельности с ним. Экспериментирование имеет под собой
научно-исследовательскую основу и развивает у ребенка мыслительные
операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует
познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие
учебного материала по ознакомлению с природными явлениями с основами
3

математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Известно,
что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у
него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя
лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Условия развития современного общества невозможно себе
представить
без
информационных
ресурсов.
Для
современного
педагога дошкольного образования освоение ИКТ открывает не только
безграничные возможности для эффективной творческой работы, но и
становится жизненной необходимостью. Воспитание и образование детей
сегодня также невозможно представить без использования технических и
компьютерных средств. Использование технологичных устройств в качестве
дидактического средства делает образовательный процесс в ДОУ более
успешным и эффективным, в соответствии с требованиями СанПин.
Актуальность программы заключается в том, что на современном
этапе к дошкольникам предъявляются высокие требования. Ребенок должен
быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально
отзывчивым, а именно в детском экспериментировании развиваются
интегративные качества ребенка. Востребована творческая личность,
способная
к
активному
познанию
окружающего,
проявлению
самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном
возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное
исследовательско-творческое
отношение
к
миру.
Детское
экспериментирование как форма деятельности используется в практике
недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных
качеств личности, как творческая активность, самостоятельность,
самореализация, умение работать в коллективе. Программа направленна на
формирование навыков начального программирования; отвечает требованиям
направления муниципальной и региональной политики в сфере образования развитие основ научно-технического творчества детей в условиях
модернизации образования.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5
до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в
познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе
возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой)
деятельности.
Новизной данной программы является комплексное использование
элементов
ранее
известных
и
современных
методик
детского
экспериментирования, структуризация практического и диагностического
материала. Программа не подразумевает запоминания терминов, не рассчитана
на механическое воспроизведение знаний. В игровой форме дошкольники
знакомятся с объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг от
друга, с существованием разных сред обитания и с приспособленностью
животных, растений к условиям той или иной среды, их ролью в природе, с
факторами, влияющими на их существование.

4

В дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип
познавательной деятельности, дети не способны самостоятельно улавливать
общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в
природе, о его ответственности за все живое на земле, поэтому занятия строятся
с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком
окружающего мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности
дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры
экологического и природоведческого содержания). Огромное значение в
экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность —
проведение опытов, наблюдений. В процессе обучения желательно
задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого
ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и
даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет
развитие эмоциональной сферы. Ребенок в дошкольном возрасте проявляет
большой интерес к природе, для него характерно целостное восприятие
окружающего мира, что очень важно для экологического образования. В целом
в экологическом обучении наиболее эффективным представляется
интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской
деятельности, музыки, игры, моделирования, т. е. экологизацию различных
видов деятельности ребенка.
Программа реализуется в сетевой форме.
Базовая организация: МКУДО «Дворец творчества» ЦТР
«Академия детства».
Организация участник: МКДОУ «Детский сад №8 «Березка», адрес:
Свердловская область, Талицкий район, пос. Троицкий ул. Кутузова 27.,
МКДОУ «Детский сад им. «1 Мая» пос. Троицкий ул. Ленина 6, МКДОУ
«Детский сад №11 « Колокольчик» пос. Троицкий ул. Комарова 11
Уровень реализации программы: стартовый.
Форма занятий: групповая.
Адресат программы: обучающиеся 5-7 лет. Состав группы может быть
разновозрастной, разнополый. Численный состав группы 7-15 человек.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Объем программы: 1 год обучения – 34 недели (34 часа).
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу (30 минут). На
занятиях проводятся физкультминутки.
Отличительные особенности. Данная программа направлена на поиск
более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и
методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в
повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество,
научат думать. Программа ориентирована на системный, интегрированный
подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего
обучения. Данная программа направлена на знакомство с многообразием
растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле,
представления о человеке, его деятельности и рукотворном мире, на
формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения.
Индуктивные и дедуктивные умозаключения позволяют развивать не только
5

познавательную, но и речевую активность детей. Важно уже в дошкольном
возрасте обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с
помощью вещественной, схематической и символической наглядности, учить
ребенка сравнивать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности
Особенностью программы является использование элементов
проблемного обучения, личностно-ориентированных и здоровье сберегающих
технологий.
Программа построена с учетом типологических особенностей развития
детей дошкольного возраста. Представленные в программе задания
предполагают вариативность – возможность облегчить или усложнить
предлагаемые задания, ориентируясь на уровень развития детей. Основная
задача - формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая
свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что
является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет
неоценимую роль в формировании детской личности.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности
поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие»
нового, которые развивают продуктивные формы мышления.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие у детей познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию и изучению
взаимосвязи живых организмов и неживой природы.
Задачи программы:
Образовательные:
• формировать умение детей устанавливать причинно-следственные
связи;
• развивать интеллектуальные способности;
• учить детей структурированной деятельности;
• формировать умение детей видеть и выделять проблему
эксперимента;
• формировать умение принимать и ставить перед собой цель
эксперимента.
Воспитательные:
• воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру
природы и окружающему миру в целом;
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• стимулировать желание детей экспериментировать;
• формировать коммуникативные навыки;
• воспитывать умение четко соблюдать необходимую
последовательность действий;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
• формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в
команде, малой группе .
Развивающие:
6

• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• способствовать овладению приемами практического
взаимодействия с окружающими предметами;
• развивать мыслительную активность, умение наблюдать,
анализировать, делать выводы;
• развивать личностные свойства: целеустремленность,
настойчивость, решительность, любознательность, активность.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».