ОП волшебная страна лего 22-23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 2 от 31.08.2022 г.

Утверждено
Приказом Директора
МКУДО И.О «Дворец творчества»
О.О. Смолина
№217 от 31.08.2022 г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
технической направленности

«Волшебная страна ЛЕГО»
Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Срок реализации: 2 года

Программу составил и реализует
педагог ДО Лаврова Л. В.

Талица
2022

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.2
1.3

1.4
1.5

1.6
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

3
Основные характеристики программы
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
9
Содержание программы 1 года обучения
Учебный (тематический) план 1 года обучения
11
Содержание учебного (тематического) плана 1года обучения. 14
Планируемые результаты 1года обучения.
17
Содержание программы 2 года обучения
Учебный (тематический) план 2 года обучения.
19
Содержание учебного (тематического) плана 2года обучения 23
Планируемые результаты 2 года обучения.
26
Организационно – педагогические условия реализации28
программы
Календарный учебный график
28
Условия реализации программы
28
Формы подведения итогов реализации программы
30
Оценочные материалы
31
Методические материалы
37
39
Аннотация к программе
40
Сведения о разработчике
42
Список литературы

2

1. Основные характеристики программы
1.1.

Пояснительная записка.

Общеразвивающая образовательная программа «Волшебная страна
ЛЕГО» является программой технической направленности, и имеет
стартовый уровень обучения.
Программа реализуется в соответствии с основными нормативными
документами.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ
от 03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
3

программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения, и дистанционных образовательных
технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648
– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года №
900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
17. Устав МКУДО «Дворец творчества».
Одной из ключевых проблем в России является ее недостаточная
обеспеченность инженерными кадрами в условиях существующего
демографического спада, а также низкого статуса инженерного образования
при выборе будущей профессии выпускниками школ.
Сейчас необходимо активно начинать популяризацию профессии
инженера с ранних лет. Детям нужны образцы для подражания в области
инженерной деятельности.
Образовательная программа «Волшебная страна ЛЕГО» направлена на
поддержку среды для детского научно-технического творчества и обеспечение
возможности самореализации учащихся. Содержание программы направлено
на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации
личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального
благополучия ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим
ценностям и знаниям, интеллектуальное и духовное развитие личности
ребенка.
Развитие
инженерно-технического
направления
в
современной
промышленности ставит новую задачу перед образованием - подготовку
специалистов с современным инженерно-техническим мышлением.
Одним
из
приоритетных
направлений
в
образовании
является осуществление
профориентационной работы с выпускниками
школ по выбору профессий инженерно-технической направленности.
4

Принципы построения программы.
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия
для
развития
конструкторских
способностей
воспитанников,
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному,
возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом
уровне.
Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в
свете внедрения программы «Уральской инженерной школы» в реализации
дошкольного образования, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников;
- осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка;
- поддерживают инициативу детей;
- позволяют педагогу построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования;
- приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- формируют познавательные интересы и познавательные действия
ребенка в различных видах деятельности;
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию
социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной
деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и
созидать свой собственный мир, где нет границ.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации,
компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее
проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают
интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас
5

повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных,
строительных и других машин.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового
поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий
чередование практических и умственных действий ребёнка. «Уральская
инженерная школа» дошкольного образования предусматривает отказ от
учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым
нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная
созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая
позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих
подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний
окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования
направлен на развитие следующих процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления,
творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной
системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря,
выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической
деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет
общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные,
ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской
деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на
развитие конструкторских способностей у детей.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством
для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию
различных видов деятельности.
Программа носит интегрированный характер и строится на основе
деятельностного подхода в обучении.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам
в
форме
познавательной
деятельности
раскрыть
практическую
целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в
дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование
различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает
возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения
новыми навыками и расширения круга интересов.
6

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные
постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной
деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка
и т.п., что приносит им большое удовлетворение.
Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с
игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины,
рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по
ходу игры.
Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи
необходим при определении форм и методов организации этих разных
видов детской деятельности. Так, требования, предъявляемые к качеству
конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры,
не оправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот,
довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не
формировать целенаправленно полноценное конструирование как
деятельность значит существенно обеднять развитие детей.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше
с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и
планировании процесса предстоящей практической деятельности — в
представлении конечного результата, в определении способов и
последовательности его достижения.
Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления,
художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь,
игра и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает
поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны
предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической
деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения
окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности
предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему
передавать их в конструкциях, поделках.
По мере обогащения разных видов детской деятельности новым
содержанием, способами и приёмами у детей возникает способность к
7

построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно
сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и
самой детской деятельности, в том числе и конструирования.
При этом, особенно важным, по данным Л. А. Парамоновой и И. Ю.
Пашилите, является умение оперировать образами в пространстве как с
целью изменения пространственного положения целостного образа
(вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования
структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т.п.).
Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет
возможности детей в разных видах творческого конструирования.
Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами
деятельности (игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным,
эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств
самовыражения.
Адресат программы: программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год
обучения для детей в возрасте 5 лет. Второй год - для детей в возрасте 6-7
лет. В группе, обучающейся по программе от 7 –до 12 человек.
Возрастные особенности детей: 5-7 лет.
Форма занятий: группы.
Категория и возраст: 5-7 лет.
Уровень программы: стартовый.
Срок реализации программы: 2 год.
Объем программы на реализацию программы отводится всего 136 часов.
Учебный план 1 года обучения составляет 68 аудиторный занятий по 2
академических часа 1 раз в неделю. Учебный план 2 года обучения
составляет 68 аудиторный занятий по 2 академических часа 1 раз в неделю:
на реализацию программы отводится всего 136 часов. Учебный план 1 года
обучения составляет 68 аудиторный занятий по 2 академических часа 1 раз в
неделю. Учебный план 2 года обучения составляет 68 аудиторный занятий по
2 академических часа 1 раз в неделю;
Количество обучающихся: группа 7-12 человек.

8

Режим занятий: продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

1.2.

Цель и задачи образовательной программы.

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся, удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся
в интеллектуальном развитии; выявление, развитие и поддержка талантливых
обучающихся.
Задачи:
Обучающие:




формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,
стремление к умственной деятельности;
развивать у дошкольников интерес к моделированию и
конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу.

Развивающие:
 совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;


развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.

Воспитательные:
развить у ребенка самостоятельность, умение сделать выбор, привить
чувство ответственности к результатам своего труда;

формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;
 содействовать формированию у ребенка системы ценностей,
основанную на трудолюбии, творческом поиске нестандартных


9

решений;
творческих
направленности мышления.

способностей,

научно-технической

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности
ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают
ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку
новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие
социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность,
ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества,
повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на
позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами,
формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь
свои идеи.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».