ОП Говорим красиво 22-23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР«Академия детства»
Протокол № 2 от 31.08.2022 г.

Утверждено
Приказом И.О. директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О. Смолиной
№ 217 от31.08.2022 г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности

«Говорим красиво»
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации: 1год

Программу составил и реализует
педагог ДО Васильева Т.Ю.

Талица
2022г

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Говорим красиво»
социально - гуманитарной направленности.
ПрограмСписок литературыма разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.
2012 года № 273-Ф3.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008
г. Москва. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3.Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 года N
882/391«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы,
шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его рождения
наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение
с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение
нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их,
ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Уже на
третьем - четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов
сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими
умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не
только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности
своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной
деятельности.
У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются
нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении
письменной речью — чтением и письмом.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха,
2

речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти
компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня
развития.
Предполагаемые занятия помогут развивать произносительную сторону речи
дошкольника. Работа проводится в строгой последовательности с использованием
разнообразных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой
активности детей на занятиях.
Актуальность и перспективность
Данная программа представляет собой систему коррекционного обучения
детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и не резко выраженным
общим недоразвитием речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным
интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетикофонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Коррекция
нарушений речи детей требует организации специальной логопедической работы.
У многих детей нарушения устной речи ещё более усугубляют недоразвитие
познавательной деятельности, затрудняют процесс овладения грамотой и ведут к
нарушениям письменной речи. В классической литературе выделено три уровня,
характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной
речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и
фонетического недоразвития (Р.Е. Левина). Концептуальный подход к проблеме
преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и
реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые
представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и
организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и
IV уровни). Определяя содержание логопедических занятий, важно выявить
структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые
логопед использует в работе. Необходимо, чтобы ребенок к школьному периоду
в системе овладел языковыми средствами общения, научился дифференцировать
буквы и звуки, умело владел связной речью, умел пользоваться лексикограмматическими средствами языка. Вся работа по ознакомлению со звуками
проводится с учетом:
- дифференцированного подхода к детям,
- единства формирования речевых процессов мышления и познавательной
активности,
- одновременного
коррекционно-воспитательного
воздействия
на
сенсорную, интеллектуальную и аффектно-волевую сферу.
Отличительные особенности программы. Занятия носят индивидуальный
характер. Основным направлением данной программы является развитие речи,
коррекция и профилактика её нарушений. В процессе занятий предусматривается
развитие сенсорных функций: развитие моторики (особенно речевой моторики),
развитие познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания).
Для коррекции речевых нарушений (постановка звуков) на занятиях
проводятся:
 артикуляционная гимнастика;
3

 самомассаж артикуляционных зон;
 дыхательная и пальчиковая гимнастика.
На первых занятиях проводится диагностика обучающегося (для выявления
речевых нарушений) и в конце обучения (для сравнения динамики коррекционной
работы).
Научные, методологические и методические основания программы
В основу данной программы заложены концептуальные положения общей и
коррекционной педагогики, базирующиеся на современных представлениях о
лингвистике языка, как важнейшем средстве общения людей, освоения
окружающей действительности и познания мира, теории речевой деятельности - о
взаимосвязях языка мышления, речевой и познавательной деятельности (JI.C.
Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).
В основу программы положен психолингвистический подход к речевой
деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический,
синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты,
предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование
«чувства языка».
Теоретической основой программы стали:
— современные научные представления о структуре речевого дефекта (Т.
В.Ахутина, Е. М.Мастюкова, Е. Ф.Соботович, Г.В. Чиркина);
— концепция о целостности языка как системы и о роли речи в психическом
развитии ребенка (В. М. Солнцев);
— концепция о соотношении элементарных и высших психических функций
в процессе развития ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);
— концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л. С
Выготский);
— концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А. А.
Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);
— концепция о взаимосвязи когнитивного, общепсихического и речевого
развития, об опережающем развитии семантики по отношению к 3 развитию
формально-языковых средств (JI.C. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия,
Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, А.М. Шахнарович);
— положения о поэтапном формировании умственных действий и о ведущей
роли обучения в процессе развития (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.
Леонтьев).
Практическая направленность программы
Необходимость разработки данной программы обусловлена увеличением
числа детей нуждающихся в логопедической помощи.
В данной программе представлены технологии организации коррекционнологопедического сопровождения ребенка с речевыми расстройствами.
В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль
отводится информационно-коммунткационные технологиям (ИКТ). Сейчас
практически в каждом детском саду, школе, семье есть компьютер. Так ИКТ
4

выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.
Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс
широкого использования ИКТ в своей практике. ИКТ входят в структуру
традиционного логопедического занятия как дополнительные инновационные
элементы.
Данная программа, включающая использование ИКТ, позволяет обеспечить
разнообразную речевую практику детей - для развития языковой способности и
наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации.
Проводимые на логопедических занятиях упражнения включаются в различные
виды речевой деятельности. Развиваются ее устные и письменные формы,
учитываются особенности становления речевых высказываний. ИКТ стали
перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими нарушения речи и письма.
Таким образом, использование новых технологий, совместно с
традиционными методами, возможно и необходимо. Оно способствует
преодолению напряжения и страха речи у детей, чувствующих собственную
несостоятельность, создаст положительный эмоциональный настрой во время
занятий и повысит интерес к обучению.
Уровень целеполагания - стартовый
Адресат программы: обучающиеся 5-7 лет
Содержание данной дополнительной общеразвивающей программы
рассчитано на детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III - IV уровня речевого
развития. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере
устранения у них дефектов речи.
Характеристика детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это речевое нарушение у детей с
нормальным слухом и сохранным интеллектом, охватывающее как
фонетикофонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. При
этом оказываются несформированными в соответствии с возрастной нормой
звукопроизношение и фонематическое восприятие, а также словарный запас,
грамматический строй языка и, как следствие, связная речь.
Причины ОНР:
- неправильные условия формирования речи в семье; недостаточность
речевого общения (например, в условиях домов ребенка);
- неблагоприятные социальные условия, в которых находится ребёнок
(асоциальная или неполная семья);
- нарушения здоровья ребенка вследствие соматических заболеваний;
минимально выраженные неврологические нарушения; раннее поражение
центральной нервной системы; наследственный фактор (в отдельных случаях);
- последствия таких сложных речевых нарушений, как алалия, дизартрия,
ринолалия и др.
Речевой статус детей с ОНР (характеристики детей с III - IV уровнями
речевого развития по Р.Е.Левиной и Т.Б.Филичевой)
Уровни речевого развития не представляют собой «застывших» образований;
5

в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующих уровней; в
реальной практике нередко встречаются переходные состояния, в которых
элементы более продвинутого уровня сочетаются с ещё не изжитыми нарушениями.
Характеристика детей с III уровнем развития речи
— Характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными
элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура простых
предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и
второстепенных членов.
— Существенные затруднения в употреблении некоторых простых и
большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с
прилагательными и числительными в косвенных падежах.
— Недостаточная словообразовательная деятельность: употребление лишь
простых уменьшительно-ласкательных форм существительных, отдельных
притяжательных и относительных прилагательных, названий некоторых
профессий, приставочных глаголов. Трудности адекватного 8 объяснения значений
слов. Стойкие и грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за
рамки повседневной речевой практики.
— Неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с
абстрактным и переносным значением, незнание названий частей: тела человека
(локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни),
наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий,
связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность
употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых.
— Тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам:
смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению
функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного
ассоциативного поля.
— Специфическое своеобразие связной речи, трудности программирования
содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушение
связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных
элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение
временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие
используемых языковых средств.
— Трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и
звуконаполняемости.
— Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции
некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность
фонематического восприятия: проблемы с выделением первого и последнего
согласного, гласного звука в середине и конце слова, с подбором картинок или слов
с заданным звуком, с определением наличия и места звука в слове.
Характеристика детей с IV уровнем развития речи (неярко выраженное
общее недоразвитие речи):
— Остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы.
— Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их
6

звуконаполняемости.
— Вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и
нечеткая дикция, «смазанность» речи.
— Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение
звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем.
— Отдельные нарушения смысловой стороны речи - неточное понимание
редко встречающихся слов, слабый подбор синонимических и антонимических пар.
— Специфические словообразовательные ошибки: в притяжательных
прилагательных, в сложных словах, в приставочных глаголах.
— Неточное понимание и употребление пословиц, слов и фраз с переносным
значением.
— Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного
падежей множественного числа, нарушения в согласовании порядковых
числительных и прилагательных с существительными мужского и женского рода,
единственного и множественного числа.
— Сложности в конструировании предложений с придаточными: пропуски
или замены союзов.
— В связной речи затруднения в передаче логической последовательности,
«застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных
событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз, использование
преимущественно коротких малоинформативных предложений.
Объем и срок освоения программы: общее количество учебных часов в
год - 68.
Форма обучения – очная
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
обучающиеся занимаются 2 раза неделю по 1 академическому часу. Длительность
индивидуального занятия определяется степенью выраженности речевого
нарушения, возрастом и психофизическими особенностями ребенка и составляет 20
-30 минут.

7

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков
в формировании фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста посредством индивидуальных занятий.
Задачи программы:
Образовательные задачи
1. Сформировать предпосылки речевого развития (для неговорящих детей).
2. Способствовать формированию полноценных произносительных навыков.
3. Способствовать развитию фонематического восприятия, фонематических
представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
4. Способствовать формированию правильной слоговой структуры слова.
5. Способствовать развитию у детей внимания к морфологическому составу слов
и изменению слов и их сочетаний в предложении.
6. Способствовать обогащению словаря детей преимущественно привлечением
внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному
значению слов.
7. Способствовать воспитанию у детей умений правильно составлять простое
распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять
разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи.
8. Способствовать формированию навыков письма и чтения специальными
методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного
фонематического восприятия.
Развивающие задачи
1. Способствовать развитию и укреплению речевого и мышечного аппарата,
участвующего в воспроизведении речи.
2. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
3. Способствовать развитию произвольности памяти, внимания, мышления,
фантазии, воображения.
4. Способствовать развитию логического мышления.
Воспитательные задачи
1. Способствовать социальной адаптации
личности,
произвольности
поведения, формирование умения удерживать контекстность общения.
2. Способствовать воспитанию ценностного отношения к здоровому образу
жизни.
3. Способствовать воспитанию самостоятельности, самоорганизации, умения
практически применять знания.
4. Способствовать воспитанию эмоционально - волевых умений, т. е. умения
ставить перед собой задачу, искать способы ее решения и проверять результат
своих действий.
5. Способствовать воспитанию нравственных качеств (старательность,
ответственность и другое).

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».