СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Основные характеристики программы………………………….………..2 1.1. Пояснительная записка……………..…………………………………… ….2 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………....7 1.3 Содержание программы………………………………………………………8 Учебный (тематический) план ……………….…..……………………… 8 Содержание учебного плана ……………………………………………....9 1.4 Планируемые результаты………………………………….…………......…13 2. Организационно-педагогические условия реализации программы. ...15 2.1. Календарный учебный график…………………………….……………….15 2.2. Условия реализация программы ………………………………………….15 2.3. Формы подведения итогов реализации программы………………………16 Аннотация к программе……………………………………………………….18 Сведения о разработчике ……………………………………………………..19 Список литературы …………………………………………………………20 Приложение №1 … ……………………………………………………………22 1 1. Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленький художник» является программой художественной направленности и разработана на основании нормативных документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации», Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими 2 образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467), Письмо Министерства Просвещения РФ от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью», Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года», Устав МКУДО «Дворец творчества». Актуальность данной программы обусловлена потребностью общества в творческой, активной, интеллектуальной и художественной личности. Она построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к 3 отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Новизна программы предполагает вариативность в содержании изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации своего творческого потенциала. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов изображения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к дальнейшему деятельному творчеству, формированию нового уровня образовательных потребностей, стремлению добиваться более высоких результатов. Отличительные особенности данной общеобразовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение нетрадиционных методов рисования. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. При проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Постоянный поиск новых форм и методов работы организации учебного процесса позволяет делать работу более разнообразной, эмоциональной, насыщенной. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое). Содержание программы построено так, что темы занятий связаны со временами года и праздничными датами. 4 Адресат программы обучающиеся 5-7 лет. Состав группы постоянный от 7 человек. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какойлибо специальной подготовки не требуется. В возрасте 5—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются — передать перспективу. При придумывании темы рисунка дети не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год и является стартовым уровнем, который является вводным и подготовительным этапом и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, выполненными различными художественными материалами; Формы проведения занятий Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Программа предусматривает групповую форму занятий. 5 Обучение по программе проходит в виде теоретических занятий, на которых обучающимся дается новый материал, практических занятий, необходимых для закрепления пройденного материала, выполнения самостоятельных заданий; а также в виде комбинированных занятий, на которых объясняется новый материал и закрепляется на практике во второй части занятий. Теоретическая часть проходит в виде лекций, беседы, практическая часть – закрепление пройденного материала посредством выполнения практических заданий по разделам и темам программы. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, особенно при выполнении итоговой практической работы. Формы проведения занятий. Все занятия делятся на 3 части: 1. Объяснение материала. 2. Процесс выполнения задания детьми. 3. Анализ с детьми выполненной работы. Первая и третья части, наиболее короткие. Для реализации программы используются несколько форм занятий: Вводное занятие – знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой образовательной программой на текущий учебный год. Ознакомительное занятие – знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память. Тематическое занятие – детям предлагает работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в объединении. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Программа 6 предполагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования, эффективные методы работы с детьми: беседы, экскурсии в музей, в выставочный зал. Режим занятий. Программы обучение в коллективе проводится в форме групповых занятий обучающихся одного года обучения. Это даёт возможность педагогу полностью контролировать учебный процесс. Программа реализуется один раз в неделю по 2 занятия. Продолжительность одного занятия – 30 минут, с 10-ти минутным перерывом. 1.2. Цель и задачи программы Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии; выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся. Задачи: Образовательные. - формирование умений изображать доступными средствами выразительности то, что интересно и эмоционально значимо. Развивающие. - развитие художественного мышления дошкольников через различные способы рисования, через использование традиционных и нетрадиционных техник. - развитие фантазии, настрой на создание необычных композиций, композиционных умений. - развитие мелкой моторики рук. Воспитательные: - развивать интерес к различным художественным материалам и желанию действовать с ними. Вовлекать в художественно- творческую деятельность. 7