ОП Маленький художник 22-23 Троицкий

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Основные характеристики программы………………………….………..2
1.1. Пояснительная записка……………..…………………………………… ….2
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………....7
1.3 Содержание программы………………………………………………………8
 Учебный (тематический) план ……………….…..……………………… 8
 Содержание учебного плана ……………………………………………....9
1.4 Планируемые результаты………………………………….…………......…13
2. Организационно-педагогические условия реализации программы. ...15
2.1. Календарный учебный график…………………………….……………….15
2.2. Условия реализация программы ………………………………………….15
2.3. Формы подведения итогов реализации программы………………………16
Аннотация к программе……………………………………………………….18
Сведения о разработчике ……………………………………………………..19
Список литературы …………………………………………………………20
Приложение №1 … ……………………………………………………………22

1

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность
специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от
окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в
процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им
красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится
преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Маленький
художник»
является
программой
художественной направленности и разработана на основании нормативных
документов:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании
в Российской федерации»,
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года»,
 Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года»,
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
2

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ»,
 Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
 Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения
РФ от 03.09.2019 № 467),
 Письмо Министерства Просвещения РФ от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О
сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»,
 Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении
методических
рекомендаций
по
реализации
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»,
 Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий»,
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4
3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
 Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года»,
 Устав МКУДО «Дворец творчества».
Актуальность данной программы обусловлена потребностью
общества в творческой, активной, интеллектуальной и художественной
личности. Она построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления
о системе взаимодействия искусства с жизнью.
В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием
успешного освоения детьми программного материала. Стремление к
3

отражению действительности, своего отношения к ней должно служить
источником самостоятельных творческих поисков учащихся.
При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет
выявление социально - нравственного, эстетического содержания
разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в
практической работе, так и при восприятии художественного наследия.
Новизна программы
предполагает вариативность в содержании
изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной
деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого
ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет
воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации своего
творческого потенциала.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов
изображения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными
материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить
незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс,
и результат практической деятельности, прежде всего художественного
творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к дальнейшему
деятельному творчеству, формированию нового уровня образовательных
потребностей, стремлению добиваться более высоких результатов.
Отличительные
особенности
данной
общеобразовательной
программы от уже существующих в этой области заключается в том, что
программа ориентирована на применение нетрадиционных методов
рисования. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было
направлено на овладение основами изобразительного искусства, на
приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. При
проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Постоянный поиск новых форм и методов работы
организации учебного процесса позволяет делать работу более разнообразной,
эмоциональной, насыщенной.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое).
Содержание программы построено так, что темы занятий связаны со
временами года и праздничными датами.

4

Адресат программы обучающиеся 5-7 лет. Состав группы постоянный от
7 человек. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какойлибо специальной подготовки не требуется.
В возрасте 5—7 лет происходит расширение и углубление представлений
детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно,
последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он
ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма,
величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается
устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей
отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности
ребенка зависит от ее привлекательности для него. В продуктивной
деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно
следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего
замысла, который теперь становится опережающим. Они способны
изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения
становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество
деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных
представлений о свойствах различных предметов и явлений. Воображение
детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а
с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на
стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что
увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в
конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные
закономерности действительности. Так, например, даже в самых
фантастических рисунках дети стараются — передать перспективу. При
придумывании темы рисунка дети не только удерживают первоначальный
замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год и является стартовым уровнем, который
является вводным и подготовительным этапом и направлен на первичное
знакомство с изобразительным искусством, выполненными различными
художественными материалами;
Формы проведения занятий Основной формой образовательного
процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.
Программа предусматривает групповую форму занятий.
5

Обучение по программе проходит в виде теоретических занятий, на
которых обучающимся дается новый материал, практических занятий,
необходимых для закрепления
пройденного
материала,
выполнения
самостоятельных заданий; а также в виде комбинированных занятий, на которых
объясняется новый материал и закрепляется на практике во второй части
занятий. Теоретическая часть проходит в виде лекций, беседы, практическая
часть – закрепление пройденного материала посредством
выполнения
практических заданий по разделам и темам программы. На занятиях
используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, особенно
при выполнении итоговой практической работы.
Формы проведения занятий. Все занятия делятся на 3 части:
1. Объяснение материала.
2. Процесс выполнения задания детьми.
3. Анализ с детьми выполненной работы.
Первая и третья части, наиболее короткие.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой образовательной
программой на текущий учебный год.
Ознакомительное занятие – знакомит детей с новыми методами работы
в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают
преимущественно теоретические знания).
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагает работать над иллюстрацией к
сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают
полную свободу в выборе художественных материалов и использовании
различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка,
раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим
обсуждением в объединении.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих
работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Программа
6

предполагает инновационные формы организации занятий в системе
дополнительного образования, эффективные методы работы с детьми:
беседы, экскурсии в музей, в выставочный зал.
Режим занятий. Программы обучение в коллективе проводится в форме
групповых занятий обучающихся одного года обучения. Это даёт
возможность педагогу полностью контролировать учебный процесс.
Программа реализуется один раз в неделю по 2 занятия. Продолжительность
одного занятия – 30 минут, с 10-ти минутным перерывом.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
художественно-эстетическом развитии; выявление, развитие и поддержка
талантливых обучающихся.
Задачи:
Образовательные.
- формирование умений изображать доступными средствами
выразительности то, что интересно и эмоционально значимо.
Развивающие.
- развитие художественного мышления дошкольников через различные
способы рисования, через использование традиционных и нетрадиционных
техник.
- развитие фантазии, настрой на создание необычных композиций,
композиционных умений.
- развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- развивать интерес к различным художественным материалам и
желанию действовать с ними. Вовлекать в художественно- творческую
деятельность.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».