МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол №2 от 31.08.2022г. Утверждено Приказом и.о. директора МКУДО «Дворец творчества» О.О.Смолина № 217 от 31.08.2022г. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир на ладони» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Программу составила и реализует: Педагог ДО Шахурина В.С. Талица 2022 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы ………………3 1.1 Пояснительная записка…………………………………………3 1.2 Цель и задачи программы………………………………………6 1.3 Содержание программы ……………………………………….. 8 1.4Планируемые результаты……………………………………..…21 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………..22 2.1 Календарный учебный график……………………………….…22 2.2 Условия реализации программы…………………………….…22 2.3 Формы аттестации………………………………………...…….24 2.4 Оценочные материалы……………………………………...…..26 2.5 Методические материалы…………………………………...….27 Аннотация…………………………………………………………...30 Сведения о разработчике……………………………………...……31 Список литературы……………………………………………...…..33 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Мир на ладони» (далее Программа) имеет художественную направленность, по уровню целеполагания – стартовая. Программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Программа предоставляет детям возможность познакомиться с нетрадиционными, очень интересными техниками выполнения творческих работ из пластилина - пластилинография, овладение нетрадиционными способами и видами лепки, к ним относятся – каркасная, модульная лепка, скульптурная лепка, освоение приемов декорирования лепных образов и т.д. Кроме технических навыков программа предоставляет возможность получить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, получить опыт создания коллективных творческих работ, выразить свои замыслы, идеи в собственных работах, представлять свои работы на конкурсах, выставках. Программа направлена на развитие сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, коррекции мелкой моторики пальцев рук гибкости, силе, точности в выполнении действий. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и понимать 3 красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств и развитию художественно-эстетического вкуса трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш, кисть и краски, в аппликации – ножницы, кисть и клей, в лепке – стек и пластилин). Пластилинография — это жанр (вид) в изобразительной деятельности, который появился сравнительно недавно. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, а вторая половина «грифил» - создавать, рисовать. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дошкольный возраст уникален. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Пластилинография – одна из новых, современных технологий, помогающая ребёнку раскрыть свой творческий потенциал. Новизна данной программы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей. Также новизна заключается в развитии не только изобразительных навыков, но и речевого и интеллектуального развития детей, через традиционные и нетрадиционные техники лепки. Создание программы обосновано актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Также данная образовательная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Занятия (в частности по изобразительной деятельности), проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения. Отсюда вытекает 4 необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества. Нетрадиционные техники, используемые в платилинографии: -Отпечатывание (оттиск) штампами, -Рисование пластилином, «приёмом вливание одного цвета в другой», -Выдавливание пластилина из шприца, с использованием бросового материала (бисер, манка, вата, семечки, пуговицы, фантики и т.д.). - Прямая пластилинография; - Обратная пластилинография (витражная); - Контурная пластилинография; - Многослойная пластилинография; - Модульная пластилинография; - Мозаичная пластилинография; - Смешивание цветов пластилина; - Фактурная пластилинография. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытия мира». Занятия представляют, большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и так далее). Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы заключается в реализации познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 5 – 7 лет. Обучающиеся являются воспитанниками подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих ДОУ. 5 Режим занятий: занятия имеют следующую структуру: 2 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-ти минутным перерывом. Формы занятий – группы по 6-12 человек. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 недели. Общее количество часов для освоения программы - 68 ч. Особенности программы: - внимание с содержания обучения переносится на его средства, то есть на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются; - комплексность, то есть каждый день занятия объединены одной темой; - большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом возрастных особенностей детей; - развитие общеучебных навыков и навыков совместной учебной деятельности. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для развития сенсомоторной функции и творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование технологии пластилинографии. Задачи программы Обучающие: - научить технике выполнения работ из пластилина – пластилинографии, сформировать элементарные представления о данном виде творческих работ; - научить детей владению различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из пластилина; - обучить технологии изготовления различных изделий из пластилина; - познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности; - закрепить способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный; - научить приемам декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по собственному замыслу). Развивающие: - развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. - побуждать детей к созданию динамичных, выразительных образов и коллективных сюжетных композиций, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приемы декорирования образа; 6 - способствовать развитию сотрудничества детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники; - развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение. - развивать у детей творческую активность и инициативу. - развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер; - способствовать возникновению у ребенка ситуации успеха; рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада); - формировать умение работать в коллективе Воспитательные: - формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; - совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. - воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. 7