ОП Мир на ладони 22-23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол №2 от 31.08.2022г.

Утверждено
Приказом и.о. директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О.Смолина
№ 217 от 31.08.2022г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Мир на ладони»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составила и реализует:
Педагог ДО Шахурина В.С.

Талица
2022

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы ………………3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………3
1.2 Цель и задачи программы………………………………………6
1.3 Содержание программы ……………………………………….. 8
1.4Планируемые результаты……………………………………..…21
2. Комплекс организационно-педагогических условий…………..22
2.1 Календарный учебный график……………………………….…22
2.2 Условия реализации программы…………………………….…22
2.3 Формы аттестации………………………………………...…….24
2.4 Оценочные материалы……………………………………...…..26
2.5 Методические материалы…………………………………...….27
Аннотация…………………………………………………………...30
Сведения о разработчике……………………………………...……31
Список литературы……………………………………………...…..33

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир на ладони» (далее
Программа) имеет художественную направленность, по уровню
целеполагания – стартовая.
Программа разработана с учетом требований следующих нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в
этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького
исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый
и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность,
тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его
потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему
одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду
является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения
ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то
красивое, необычное.
Программа предоставляет детям возможность познакомиться с
нетрадиционными, очень интересными техниками выполнения творческих
работ из пластилина - пластилинография, овладение нетрадиционными
способами и видами лепки, к ним относятся – каркасная, модульная лепка,
скульптурная лепка, освоение приемов декорирования лепных образов и т.д.
Кроме технических навыков программа предоставляет возможность
получить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, получить
опыт создания коллективных творческих работ, выразить свои замыслы, идеи
в собственных работах, представлять свои работы на конкурсах, выставках.
Программа направлена на развитие сенсомоторики - согласованности в
работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, коррекции
мелкой моторики пальцев рук гибкости, силе, точности в выполнении
действий.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и понимать
3

красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств и
развитию художественно-эстетического вкуса трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в
рисовании – карандаш, кисть и краски, в аппликации – ножницы, кисть и
клей, в лепке – стек и пластилин).
Пластилинография — это жанр (вид) в изобразительной деятельности,
который появился сравнительно недавно. Понятие «пластилинография»
имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин»
подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение
замысла, а вторая половина «грифил» - создавать, рисовать. Этот жанр
представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее
выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с
применением нетрадиционных техник и материалов. Например,
декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным
материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится
модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных
произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается
пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дошкольный возраст уникален. Именно поэтому важно не
упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого
ребёнка. Пластилинография – одна из новых, современных технологий,
помогающая ребёнку раскрыть свой творческий потенциал.
Новизна данной программы подтверждается отсутствием каких-либо
научных исследований по технологии пластилинографии, а также
особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов
у детей. Также новизна заключается в развитии не только изобразительных
навыков, но и речевого и интеллектуального развития детей, через
традиционные и нетрадиционные техники лепки. Создание программы
обосновано актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей
дошкольного возраста. Также данная образовательная программа
обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в
раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических
особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении
соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и
грамотно анализировать полученные результаты. Занятия (в частности по
изобразительной деятельности), проводимые с детьми в дошкольных
учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам,
направленным на познавательное развитие, не способствуют развитию
творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют
амплификации-усложнения, углубления, обогащения. Отсюда вытекает
4

необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и
специфическими видами изобразительного творчества.
Нетрадиционные техники, используемые в платилинографии:
-Отпечатывание (оттиск) штампами,
-Рисование пластилином, «приёмом вливание одного цвета в другой»,
-Выдавливание пластилина из шприца, с использованием бросового
материала (бисер, манка, вата, семечки, пуговицы, фантики и т.д.).
- Прямая пластилинография;
- Обратная пластилинография (витражная);
- Контурная пластилинография;
- Многослойная пластилинография;
- Модульная пластилинография;
- Мозаичная пластилинография;
- Смешивание цветов пластилина;
- Фактурная пластилинография.
Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики
выступает процесс «открытия мира». Занятия представляют, большую
возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких
психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию
творческих способностей. Пластилинография способствует развитию
восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации
детей. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук,
укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными,
а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к
освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует
хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств
занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является
интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией
позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий
тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они
осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и
природой, развитию речи и так далее).
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей
программы заключается в реализации познавательной активности. Весь
подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую
направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный
опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и
явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в
долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания,
расширить их, применять первые варианты обобщения.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 5 – 7 лет.
Обучающиеся являются воспитанниками подготовительных групп детских
дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным
причинам, не посещающих ДОУ.
5

Режим занятий: занятия имеют следующую структуру: 2 занятия в день, 1
раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-ти минутным
перерывом.
Формы занятий – группы по 6-12 человек.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 34
недели. Общее количество часов для освоения программы - 68 ч.
Особенности программы:
- внимание с содержания обучения переносится на его средства, то есть на то,
каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются;
- комплексность, то есть каждый день занятия объединены одной темой;
- большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом
возрастных особенностей детей;
- развитие общеучебных навыков и навыков совместной учебной
деятельности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития сенсомоторной
функции и творческих способностей у детей дошкольного возраста через
использование технологии пластилинографии.
Задачи программы
Обучающие:
- научить технике выполнения работ из пластилина –
пластилинографии, сформировать элементарные представления о
данном виде творческих работ;
- научить детей владению различными материалами и
приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из
пластилина;
- обучить технологии изготовления различных изделий из
пластилина;
- познакомить детей с различными видами изобразительной
деятельности;
- закрепить способы лепки: скульптурный, конструктивный,
комбинированный, рельефный, каркасный, модульный;
- научить приемам декорирования лепного образа (рельефные
налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки,
кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного
искусства или по собственному замыслу).
Развивающие:
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение.
- побуждать детей к созданию динамичных, выразительных образов
и коллективных сюжетных композиций, самостоятельно выбирая
тему, материал, способы лепки, приемы декорирования образа;
6

- способствовать развитию сотрудничества детей при выполнении
коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять
их стремление использовать разные материалы и техники;
- развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.
- развивать у детей творческую активность и инициативу.
- развивать у детей способность работать руками, приучать к
точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику
рук, развивать глазомер;
- способствовать возникновению у ребенка ситуации успеха;
рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада);
- формировать умение работать в коллективе
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место.
- воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до
конца.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».