ОП Мнемоника 22-23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол №2 от 31.08.2022г.

Утверждено
Приказом Директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О.Смолина
№ 217 от 31.08.2022г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Мнемоника»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составила и реализует:
педагог ДО Шахурина В.С.

Талица
2022
1

Содержание

1.Комплекс основных характеристик программы …………….. 3
1.1 Пояснительная записка ……………………………………… 3
1.2 Цель и задачи программы …………………………………… 8
1.3 Содержание программы ……………………………………. .9
1.4 Планируемые результаты .………………………………….. 20
2. Комплекс организационно-педагогических условий …….. 22
2.1 Календарный учебный график ……………………………. 22
2.2 Условия реализации программы………………………….. 22
2.3 Формы аттестации…………………………………………. 23
2.4 Оценочные материалы……………………………………... 24
2.5 Методические материалы…………………………………..28
Аннотация……………………………………………………… 29
Сведения о разработчике…………………………………….. 30
Список литературы……………………………………………. 31

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мнемоника»,
социально-гуманитарной направленности, по уровню целеполагания –
стартовая.
Нормативно-правовая основа для реализации образовательной программы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
Дополнительная общеразвивающая программа «Мнемотехника» –
эффективный приём развития связной речи старших дошкольников»
составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:
У детей дошкольного возраста преобладает зрительная память над слуховой.
Поэтому ребенку будет легче запомнить какой-то рассказ или стихотворение,
если он будет видеть сюжетные картинки. Такой прием для легкого
запоминания информации называется мнемотехникой. Кроме того,
мнемотехника для дошкольников помогает развивать мышление, связную
речь, воображение.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в
современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более
актуальным становится выбор методов обучения детей.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными
средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются
образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки,
наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер,
А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в
дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению
познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это
способность к наглядному моделированию.
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где
предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.
Одной из них является мнемотехника - это система внутреннего письма,
позволяющая последовательно записывать в мозг информацию,
преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника способствует формированию целостного восприятия
окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и
личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы
деятельности в решении задач; содействует развитию интереса, мотивации к
3

изучению нового, активному участию в образовательном процессе.
Мнемотехника предполагает решение задач по речевому
развитию, развитию мелкой моторики рук, развитию основных психических
процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей
формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование
ее из символов в образы, что облегчает запоминание у детей и увеличивает
объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Актуальность программы
Мнемотехника
необходима
для
запоминания
информации.
Мнемотехника сводится к замене абстрактной информации конкретными
образами (чаще всего визуальными) и связи их с помощью ассоциаций. В
результате, неудобная для запоминания информация, преобразуется в более
удобную форму. Настолько удобную, что становится возможным запоминать
большие объемы информации, которые обычными средствами кажется
невозможно запомнить. Но польза от мнемотехники не сводится только к
запоминанию. Регулярное использование мнемотехники или выполнение
упражнений по запоминанию позволит развить и другие способности, очень
необходимые в обычной жизни.
Регулярное использование мнемотехники позволит включить в работу и
развить:
1. Внимание. Внимание и память сильно взаимосвязаны. Необходимость
отслеживать связи между образами, замена объектов образами приводит
к тому, что у вас тренируется внимание и повышается способность к
концентрации на текущей деятельности.
2. Образное мышление. Начав работать с образами для запоминания, через
некоторое время вы начнете использовать их и в процессе мышления.
Вы обнаружите, что способны гораздо быстрее разобраться в новой для
вас ситуации, что у вас улучшились интуитивные способности, а для
поиска решения (как в обычных житейских ситуациях, так и при
решении сложных проблем) вам потребуется меньше времени. И там,
где другие люди, пытаются что-то неуклюже анализировать, вы уже
видите ответ.
3. Способность к визуализации. Конечно, образы, могут быть самыми
разными. Но чаще всего используются зрительные или визуальные. И
привычка к их использованию может существенно изменить ваш взгляд
на мир и отношение к нему. Вспомните о таких великих визуалах как
Александр Сергеевич Пушкин и Уолт Дисней. Многие вещи, над
которыми обычному человеку пришлось бы долго размышлять,
оценивая их преимущества и недостатки, они просто видели. Пушкин,
при написании своих произведений использовал изображения.
Мысленные или действительные. Очень часто он сначала рисовал в
своих рукописях рисунки, а потом описывал в прозе или стихах
изображенное. Знаменитый Диснейленд Диснея также однажды просто
4

появился перед его глазами. Как-то он подумал, что было бы хорошо,
чтоб было такое сказочное место, в которое можно было бы пойти
погулять, увидел его в своем воображении, а остальное уже было делом
техники.
4. Воображение. Необходимость постоянно заменять абстрактные
предметы образами, а также связывать их с помощью ассоциаций
приводит к необходимости использовать воображение. Вы можете
обнаружить, что у вас сама собой появилась способность находить
неожиданные решения. Ну, или эти решения вам будут казаться самыми
обычными, но в глазах окружающих они будут казаться яркими и
нестандартными.
5. Мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного
мозга. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из
которых отвечает за свою долю работы. Левое полушарие ответственно
за логическое мышление, речь, упорядоченность, правое это ритм,
восприятие цвета, воображение, образы и пространственные
соотношения. Обычно человек в большей степени использует только
одно полушарие. Чаще всего это левое полушарие, в результате для
решения встающих задач используются логические методы.
Использование образов позволит использовать больше возможностей
вашего мозга, сделав процесс мышления более гармоничным. Вот такую
пользу может принести мнемотехника, которая не сводится только к
запоминанию.
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет
дошкольникам в игровой форме овладеть речевыми навыками посредством
приемов мнемотехники.
Особенностью программы также является использование особых форм
работы с дошкольниками:
 самостоятельное кодирование литературных произведений;
 создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц,
скороговорок, загадок;
 создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;
 использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и
упражнений;
 кодирование слов и составление ребусов.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов для освоения программы - 34 часа.
Режим занятий.
Продолжительность занятий: 1 занятие 30 минут.
Форма обучения – очная.
Программа включает три основных направления:
5

- Обучение детей развитию памяти и осознанному чтению.
- Развитие зрительной и слуховой памяти.
- Улучшение разговорной речи.
Программа
строится
на
принципах
образования (предусмотренных в ФГОС):







дошкольного

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе своего образования, становится субъектом
образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

Основные методы мнемотехники:
Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей,
явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно
всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач
используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и
символы.
Эйдейтизм (образное запоминание): его развитие происходит в играх.
Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы
превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где
у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е.
происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в
памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней
развития:
-обозначение (кошка);
-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);
-оживление (уже увидели, чем она занимается);
-обогащение деталями (где кошка находится);
-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);
-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).
Метод Цицерона (мест или комнаты): он основан на зрительных
ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует
запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко
6

вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых
последовательностью предметов и мест.
Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним
любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах
в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается
представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа
в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём
воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика –
баранку и т.д. 5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи):
ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает
в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и
многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В
качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и
мнемотаблицы.
Коллаж - плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или
наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся
беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка
сюжетного метода запоминании.
Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную
информацию. Она позволяет решать дидактические общеобразовательные
задачи, развивать память, логику, образное мышление, уметь связно
мыслить, перекодировать информацию, анализировать, вычленять части,
объединять в пары, группы, целое, систематизировать.
Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст).
При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть
логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий
костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести,
восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
Принципы обучения:
- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности
ребёнка при руководящей роли педагога;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального
и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения
мнемотехники, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение
комплексного подхода;
- принцип связи обучения с жизнью;
- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
- Наглядные: демонстрация.
- Практические: запоминание, внимания, образного мышления, речь.
- Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.

7

1.2. Цель и задачи программы
Программа «Мнемотехника» – эффективный приём развития связной
речи старших дошкольников», обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и обучающих задач. В процессе их реализации формируются
такие знания, умения и навыки, которые способствуют развитию и
формированию личности старших дошкольников.
Цель: развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и
внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих
способностей обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных
произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в
иллюстрациях;
- активизировать словарный запас.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память;
- развивать у детей коммуникативные способности и социальные навыки;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную
деятельность обучающихся;
- развивать грамматический строй речи, звуковую культуру.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе;
- воспитывать умения ориентироваться на систему правил, необходимых для
учебной работы.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».