МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол №2 от 31.08.2022 г. Утверждено Приказом и.о. директора МКУДО «Дворец творчества» О.О. Смолиной № 217 от 31.08.2022 г. Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Первые шаги в мир Шахмат» Возраст обучающихся: 6-11 лет Срок реализации: 1 год Программу составил и реализует педагог ДО Моисеева Е. Н. Талица 2022 СОДЕРЖАНИЕ 1 . Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка………………………………………………........3 1.2 Цель и задачи программы ………………….…………………………….8 1.3 Содержание программы ………………….……………………………….9 ● Учебный (тематический) план для обучающихся 6-7 лет…….….9 ● Содержание учебного (тематического) плана для обучающихся 6-7 лет …………………………………………………………….…10 ● Учебный (тематический) план для обучающихся 8-11 лет…..….14 ● Содержание учебного (тематического) плана для обучающихся 8-11 лет……………………………………………………………....15 1.7 Планируемые результаты ………………….………………………….…..19 2. Организационно-педагогические условия реализации программы...20 2.1 Календарный учебный график…………………………………………….20 2.2. Условия реализации программы…………………………………...…......21 2.3 Формы подведения итогов реализации программы……………………...22 2.4. Оценочные материалы…………………………………………………….23 2.5 Методические материалы………………………………………………….27 Аннотация к программе……………………………………………………...28 Сведения о разработчике…………….............................................................29 Список литературы…………………………………………………………...30 2 1. Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеразвивающая программа "Первые шаги в мир Шахмат" физкультурно-спортивной направленности (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие. 3 Новизна программы заключается в том, что она направлена на организацию потребностей обучающихся в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервноэмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки – умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца. Предлагаемая программа по обучению детей игре в шахматы направлена на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей. Обучение детей игре в шахматы позволит раскрыть психологический и интеллектуальный потенциал ребёнка. Развитие личности посредством шахмат – личная и общественно значимая задача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. При обучении игре в шахматы детей нужно опираться на общепедагогические принципы дидактики с обязательным использованием пособий, дидактических игр, элементов физического воспитания. Главным при обучении является формирование устойчивого познавательного интереса. Главное в шахматах – мысль! Стремление испытывать в соревновании умов и характеров свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость своих планов и предложений – вот, что всегда делало и делает эту древнюю игру столь популярной. Шахматы приносят людям много творческих радостей. Учебный материал распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. 4 Режим занятий. Занятия имеют следующую временную структуру: 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий: для обучающихся 6-7 лет - 30 минут, для обучающихся 8-11 лет – 40 минут. Программа рассчитана на 34 недели для обучающихся 6-7 лет и 35 недель для обучающихся 8-11 лет. группы формируются в соответствии с возрастом: 6-7 лет и 8-11 лет. Программа «Первые шаги в мир Шахмат» имеет стартовый уровень обучения. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов для освоения программы для обучающихся 6-7 лет – 34 часа, для обучающихся 8-11 – 35 часов. Адресат программы. Дети в возрасте 6 - 11 лет, количество обучающихся в группе от 6 человек. Принимаются, как девочки, так и мальчики. Возможен прием детей, не имеющих первоначальных знаний в данной области, а также приём детей с первоначальными знаниями в данной области. В целях успешного обеспечения результата и развития навыка игры в шахматы, занятия рекомендуется начинать с дошкольного возраста. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Возрастные особенности обучающихся 6-7 лет. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек. Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из 5 важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. Исследования показали, что трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет. Но уже в 4 года дошкольники начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов. В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства. Возрастные особенности обучающихся 8-11 лет. 8-11 лет — это период интенсивного физического развития, организм растет, происходит процесс окостенения и формирования поясницы (этим объясняется непоседливость детей). Формируются способности к целенаправленному систематическому труду. Внимание неустойчиво (преобладает непроизвольное внимание). Память и мышление носят образный характер. Возрастная особенность - подражание старшим. Формируются свойства личности: ответственного отношения к учебе, готовности учиться, чувства дружбы, товарищества, любви к Родине. Нравственные качества становятся более устойчивыми. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстрое становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Сосредоточенность, концентрация внимания у детей младшего школьного возраста может быть достаточно интенсивной, особенно при выполнении интересной работы. Однако устойчивость внимания недостаточно развита, могут часто отвлекаться. Объем внимания зависит от опыта человека. У младшего школьника опыт невелик. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколько объектов. Так, первоклассник знает, что переходить улицу можно только при зеленом свете светофора и обязательно надо смотреть, не идет ли машина. Однако ребенок не всегда выполняет это, так как объем его внимания мал. Даже позже, когда он переходит в следующий класс, ребенок может увлечься игрой в мяч и побежать за ним на середину улицы, не обращая внимания на движущийся транспорт. Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана с общей неустойчивостью внимания. Недостатки восприятия ребенка нередко объясняются рассеянностью, но и она сама часто зависит от особенностей детского восприятия. К недостаткам восприятия относится неточность в различении сходных предметов, вследствие чего дети могут допускать ошибки при чтении, смешивая буквы или слоги. Нередко рассеянность 6 ученика бывает вызвана утомлением. В этом случае ребенку необходимо отдохнуть, отвлечься. Таким образом, внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Мышление у детей младшего школьного возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Большую роль в познавательной деятельности ребёнка младшего школьного возраста играет память. Естественные возможности ребёнка первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Дети 78 лет (а иногда и старше) имеют склонность запоминать все дословно, буквально, даже то, что не требует такого усвоения, а может быть изложено своими словами. Это не означает, что ребенок не понимает того, что запомнил. Просто детям этого возраста легче запомнить текст без изменения и точно передать фразами учебника, чем свободно излагать материал, так как у них еще недостаточен запас слов и нет умения оперировать ими. В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память (зрительная, слуховая) и менее — словесно-логическая. Все, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая (словесно-логическая) память. Ребенок начинает усваивать не только конкретные, но и некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения. Основные формы занятий: беседа и игра. Формы итоговых занятий по каждому разделу: тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний. Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом (тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний). 7 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: первоначальное знакомство обучающихся с принципами шахматной игры, способствующей личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формированию общей культуры. Основные задачи: Образовательные: - Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция,) - Упражнять в умении взаимодействия между фигурами в процессе выполнения игровых заданий. - Упражнять в ориентировании на плоскости, обогащать детскую фантазию. Развивающие: - Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; - Способствовать активизации мыслительной деятельности обучающегося. Воспитательные: - Воспитывать интерес к шахматной игре. 8