ОП Первые шаги в мир шахмат 22-23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол №2 от 31.08.2022 г.

Утверждено
Приказом и.о. директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О. Смолиной
№ 217 от 31.08.2022 г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности

«Первые шаги в мир Шахмат»
Возраст обучающихся: 6-11 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составил и реализует
педагог ДО Моисеева Е. Н.

Талица
2022

СОДЕРЖАНИЕ
1 . Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка………………………………………………........3
1.2 Цель и задачи программы ………………….…………………………….8
1.3 Содержание программы ………………….……………………………….9
● Учебный (тематический) план для обучающихся 6-7 лет…….….9
● Содержание учебного (тематического) плана для обучающихся
6-7 лет …………………………………………………………….…10
● Учебный (тематический) план для обучающихся 8-11 лет…..….14
● Содержание учебного (тематического) плана для обучающихся
8-11 лет……………………………………………………………....15
1.7 Планируемые результаты ………………….………………………….…..19
2. Организационно-педагогические условия реализации программы...20
2.1 Календарный учебный график…………………………………………….20
2.2. Условия реализации программы…………………………………...…......21
2.3 Формы подведения итогов реализации программы……………………...22
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………….23
2.5 Методические материалы………………………………………………….27
Аннотация к программе……………………………………………………...28
Сведения о разработчике…………….............................................................29
Список литературы…………………………………………………………...30

2

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа "Первые шаги в
мир Шахмат" физкультурно-спортивной направленности (далее – Программа)
разработана на основании нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании
в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648
– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и
информационных технологий, особенно большое значение приобретает
способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации,
умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в
формировании логического и системного мышления играют шахматы.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи
радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в
педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку
она является действенным средством умственного развития и подготовки
детей к школе.
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают
аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие
черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник –
выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно
внимательным, собранным. Шахматы в детском саду положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений
обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает
детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных
комбинаций доставляет истинное удовольствие.
3

Новизна программы заключается в том, что она направлена на
организацию потребностей обучающихся в активных формах познавательной
деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервноэмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В
центре современной концепции общего образования лежит идея развития
личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание
важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует
процесс обучения игре в шахматы.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью
формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка,
как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в
процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические
навыки – умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до
конца.
Предлагаемая программа по обучению детей игре в шахматы направлена
на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей.
Обучение детей игре в шахматы позволит раскрыть психологический и
интеллектуальный потенциал ребёнка. Развитие личности посредством
шахмат – личная и общественно значимая задача.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и
доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей
в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В
простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах,
«волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных
правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со
своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре.
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил
повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные
сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые
будут интересны дошкольникам.
При обучении игре в шахматы детей нужно опираться на
общепедагогические принципы дидактики с обязательным использованием
пособий, дидактических игр, элементов физического воспитания. Главным
при обучении является формирование устойчивого познавательного интереса.
Главное в шахматах – мысль! Стремление испытывать в соревновании
умов и характеров свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость
своих планов и предложений – вот, что всегда делало и делает эту древнюю
игру столь популярной. Шахматы приносят людям много творческих
радостей.
Учебный материал распределён в соответствии с принципом
последовательного и постепенного расширения теоретических знаний,
практических умений и навыков.
4

Режим занятий. Занятия имеют следующую временную структуру: 1
раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий: для обучающихся 6-7 лет
- 30 минут, для обучающихся 8-11 лет – 40 минут. Программа рассчитана на
34 недели для обучающихся 6-7 лет и 35 недель для обучающихся 8-11 лет.
группы формируются в соответствии с возрастом: 6-7 лет и 8-11 лет.
Программа «Первые шаги в мир Шахмат» имеет стартовый уровень
обучения.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов для освоения программы для обучающихся 6-7 лет –
34 часа, для обучающихся 8-11 – 35 часов.
Адресат программы. Дети в возрасте 6 - 11 лет, количество
обучающихся в группе от 6 человек. Принимаются, как девочки, так и
мальчики. Возможен прием детей, не имеющих первоначальных знаний в
данной области, а также приём детей с первоначальными знаниями в данной
области.
В целях успешного обеспечения результата и развития навыка игры в
шахматы, занятия рекомендуется начинать с дошкольного возраста.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление
все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое
выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической
деятельностью.
Возрастные особенности обучающихся 6-7 лет. Ребенок начинает
ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным
явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для
выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о
них и делают выводы.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению,
установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития
интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные
обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений,
ориентируясь на яркие внешние признаки. Дети проявляют высокий уровень
познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых
отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления,
найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и
современности, добра и зла. Дети приобретают возможность рассуждать и о
таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они
знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек. Конечно, далеко не
всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний
и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными
сопоставлениями и выводами. Это первая исходная форма теоретического
мышления ребенка.
От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на
поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят
к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из
5

важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия.
Исследования показали, что трехлетние дети могут обнаружить только
причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет. Но уже в
4 года дошкольники начинают понимать, что причины явлений могут
заключаться и в свойствах самих предметов. В старшем дошкольном возрасте
дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу
бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но
постоянные их свойства.
Возрастные особенности обучающихся 8-11 лет.
8-11 лет — это период интенсивного физического развития, организм
растет, происходит процесс окостенения и формирования поясницы (этим
объясняется непоседливость детей). Формируются способности к
целенаправленному систематическому труду.
Внимание неустойчиво (преобладает непроизвольное внимание).
Память и мышление носят образный характер.
Возрастная особенность - подражание старшим.
Формируются свойства личности: ответственного отношения к учебе,
готовности учиться, чувства дружбы, товарищества, любви к Родине.
Нравственные качества становятся более устойчивыми.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно
проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение
сферы общения. Быстрое становление, множество новых качеств, которые
необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам
строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы.
Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же
время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».
Сосредоточенность, концентрация внимания у детей младшего школьного
возраста может быть достаточно интенсивной, особенно при выполнении
интересной работы. Однако устойчивость внимания недостаточно развита,
могут часто отвлекаться.
Объем внимания зависит от опыта человека. У младшего школьника
опыт невелик. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколько
объектов. Так, первоклассник знает, что переходить улицу можно только при
зеленом свете светофора и обязательно надо смотреть, не идет ли машина.
Однако ребенок не всегда выполняет это, так как объем его внимания мал.
Даже позже, когда он переходит в следующий класс, ребенок может увлечься
игрой в мяч и побежать за ним на середину улицы, не обращая внимания на
движущийся транспорт.
Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана с общей
неустойчивостью внимания. Недостатки восприятия ребенка нередко
объясняются рассеянностью, но и она сама часто зависит от особенностей
детского восприятия. К недостаткам восприятия относится неточность в
различении сходных предметов, вследствие чего дети могут допускать
ошибки при чтении, смешивая буквы или слоги. Нередко рассеянность
6

ученика бывает вызвана утомлением. В этом случае ребенку необходимо
отдохнуть, отвлечься.
Таким образом, внимание младших школьников непроизвольно,
недостаточно устойчиво, ограничено по объему.
Мышление у детей младшего школьного возраста развивается от
эмоционально-образного к абстрактно-логическому.
Большую роль в познавательной деятельности ребёнка младшего
школьного возраста играет память. Естественные возможности ребёнка
первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая
позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Дети 78 лет (а иногда и старше) имеют склонность запоминать все дословно,
буквально, даже то, что не требует такого усвоения, а может быть изложено
своими словами. Это не означает, что ребенок не понимает того, что запомнил.
Просто детям этого возраста легче запомнить текст без изменения и точно
передать фразами учебника, чем свободно излагать материал, так как у них
еще недостаточен запас слов и нет умения оперировать ими.
В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память
(зрительная, слуховая) и менее — словесно-логическая. Все, что связано с
наглядностью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные чувства,
запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро
развивается и смысловая (словесно-логическая) память. Ребенок начинает
усваивать не только конкретные, но и некоторые абстрактные понятия. У него
расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность
воспроизведения.
Основные формы занятий: беседа и игра.
Формы итоговых занятий по каждому разделу: тестирование практических
умений и выполнение упражнения для закрепления знаний.
Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое
занятие, на котором будет организовано повторение и обобщение знаний,
умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом (тестирование
практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний).

7

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: первоначальное знакомство обучающихся с
принципами
шахматной игры, способствующей личностному и
интеллектуальному развитию обучающихся, формированию общей культуры.
Основные задачи:
Образовательные:
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная
доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная
позиция,)
- Упражнять в умении взаимодействия между фигурами в процессе
выполнения игровых заданий.
- Упражнять в ориентировании на плоскости, обогащать детскую фантазию.
Развивающие:
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности обучающегося.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к шахматной игре.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».