ОП Школа креативного мышления 22-23 Бутка Романова Е.П.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР«Академия детства»
Протокол от 31.08.2022 № 2

Утверждено
Приказом Директора
МКУДО «Дворец творчества»
от 31.08.2022 № 217

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Школа креативного мышления»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составили: Педагог ДО Слободчикова Л.Л.
Педагог ДО Кузьмина Е.А.
Программу реализует: Педагог ДО Романова Е.П.

Бутка
2022

Содержание
1.
1.1
1.2
1.3.

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Цель и задачи курса «Занимательная математика»
Учебный (тематический) план «Занимательная математика»
Содержание учебного (тематического)
плана «Занимательная
математика»

3
3
10
11
11
12
16

Планируемые результаты курса «Занимательная математика»

21

Цель и задачи курса «Грамотейка»

23

Учебный (тематический) план «Грамотейка»
Содержание учебного (тематического) плана «Грамотейка»
Планируемые результаты курса «Грамотейка»
Организационно
–
педагогические
условия
реализации
программы
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы подведения итогов реализации программы
Оценочные материалы
Методические материалы
Аннотация
Сведения о разработчике

24
28
34

Список литературы

46

35
35
36
37
38
42
44
45

2

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Программа
«Школа
креативного
мышления»,
социальногуманитарной направленности, разработана на основе программы
«Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет), М.:
Просвещение, 2012).
Актуальность программы. Переход от дошкольного детства к
школьному - один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для
детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения
всех жизненных сил, перестройки работы организма.
Иногда дошкольная подготовка сводится к обучению их счету, чтению,
письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагоговпрактиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те
дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и
навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным
набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе
и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то
новое.
В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на
основе следующей системы дидактических принципов:
- создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической
комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного
представления о мире);
- у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор
на основании некоторого критерия (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- у обучающихся формируется умение решать задачи в нестандартных
ситуациях;
- обучающиеся учатся креативно мыслить в любой ситуации.
3

Новизна и педагогическая целесообразность программы
Успешный переход с одной ступени образования на другую - задача
комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её
решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся
развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в
основе успешной учебной деятельности в будущем, во-вторых,
необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким,
как элементы письма, чтения, счёта, и, в-третьих, ко всем процессам ребенка
нужно научить творческому подходу.
Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе.
Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в
школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил
бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких
детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень
произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словеснологического мышления, неправильное формирование способов учебной
работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение
операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля,
отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Ведущей деятельностью данной программы является: игра,
продуктивная и творческая деятельность, конструирование и моделирование.
Содержание программы носит деятельностный характер. В целях повышения
эффективности качества образовательного процесса, формирования
устойчивого интереса детей к изучаемым предметам и развития основных
внеучебных навыков предполагает использование вариативных форм и
методов обучения:
 Информационные технологии
 Технологии личностно-ориентированного обучения
 Проблемно-развивающие технологии
 Игровые технологии
 Здоровьесберегающие технологии
 Технология «ТРИЗ»
 Решение логических задач
 Моделирование и анализ проблемных ситуаций
 Групповая работа.
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти
впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за
собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться
4

не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно
из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка
потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение.
Не все родители обеспокоены проблемами адаптации детей: в школу приходят
дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности
об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как
интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс
дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике
ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того, чтобы
вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него
отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия
успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации
появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность
подготовить к адаптации в школе. Занятия с будущими первоклассниками
позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и быть
успешным в обучении.
Нормативно-правовая основа для реализации образовательной
программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
5

7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ
от 03.09.2019 № 467)
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648
– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
17. Устав МКУДО «Дворец творчества».
Предшкольный возраст – очень серьезный этап в жизни дошкольника.
Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
6

общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной и творческой
активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы
психических функций.
Программа решает задачи комплексного развития будущего
первоклассника, его коммуникативных, социальных и психологических
функций, необходимых для успешного обучения в школе.
Основные положения программы: программа носит развивающий
характер; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных
установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; учит обучающихся
принимать самостоятельное решение в нестандартных ситуациях;
обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные
виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Программа работы с дошкольниками идет по следующим
направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Развитие умственных способностей.
4. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение
общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с
другими).
5. Развитие волевой готовности ребенка.
6. Развитие творческого потенциала.
7. Развитие креативности в принятии решений.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом
индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой
деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение
здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования; сотворчество педагогов, обучающихся и родителей.
Основные функции программы: 1. Коммуникативная - направлена на
создание условий для развития уровня коммуникативных качеств будущих
первоклассников, возможности их продуктивного общения со сверстниками и
педагогами. 2. Развивающая – направлена на развитие самостоятельности,
7

творческих
способностей,
познавательной
активности
детей. 3.
Корректирующая - направлена на создание условий для выявления «факторов
риска» в развитии конкретного ребѐнка, планирование работы по еѐ коррекции
и созданию предпосылок успешного обучения в школе.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 6 – 7 лет.
Обучающиеся являются воспитанниками подготовительных групп детских
дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным
причинам, не посещающих ДОУ.
Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и
перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка:
нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок
быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят
существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим
характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени
приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в
период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более
высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные
умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным
обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в
школе.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом
развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности:
 формируется устойчивая структура мотивов;
 зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении
и признании взрослого, желание выполнять важные для других,
«взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании
сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к
коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в
игре и других видах деятельности быть первым, лучшим;
 появляется потребность поступать в соответствии с установленными
правилами и этическими нормами и т.д.);
 возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа
произвольного поведения;
 ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей,
моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях
8

он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать
не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется
посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом
или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в
обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).
Программа «Школа креативного мышления» имеет стартовый уровень
обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа «Школа креативного мышления» предлагает систему
адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Занимательная
математика», «Грамотейка».
Режим занятий: занятия имеют следующую структуру: 2 занятия в день, 1 раз
в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов для освоения программы - 68 ч.
Особенности программы:
внимание с содержания обучения
переносится на его средства, т.е. на то, каким образом знания преподносятся
детям и как ими усваиваются; комплексность, т.е. каждый день занятия
объединены одной темой;
большая часть заданий предлагается в
занимательной форме с учѐтом возрастных особенностей детей; развитие
общеучебных навыков и навыков совместной учебной деятельности.

9

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование готовности к самореализации детей в
системе социальных отношений на основе креативного мышления в
нестандартных ситуациях.
Основные задачи:
Обучающие:
- формировать у ребенка необходимые для адаптации знания, умения и
навыки;
- способствовать пробуждению у ребенка любознательности,
исследовательских интересов, формировать на этой основе умения учиться;
- формировать навыки творческого мышления и развивать умение решать
нестандартные задачи;
- научить приемам поисковой и творческой деятельности;
- познакомить детей с понятиями «гибкость ума», «фантазия»,
«креативность», «творческие способности».
Развивающие:
- развивать личностные качества ребенка;
- развивать у детей коммуникативные способности и социальные навыки;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную
деятельность обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать желание креативно мыслить для успешной адаптации на
следующей ступени обучения;
- воспитывать умения ориентироваться на систему правил, необходимых для
учебной работы.

10

1.3. Содержание программы
Цель и задачи курса «Занимательная математика»
Цель: формирование мыслительных процессов, логического мышления,
пространственных отношений через творческую деятельность обучающегося.
Задачи
Обучающие:
 Познакомить с названием чисел первого и второго десятка, учить
называть их в прямом и обратном порядке;
 Учить использовать изученную последовательность чисел, учить
пересчитывать предметы;
 учить выражать результат счёта числом;
 учить решать логические задачи;
 запустить работу правого и левого полушарий мозга.
Развивающие:
 Развивать память, мышление, внимание, логику средствами
математических заданий, игр, задач;
 выявлять и развивать у детей творческие способности;
 развивать навыки творческого мышления и управляемого
воображения.
Воспитательные:
 Воспитывать интерес к математике, стремление использовать
математические знания в повседневной жизни и для решения новых
конкретных учебных задач;
 учить производить контроль и самоконтроль, самооценку.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».