ОП Школа креативного мышления 22-23 Шахурина В.С.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР«Академия детства»
Протокол от 31.08.2022 №2

Утверждено
Приказом Директора
МКУДО «Дворец творчества»
от 31.08.2022 №217

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Школа креативного мышления»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составили: Педагог ДО Слободчикова Л.Л.
Педагог ДО Кузьмина Е.А.
Программу реализует: Педагог ДО Шахурина В.С..

Талица
2022

Содержание

1.
1.1
1.2
1.3.

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Цель и задачи курса «Занимательная математика»
Учебный (тематический) план «Занимательная математика»
Содержание учебного (тематического) плана «Занимательная
математика»

3
3
10
11
11
12
16

Планируемые результаты курса «Занимательная математика»

21

Цель и задачи курса «Грамотейка»

23

Учебный (тематический) план «Грамотейка»
Содержание учебного (тематического) плана «Грамотейка»
Планируемые результаты курса «Грамотейка»
Организационно – педагогические условия реализации
программы
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы подведения итогов реализации программы
Оценочные материалы
Методические материалы
Аннотация
Сведения о разработчике

24
28
34

Список литературы

46

35
35
36
37
38
42
44
45

2

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Программа
«Школа
креативного
мышления»,
социальногуманитарной направленности, разработана на основе программы
«Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет), М.:
Просвещение, 2012).
Актуальность программы. Переход от дошкольного детства к
школьному - один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для
детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения
всех жизненных сил, перестройки работы организма.
Иногда дошкольная подготовка сводится к обучению их счету, чтению,
письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагоговпрактиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те
дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и
навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным
набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе
и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то
новое.
В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на
основе следующей системы дидактических принципов:
- создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической
комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного
представления о мире);
- у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор
на основании некоторого критерия (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- у обучающихся формируется умение решать задачи в нестандартных
ситуациях;
- обучающиеся учатся креативно мыслить в любой ситуации.
3

Новизна и педагогическая целесообразность программы
Успешный переход с одной ступени образования на другую - задача
комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её
решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся
развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в
основе успешной учебной деятельности в будущем, во-вторых,
необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким,
как элементы письма, чтения, счёта, и, в-третьих, ко всем процессам ребенка
нужно научить творческому подходу.
Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе.
Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в
школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил
бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких
детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень
произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словеснологического мышления, неправильное формирование способов учебной
работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение
операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля,
отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Ведущей деятельностью данной программы является: игра,
продуктивная и творческая деятельность, конструирование и моделирование.
Содержание программы носит деятельностный характер. В целях повышения
эффективности качества образовательного процесса, формирования
устойчивого интереса детей к изучаемым предметам и развития основных
внеучебных навыков предполагает использование вариативных форм и
методов обучения:
 Информационные технологии
 Технологии личностно-ориентированного обучения
 Проблемно-развивающие технологии
 Игровые технологии
 Здоровьесберегающие технологии
 Технология «ТРИЗ»
 Решение логических задач
 Моделирование и анализ проблемных ситуаций
 Групповая работа.
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти
впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за
собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться
4

не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно
из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка
потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение.
Не все родители обеспокоены проблемами адаптации детей: в школу приходят
дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности
об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как
интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс
дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике
ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того, чтобы
вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него
отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия
успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации
появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность
подготовить к адаптации в школе. Занятия с будущими первоклассниками
позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и быть
успешным в обучении.
Нормативно-правовая основа для реализации образовательной
программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
5

7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ
от 03.09.2019 № 467)
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648
– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
17. Устав МКУДО «Дворец творчества».
Предшкольный возраст – очень серьезный этап в жизни дошкольника.
Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
6

общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной и творческой
активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы
психических функций.
Программа решает задачи комплексного развития будущего
первоклассника, его коммуникативных, социальных и психологических
функций, необходимых для успешного обучения в школе.
Основные положения программы: программа носит развивающий
характер; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных
установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; учит обучающихся
принимать самостоятельное решение в нестандартных ситуациях;
обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные
виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Программа работы с дошкольниками идет по следующим
направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Развитие умственных способностей.
4. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение
общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с
другими).
5. Развитие волевой готовности ребенка.
6. Развитие творческого потенциала.
7. Развитие креативности в принятии решений.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом
индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой
деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение
здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования; сотворчество педагогов, обучающихся и родителей.
Основные функции программы: 1. Коммуникативная - направлена на
создание условий для развития уровня коммуникативных качеств будущих
первоклассников, возможности их продуктивного общения со сверстниками и
педагогами. 2. Развивающая – направлена на развитие самостоятельности,
7

творческих
способностей,
познавательной
активности
детей. 3.
Корректирующая - направлена на создание условий для выявления «факторов
риска» в развитии конкретного ребѐнка, планирование работы по еѐ коррекции
и созданию предпосылок успешного обучения в школе.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 6 – 7 лет.
Обучающиеся являются воспитанниками подготовительных групп детских
дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным
причинам, не посещающих ДОУ.
Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и
перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка:
нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок
быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят
существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим
характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени
приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в
период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более
высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные
умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным
обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в
школе.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом
развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности:
 формируется устойчивая структура мотивов;
 зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении
и признании взрослого, желание выполнять важные для других,
«взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании
сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к
коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в
игре и других видах деятельности быть первым, лучшим;
 появляется потребность поступать в соответствии с установленными
правилами и этическими нормами и т.д.);
 возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа
произвольного поведения;
 ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей,
моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях
8

он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать
не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется
посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом
или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в
обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).
Программа «Школа креативного мышления» имеет стартовый уровень
обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа «Школа креативного мышления» предлагает систему
адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Занимательная
математика», «Грамотейка».
Режим занятий: занятия имеют следующую структуру: 2 занятия в день, 1 раз
в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов для освоения программы - 68 ч.
Особенности программы:
внимание с содержания обучения
переносится на его средства, т.е. на то, каким образом знания преподносятся
детям и как ими усваиваются; комплексность, т.е. каждый день занятия
объединены одной темой;
большая часть заданий предлагается в
занимательной форме с учѐтом возрастных особенностей детей; развитие
общеучебных навыков и навыков совместной учебной деятельности.

9

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование готовности к самореализации детей в
системе социальных отношений на основе креативного мышления в
нестандартных ситуациях.
Основные задачи:
Обучающие:
- формировать у ребенка необходимые для адаптации знания, умения и
навыки;
- способствовать пробуждению у ребенка любознательности,
исследовательских интересов, формировать на этой основе умения учиться;
- формировать навыки творческого мышления и развивать умение решать
нестандартные задачи;
- научить приемам поисковой и творческой деятельности;
- познакомить детей с понятиями «гибкость ума», «фантазия»,
«креативность», «творческие способности».
Развивающие:
- развивать личностные качества ребенка;
- развивать у детей коммуникативные способности и социальные навыки;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную
деятельность обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать желание креативно мыслить для успешной адаптации на
следующей ступени обучения;
- воспитывать умения ориентироваться на систему правил, необходимых для
учебной работы.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».