ДОП 3D-МИКС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

Утверждено
Приказом директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А.Ермакова
№ 219 от 01.09.2023 г

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Дворец творчества»
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
технической направленности

«3D -МИКС»
Возраст обучающихся 7 - 14 лет
Срок реализации: 3года

Программу составил и реализует
педагог ДО Багина Л.В.

Талица
2023 г

1. Основных характеристики программы
1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «3D – МИКС»
технической направленности.
Программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №
16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании
проектного
комитета
по
национальному
проекту
"Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения
РФ от 03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении
методических
рекомендаций
по
реализации
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных

2

программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4
3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания"
17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
18. Устав учреждения.
В основу данной программы положена дополнительная
общеобразовательная программа «3D-моделирование» технической
направленности Т.П. Егошиной, г.Уфа-2017. В указанную программу
внесены изменения и дополнения в учебно-тематическом плане,
содержании, режиме занятий.
Актуальность программы
Современное общество все больше зависит от технологий и именно
поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области
интеллекта человека, как инженерное мышление.
Инженерное мышление – мышление, направленное на обеспечение
деятельности с техническими объектами, осуществляемое на когнитивном
и инструментальном уровнях и характеризующееся как политехничное,
конструктивное, научно-теоретическое, преобразующее, творческое,
социально-позитивное.
Инженерное мышление – это сложное образование, объединяющее в
себя разные типы мышления: логическое, пространственное, практическое,
научное, эстетическое, коммуникативное, творческое.
В современном мире набирает обороты популярность 3Dтехнологий, которые невозможно представить без инженерного мышления.
3D-технологии все больше внедряются в различные сферы деятельности
человека. Значительное внимание уделяется такой разновидности 3Dтехнологий как 3D-моделирование. Это прогрессивная отрасль мультимедиа,
позволяющая осуществлять процесс создания трехмерной модели объекта
3

при помощи специальных компьютерных программ. С помощью
трехмерного графического чертежа и рисунка разрабатывается визуальный
объемный образ желаемого объекта: создаѐтся как точная копия конкретного
предмета, так и разрабатывается новый, ещѐ не существующий объект. 3Dмоделирование применяется как в технической среде, для создания
промышленных объектов, так и для создания эстетических и художественнографических образов и объектов. Изготовление объектов может
осуществляться с помощью 3D-принтера.
Уникальность 3D-моделирования заключается в интеграции
рисования, черчения, новых 3D-технологий, что становится мощным
инструментом синтеза новых знаний, развития метапредметных
образовательных результатов. Обучающиеся овладевают целым
рядом
комплексных
знаний
и
умений,
необходимых
для реализации проектной
деятельности.
Формируется
пространственное, аналитическое и синтетическое мышление, готовность и
способность к творческому поиску и воплощению своих идей на практике.
Знания в области моделирования нацеливает детей на осознанный выбор
профессии, связанной с техникой, изобразительным искусством, дизайном:
инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, художник,
дизайнер.
Крайне важно, что занятия 3D-моделированием позволяют развивать
не только творческий потенциал детей, но и их социально-позитивное
мышление. Творческие проекты по созданию АРТ-объектов: подарки,
сувениры, изделия для разных социально-значимых мероприятий.
Любая творческая профессия требует владения современными
компьютерными технологиями. Результаты технической фантазии всегда
стремились вылиться на бумагу, а затем воплотиться в жизнь. Если
раньше, представить то, как будет выглядеть дом или интерьер комнаты,
автомобиль или теплоход мы могли лишь по чертежу или рисунку, то с
появлением компьютерного трехмерного моделирования стало возможным
создать объемное изображение спроектированного сооружения. Оно
отличается фотографической точностью и позволяет лучше представить
себе, как будет выглядеть проект, воплощенный в жизни и своевременно
внести определенные коррективы. 3D модель обычно производит гораздо
большее впечатление, чем все остальные способы презентации будущего
проекта. 3Д принтеры в образовании – это отличная возможность для
развития пространственного мышления и творческих навыков.
Практическое моделирование кардинально меняет представление детей о
различных предметах и делает более доступным и понятным процесс
обучения таким наукам, как программирование, дизайн, физика,
математика, естествознание. 3D моделирование способствует развитию
творческих способностей школьников, профориентации на инженерные и
технические специальности. В современной жизни специалисты в области
3D моделирования и конструирования очень востребованы на рынке труда,
что очень повышает значимость обучения по программе.
4

Программа
разработана для
учреждения
дополнительного
образования, что актуально, так как в дополнительном образовании
образовательная деятельность должна быть направлена «на социализацию
и адаптацию обучающихся к жизни в обществе».
Новая Концепция развития дополнительного образования нацеливает
учреждения дополнительного образования на «превращение жизненного
пространства в мотивирующее пространство».
Основные особенности программы
Программа предусматривает подготовку обучающихся в области 3D
– моделирования с помощью 3D - ручки. Обучение 3D моделированию
опирается на уже имеющийся у обучающихся опыт постоянного
применения информационно-компьютерных технологий.
В содержании программы особое место отводится практическим
занятиям, направленным на освоение 3D технологии и отработку отдельных
технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических
работ, ориентированных на получение целостного содержательного
результата, осмысленного и интересного для обучающихся. Результатом
реализации всех задач являются творческие проекты – созданные АРТ
объекты, которые разрабатываются для социально-значимых мероприятий.
Программа вариативная так, как в рамках ее содержания можно
разрабатывать разные учебно-тематические планы и для ее освоения
возможно выстраивание индивидуальных программ, индивидуальных
траекторий (маршрутов) обучения. Программа открытая, предполагает
совершенствование, изменение в соответствии с потребностями
обучающихся.
В основу данной положены такие принципы как:
 Целостность и гармоничность
интеллектуальной, эмоциональной, практико-ориентированной сфер
деятельности личности.
 Практико-ориентированность, обеспечивающая
отбор
содержания, направленного
на решение
практических
задач:
планирование
деятельности,
поиск
нужной
информации,
инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых
средств информационной деятельности, реализующих основные
пользовательские возможности 3D – моделирования с помощью 3D –
ручки. При этом исходным является положение о том, что
компьютер может многократно усилить возможности человека, но не
заменить его.
 Принцип развивающего обучения обучение ориентировано не только
на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных
процессов, формирование и развитие у обучающихся обобщенных
способов деятельности, формирование навыков самостоятельной
работы.

5

Осуществление
поэтапного
дифференцированного
и
индивидуализированного перехода от репродуктивной к проектной и
творческой деятельности.
 Наглядность
с
использованием
пособий, интернет
ресурсов, делающих образовательный процесс более эффективным.
 Последовательность
усвоения
материала
от «простого
к
сложному», в
соответствии
с возрастными
особенностями
обучающихся.
 Принципы компьютерной анимации и анимационных возможностях
компьютерных прикладных систем.
Настоящая программа рассчитана только на работу в детском
объединении в системе дополнительного образования.
Уровень программы: базовый - особое внимание в работе
уделяется графической грамотности детей. Первые работы учащиеся
выполняют с помощью шаблонов, а затем учатся работать по чертежам.
Уделено внимание тому, чтобы дети знали и правильно употребляли
технические термины. На занятиях у детей расширяется познавательный
интерес к технике, развиваются технические наклонности, формируются
умения и навыки работы с различными материалами, инструментами и
орг.техникой,
воспитывается
трудолюбие,
настойчивость,
самостоятельность. По окончании обучения в объединении «3D - МИКС»
выпускники могут продолжить обучение по программам технической
направленности более высокого уровня сложности.
Отличительные особенности: программа личностно ориентирована и
составлена с учетом возможности самостоятельного выбора обучающимся
наиболее интересного объекта работы, приемлемого для него.
Форма обучения – очная.
Адресат программы: обучающиеся 7-14 лет. Состав группы
постоянный от 7 до 12 человек. Набор обучающихся в объединение –
свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется.
Группы формируются по возрасту (7-9, 9-11 и 12-14).
Режим занятий: Срок реализации программы – 3 года. Группа
первого года обучения занимаются: 1 раз в неделю по 2 часа. Группа
второго и третьего года обучения занимаются 2 раза в неделю по 2 часа. На
реализацию программы в год отводится: первый год 68 часов, второй,
третий год обучения 140 часов.
Общее количество часов, отведённых на реализацию всей программы
348 часов.
Продолжительность учебного часа в первый год обучения 35 минут,
второй и третий год 40 мин., перерыв –10 мин.


6

1.2. Цели и задачи программы
Цель: развитие и формирование у обучающихся интеллектуальных и
практических компетенций в области создания пространственных моделей.
Освоение элементов основных навыков по трехмерному моделированию.
Задачи:
Образовательные:
- дать обучающимся представление о трехмерном моделировании,
назначении, перспективах развития;
- научить обосновывать целесообразности моделей при создании
проектов;
-научить ориентироваться в трехмерном пространстве;
- научить модифицировать, изменять объекты или их отдельные
элементы;
- научить объединять созданные объекты в функциональные группы;
-научить создавать простые трехмерные модели;
-научить оценивать реальность получения результата в обозримое
время.
Развивающие:
- к развить интерес изучению и практическому освоению 3Д
моделированию с помощью 3D-ручки.
- развить творческие способности;
- развить стремление к непрерывному самосовершенствованию,
саморазвитию;
-развить у обучающегося настойчивость, гибкость; стиль мышления,
адекватного требованиям современного информационного общества –
структурного и алгоритмического.
Воспитательные:
- воспитать потребности в творческом труде, трудолюбия как высокой
ценности в жизни;
- сформировать позитивное отношение обучающегося к собственному
интеллектуальному развитию и воспитанию гражданской культуры
личности;
- воспитать умение работать в коллективе.

7

Цель первого года обучения: формирование и развитие у обучающихся
основных навыков трёхмерному моделированию с помощью 3 D – ручки.
Учебный (тематический) план первого года обучения
№

Наименование тем

Вводное занятие,
1 инструктаж по
технике безопасности
Основы работы с 3D
2
ручкой

Количество часов

Формы
Теория Практика Общее аттестации/контроля
2

-

1

5

2

Опрос
зачет

6

Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение

Простое
3
моделирование

4

20

24

Проектная
4 деятельность
«Подарок маме»

2

8

10

Моделирование
простого объекта на
5 свободную тему по
выбору
обучающегося

4

20

24

Опрос,
педагогическое
наблюдение

6 Итоговое занятие

2

-

2

Итоговый контроль

15

53

68

ВСЕГО:

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1. Вводное занятие. (2 ч.)

Комплектование группы, выбор актива.
Теория. Ознакомление с тематическими разделами программы и
планом работы объединения на год. Инструктаж по технике безопасности.
Организационные вопросы.
2. Основы работы с 3D ручкой.(6 ч.)
Теория.
История создания 3D ручки. Конструкция, основные
элементы устройства 3D ручки. Техника безопасности при работе с 3D
ручкой.
Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия
и представления о форме.

8

Практическая работа: Выполнение линий различных форм.
Заполнение межлинейного пространства
3. Простое моделирование.(24 ч.)
Теория. Форматы чертежей и шаблонов, и их использование,
рисование по шаблону
Практическая работа: Тренировка рисования ручкой на плоскости.
Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного
пространства «Волшебство цветка жизни». Создание плоской фигуры по
трафарету «Брелочки, магнитики». Создание объёмной фигуры,
состоящей из плоских деталей «Насекомые» для декора картин (стрекозы,
бабочки, божья коровка, паучок). «Женские украшения» (браслеты, колье,
кулон). «Цветы», «Оправа для очков», «Новогодние украшения»,
«Ажурная маска на праздник». (игрушки-подвески на елку, декор окон
снежинками, дед мороз, хрустальный шарик). Подготовка работ к
выставке. Промежуточная аттестация. Рисование плоского объекта на
свободную тему по выбору обучающегося.
4. Проектная деятельность «Подарок маме».(10 ч.)
Теория. Достоинства и недостатки простого моделирования. Деление
на основные части чертежа.
Практическая работа: Создание плоских моделей по заданной теме,
по заданным условиям.
5. Моделирование простого объекта на свободную тему по выбору
обучающегося. (24 ч.)
Теория. Достоинства и недостатки простого моделирования. Деление
на основные части чертежа
Практическая работа: Презентация авторской работы.
7. Итоговое занятие. (2 ч.)
Подведение итогов.
Практическая работа:
Презентация авторской работы.
Планируемы результаты первого года обучения
Личностные
 повышенная мотивация и познавательная активности к
освоению программ для 3D моделирования;
 профориентирован на инженерные профессии.
Метапредметные
 умеет общаться в информационной среде;
 сотрудничает в коллективе;
 умеет задать вопрос – инициативно сотрудничает в поиске и сборе
информации;
 достаточно полно и точно выражает свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;

9

проявление избирательности в работе с информацией, исходя из
морально-этических соображений;
Предметные
 использует ИКТ для 3D моделирования;
 знает о трехмерном моделировании, назначение, промышленном и
бытовом применении, перспективах развития;
 умеет работать с программным обеспечением для 3D
моделирования;
Обучающиеся умеют:
 приводить примеры ситуаций, в которых требуется программное
обеспечение для создания 3D моделей;
 анализировать и сопоставлять различное программное обеспечение;
 осуществлять взаимодействие посредством программного
обеспечения;
 создавать с использованием конструкторов (шаблонов) 3D модель;
 выявлять общие черты и отличия способов моделирования;
 анализировать программное обеспечение для создания моделей;
 создавать с использованием конструкторов (шаблонов) 3D модели.


10

Цель второго года обучения: формирование и развитие у обучающихся
основных навыков трёхмерному моделированию с помощью 3 D – ручки.
Учебный (тематический) план второго года обучения
№

Наименование тем

Вводное занятие,
1 инструктаж по
технике безопасности
Создание сложных
2
3D моделей
Моделирование
трехмерного объекта
3 на свободную тему
по выбору
обучающегося
Проектная
деятельность
4
«Творческая
мастерская»
Проектная
5 деятельность
« День Земли»

Количество часов

Формы
Теория Практика Общее аттестации/контроля
2

8

8

6

6

-

22

24

16

16

2

Опрос
зачет

30

Опрос,
педагогическое
наблюдение

32

Опрос,
педагогическое
наблюдение

22

Опрос,
педагогическое
наблюдение

22

Опрос,
педагогическое
наблюдение

Проектная
6 деятельность «Парад
военной техники»

8

22

30

Опрос,
педагогическое
наблюдение

7 Итоговое занятие

2

-

2

Итоговый контроль

40

100

140

ВСЕГО:

Содержание учебного (тематического) плана
1.Вводное занятие. (2 ч.)
Комплектование группы, выбор актива.
Теория. Ознакомление с тематическими разделами программы и
планом работы объединения на год. Инструктаж по технике безопасности.
Организационные вопросы.
2. Создание сложных 3D моделей.(30 ч.)

11

Теория. Достоинства и недостатки объемного моделирования. Деление
на основные части чертежа
Практическая работа:
Создание объемных моделей по заданной теме, по заданным условиям.
«Шкатулка» «Самолет», « Карандашница, тарелка, салфетница, конфетнца
своими руками», «Чехол для телефона», «Велосипед», «Ажурный
зонтик»,игрушка «Морской еж», «Качели», «Эйфелева башня», «Стрекоза»,
«Декоративное дерево». Рисование трехмерного объекта на свободную
тему по выбору обучающегося.Подготовка лучших работ к выставке.
Просмотр творческих работ обучающихся, сделанных в течение
года. Устранение дефектов: исправления, замаскировка, доделывание в
работах. Ремонт сломанных 3D изделий – действие по принципу «дефект в
эффект».Оформление работ. Этикетки.
3. Моделирование трехмерного объекта на свободную тему по
выбору обучающегося (32 ч.)
Теория. Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие
понятия и представления о форме.
Практическая работа: Выполнение линий различных линий.
Заполнение межлинейного пространства
4. Проектная деятельность «Творческая мастерская». (22 ч.)
Теория. Выбор работы, изготовление шаблона, трафарета.
Практическая работа: Подготовка лучших работ к выставке.
Просморт творческих работ обучающихся. Устранение дефектов:
исправления, доделывание в работах. Оформление работ. Этикетки.
5. Проектная деятельность «День Земли» .(22 ч.)
Теория. Выбор темы проекта.
Практическая работа: Изготовление шаблона, трафарета. Участие в
тематических выставках, защита проекта .
5. Проектная деятельность «Парад военной техники» (30 ч.)
Теория. Выбор темы проекта. Просмотр видеоматериалов с
трансляцией военной техники.
Практическая работа: Изготовление трафаретов. Участие в
тематических выставках, защита проекта .
6. Итоговое занятие. (2 ч.)
Подведение итогов.
Практическая работа: Презентация авторской работы.
Планируемы результаты второго года обучения
Личностные
 повышенная мотивация и познавательная активности к
освоению программ для 3D моделирования;
 профориентирован на инженерные профессии.
Метапредметные
 умеет общаться в информационной среде;
 сотрудничает в коллективе;

12

умеет задать вопрос – инициативно сотрудничает в поиске и сборе
информации;
 достаточно полно и точно выражает свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
 проявление избирательности в работе с информацией, исходя из
морально-этических соображений;
Предметные
 знает о трехмерном моделировании, назначение, промышленном и
бытовом применении, перспективах развития;
 умеет работать с программным обеспечением для 3D
моделирования;
Обучающиеся умеют:
 приводить примеры ситуаций, в которых требуется программное
обеспечение для создания 3D моделей;
 анализировать и сопоставлять различное программное обеспечение;
 осуществлять взаимодействие посредством программного
обеспечения;
 создавать с использованием конструкторов (шаблонов) 3D модель;
 выявлять общие черты и отличия способов моделирования;
 анализировать программное обеспечение для создания моделей;
 создавать с использованием конструкторов (шаблонов) 3D модели.


13

Цель третьего года обучения: формирование и развитие у обучающихся
навыков трёхмерному моделированию с помощью 3 D – ручки.
Учебный (тематический) план третьего года обучения
№

Наименование тем

Вводное занятие,
1 инструктаж по
технике безопасности
Проектная
2 деятельность
«Осень»
Проектная
деятельность
3
«Мастерская деда
мороза»
Моделирование
трехмерного объекта
4 на свободную тему
по выбору
обучающегося
Проектная
5 деятельность «
Космос»

Количество часов

Формы
Теория Практика Общее аттестации/контроля
2

8

8

6

6

-

22

24

16

16

2

Опрос
зачет

30

Опрос,
педагогическое
наблюдение

32

Опрос,
педагогическое
наблюдение

22

Опрос,
педагогическое
наблюдение

22

Опрос,
педагогическое
наблюдение

Проектная
6 деятельность
«Подарок ветерану!»

8

22

30

Опрос,
педагогическое
наблюдение

7 Итоговое занятие

2

-

2

Итоговый контроль

40

100

140

ВСЕГО:

Содержание учебного (тематического) плана
1.Вводное занятие. (2 ч.)
Комплектование группы, выбор актива.
Теория. Ознакомление с тематическими разделами программы и
планом работы объединения на год. Инструктаж по технике безопасности.
Организационные вопросы.
2. Проектная деятельность «Осень» (30 ч.)
14

Теория.
Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия
и представления о форме. Выбор темы проекта.
Практическая работа: Изготовление трафаретов. Участие в
тематических выставках, защита проекта . Выполнение линий различных
линий. Заполнение межлинейного пространства.
3. Проектная деятельность «Мастерская деда мороза». (32 ч.)
Теория. Выбор темы проекта.
Практическая работа: Изготовление трафаретов. Участие в
тематических выставках, защита проекта .
4. Моделирование трехмерного объекта на свободную тему по
выбору обучающегося .(22 ч.)
Теория. Выбор модели. Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D
ручкой. Общие понятия и представления о форме.
Достоинства и недостатки объемного моделирования. Деление на
основные части чертежа
Практическая работа: Изготовление трафаретов. Участие в
тематических выставках, защита проекта .
Создание объемных моделей по заданной теме, по заданным условиям.
«Шкатулка» «Самолет», « Карандашница, тарелка, салфетница, конфетнца
своими руками», «Чехол для телефона», «Велосипед», «Ажурный
зонтик»,игрушка «Морской еж», «Качели», «Эйфелева башня», «Стрекоза»,
«Декоративное дерево». Рисование трехмерного объекта на свободную
тему по выбору обучающегося.Подготовка лучших работ к выставке.
Просмотр творческих работ обучающихся, сделанных в течение
года. Устранение дефектов: исправления, замаскировка, доделывание в
работах. Ремонт сломанных 3D изделий – действие по принципу «дефект в
эффект».Оформление работ. Этикетки.
5. Проектная деятельность «Космос» (22 ч.)
Теория. Выбор темы и модели.
Практическая работа: Изготовление трафаретов. Участие в
тематических выставках, защита проекта на региональной выставке
технического творчества.
6. Проектная деятельность «Подарок ветерану!» (30 ч.)
Теория. Выбор работы, изготовление шаблона, трафарета.
Практическая работа: Изготовление трафаретов. Участие в
тематических выставках, защита проекта на региональной выставке
технического творчества.
7. Итоговое занятие. (2 ч.)
Подведение итогов.
Практическая работа:
Презентация авторской работы.

15

Планируемы результаты третьего года обучения
Личностные
 повышенная мотивация и познавательная активности к
освоению программ для 3D моделирования;
 профориентирован на инженерные профессии.
Метапредметные
 умеет общаться в информационной среде;
 сотрудничает в коллективе;
 умеет задать вопрос – инициативно сотрудничает в поиске и сборе
информации;
 достаточно полно и точно выражает свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
 проявление избирательности в работе с информацией, исходя из
морально-этических соображений;
Предметные
 знает о трехмерном моделировании, назначение, промышленном и
бытовом применении, перспективах развития;
 умеет работать с зд ручкой для 3D моделирования;
Обучающиеся умеют:
 приводить примеры ситуаций, в которых требуется изделия
изготовленные с помощью 3D ручки;
 анализировать и сопоставлять различное программное обеспечение;
 осуществлять взаимодействие посредством программного
обеспечения;
 создавать с использованием конструкторов (шаблонов) 3D модель;
 выявлять общие черты и отличия способов моделирования;
 создавать с использованием конструкторов (шаблонов) 3D модели.

16

2.Организационно - педагогические условия реализации программы
2.1 Примерный календарный учебный график образовательного
процесса.
Продолжительность
учебного
года
составляет
39
недель.
Продолжительность учебных занятий 35 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
4 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
2.2 Условия реализации программы
Помещение, в котором проводится учебные занятия - проветриваемое
и хорошо освещенное. Столы и стулья соответствуют возрасту
обучающихся. Предоставляются необходимые для занятий в объединении
материально-технические средства и инструменты, а также дидактические
и методические материалы - видеофильмы, наглядные пособия, образцы
моделей, схемы, чертежи.
В наличии имеются инструкции по технике безопасности, шкафы,
коробки для хранения материала.
Существует место для выставочных стендов для постоянно
действующей выставки работ обучающихся, педагогов. Изготавливаются
образцы, экспонаты традиционных изделий (размещение и оформление
экспонатов соответствует традициям их бытования).
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо следующее
материально- техническое обеспечение:
№ Материалы, инструменты и оборудования
Количество
1

3D ручка

6

2

Материалы пластик PLA, ABS

-

3

Трафареты (шаблоны), развертки

-

4

Клей карандаш

6

5

Ножницы

6

6

Лопатка для пластика

6

7

Компьютер

5

8

3D – принтер

1

17

Интернет ресурсы для обучающихся
https://www.youtube.com/watch?v=dMCyqctPFX0
https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc
https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка)
http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты)
https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования с высшим
или средне- специальным педагогическим образованием, соответствующий
требованиям профессионального стандарта педагога дополнительного
образования
2.3 Формы подведения итогов реализации программы
Текущий контроль - проводится по окончанию изучения темы в виде
устного опроса, практической работы, через просмотры работ, при этом
оцениваются усвоение и качество выполнения изучаемых на занятиях
приемов и операций, выявление ошибок и успехов в работе.
Промежуточная аттестация – проводится по окончании второй
четверти по пройденным темам, осуществляется при помощи
практических заданий и устного опроса по теории. При оценке
результатов также учитывается участие обучающихся в выставках и
конкурсах, качество выполненных работ, уровень творческой
деятельности, найденные продуктивные технические и технологические
решения, степень самостоятельности.
Мониторинг развития качеств личности учащихся проводится в конце
учебного года по таким качествам личности как активность,
организаторские способности; коммуникативные навыки, коллективизм;
ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность;
нравственность, гуманность; креативность, склонность к исследовательско
- проектировочной деятельности.
Результаты заносятся в диагностическую карту. (см. приложение).
2.4. Оценочные материалы
Система отслеживания результатов образовательной деятельности
включает в себя оценивание по двум направлениям: теоретическая
грамотность и практическая работа.
Оценка производится по трём уровням:
Теория:
Низкий уровень (н) правильные ответы до 50% Средний уровень (с)
правильные ответы 50-70 % Высокий уровень (в) правильные ответы 70100% Практическая работа:
Низкий уровень – задание выполнено неаккуратно, допущено много

18

ошибок
Средний уровень – задание выполнено аккуратно, допущены
незначительные ошибки
Высокий уровень – задание выполнено качественно, без ошибок.
Промежуточный контроль практической работы по окончанию
изучения программы проводится в виде выставочной работы учащихся.
Работы оцениваются по таким критериям как: качество выполнения
изучаемых на занятиях приемов, операций и работы в целом; уровень
творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические
решения.
2.5 Методические материалы
Обучение по программе проходит в виде теоретических занятий, на
которых обучающимся дается новый материал, практических занятий,
необходимых для закрепления пройденного материала, выполнения
типовых и самостоятельных заданий; а также в виде комбинированных
занятий, на которых объясняется новый теоретический материал и
закрепляется на практике во второй части занятий. Теоретическая часть
проходит в виде лекций, практическая часть – закрепление
пройденного материала посредством
выполнения
практических
заданий по разделам и темам программы. На занятиях используется
индивидуальный подход к каждому обучающемуся, особенно при
выполнении итоговой практической работы.
В процессе выполнения практических
работ
происходит
обсуждение способов выполнения поставленной задачи. Такая форма
занятий в сочетании с теоретической частью обеспечивает смену видов
деятельности и перерывы в работе с 3D – ручкой. Методическое
обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного
процесса
к
любой
информации,
связанной
с
реализацией
общеобразовательной
развивающей
программы,
планируемыми
результатами, организацией образовательного процесса и условиями его
осуществления.
Приемы и методы организация образовательного процесса:
- инструктажи, беседы, разъяснения;
- наглядный (фото и видеоматериалы по 3D-моделированию);
- практическая работа 3D-ручкой.
- инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный,
игровой);
- познавательные задачи, дискуссии, создание ситуации новизны,
ситуации гарантированного успеха и т.д.;
- метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение, выставка
работ).

19

Основной формой
занятия является
учебно-практическая
деятельность, а также следующие формы работы с обучающимися:
-занятия, творческая мастерская, собеседования, консультации,
обсуждения, самостоятельная работа на занятиях;
- выставки работ, конкурсы как местные, так и выездные;
-мастер-классы.
Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в
процессе сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях
обучения ведущими становятся те или иные из них. Традиционные методы
организации учебного процесса можно подразделить на: словесные,
наглядные (демонстрационные), практические, репродуктивные, частичнопоисковые, проблемные, исследовательские.
Социально-психологические условия реализации образовательной
программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития
обучающихся;
-вариативность
направлений
сопровождения
участников
образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического
здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного
образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг
возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка
одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
-формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников.
Методические рекомендации
Дополнительная общеразвивающая программа может быть
вариативной, так как педагог может сам менять соотношение пропорций
разделов как для всего коллектива, так и для каждого обучающегося,
учитывая их возраст, развитие, навыки, знания, интереса к конкретному
разделу занятий, степени его усвоения.
В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное
общение, в котором осуществляются следующие функции:
- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
- контактная – готовность к приему и передаче информации;
- координационная – согласование действий и организация
взаимодействия;
- персептивная – восприятие и понимание друг друга;
- развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Итоги работ (промежуточные, итоговые) обучающихся подводятся
в течении учебного года. Лучшие работы обучающихся выставляются в
выставках всеобщего обозрения, на длительный срок на постоянно
действующих выставках, и принимают участие в различных конкурсах.

20

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
“3D – МИКС” является программой технической направленности.
Основной целью программы является развитие и формирование у
обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области
создания пространственных моделей. Освоение элементов основных
навыков по трехмерному моделированию.
Программа направлена на систематизацию знаний и умений 3D
моделирования с помощью 3D – ручки. Практические задания,
выполняемые в ходе изучения материала в данной программе, готовят
обучающихся к решению ряда задач, связанных с построением объектов
геометрии и изобразительного искусства.
Отличительные особенности: программа личностно ориентирована и
составлена с учетом возможности самостоятельного выбора обучающимся
наиболее интересного объекта работы, приемлемого для него.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной
образовательной программы 7-14 лет.
Специальный отбор в объединение не проводится.
Общее количество запланированных на весь период обучения-348
часов, первый год обучения 70 часов, второй год обучения 140 часов в
учебный год.
Сроки реализации образовательной программы – 3 года.
В
основу
данной
программы
положена
дополнительная
общеобразовательная программа «3D-моделирование»
технической
направленности Т.П. Егошиной, г.Уфа-2017. В указанную программу
внесены изменения и дополнения в учебно-тематическом плане,
содержании, режиме занятий.
Сведения о разработчике:
1. Багина Людмила Владимировна
2. Центр творческого развития «Академия детства»
3. Педагог дополнительного образования, первой категории
4. Стаж работы 5 лет.

21

Список литературы
Программа дополнительного образования «3D - МИКС» технической
направленности составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №
16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании
проектного
комитета
по
национальному
проекту
"Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения
РФ от 03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении
методических
рекомендаций
по
реализации
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
22

социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4
3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания"
17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
18. Устав учреждения.
Используемая литература
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 2013 г.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –

СПб.: СОЮЗ, 2007.
3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007.
4. Заворотов В.А. .От модели до идеи. – М.: Просвещение, 2008.
5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 2015 год.
6. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное:
Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия
развития, Академия Холдинг, 2011.
7. Кружки начального технического моделирования // Программы
для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:
Техническое творчество. – М.: Просвещение, 2001. – С. 8-19.
8. Кружок «Умелые руки». – СПб: Кристалл, Валерии СПб, 2012.
9. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Рольф, 2013. –
(Внимание: дети!).
10. Программы
для
внешкольных
учебных
учреждений.
Техническое творчество учащихся. – М.: Просвещение, 2012.
Интернет ресурсы
http://mfina.ru/chto-takoe-3d-ruchka - история изобретения 3D ручки
http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf инструкция по использованию 3 D
ручки, техника безопасности

23

https://www.youtube.com/watch?v=dMCyqctPFX0 –видео инструкция по
работе с 3 D ручкой
www.losprinters.ru/articles/instruktsiya-dlya-3d-ruchki-myriwell-rp-400a расходные материалы
https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc видео: начало работы и
мастер-класс – простой цветочек
http://3druchki24.ru/chto-takoe-3d-ruchka- всё о 3 D ручках, видео:
готовые работы https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM - ромашка
http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/ - виды 3 D ручек, фото
работ https://3d4u.com.ua/master-klassy/328-besplatnyj-master-klass-3d-ruchkojkorablik.html – кораблик, видео мк
https://3druchka.com/trafarety/ -трафареты , украшения
http://masterplaster.ru/shablony трафареты на Новый год
https://yandex.ru/video/search?filmId=16593317291280891520&text=%D0%
BD%D0%B0%20
%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BB
%D0%BE%D1%8 1%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%
80%D0%B8%D1%81%D0%BE
%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%203%D0%B4%20%D1%80%D1%
83%D1%87%D0%
BA%D0%BE%D0%B9&noreask=1&path=wizard стрекоза http://www.lospr
inters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek трафареты https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/шаблоны http://the3doodler.com/wpcontent/uploads/2015/06/90s3DGlasses1.pdf -очки
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B
8%D0%BB%D1% 8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BD%D0%
BE%D0%B3%D0%BE%D0%B
3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA - правильный
многогранник

24

Приложение
"Определение результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной программе
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Баллы

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические
знания
(по
основным разделам
программы)

1.2.
Владение
специальной
терминологией

Вывод:

Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее чем 1/2 объема
знаний,
предусмотренных
программой);
Соответствие
Средний
уровень
теоретических
(объем
усвоенных
знаний
ребенка знаний
составляет
программным
более 1/2)
требованиям
Максимальный
уровень
(ребенок
освоил
практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
Минимальный уровень
(ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные
термины);
Средний
уровень
Осмысленность и
(ребенок
сочетает
правильность
специальную
использования
терминологию
с
специальной
бытовой)
терминологией
Максимальный
уровень (специальные
термины употребляет
осознанно в полном
соответствии с их
содержанием)
Уровень
Низкий
теоретической
Средний

25

1

3
5

1
3
5

До 2
3-6

подготовки
2. Практическая подготовка ребенка.

2.1.
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
(по
основным разделам
учебнотематического плана
программы)

Высокий

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

Отсутствие
2.2.
Владение затруднений
специальным
использовании
оборудованием
и специального
оснащением
оборудования
оснащения

в
и

Креативность
2.3.
Творческие выполнении
навыки
практических
заданий

в

26

Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее
чем
1/2,
предусмотренных
умений и навыков);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
умений и навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень(ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период)
Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения
пр
работе
с
оборудованием);
Средний
уровень
(работает
с
оборудованием
с
помощью педагога)
Максимальный
уровень (работает с
оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
Начальный
(элементарный
уровень
развития
креативности
(ребенок в состоянии
выполнить
лишь
простейшие задания
педагога);
Репродуктивный
уровень (выполняет в

7-10

2

3

7

2

3
7

2
3
7

Уровень
Вывод:
практической
подготовки
3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1.
Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1.
Умение
подбирать
и
анализировать
специальную
литературу

3.1.2.
Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.2.
Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1.
Умение
слушать и слышать
педагога
3.2.2.
Умение
выступать
перед
аудиторией

основном задания на
основе образца)
Творческий
уровень
(выполняет
практические задания
с
элементами
творчества)
Низкий
Средний
Высокий

Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения
при
работе
с
литературой,
нуждается
в
постоянной помощи и
контроле педагога);
Самостоятельность Средний
уровень
в подборе и анализе (работает
с
литературы
литературой
с
помощью педагога или
родителя)
Максимальный
уровень (работает с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
Самостоятельность
в
пользовании
Уровни - По аналогии
компьютерными
с п. 3.1.1.
источниками
информации
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога

До 6
7-14
15-21

3

6
8

3
7
10

Уровни - По аналогии
с п. 3.1.1.

2
6
8

Свобода владения и
Уровни - По аналогии
подачи
ребенком
с п. 3.1.1.
подготовленной

3
6
9

27

3.2.3. Умение вести
полемику,
участвовать
в
дискуссии
3.3.
Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1.
Умение
организовать свое
рабочее место

информации
Самостоятельность
в
построении
дискуссионного
выступления,
логика
в
построении
доказательств
Способность
самостоятельно
готовить
свое
рабочее место к
деятельности
и
убирать за собой

Соответствие
реальных навыков
3.3.2.
Навыки соблюдения правил
соблюдения
в безопасности
программным
процессе
деятельности правил требованиям
безопасности

Уровни - По аналогии
с п. 3.1.1.

3
7
10

Уровни - По аналогии
с п. 3.1.1.

3
6
8

Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее чем 1/2 объема
навыков соблюдения
ПБ, предусмотренных
программой);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
навыков
составляет
более 1/2)
Максимальный
уровень
(ребенок
овладел практически
весь объем навыков,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично
Низкий
Средний
Высокий

3.3.3.
Умение Аккуратность
и
аккуратно
ответственность в
выполнять работу
работе
Уровень
Вывод:
общеучебных
умений и навыков
Результат
обучения ребенка
Низкий
по
Заключение
Средний
дополнительной
Высокий
образовательной
программе

28

3
6
8

3
6
8
До 24
25-50
51-69
До 46
47-89
90-100


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».