МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКУ ДО «Дворец творчества» Протокол № 1 от 31.08.2023г. Утверждено Приказом И.о.Директора МКУ ДО «Дворец творчества» М.А. Ермаковой № 219 от 01.09.2023г. Дополнительная общеразвивающая (адаптированная) программа социально-гуманитарной направленности «Я открываю мир и самого себя» Возраст обучающихся: 9-16 лет Срок реализации: 1 год Программу составил и реализует: педагог ДО Охоткина Н.В. Талица 2023 СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка…………………………………………………..............3 1. 2. 3. 4. Актуальность программы……………………………………………..…………9 Адресат программы…………………………………………………...…...........10 Учебный план (тематический)1 года обучения (групповые занятия).............16 Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения (групповые занятия)…………………………………………………………………………. 23 5. Планируемый результат 1 года обучения……………………………………..36 6. Календарный учебный график на 2022-2023гг…………..................................38 7. Условия реализации программы…………..…………..…………………….....39 8. Оценочные материалы образовательной программы (форма аттестации)......40 9. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы…………………………………………………………………..……47 10. Материально-техническое обеспечение программы…………………….........48 11. Кадровое обеспечение……………………………………………………..........49 12. Аннотация …….…………………………………..………………….…….........50 13. Сведения о разработчике ……………………………...………………………..51 14. Список литературы ……………………………………….……………….........52 Приложение 1…………………………………………………………………… Пояснительная записка. Направленность дополнительной общеразвивающей адаптированной программы «Я открываю мир самого себя» - социально-гуманитарная. Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности организаций дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, имеющего нарушения, попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения, помочь ему само реализоваться и утвердиться в общественной жизни. Роль дополнительного образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные физические, возможности конкретного интеллектуальные. возможность Таким самостоятельной ребёнка образом, – у жизнедеятельности психические, него появляется в будущем. Дополнительное образование для детей с ОВЗ является равноправным компонентом образовательного пространства в Центре творческого развития «Академия детства», которое создает условия для творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного жизнедеятельности; интереса позитивного к отношения различным к аспектам окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Программа разработана в соответствии с нормативными и методическими документами: − Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ; − Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р); − Порядком деятельности по организации и дополнительным осуществления образовательной общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196); − Методическими дополнительных рекомендациями общеобразовательных по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015. № 09-3242; − Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных социально–психологической программ, реабилитации, способствующих профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей–инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» (Письмо Минобрнауки от 29.03.2016 №ВК- 641/09); − Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; − Положением общеразвивающих о программах дополнительных ГАНОУ утвержденным приказом от 14.05.2020 №269-д. СО общеобразовательных «Дворец молодежи», Группа детей с ОВЗ в детском творческом объединении «Я открываю мир самого себя» чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: речи (ТНР), интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая с расстройствами аутистического спектра (РАС), с задержкой психического развития (ЗПР), с комплексными нарушениями развития. В этих условиях организация дополнительного образования должна быть адаптивна к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ. Поэтому ребенок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природ образующими способностями. Работа с обучающимися строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится. Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в ЦТР «Академия детства», в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха обучающегося. Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Роль педагога ДТО «Я открываю мир самого себя» в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего работа с родителями. Проведение совместных занятий обучающийся, педагог, родитель и их включенность в образовательный процесс является залогом эффективности реализации дополнительной общеразвивающей (адаптированной) программы дополнительного образования и процесса социализации. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. В центре они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые формы и методы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требование к нему. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей. Участие в мероприятиях ЦТР «Академия девства» (экскурсии, походы, праздники, конкурсы, занятия) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок творческих работ позволяют продемонстрировать успехи детей в дополнительном образовании. В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху. Такое сотрудничество с педагогом ДТО «Я открываю мир и самого себя» помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность. Целью дополнительного образования детей с ОВЗ является: создание условий для реализации способностей и достижение успехов обучающихся с ОВЗ в учебном процессе в системе дополнительного образования. Задачи дополнительного образования в плане работы с детьми с ОВЗ: - формирование мотивацию, потребностей социальной адаптации, овладение социальными ценностями; - накопление социальных понятий, представлений; становление социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ; - обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом; - обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультативной помощи; - повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в работе с детьми-инвалидами; - внедрение сетевого взаимодействия со специалистами психологопедагогических служб. Программа «Я открываю мир и самого себя» скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Детям необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природобразующими способностями. Работа с обучающимися, строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится. Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально германизировано. Программа отражает социальный заказ образовательной организации на обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной активной общественной жизни. Детям создаются все условия, и обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1). Условия организации данного вида деятельности представляют собой: - дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок); - психолого-педагогические направленность образовательного условия (коррекционно-развивающая процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка); - соблюдение комфортного психоэмоционального режима; - использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности; - специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); - дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; - комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях; - здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм). В данной программе все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия с детьми по программе проходят в микро группах с учетом индивидуальных возможностей, интересов и форм нарушений каждого ребенка. Для каждой группы используется система заданий различного уровня сложности. При планировании занятий 1 года обучения предусмотрено частое переключение видов деятельности, что повышает работоспособность, нормализует темп работы. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-терапия, изо-терапии), системности и преемственности. Актуальность программы Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказывают существенное влияние на формирование детской инвалидности. В современной ситуации потребность детей с ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную социальную позицию. Актуальность программы «Я открываю мир и самого себя» заключается в разработке и реализации программы группового образования детей с ограниченными возможностями здоровья в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей. Главными ценностями программы являются: - Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей. - Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации. - Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. - Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в ходе реализации программы «Я открываю мир и самого себя» Адресат программы: Данная программа разработана для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ 1 года обучения.Возраст обучающихся 9-16 лет. Объем реализации программы: Объем программы (индивидуальные занятия) для обучающихся 1 года обучения: общее количество учебных часов – 70 часов (1 часа 2 раза в неделю). Форма организации занятий: индивидуальные. Состав постоянный. Уровень: стартовый - 1 год обучения. Формы и методы проведения занятий: Наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.). Элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания). Занятие теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности). Методы обучения: - словесные – устное изложение, беседа, объяснение; - наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу; - практические – тренинг, практическая работа, игра. Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные. Продолжительность реализации программы - 5 лет обучения. Цель программы: социализация и адаптация обучающихся в жизни, создание условий для развития творческих способностей обучающихся, создание коррекционно-развивающих максимальному развитию личности удовлетворению образовательных условий, и способствующих творческих потребностей каждого способностей, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья. Поставленная цель программы определяет решение ряда задач: Образовательные: - формировать у обучающихся представления об отношение к человеку, установление контактов, способствующих достижению взаимопонимания, созданию теплых и устойчивых взаимоотношений; - формировать умение учитывать интересы других; - учить применять на практике различные методы и приемы в выполнении творческих работ. Воспитательные: - формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования. - формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс; - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность Развивающие: - осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации; - развивать интерес к занятиям; - развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, фантазию. Режим занятий Все занятия проводятся в течение дня. Продолжительность индивидуальных занятий – 30 минут (70 часов в год), физкультминутки. Расписание составляется с учетом вводятся возрастных особенностей детей, состояния здоровья и санитарными нормативами. Набор детей - свободный, осуществляется по желанию ребёнка и родителей (или его законных представителей). Форма организации занятий: индивидуальные. Краткое содержание программы 1 года обучения Цель 1 года обучения: создание коррекционно-развивающих условий, способствующих способностей. Задачи: Образовательные: максимальному развитию личности и творческих - раскрыть творческие способности каждого обучающегося. - научить употреблять в диалогах формулы речевого этикета; - освоить приемы вырезания стеком по шаблону и продавливанию теста шаблоном-выемкой; - научить соединять детали, фиксировать на бумаге, оформить композицию; - научить приёмам рисования песком под музыку; - познакомить с оригами, складыванием простой базовой формы, соединение деталей на листе. Воспитательные: - воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания; - воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль над выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость; - воспитывать оценочное отношение к действительности. Развивающие: - развивать умение ориентироваться в задании; - развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью отдельных видов технических операций при изготовлении различных поделок; - развивать моторные навыки. Содержание программы «Я открываю мир и самого себя» 1 года обучения знакомит детей со следующими направлениями: «Школа этикета», «Тесто пластика» (лепка из соленого теста); «Зоотерапия», «Бумажная фантазия» (оригами); «Путешествие в волшебный мир мандалы»; «Песочная фантазия». Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Направление - «Школа этикета», это школа воспитания норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания, что позволяет обеспечить детям с ОВЗ социальную адаптацию в обществе. Основными компонентами культуры поведения являются: личная гигиена, аккуратность, опрятность, вежливость, культура речи; правила поведения в школе и дома; правила поведения в общественных местах; внимательность, точность и обязательность. Направление тесто пластика. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. То, что ребенок сделал, что он вылепил, прекрасно закрепляется в его сознании: вылепить - это, прежде всего, многократно вызвать в своем сознании образ той вещи, которую лепишь, и этот образ повторить в материале. В разделе «Азбука соленого теста» дети знакомятся с рецептами соленого теста, этапами приготовления теста для работы. Приемами и техникой выполнения поделок. А так же с правилами поведения на занятиях, техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Знакомятся с инструментами и приспособлениями необходимыми при лепке изделий из соленого теста, со способами окрашивания изделий, видами красок для работы. В разделе «Фантазии на кухне». Дети изготавливают фигурки овощей, листочки способом прокатывания скалкой, произвольно вырезают стеком, катают шарики, овалы. Так же выполняют совместную работу по образцу с элементами самостоятельной работы, окрашивают изделия. Оформляют выставку готовых изделий. «Фантазии на кухне». Направление – зоотерапия способствует развитию эмоциональной сферы детей. А также при общении с животными у ребят активизируется познавательная и сенсорная сфера; активизируется восприятие; стимулируются положительные эмоциональные реакции в общении с животными; преодолеваются детские страхи. имеющими эмоционально-личностные На занятиях с детьми, нарушения — тревожными, агрессивными, гиперактивными, — на первый план выходит задача создания позитивной эмоциональной установки на общение с животными, благоприятной среды для расслабления и самовыражения за счет контакта с ручными зверями и птицами. Обучающиеся с задержкой психического развития, с нарушениями познавательной сферы в результате педагогической запущенности, прежде всего, нуждаются в расширении кругозора, в получении знаний об окружающем мире, о законах природы. Дети с перечисленными особенностями в развитии нуждаются в том, чтобы им рассказывали о животных, которые находятся в зооуголке ЦТР «Академия детства» позволяли и помогали вступить с ними в контакт. Накопление таких знаний в ходе зоотерапии является особенно эффективным, так как проходит на богатом эмоциональном фоне. Направление - бумажная фантазия (оригами): знакомство обучающихся с историей оригами; изучение условных знаков оригами; виды бумаги и ее свойства: пластичность, упругость, прочность; изучение схем оригами, знакомство со складыванием простой базовой формы «треугольник» из квадрата; соединение деталей на листе. Изготовление фигурок по методу «бумажный комочек». Итоговое занятие, праздничная программа: «Цветочная фантазия». Направление - «Путешествие в волшебный мир мандалы». Одним из методов арт-терапии является работа с мандалами циркулярными изображениями, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности, либо создаваться по заданным шаблонам и инструкциям. Изображение в круге, обладающее глубоким символическим значением, это один из древнейших способов взаимодействия человека с его внутренним миром. Во время рисования устанавливается контакт с внутренним “Я”, с интуицией и чувствами – будь то позитивные или негативные чувства, – которые могут нахлынуть на ребенка во время творческого процесса. Мандалы – это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир обучающегося для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы он чувствовал себя таким же “круглым”, гармоничным и цельным. Направление - Песочная фантазия. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным детям является рисование песком. Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка - это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметноигровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для обучающегося рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Специфика построения занятий у детей с ОВЗ определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на инструкцию взрослого. Поэтому, в коррекционных целях в дополнительной общеразвивающей программе «Я открываю мир и самого себя» используется выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Мы знаем, что у таких детей часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Поэтому структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.