ОП Я открываю мир и самого себя

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУ ДО «Дворец творчества»
Протокол № 1 от 31.08.2023г.

Утверждено
Приказом И.о.Директора
МКУ ДО «Дворец творчества»
М.А. Ермаковой
№ 219 от 01.09.2023г.

Дополнительная общеразвивающая
(адаптированная) программа
социально-гуманитарной направленности

«Я открываю мир и самого себя»
Возраст обучающихся: 9-16 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составил и реализует:
педагог ДО Охоткина Н.В.

Талица
2023

СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка…………………………………………………..............3
1.
2.
3.
4.

Актуальность программы……………………………………………..…………9
Адресат программы…………………………………………………...…...........10
Учебный план (тематический)1 года обучения (групповые занятия).............16
Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения (групповые
занятия)…………………………………………………………………………. 23
5. Планируемый результат 1 года обучения……………………………………..36
6. Календарный учебный график на 2022-2023гг…………..................................38
7. Условия реализации программы…………..…………..…………………….....39
8. Оценочные материалы образовательной программы (форма аттестации)......40
9. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы…………………………………………………………………..……47
10. Материально-техническое обеспечение программы…………………….........48
11. Кадровое обеспечение……………………………………………………..........49
12. Аннотация …….…………………………………..………………….…….........50
13. Сведения о разработчике ……………………………...………………………..51
14. Список литературы ……………………………………….……………….........52
Приложение 1……………………………………………………………………

Пояснительная записка.
Направленность

дополнительной

общеразвивающей

адаптированной

программы «Я открываю мир самого себя» - социально-гуманитарная.
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и
общества. Одна из главных задач деятельности организаций дополнительного
образования - социализация детей в условиях современной жизни и их
творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и
поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном
сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности,
обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое
развитие ребенка, имеющего нарушения, попытаться максимально раскрыть
его потенциал для обучения, помочь ему само реализоваться и утвердиться в
общественной жизни.
Роль

дополнительного

образования

ребёнка

с

ограниченными

возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности,
которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает
целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все
потенциальные
физические,

возможности

конкретного

интеллектуальные.

возможность

Таким

самостоятельной

ребёнка

образом,

–

у

жизнедеятельности

психические,

него

появляется

в

будущем.

Дополнительное образование для детей с ОВЗ является равноправным
компонентом образовательного пространства в Центре творческого развития
«Академия детства», которое создает условия для творческой самореализации
обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей
возникновение

личностного

жизнедеятельности;

интереса

позитивного

к

отношения

различным
к

аспектам
окружающей

действительности; социального становления обучающихся в процессе

общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного
взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Программа

разработана

в

соответствии

с

нормативными

и

методическими документами:
− Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012. №273-ФЗ;
−

Концепцией

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);
−

Порядком

деятельности

по

организации

и

дополнительным

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

(утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г. №196);
−

Методическими

дополнительных

рекомендациями

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

программ

(включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015. №
09-3242;
− Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных

общеобразовательных

социально–психологической

программ,

реабилитации,

способствующих
профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей–инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»
(Письмо Минобрнауки от 29.03.2016 №ВК- 641/09);
− Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
−

Положением

общеразвивающих

о

программах

дополнительных
ГАНОУ

утвержденным приказом от 14.05.2020 №269-д.

СО

общеобразовательных
«Дворец

молодежи»,

Группа детей с ОВЗ в детском творческом объединении «Я открываю
мир самого себя» чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными
нарушениями

развития:

речи

(ТНР),

интеллекта,

с

выраженными

расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая с расстройствами
аутистического спектра (РАС), с задержкой психического развития (ЗПР), с
комплексными нарушениями развития. В этих условиях организация
дополнительного образования должна быть адаптивна к потребностям и
возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ. Поэтому
ребенок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал
в соответствии со своим уровнем развития и природ образующими
способностями. Работа с обучающимися строится не с учетом возраста, а с
учетом того, на каком уровне развития он находится. Социально-позитивная
деятельность обучающихся с ОВЗ в ЦТР «Академия детства», в первую
очередь, ориентирована на создание ситуации успеха обучающегося.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных
института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей
ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между
собой. Роль педагога ДТО «Я открываю мир самого себя» в судьбе ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего работа с
родителями. Проведение совместных занятий обучающийся, педагог,
родитель и их включенность в образовательный процесс является залогом
эффективности

реализации

дополнительной

общеразвивающей

(адаптированной) программы дополнительного образования и процесса
социализации.
Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. В
центре они учатся не только содержательному взаимодействию со своим
ребёнком, но и осваивают новые формы и методы общения с ним. Кроме того,
на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка
и свои требование к нему. Поэтому программой предусмотрено привлечение
родителей к событиям в жизни детей. Участие в мероприятиях ЦТР «Академия

девства» (экскурсии, походы, праздники, конкурсы, занятия) родителей
вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает
эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к
положительному результату.
Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок
творческих

работ

позволяют

продемонстрировать

успехи

детей

в

дополнительном образовании. В результате такой работы родители видят, что
вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в
развитии ребенка ведет к успеху. Такое сотрудничество с педагогом ДТО «Я
открываю мир и самого себя» помогает родителям применять полученные
знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким,
какой он есть – во всех его проявлениях. Работа с родителями строится через
индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.
Целью дополнительного образования детей с ОВЗ является: создание
условий для реализации способностей и достижение успехов обучающихся с
ОВЗ в учебном процессе в системе дополнительного образования.
Задачи дополнительного образования в плане работы с детьми с ОВЗ:
-

формирование мотивацию, потребностей социальной адаптации,

овладение социальными ценностями;
- накопление социальных понятий, представлений; становление
социальных

чувств,

эмоциональных

переживаний,

сопровождающих

социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ;
- обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом;
- обеспечение родителям (законным представителям) возможности
получения необходимой консультативной помощи;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических
работников в работе с детьми-инвалидами;
- внедрение сетевого взаимодействия со специалистами психологопедагогических служб.

Программа «Я открываю мир и самого себя» скорректирована с учетом
интеллектуальных,

физических

возможностей

ребёнка,

разработаны

дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно
важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Детям
необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я
могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и
самообразовании.
Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать
материал в соответствии со своим уровнем развития и природобразующими
способностями. Работа с обучающимися, строится не с учетом возраста, а с
учетом того, на каком уровне развития он находится.
Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы,
поэтому

недопустима

жестокая

регламентация

деятельности

детей,

эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок
нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть
максимально германизировано.
Программа отражает социальный заказ образовательной организации на
обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с тем,
чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной
активной

общественной

жизни.

Детям

создаются

все

условия,

и

обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1).
Условия организации данного вида деятельности представляют собой:
- дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных
нагрузок);
-

психолого-педагогические

направленность

образовательного

условия

(коррекционно-развивающая

процесса;

учёт

индивидуальных

особенностей ребёнка);
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных,

компьютерных

для

оптимизации

образовательного

процесса, повышения его эффективности, доступности;
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики развития ребёнка;
-

комплексное

воздействие

на

детей,

осуществляемое

на

индивидуальных и групповых занятиях;
- здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение
санитарно-гигиенических правил и норм).
В

данной

программе

все

занятия

имеют

гибкую

структуру,

разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени
выраженности дефекта. Занятия с детьми по программе проходят в микро
группах с учетом индивидуальных возможностей, интересов и форм
нарушений каждого ребенка. Для каждой группы используется система
заданий различного уровня сложности. При планировании занятий 1 года
обучения предусмотрено частое переключение видов деятельности, что
повышает работоспособность, нормализует темп работы. Следовательно,
можно говорить о вариативных образовательных маршрутах. Занятия строятся
на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-терапия,
изо-терапии), системности и преемственности.

Актуальность программы
Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в
развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений
деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства
труда и социального развития, Министерства здравоохранения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой
социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья
и развития оказывают существенное влияние на формирование детской
инвалидности.

В

современной

ситуации

потребность

детей

с

ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу,
стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием
понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не
подчеркивает

самостоятельность,

общественную

ценность

растущего

человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка на

серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому
внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития
детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять
активную социальную позицию.
Актуальность программы «Я открываю мир и самого себя» заключается
в разработке и реализации программы группового образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в целях включения этих детей в
общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со
сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей.
Главными ценностями программы являются:
- Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в
зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
- Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание
условий для его самореализации.
- Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями
здоровья.
- Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в
ходе реализации программы «Я открываю мир и самого себя»
Адресат программы:
Данная программа разработана для индивидуальной работы с детьми с
ОВЗ 1 года обучения.Возраст обучающихся 9-16 лет.
Объем реализации программы:
Объем программы (индивидуальные занятия) для обучающихся 1 года
обучения: общее количество учебных часов – 70 часов (1 часа 2 раза в неделю).
Форма организации занятий: индивидуальные.
Состав постоянный.
Уровень: стартовый - 1 год обучения.
Формы и методы проведения занятий:
Наблюдение

(чувственное

познание

природных

объектов

через

различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.).

Элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со
средой обитания). Занятие теоретическое и практическое (важное средство
образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию
элементов учебной деятельности).
Методы обучения:
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические – тренинг, практическая работа, игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Продолжительность реализации программы - 5 лет обучения.
Цель программы: социализация и адаптация обучающихся в жизни,
создание условий для развития творческих способностей обучающихся,
создание

коррекционно-развивающих

максимальному

развитию

личности

удовлетворению

образовательных

условий,
и

способствующих

творческих

потребностей

каждого

способностей,
ребёнка

с

ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его
физического и психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Образовательные:
- формировать у обучающихся представления об отношение к человеку,
установление контактов, способствующих достижению взаимопонимания,
созданию теплых и устойчивых взаимоотношений;
- формировать умение учитывать интересы других;
- учить применять на практике различные методы и приемы в выполнении
творческих работ.
Воспитательные:
-

формировать

у

обучающихся

навыки

эффективного

социального

взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через

вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного
образования.
- формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление
помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие,
готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность
Развивающие:
- осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей,
посредством

проведения

мероприятий

психолого-педагогической

реабилитации;
- развивать интерес к занятиям;
- развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу,
познавательные интересы, фантазию.
Режим занятий
Все

занятия

проводятся

в

течение

дня.

Продолжительность

индивидуальных занятий – 30 минут (70 часов в год),
физкультминутки.

Расписание

составляется

с

учетом

вводятся
возрастных

особенностей детей, состояния здоровья и санитарными нормативами. Набор
детей - свободный, осуществляется по желанию ребёнка и родителей (или его
законных представителей).
Форма организации занятий: индивидуальные.

Краткое содержание программы 1 года обучения
Цель 1 года обучения: создание коррекционно-развивающих условий,
способствующих
способностей.
Задачи:
Образовательные:

максимальному

развитию

личности

и

творческих

- раскрыть творческие способности каждого обучающегося.
- научить употреблять в диалогах формулы речевого этикета;
- освоить приемы вырезания стеком по шаблону и продавливанию теста
шаблоном-выемкой;
- научить соединять детали, фиксировать на бумаге, оформить
композицию;
- научить приёмам рисования песком под музыку;
- познакомить с оригами, складыванием простой базовой формы,
соединение деталей на листе.
Воспитательные:
- воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания;
- воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу
последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль над выполнением
операций), находчивость, аккуратность, бережливость;
- воспитывать оценочное отношение к действительности.
Развивающие:
- развивать умение ориентироваться в задании;
- развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью
отдельных видов технических операций при изготовлении различных
поделок;
- развивать моторные навыки.
Содержание программы «Я открываю мир и самого себя» 1 года
обучения знакомит детей со следующими направлениями: «Школа этикета»,
«Тесто пластика» (лепка из соленого теста); «Зоотерапия», «Бумажная
фантазия» (оригами); «Путешествие в волшебный мир мандалы»; «Песочная
фантазия». Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе
выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная
активность.

Направление - «Школа этикета», это школа воспитания норм культуры
поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания,
что позволяет обеспечить детям с ОВЗ социальную адаптацию в обществе.
Основными компонентами культуры поведения являются: личная гигиена,
аккуратность, опрятность, вежливость, культура речи; правила поведения в
школе и дома; правила поведения в общественных местах; внимательность,
точность и обязательность.
Направление

тесто

пластика.

Лепка

-

самый

осязаемый

вид

художественного творчества. То, что ребенок сделал, что он вылепил,
прекрасно закрепляется в его сознании: вылепить - это, прежде всего,
многократно вызвать в своем сознании образ той вещи, которую лепишь, и
этот образ повторить в материале. В разделе «Азбука соленого теста» дети
знакомятся с рецептами соленого теста, этапами приготовления теста для
работы. Приемами и техникой выполнения поделок. А так же с правилами
поведения на занятиях, техника безопасности при работе с инструментами и
материалами.

Знакомятся

с

инструментами

и

приспособлениями

необходимыми при лепке изделий из соленого теста, со способами
окрашивания изделий, видами красок для работы. В разделе «Фантазии на
кухне».

Дети

изготавливают

фигурки

овощей,

листочки

способом

прокатывания скалкой, произвольно вырезают стеком, катают шарики, овалы.
Так же

выполняют совместную работу

по

образцу

с

элементами

самостоятельной работы, окрашивают изделия. Оформляют выставку готовых
изделий. «Фантазии на кухне».
Направление – зоотерапия способствует развитию эмоциональной
сферы детей. А также при общении с животными у ребят активизируется
познавательная

и

сенсорная

сфера;

активизируется

восприятие;

стимулируются положительные эмоциональные реакции в общении с
животными; преодолеваются детские страхи.
имеющими

эмоционально-личностные

На занятиях с детьми,

нарушения

—

тревожными,

агрессивными, гиперактивными, — на первый план выходит задача создания

позитивной

эмоциональной

установки

на

общение

с

животными,

благоприятной среды для расслабления и самовыражения за счет контакта с
ручными зверями и птицами. Обучающиеся с задержкой психического
развития, с нарушениями познавательной сферы в результате педагогической
запущенности, прежде всего, нуждаются в расширении кругозора, в
получении знаний об окружающем мире, о законах природы. Дети с
перечисленными особенностями в развитии нуждаются в том, чтобы им
рассказывали о животных, которые находятся в зооуголке ЦТР «Академия
детства» позволяли и помогали вступить с ними в контакт. Накопление таких
знаний в ходе зоотерапии является особенно эффективным, так как проходит
на богатом эмоциональном фоне.
Направление - бумажная фантазия (оригами): знакомство обучающихся
с историей оригами; изучение условных знаков оригами; виды бумаги и ее
свойства: пластичность, упругость, прочность; изучение схем оригами,
знакомство со складыванием простой базовой формы «треугольник» из
квадрата; соединение деталей на листе. Изготовление фигурок по методу
«бумажный комочек». Итоговое занятие, праздничная программа: «Цветочная
фантазия».
Направление - «Путешествие в волшебный мир мандалы». Одним из
методов

арт-терапии

является

работа

с

мандалами

циркулярными

изображениями, которые могут являться продуктом спонтанной творческой
деятельности, либо создаваться по заданным шаблонам и инструкциям.
Изображение в круге, обладающее глубоким символическим значением, это
один из древнейших способов взаимодействия человека с его внутренним
миром. Во время рисования устанавливается контакт с внутренним “Я”, с
интуицией и чувствами – будь то позитивные или негативные чувства, –
которые могут нахлынуть на ребенка во время творческого процесса. Мандалы
– это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или
песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое.
Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит

нужную энергию во внутренний мир обучающегося для восстановления
равновесия и спокойствия, чтобы он чувствовал себя таким же “круглым”,
гармоничным и цельным.
Направление - Песочная фантазия. Одним из популярных видов
рисования, доступным и интересным детям является рисование песком.
Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка -

это

и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой
моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметноигровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой
деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов
(внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки
позитивного

настроения

и

преодоления

негативных

эмоциональных

состояний. Для обучающегося рисование песком – это погружение в сказку,
мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен.
Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы
чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную
атмосферу.
Специфика построения занятий у детей с ОВЗ определяется их
особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на
инструкцию взрослого. Поэтому, в коррекционных целях в дополнительной
общеразвивающей программе «Я открываю мир и самого себя» используется
выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы.
Переключение

видов

деятельности

повышает

работоспособность,

нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы
решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки,
включение в деятельность, её темп.
Мы знаем, что у таких детей часто наблюдаются нарушения в развитии
психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в
эмоционально-волевой сфере. Поэтому структура и содержание обучения

меняются в зависимости от физического, психического состояния и
возрастных особенностей детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».