ОП Ментальная арифметика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР«Академия детства»
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

Утверждено
Приказом И.о Директора
МКУ ДО «Дворец творчества»
М.А. Ермаковой
№ 219 от 01.09.2023 г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Ментальная арифметика»
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации: 3 года

Программу составил и реализует
педагог ДО Кузьмина Е.А.

Талица
2023

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные характеристики программы…………………………………………...
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………...

3
3

1.2 Цель и задачи программы………………………………………………………..

6

1.3 Содержание программы …………………………………………………………

9

• Учебный (тематический)план 1 года обучения ……………...………….

9

• Содержание учебного плана 1 года обучения……………………………

15

• Планируемые результаты 1 года обучения……………………………….

19

• Учебный (тематический) план 2 года обучения…………………………

20

• Содержание учебного плана 2 года обучения……………………………..

26

• Планируемые результаты 2 года обучения……………………………….

29

• Учебный (тематический) план 3 года обучения ……………...…………

30

• Содержание учебного плана 3 года обучения…………………………...

36

• Планируемые результаты 3 года обучения………………………………

39

2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 Календарный учебный график…………………………………………………….

40

2.2. Условия реализации программы…………………………………………………… 41
2.3 Формы подведения итогов реализации программы……………………………….. 42

2

2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………….

44

2.5 Методические материалы………………………………………………………….
Аннотация……………………………………………………………………………....

47
48

Сведения о разработчике………………………………………………………………

49

Список литературы……………………………………………………………………..

50

1.Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика"
социально-гуманитарной направленности (далее – Программа)
разработана на основании нормативно-правовых документов:
• Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
• Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
• Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 № 09-3242.
Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и
творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах
Абакус без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей,
только перекидывая косточки счетов в умe.
Ментальная арифметика закладывает прочный фундамент для реализации себя в
жизни, повышается успеваемость по предметам в школе, идет разностороннее развитие
от математики до музыки, быстро и легко даются иностранные языки, повышается
уверенность в себе, инициативность и самостоятельность. Идет развитие лидерских
качеств. Быстрый счет в данной методике является лишь побочным положительным
эффектом.
Каждый ребенок хочет и может развиваться, но чтобы не потерять к этому интерес и
стремление в данной программе предусматривается такой прием обучения, как игра.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного
мозга происходит у детей 7–11 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и
легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать
значительное влияние на успешное будущее ребенка.
Технически тренировка представляет собой последовательное освоение навыков
счета с использованием японских счетов (Абакус) с постепенным переводом навыка от
механического к умственному (ментальному).
Благодаря обучению основам ментальной арифметики у всех обучающихся
улучшаются зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность.

3

Уровень программы: стартовый уровень обучения 1 года обучения, базовый
уровень 2 года обучения и продвинутый уровень 3 года обучения.
На первый уровень программы зачисляются обучающие первых классов
средних общеобразовательных школ.
Актуальность программы: заключается в том, на занятиях используется
уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих
способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального
и творческого потенциала обучающегося. Согласно исследованию, современных
ученых, изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы
тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и
левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже
невозможным, становится простым и понятным. Ключевыми преимуществами
занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие обучающегося.
Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и
пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка,
внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки
коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют развитию внутренней
мотивации обучения.
Особенности Программы «Ментальная арифметика»
Особенностью методики является то, что на каждом занятии обучающиеся
считают при помощи специального инструмента - Абакус. Счет производится
пальцами обеих рук. Ассиметричная постановка пальцев в этой методике
приводит к тому, что каждый решенный пример по сути является упражнением
для развития межполушарных связей.
После закрепления умения считать при помощи Абакуса, дети переходят на
воображаемый Абакус и решают примеры, мысленно перемещая косточки. Это и
есть ментальный счет, который позволяет решать примеры на большой скорости.
При обычном счете в уме обязательно фиксируется промежуточный результат и
только потом производится следующее действие, в результате чего скорость
вычислений сильно замедляется. Но при ментальном счете обучающийся
перемещает косточки на воображаемом Абакусе, не тратя время на
промежуточные итоги и выполняет все действия без остановки, в результате чего
скорость вычислений значительно выше по сравнению с обычным счетом в уме.
Основные принципы
Системность
Развитие обучающегося – процесс, в котором взаимосвязаны и
взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию,
необходима системная работа.
Комплексность
Развитие обучающегося - комплексный процесс, в котором развитие одной
познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие
других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа обучения строится в соответствии с психофизическими
4

закономерностями возрастного развития.
Постепенность
Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых
функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным,
комплексным.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых обучающемуся в
процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы
Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала
предыдущего этапа.
Повторяемость
Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять
механизмы и стратегию реализации функции.
Взаимодействия
Совместное взаимодействие педагога, обучающегося и семьи направлено на
создание условий для более успешной реализации способностей обучающегося.
Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей.
Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной,
практической экспериментальной деятельности.
Режим занятий. Занятия имеют следующую структуру: 1 раз в неделю по 2
часа. Продолжительность занятий - 40 минут с перерывом 10 минут.
Для 1 года обучения продолжительность занятий - 30 минут с перерывом
10 минут
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Первый год обучения – 68 часов, второй год обучения – 70 часов, 3 год обучения –
70 часов.
Количество часов для освоения программы - 208 часов.
Адресат Программы
В период с 7 до 11 лет происходит самое активное развитие мозга у человека.
Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот
период. Именно поэтому эксперты рекомендуют в указанном возрасте изучать
детям иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и другие
виды деятельности. В этот список гармонично вписывается и ментальная
арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и
продуктивному дальнейшему обучению. Поэтому Программа рассчитана на детей
с 7 до 11 лет.
Форма обучения – очная.

5

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся, восприятия и обработки
информации, через использование методики устного счета.
Задачи программы:
Образовательные:
• совершенствовать вычислительные навыки с помощью
арифметических счетов Абакус и ментально;
• повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том
числе интерес к точным наукам- арифметике и математике;
• повысить способности к концентрации и внимательность;
Развивающие:
• улучшить аудиальную и визуальную память;
• развивать скорость мышления, концентрацию внимания;
• стимулировать мелкую моторику.
Воспитательные:
• воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
• воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
• воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.

6

Цель и задачи 1 года обучения:
Цель: формирование навыков сложения и вычитания «Уровень Просто».
Задачи:
образовательные:
формировать вычислительные навыки (сложения и вычитания) с помощью
арифметических счёт Абакус;
обучить техникам устного счета;
стимулировать мелкую моторику.
развивающие:
развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное
мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность;
развивать посредством занятий способность к визуализации;
развить творческий потенциал обучающегося, исходя из его природных
способностей;
воспитательные:
воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
воспитывать интерес к занятиям.

Цель и задачи 2 года обучения
Цель: формирование навыков сложения и вычитания с применением формул
«Братья» и «Друзья».
Задачи:
образовательные:
обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на Абакусе и
ментально;
увеличить объем долговременной и визуальной памяти;
запустить работу левого и правого полушария головного мозга.
развивающие:
7

развивать практические навыки логического мышления обучающихся
посредством задействования совместной работы левого и правого полушарий
головного мозга;
развивать личностные качества, умение работать в команде;
развивать внимание, оперативную и зрительную память.
воспитательные:
воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;
воспитывать интерес к учебному процессу.

Цель и задачи 3 года обучения
Цель: формирование навыков сложения и вычитания .с применением формул
«Брат + Друг» и формул «Анзан», освоение умножения и деления с помощью
Абакуса.
Задачи:
образовательные:
формировать навыки устного счёта без использования электронных
вычислительных устройств;
обучить восприятию и обработке информации, через использование
методики устного счета;
повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе
интерес к точным наукам- арифметике и математике.
развивающие:
развивать концентрацию внимания и скорость реагирования на
поставленную задачу;
развивать чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения
техники ментального счета;
развивать образную и ассоциативную память и мышление.
воспитательные:
воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей;
воспитывать лидерские качества;
воспитывать и развитие гармоничной, стрессоустойчивости личности
ребенка.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».