МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР«Академия детства» Протокол № 1 от 31.08.2023 г. Утверждено Приказом И.о Директора МКУ ДО «Дворец творчества» М.А. Ермаковой № 219 от 01.09.2023 г. Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ментальная арифметика» Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации: 3 года Программу составил и реализует педагог ДО Кузьмина Е.А. Талица 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Основные характеристики программы…………………………………………... 1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………... 3 3 1.2 Цель и задачи программы……………………………………………………….. 6 1.3 Содержание программы ………………………………………………………… 9 • Учебный (тематический)план 1 года обучения ……………...…………. 9 • Содержание учебного плана 1 года обучения…………………………… 15 • Планируемые результаты 1 года обучения………………………………. 19 • Учебный (тематический) план 2 года обучения………………………… 20 • Содержание учебного плана 2 года обучения…………………………….. 26 • Планируемые результаты 2 года обучения………………………………. 29 • Учебный (тематический) план 3 года обучения ……………...………… 30 • Содержание учебного плана 3 года обучения…………………………... 36 • Планируемые результаты 3 года обучения……………………………… 39 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.1 Календарный учебный график……………………………………………………. 40 2.2. Условия реализации программы…………………………………………………… 41 2.3 Формы подведения итогов реализации программы……………………………….. 42 2 2.4. Оценочные материалы……………………………………………………………. 44 2.5 Методические материалы…………………………………………………………. Аннотация…………………………………………………………………………….... 47 48 Сведения о разработчике……………………………………………………………… 49 Список литературы…………………………………………………………………….. 50 1.Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" социально-гуманитарной направленности (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов: • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». • Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242. Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe. Ментальная арифметика закладывает прочный фундамент для реализации себя в жизни, повышается успеваемость по предметам в школе, идет разностороннее развитие от математики до музыки, быстро и легко даются иностранные языки, повышается уверенность в себе, инициативность и самостоятельность. Идет развитие лидерских качеств. Быстрый счет в данной методике является лишь побочным положительным эффектом. Каждый ребенок хочет и может развиваться, но чтобы не потерять к этому интерес и стремление в данной программе предусматривается такой прием обучения, как игра. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 7–11 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Технически тренировка представляет собой последовательное освоение навыков счета с использованием японских счетов (Абакус) с постепенным переводом навыка от механического к умственному (ментальному). Благодаря обучению основам ментальной арифметики у всех обучающихся улучшаются зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность. 3 Уровень программы: стартовый уровень обучения 1 года обучения, базовый уровень 2 года обучения и продвинутый уровень 3 года обучения. На первый уровень программы зачисляются обучающие первых классов средних общеобразовательных школ. Актуальность программы: заключается в том, на занятиях используется уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обучающегося. Согласно исследованию, современных ученых, изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие обучающегося. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют развитию внутренней мотивации обучения. Особенности Программы «Ментальная арифметика» Особенностью методики является то, что на каждом занятии обучающиеся считают при помощи специального инструмента - Абакус. Счет производится пальцами обеих рук. Ассиметричная постановка пальцев в этой методике приводит к тому, что каждый решенный пример по сути является упражнением для развития межполушарных связей. После закрепления умения считать при помощи Абакуса, дети переходят на воображаемый Абакус и решают примеры, мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет решать примеры на большой скорости. При обычном счете в уме обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом производится следующее действие, в результате чего скорость вычислений сильно замедляется. Но при ментальном счете обучающийся перемещает косточки на воображаемом Абакусе, не тратя время на промежуточные итоги и выполняет все действия без остановки, в результате чего скорость вычислений значительно выше по сравнению с обычным счетом в уме. Основные принципы Системность Развитие обучающегося – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. Комплексность Развитие обучающегося - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими 4 закономерностями возрастного развития. Постепенность Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых обучающемуся в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности. Индивидуализация темпа работы Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа. Повторяемость Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции. Взаимодействия Совместное взаимодействие педагога, обучающегося и семьи направлено на создание условий для более успешной реализации способностей обучающегося. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности. Режим занятий. Занятия имеют следующую структуру: 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий - 40 минут с перерывом 10 минут. Для 1 года обучения продолжительность занятий - 30 минут с перерывом 10 минут Срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года обучения. Первый год обучения – 68 часов, второй год обучения – 70 часов, 3 год обучения – 70 часов. Количество часов для освоения программы - 208 часов. Адресат Программы В период с 7 до 11 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Именно поэтому эксперты рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному дальнейшему обучению. Поэтому Программа рассчитана на детей с 7 до 11 лет. Форма обучения – очная. 5 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: формирование и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета. Задачи программы: Образовательные: • совершенствовать вычислительные навыки с помощью арифметических счетов Абакус и ментально; • повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе интерес к точным наукам- арифметике и математике; • повысить способности к концентрации и внимательность; Развивающие: • улучшить аудиальную и визуальную память; • развивать скорость мышления, концентрацию внимания; • стимулировать мелкую моторику. Воспитательные: • воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе; • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия; • воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей. 6 Цель и задачи 1 года обучения: Цель: формирование навыков сложения и вычитания «Уровень Просто». Задачи: образовательные: формировать вычислительные навыки (сложения и вычитания) с помощью арифметических счёт Абакус; обучить техникам устного счета; стимулировать мелкую моторику. развивающие: развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность; развивать посредством занятий способность к визуализации; развить творческий потенциал обучающегося, исходя из его природных способностей; воспитательные: воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе; воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие; воспитывать интерес к занятиям. Цель и задачи 2 года обучения Цель: формирование навыков сложения и вычитания с применением формул «Братья» и «Друзья». Задачи: образовательные: обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на Абакусе и ментально; увеличить объем долговременной и визуальной памяти; запустить работу левого и правого полушария головного мозга. развивающие: 7 развивать практические навыки логического мышления обучающихся посредством задействования совместной работы левого и правого полушарий головного мозга; развивать личностные качества, умение работать в команде; развивать внимание, оперативную и зрительную память. воспитательные: воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике; воспитывать интерес к учебному процессу. Цель и задачи 3 года обучения Цель: формирование навыков сложения и вычитания .с применением формул «Брат + Друг» и формул «Анзан», освоение умножения и деления с помощью Абакуса. Задачи: образовательные: формировать навыки устного счёта без использования электронных вычислительных устройств; обучить восприятию и обработке информации, через использование методики устного счета; повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе интерес к точным наукам- арифметике и математике. развивающие: развивать концентрацию внимания и скорость реагирования на поставленную задачу; развивать чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета; развивать образную и ассоциативную память и мышление. воспитательные: воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей; воспитывать лидерские качества; воспитывать и развитие гармоничной, стрессоустойчивости личности ребенка. 8