ОП Каллиграфия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Дворец творчества»
Протокол №1 от 31.08.2023 г.

Утверждено
Приказом И. о. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
М. А. Ермаковой
№ 219 от 01.09.2023 г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Каллиграфия»
Возраст обучающихся: 7 – 12 лет
Срок реализации: 2 года

Программу составил и реализует
педагог ДО Кузьмина Е.А.

Талица
2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка

3
3

1.2

Цель и задачи программы

6

1.3

Содержание программы

8

•

Учебный (тематический план) 1 года обучения

8

•

Содержание учебного плана 1 года обучения

11

•

Планируемые результаты 1 года обучения

13

•

Учебный (тематический) план 2 года обучения

14

•

Содержание учебного плана 2 года обучения

17

•

Планируемые результаты 1 года обучения

19

2. Организационно-педагогические условия реализации 20
программы
2.1 Календарный учебный график
20

2

2.2. Условия реализации программы

21

2.3 Формы подведения итогов реализации программы

22

2.4. Оценочные материалы

22

2.5 Методические материалы

26

Аннотация

28

Сведения о разработчике

29

Список литературы

30

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Настоящая
дополнительная
общеразвивающая
программа
"Каллиграфия" социально-гуманитарной направленности (далее – Программа)
разработана на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 No 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. No 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. No 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 No 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. No 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года No 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. No 196«;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
No 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 No 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. No 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
3

Формирование письма в начальной школе имеет большое
общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной
небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания
читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Овладение навыком письма
- длительный и трудоёмкий процесс. Подобранные упражнения способствуют
развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию
навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия,
произвольного внимания. Каллиграфически правильное письмо обучающегося
способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.
Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у
обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при
изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения к
русскому языку, истории нашей Родины, воспитанию патриотизма.
Практическим аспектом является освоение каллиграфии букв кириллицы,
тренировка мелкой моторики руки, развитие оптического контроля, привитие
аккуратности, воспитание усидчивости.
Новизна программы. Письмо называют «базовым» навыком. Навыком,
на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит,
обучающийся, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе.
Вот почему так важна готовность руки к школьному обучению.
Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Поэтому подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки,
формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.
Данная программа построена в трёх направлениях: развитие ручной
умелости; развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в
линейку); развитие графического умения. Ручная умелость развиваются в
процессе выполнения поделок с по- мощью инструментов (аппликация,
проволочные фигурки, мозаика и т.д.). Пространственные представления, общие
направления на листе бумаги (слева - направо, сверху - вниз, вперёд - назад)
формируются путём выполнения упражнений, представленных в данной
программе. Развитие графических умений формируется через штриховку,
рисование, графические упражнения.
Актуальность. Каллиграфия призвана развивать мелкую моторику рук,
усидчивость, внимание, терпеливость, аккуратность.
Письмо каллиграфическими инструментами способствует активизации
«спящих» зон головного мозга, которые не задействованы при письме
шариковой ручкой, в результате чего лучше развивается способность учащегося
координировать свои действия, точнее выполнять сложные манипуляционные
движения. Каллиграфия способствует развитию оптической точности
(глазомера), развитию трехмерного пространственного видения.

4

В настоящее время каллиграфия приобретает особую ценность, как
занятие для развития и формирования личности молодого поколения, она
снимает стрессовое состояние, успокаивает нервную систему, способствует
нормализации состояния гиперактивных детей, помогает структурировать
мысли и ощущения. Механизм реализации каллиграфии восполняет
современному человеку, много работающем с компьютерными технологиями,
недостаток в тонком интеллектуально-физическом труде, что необходимо для
полноценного умственного и физического развития. Поэтому каллиграфию
можно рассматривать в настоящий день в роли компенсирующей технологии для
тех, кто нуждается в вышеизложенном. Для талантливых в изобразительной
области детей каллиграфия станет весомым трамплином к освоению в
дальнейшем профессии графического дизайнера, художника, архитектора.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии
памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует
вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь,
формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия,
способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных
особенностей и закономерностей развития.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Каллиграфия» имеет базовый уровень - формирует у обучающихся интерес,
устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности; расширяет спектр
специализированных знаний для дальнейшего самоопределения, развития
личностных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебнопознавательных, информационных, коммуникативных.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Отличительной особенностью программы является ориентированость на
создание условий для развития творческих способностей и интеллектуальных
навыков обучающихся в системе дополнительного образования. Процесс
овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую
структур: включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование
и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента,
а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

5

Так же в работе используется несколько принципов. Принцип
наглядности, особенно важен в обучении чистописанию. Он обеспечивается
демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников,
применением прописей и других пособий. Невозможно учить чистописанию,
давая только устные знания, так как путь подражания почерка учителя и
копирование образцов хорошего письма - один из основных путей формирования
четкого почерка. Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма
было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та
или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем
с наклоном и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв,
как держать ручку, сидеть при письме и др. Сознательному усвоению
графических навыков письма способствует также умение детей замечать свои и
чужие недочеты.
Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков
письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется,
приобретает точность и скорость. Обучение графическим навыкам письма
обязательно проводится с учетом особенностей детей: развития восприятия,
скорости движения, анатомического аппарата движений кисти и нервномышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы.
Особенности развития организма ребенка учитываются при дозировке
количества письменных упражнений и скорости их выполнения. Важно, чтобы
обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему
формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания
трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе
работы над формами букв. Непосредственно организация работы над формами
букв называется генетическим принципом. Обучая детей чистописанию, учитель
должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей:
хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения,
замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников
позволяет
учителю
правильно
организовывать
работу,
подбирать
индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.
Работа по чистописанию направлена на формирование двигательного навыка,
поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень
важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и
способствовал овладению наиболее прочными и скоростными движениями всех
звеньев руки.
Режим занятий. Занятия имеют следующую структуру: 1 раз в неделю по
1 часу.
Продолжительность занятий: 40 минут.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Количество часов для освоения программы – 70 часов.
Форма обучения – очная.

6

1.2 Цель и задачи программы
Цель:
формирование
у
младших
школьников
навыков
каллиграфического письма через выполнение творческих заданий, основанных
на занимательном материале.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для
занятия
чистописанием и приемами работы с ними.
- формировать умения анализировать полученную информацию;
- обучить применять полученные сведения в процессе учения;
- расширить практическуюдеятельность обучающихся по изучению
каллиграфии и приемами работы с ней.
Развивающие:
- развить мелкую моторику рук с использованием ритмики и пальчиковой
гимнастики;
- развить психические функций: мышление, внимание, память, речь.
- развить чувство ритма;
- развить воображение, творческие и художественные способности.
Воспитательные:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность,
самодисциплину.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».