МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР«Академия детства» Протокол № 1 от 31.08.2023 г. Утверждено Приказом И.о Директора МКУ ДО «Дворец творчества» М.А. Ермаковой № 219 от 01.09.2023 г. Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Моя первая экология» Возраст обучающихся: 7-8 лет Срок реализации: 1 год Программу разработала: педагог дополнительного образования Слесарева И.А. Программу реализует Педагог дополнительного образования Енидорцева Н.А. 2023 г. Комплекс основных характеристик программы 1. Пояснительная записка Любовь к природе, к окружающему нас миру необходимо прививать с детства. Без экологических знаний сегодня жить невозможно, они нам необходимы. В последние десятилетия на людей во всем мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. С каждым годом проблема обостряется. Необходимо донести до каждого человека мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на земле. Велика в этом роль школы! Основные человеческие ценности и установки закладываются в детстве. Наша школа сельская, и именно сельские школьники имеют более тесные контакты с природой, так как связаны с ней в повседневной жизни, они чаще бывают на речке, в лесу. Обучающиеся уже вовлечены в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. Им просто необходимо быть экологически грамотными людьми. Данная дополнительная общеобразовательная программа является программой естественнонаучной направленности. Новизна программы состоит в том что, теоретические знания и практические навыки, получаемые обучающимися, находят своё воплощение в проектных работах. Практическая направленность является одним из ключевых принципов проектирования экологического образования. Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата. Актуальность программы заключается в том, чтобы обучающиеся не бездумно смотрели на природу, а видели и понимали природные явления, связь между ними, могли объяснить происходящее. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучающихся, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа «Моя первая экология» направлена на воспитание и разностороннее развитие обучающихся, расширение их кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» 2 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: формирование у обучающихся младшего школьного возраста бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе, формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе. Задачи: Образовательные: - Формировать у обучающихся знания основ экологии; - Научить использовать полученные знания об экологии; Развивающие: - Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения; - Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде; Воспитательные: - Воспитать чувство бережного отношения к природе; - Воспитывать потребность в общении с природой; - Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни. Уровень: стартовый Адресат общеразвивающей программы: Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся младшего школьного возраста (7-8 лет). Данный возрастной период является важный периодом в формировании личности, в этом возрасте обучающиеся начинают проявлять осознанный интерес к естественным наукам, поэтому необходимо поддержать познавательный интерес ребёнка. С этой целью и была создана эта программа. 3 Набор обучающихся осуществляется без конкурса. Количество обучающихся в группе 10-15 человек. Срок освоения программы Нормативный срок освоения программы – 34 учебных недели. Продолжительность обучения составляет 34 часа, из которых большая часть – практические занятия. Режим занятий Режим занятий, обучающихся регламентируется календарным учебным графиком, расписанием занятий. Периодичность занятий - 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Общеразвивающая программа «Моя первая экология» предусматривает индивидуально-групповую, групповую формы обучения. Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер–класс, презентация, конференция, самостоятельная работа, проектная деятельность и др. Формы подведения результатов: беседа, аттестация, самостоятельная работа, мастер-класс, практическое занятие, конкурс, выставка, презентация, самооценивание и др. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты: - знает наиболее типичных представителей животного мира России, Урала; основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); способы сохранения окружающей природы; - умеет узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); - оформляет результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; Личностные результаты: - принимает правила здорового образа жизни; - развито морально-этического сознание; 4 - получен опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Метапредметные результаты: - овладел начальными формами исследовательской деятельности; -получил первый опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; -получил первый опыт социальной и межкультурной коммуникации 5