ОП Актерское мастерство

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР « Академия детства»
Протокол № 1 от 31.08.2023г.

Утверждено
Приказом Директора
МКУ ДО « Дворец творчества»
М.А. Ермаковой
№ от 219 от 01.09.2023г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Актерское мастерство»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составил педагог ДО
Койнова Г.И, реализуют Койнова
Г.И., Белоносова Е.В.

Талица
2023г

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка …………………………………………………....3
Учебный(тематический)план 1 год обучения ………………..…….…9
Содержание программы 1 год обучения ………………………………10
Планируемые результаты 1 год обучения ……………………………..13
Условия реализации программы ……………...……………………... 33
Формы аттестации……………………………………………………...36
Оценочные материалы………………………………………………....37
Нормативное обеспечение программы…………………………………41
Литература. ……………………………………………………………….44

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа
«Актерское
мастерство»
художественной
направленности составлена, опираясь на нормативные документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", Приказ Министерства Просвещения Российской
Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Одним из основных направлений современной школы и системы
дополнительного образования является усиление воспитывающей функции
всего
учебно-воспитательного
процесса,
дальнейшее
обновление
содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с
поставленными целями и задачами.
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с
образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого
слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным
культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и
мировоззрению в целом.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в
развивающее - эстетическом воспитании детей, так и в организации их
досуга.
Актуальность программы:
Младший подростковый возраст – наиболее сложный этап формирования
личности в жизни каждого человека. Подростков бросает из одной крайности
в другую. То вдруг у них просыпается страшная разрушительная сила,
способная снести на своем пути веками сложившиеся основы современного
социума, и, в этой борьбе с «ветряными мельницами» они готовы идти до
конца, то наоборот, возникает острая необходимость созидать, просыпается
творческая фантазия, активно способствующая к созданию чего – то
совершенно необычного, неповторимого.
Погружение подростка в мир театра, мир волшебный, полный фантазии,
дающий возможность надеть на себя любые маски, пожить в образах
любимых литературных героев, погрузиться в мир зазеркалья – лучший
способ аккумулировать их творческий потенциал и максимально дать им
толчок к раскрытию их созидательной силы.
Новизна: в ее основе лежит система обучения актерскому мастерству,
основы которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками
и последователями. Так же в программу включены элементы современных
методик и тренингов.
Педагогическая целесообразность:

Театральная деятельность как процесс развития творческих
способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском
творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого
переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в
процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка,
развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный
контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются
высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над
этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Отличительная черта программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Актерское мастерство»
разработана для обучения одаренных детей в индивидуальной форме. В
программе рассматриваетсятеатральная деятельность не только как средство
достижения некоего художественного результата, т.е. создание театральных
номеров. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством
активизировали у обучающегося мышление и познавательный интерес,
пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили
сочувствию и сопереживанию. Программа построена на обучении ребенка
саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность
педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей
мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать
поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для
решения жизненных задач.
Программа «Актерское мастерство» строится на следующих
концептуальных принципах:
Принцип развития индивидуальности
Занятия должны активизировать имеющиеся у ребенка творческие
способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и
настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому, в ходе занятий,
подросток будет иметь возможность реализовать собственные намерения,
т.е. действовать от своего имени.
Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребенка,
как творческой личности.
Это значит способствовать усвоению обучающимся социального опыта,
т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в
конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельноучиться.
Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в
ребенке
систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.
Принцип деятельной основы занятий в ДТО.
Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)
активности детей. В работе с младшим подростком делается упор на
самостоятельные формы работы. Ребенок ставится в ситуации, когда ему
приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее
в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идет о приемах,
«стимулирующих» ситуации реального общения.

Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы
обучающемуся как в его сегодняшней жизни, так и для будущего развития.
Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,
работать
в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое
найдут применение в жизни каждого ребенка.
Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и
углубления знаний, действий от простого к сложному и представлено в 6
общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на
более высоком уровне.
Адресат программы Программа предполагает индивидуальную работу с
обучающимся с повышенными актерскими способностями. Программа
рассчитана на детей 10-12 лет.
Уровень программы – продвинутый.
Сроки реализации программы. Программа «Актерское мастерство»
рассчитана на 1 год обучения. Выполнение программы рассчитано на 70
учебных часов.
Режим занятий. Занятия с ребенком проводятся 2 раза в неделю по 1 часу
(40 мин. СанПин).
Формы и методы работы. В ходе изучения программы используются
различные виды упражнений, тренинги, репетиции, обзорные лекции,
групповые и индивидуальные занятия, творческие задания, этюды,
импровизации, репетиции, открытые уроки. Образовательный процесс
предполагает смену деятельности, разбит по временным отрезкам с
периодами отдыха. Концертная деятельность предполагает участие в
мероприятиях поселка, района, показ спектаклей. Также проводятся
коллективные мероприятия (праздничные капустники, поздравления).
Разделы программы:
1.Вводное
2.Мастерство актера
3.Сценическая речь
4.Постановочная работа
5.Пластика
Занятия в творческой группе состоят из теоретической и практической части.
Теоретическая часть включает знакомство с инсценировками, беседы на
нравственно – этические темы. Практическая часть работы направлена на
получение навыков актерского мастерства
Цель программы – развитие творческих способностей обучающегося
воспитание нравственных качеств личности обучающихся, творческих
умений и навыков средствами театрального искусства, организации их
досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:

Образовательные
 Научить всему комплексу принципов и приѐмов, необходимых
для работы над ролью;
 Увлечь ребенка театральным искусством;
 Расширить знания обучающегося в области драматургии.
Развивающие
 Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
 Развивать пластические и речевые данные ребенка;
 Развивать воображение, фантазию и память.
Воспитательные
 Воспитать социально адекватную личность, способную
к активному творческому сотрудничеству;
 Привить культуру осмысленного чтения литературных
и драматургических произведений;
 Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки
в группе;
 Воспитать художественный вкус;
 Научить ребенка корректно общаться друг с другом
в
процессе репетиций.
Характеристика программы:
Программа требует от руководителя перехода на позиции партнерства
с обучающимся, ненасилия, и приоритета процесса над результатом,
«погружение» участников детского творческого объединения в процесс
поиска, познания и самопознания.
Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора –
побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель
познавательной деятельности – помогает обучающемуся пробиться через
опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему
только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает
невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск –
желанная цепочка действий, в которую руководитель включает
обучающегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и
афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей
работы, заканчивается занятие всегда рефлексией на уровне мысли, анализа
своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Планируемые результаты обучения по программе:
Предметные:
 знать теоретические основы актѐрского мастерства;







этапы работы над сценой;
законы сценического действия;
теоретические основы сценической речи;
принципы построения литературной композиции
уметь делать разбор прозаического и поэтического текста;

Метапредметные:
 воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
 представлять движения в воображении и мыслить образами;
 создавать точные и убедительные образы;
 выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной
гимнастики
 элементы внутренней и внешней техники актѐра;
 приѐмы актерского тренинга и релаксации;
 владеть своим телом в достаточной степени для воплощения
пластического образа;
 уметь преодолевать мышечные и психологические зажимы при
выходе на публику;
 речевое общение;
 наблюдать окружающий мир, уметь анализировать его
закономерности и использовать результаты этого анализа в
создании сценического действия
Личностные:
 находить верное органическое поведение в предлагаемых
обстоятельствах;
 самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
 самостоятельно анализировать постановочный план;
 умение самоопределяться (делать выбор);
 проявлять инициативу в организации праздников, концертов,
спектаклей и других форм театральной деятельности;
 быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и
природы.
В результате освоения материала, входящего в данную программу, у
обучающихся формируются определенные актерские исполнительские
знания, умения и навыки, способствующие самореализации творческой
личности ребенка..
Планируемые результаты
Предметные:
- знать понятия: «органика», «этюд», «оценка», «органическое
молчание», «реквизит», «сценическое событие», «декорации», «действие»,
«предлагаемые обстоятельства», «если бы я ...»;

- индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои
достоинства;
- 5-10 упражнений актерского тренинга;
- приемы разминки и разогрева тела;
- 5-7 новых скороговорок на проблемные звуки;
- 5-10 упражнений речевого тренинга.
Метапредметные:
- построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с
завязкой, событием и развязкой;
- целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в
одиночном этюде;
- обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы;
- направлять звук в основные резонаторы трех регистров;
- создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом
звуковой образ;
- участвовать в воплощении пластического образа в этюде;
- подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в
создание этюда;
- построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в
небольшом отрезке сценического времени.
Личностные:
- навык участия в миниатюре;
- умение слушать и слышать собеседника;
- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным
традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
- интерес к исполнительской деятельности;
- потребность посильного участия во всех этапах подготовки театрального
номера,
- навык оценки своего и чужого исполнения, умение радоваться удаче
другого, откликаться на замечания педагога и товарищей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».