МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 2 от 31.08.2022 г Утверждено Приказом И.О. Директора МКУДО «Дворец творчества» О.О. Смолиной № 217 от 31.08.2022 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Гитарная песня» Возраст обучающихся: 9 - 18 лет Срок реализации: 4 года Программу составил и реализует педагог ДО Отрадных Т.Н. Г. Талица 2022 г СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 2. 2.1 2.2 2.3 2.5 Основные характеристики программы Пояснительная записка………………………………………… Учебный (тематический) план 1 год обучения (2 часа в неделю) Содержание учебного плана 1год обучения (2 часа в неделю) Планируемые результаты первого года обучения Учебный (тематический) план 2 год обучения (3 часа в неделю) Содержание учебного плана 2 год обучения (3 часа в неделю) Планируемые результаты второго года обучения Учебный (тематический) план 3 год обучения (3 часа в неделю) Содержание учебного плана 3 год обучения (3 часа в неделю) Планируемые результаты третьего года обучения Учебный (тематический) план 4 год, Творческая группа (2 часа в неделю) Содержание учебного плана 4 год, Творческая группа (2 часа в неделю) Планируемые результаты Творческой группы Организационно – педагогические условия реализации программы Календарный учебный график Условия реализации программы Формы аттестации Методические материалы Аннотация к программе Сведения об авторе Список литературы Приложения Годовой календарный график Учебный план Оценочные материалы 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка. 3 8 10 13 14 16 19 20 21 24 26 27 31 33 33 34 38 39 39 43 43 44 45 Музыка — искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей и юношества. Богатство песенного фонда, народного и авторского, позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни. Это отражение имеет совершенную музыкальную и литературную форму. Музыкальный инструмент гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре народа. И именно гитарная песня позволяет в атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, ощутить красоту отечественной песенкой культуры. Гитарная песня — это свидетельство сохранения преемственности между поколениями и сохранения народных традиций. Дополнительная общеразвивающая программа «Гитарная песня» направлена на приобщение обучающихся к основам песенной культуры, к пению под гитару и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала. Программа «Гитарная песня» составлена в соответствии требованиями основных законодательных документов и подзаконных актов в сфере дополнительного образования детей: • 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» • Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Дополнительная общеразвивающая программа «Гитарная песня» относится к программам художественной направленности. Срок реализации программы – 4 года. Программа является многоуровневой: 1гол-стартовый уровень, 2- 3 год – базовый уровень, 4 год – продвинутый уровень. Актуальность программы. Творчество подростков — это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Дети, обучившиеся играть на гитаре, привыкшие петь хорошие, «умные» и красивые песни, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение хороших песен в молодежную среду. Опосредованно деятельность ребят, исполняющих хорошие песни под гитару, оказывает благотворное влияние и на других детей и взрослых. Большие возможности для развития детей содержат включенные в программу творческие вечера, разной формы развлекательно-познавательные музыкально-игровые программы, концертная деятельность, участие в конкурсах. Участие ребенка в сохранении и развитии высоких культурных образцов повышает его статус в школе и семье, благотворно сказывается на проживании им жизненных стадий детства и отрочества. Педагогическая целесообразность. Данная программа адресована тем, кто любит песню и общение, и решил научиться аккомпанировать своему пению и пению других по буквенным обозначениям аккордов. Курс обучения является составной частью общего музыкально-поэтического воспитания молодого поколения, не противоречит общей программе обучения в системе музыкалъноэстетического образования. Новизна дополнительной образовательной программы. Идея противопоставления «плохому — хорошего» обусловила появление Клуба любителей гитарной песни «Аккорд», работающего по программе «Гитарная песня», как организации культурно-музыкальной среды, в которой дети и находят альтернативу асоциальному, пустому времяпрепровождению. Занятия в клубе для обучающихся — это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой подросток приобретает знания и практические навыки, а его способности активно развиваются, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе. Отличительные особенности данной программы. Специфика занятий в детском объединении по программе «Гитарная песня», требует особой их фиксации процесса и результатов занятия. Поэтому педагог должен вести кроме журнала, записи занятий с каждым обучающимся, в которых отражается содержание учебной работы детей, подготовки и участию в мероприятиях. На занятиях постоянно меняются формы работы: слушание, разбор текстов с аккордами, рассказ об авторе, игра на инструменте, пение с сопровождением, что не позволяет детям уставать. За счет такого переключения они успевают отдохнуть, а занятие проходит продуктивно. Часть учебного плана отводится на подготовку тематических музыкальных встреч, мероприятий, концертных номеров, проектной деятельности. Сравнительный анализ данной программы с другими программами и методическими пособиями говорит о том, что многие программы для обучения игре на шестиструнной гитаре предполагают обучение игре по нотам, с ориентацией на исполнение классических пьес. Это требует настойчивости для достижения профессиональной подготовки, а также длительного процесса обучения. Большое количество нотного материала и трудности овладения гитарой в этом жанре чаще настораживают и отпугивают подростков. Для обучения формируются разные возрастные группы по 5-7 человек. Объединение обучающихся на групповых занятиях делается для того, чтобы они могли учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении инструмента и исполнении песен, а также для работы в ансамбле. Поэтому, для создания данной составительской программы были взяты программы: «Гитарная песня» (автор - педагог дополнительного образования Н. В. Борисенко, ЦДТ «Гармония» Ленинского района МО), образовательная программа студии гитарной песни «Аккорд» (автор - педагог дополнительного образования, Барсукова Н.С., МБУДОД «Центр дополнительного образования детей» п. Тюльган Оренбургской области), дополнительная общеобразовательная программа «Основы вокала и игры на гитаре» (автор педагог дополнительного образования Волкова Е.В., Зеленоградский Дворец творчества детей и молодѐжи, г. Москва). Программа «Гитарная песня» предполагает обучение в более легком жанре песенном, с основной ориентацией на схемное построение аккордов, хотя и предполагает изучение элементарных музыкальных терминов. Такой подход позволяет добиться хороших результатов за минимальное время, сделать обучение более массовым и доступным. Кроме того, программа строится по принципу от простого к сложному, что позволяет уже на начальном этапе обучения, добиться положительных результатов и, почти сразу, исполнять песни и, даже, выступать. Преимуществом данной программы является и то, что она ориентирована на слуховое восприятие материала, что способствует развитию у обучающихся музыкального слуха, а также голоса. Адресат программы. Обучающиеся 9 -18 лет. Единственное ограничение для занятий возрастное, не раньше 9 лет, т. к. только к этому возрасту достаточно подрастает кисть руки, и ребенок может без осложнений справиться с заданиями на инструменте. Набор, обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. В группе предполагается от 4 до 12 обучающихся Режим занятий. Режим занятий в соответствии с требованиями СанПин 2.4.3648-20. 1 год обучения (стартовый уровень) Часов в год - 70 Занятия 2 часа 1 раз в неделю 2 год обучения (базовый уровень) Часов в год - 105 Занятия 3часа 1 раз в неделю 3 год обучения (базовый уровень) Часов в год - 105 Занятия 3часа 1 раз в неделю 4 год обучения (творческая группа) продвинутый уровень Часов в год - 70 Занятия 2 часа 1 раз в неделю 1.2.Цель и задачи программы Цель программы: развитие творческих способностей, помощь в самореализации ребенка посредством достижения им личного успеха в освоении мира музыкальной культуры. Одним из условий является осуществление нравственно-эстетического, патриотического воспитания подростков средствами и возможностями музыкального искусства, посредством занятий пением, игры на инструменте, изучения музыкальной культуры своего народа, при котором развиваются у подростков творческие способности, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению, Воспитательные задачи: Формировать гражданскую позицию, патриотизм Воспитывать активного участника в общественно - полезной деятельности Вырабатывать у детей социально - ценные навыки поведения и общения Воспитывать чувство товарищества, коллективизма Развивать трудолюбие, чувство личной ответственности Нравственное развитие детей осуществляется в процессе обсуждения нравственных коллизий содержания песен, романсов, воспитания критического отношения к распространенным в подростковой среде негативным явлениям. Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед инвалидами, ветеранами войн, пенсионерами, а также во время фестивалей, конкурсов, концертов на праздниках посѐлка, города и района. Образовательные задачи: • Способствовать овладению инструментом; для этого обучить ребенка основным приемам и навыкам игры на шестиструнной гитаре. • Способствовать освоению элементарных сведений (понятий) по теории музыки, развивающих кругозор ребенка. Развивающие задачи: Развивать слух, голос, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти; Вовлекать детей в мир хороших песен, способствовать освоению информации по истории песенного творчества; Развивать аналитическое мышление, способности к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром; Приобщать к историческим и искусствоведческим (музыковедческим) знаниям; прививать литературный вкус в процессе ознакомления с поэзией, являющейся основой песен. Формы занятий: Формы занятий определяются: 1) количеством детей, участвующих в занятии - коллективные (фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами) - групповые - иногда индивидуальные 2) особенностями материала (например, если занятие теоретическое или тематическое – приглашается вся группа одновременно, если ребѐнок испытывает затруднения в практической работе – он занимается индивидуально. Одарѐнные дети при освоении материала повышенной трудности или подготовке сольного номера, тоже занимаются индивидуально) 3) применяемыми средствами 4) по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и обучающихся используются: рассказ, беседа, практикум, экскурсия, мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.; 5) по дидактической цели используются: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Кроме того форма занятий определяется в зависимости от деятельности обучающихся: - творческая работа - самостоятельная работа и т.д.