ОП Гитарная песня

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 2 от 31.08.2022 г

Утверждено
Приказом И.О. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О. Смолиной
№ 217 от 31.08.2022 г

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Гитарная песня»
Возраст обучающихся: 9 - 18 лет
Срок реализации: 4 года

Программу составил и реализует
педагог ДО Отрадных Т.Н.

Г. Талица
2022 г

СОДЕРЖАНИЕ

1.
1.1
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
2.
2.1
2.2
2.3
2.5

Основные характеристики программы
Пояснительная записка…………………………………………
Учебный (тематический) план 1 год обучения (2 часа в
неделю)
Содержание учебного плана 1год обучения (2 часа в
неделю)
Планируемые результаты первого года обучения
Учебный (тематический) план 2 год обучения (3 часа в
неделю)
Содержание учебного плана 2 год обучения (3 часа в
неделю)
Планируемые результаты второго года обучения
Учебный (тематический) план 3 год обучения (3 часа в
неделю)
Содержание учебного плана 3 год обучения (3 часа в
неделю)
Планируемые результаты третьего года обучения
Учебный (тематический) план 4 год, Творческая группа (2
часа в неделю)
Содержание учебного плана 4 год, Творческая группа (2
часа в неделю)
Планируемые результаты Творческой группы
Организационно – педагогические условия реализации
программы
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Методические материалы
Аннотация к программе
Сведения об авторе
Список литературы
Приложения
Годовой календарный график
Учебный план
Оценочные материалы
1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка.

3
8
10
13
14
16
19
20
21
24
26
27
31

33
33
34
38
39
39
43
43
44
45

Музыка — искусство, обладающее особенно большой силой
эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть огромную
роль в воспитании детей и юношества. Богатство песенного фонда, народного и
авторского, позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их
нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления
жизни. Это отражение имеет совершенную музыкальную и литературную форму.
Музыкальный инструмент гитара играла и играет большую роль в
музыкальной культуре народа. И именно гитарная песня позволяет в атмосфере
духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, ощутить красоту
отечественной песенкой культуры. Гитарная песня — это свидетельство
сохранения преемственности между поколениями и сохранения народных
традиций.
Дополнительная общеразвивающая программа «Гитарная песня»
направлена на приобщение обучающихся к основам песенной культуры, к
пению под гитару и выявление одаренных детей с целью развития их
творческого потенциала.
Программа «Гитарная песня» составлена в соответствии требованиями
основных законодательных документов и подзаконных актов в сфере
дополнительного образования детей:
• 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ»
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года
№196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
Дополнительная общеразвивающая программа «Гитарная песня» относится
к программам художественной направленности.
Срок реализации программы – 4 года. Программа
является
многоуровневой: 1гол-стартовый уровень, 2- 3 год – базовый уровень, 4 год –
продвинутый уровень.
Актуальность программы. Творчество подростков — это своеобразная сфера
их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко
раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Дети, обучившиеся
играть на гитаре, привыкшие петь хорошие, «умные» и красивые песни,
создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения
сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение хороших песен
в молодежную среду. Опосредованно деятельность ребят, исполняющих
хорошие песни под гитару, оказывает благотворное влияние и на других детей

и взрослых. Большие возможности для развития детей содержат включенные в
программу творческие вечера, разной формы развлекательно-познавательные
музыкально-игровые программы, концертная деятельность, участие в
конкурсах. Участие ребенка в сохранении и развитии высоких культурных
образцов повышает его статус в школе и семье, благотворно сказывается на
проживании им жизненных стадий детства и отрочества.
Педагогическая целесообразность. Данная программа адресована тем, кто
любит песню и общение, и решил научиться аккомпанировать своему пению и
пению других по буквенным обозначениям аккордов. Курс обучения является
составной частью общего музыкально-поэтического воспитания молодого
поколения, не противоречит общей программе обучения в системе музыкалъноэстетического образования.
Новизна
дополнительной
образовательной
программы.
Идея
противопоставления «плохому — хорошего» обусловила появление Клуба
любителей гитарной песни «Аккорд», работающего по программе «Гитарная
песня», как организации культурно-музыкальной среды, в которой дети и
находят альтернативу асоциальному, пустому времяпрепровождению. Занятия
в клубе для обучающихся — это, прежде всего, интеллектуальная работа, в
результате которой подросток приобретает знания и практические навыки, а его
способности активно развиваются, поскольку интеллектуальные богатства
добываются по собственной инициативе.
Отличительные особенности данной программы. Специфика занятий в
детском объединении по программе «Гитарная песня», требует особой их
фиксации процесса и результатов занятия. Поэтому педагог должен вести
кроме журнала, записи занятий с каждым обучающимся, в которых отражается
содержание учебной работы детей, подготовки и участию в мероприятиях.
На занятиях постоянно меняются формы работы: слушание, разбор текстов с
аккордами, рассказ об авторе, игра на инструменте, пение с сопровождением,
что не позволяет детям уставать. За счет такого переключения они успевают
отдохнуть, а занятие проходит продуктивно. Часть учебного плана отводится
на подготовку тематических музыкальных встреч, мероприятий, концертных
номеров, проектной деятельности.
Сравнительный анализ данной программы с другими программами и
методическими пособиями говорит о том, что многие программы для обучения
игре на шестиструнной гитаре предполагают обучение игре по нотам, с
ориентацией на исполнение классических пьес. Это требует настойчивости для
достижения профессиональной подготовки, а также длительного процесса
обучения. Большое количество нотного материала и трудности овладения
гитарой в этом жанре чаще настораживают и отпугивают подростков.
Для обучения формируются разные возрастные группы по 5-7 человек.
Объединение обучающихся на групповых занятиях делается для того, чтобы

они могли учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении
инструмента и исполнении песен, а также для работы в ансамбле.
Поэтому, для создания данной составительской программы были взяты
программы: «Гитарная песня» (автор - педагог дополнительного образования
Н. В. Борисенко, ЦДТ «Гармония» Ленинского района МО), образовательная
программа студии гитарной песни «Аккорд» (автор - педагог дополнительного
образования, Барсукова Н.С., МБУДОД «Центр дополнительного образования
детей»
п.
Тюльган
Оренбургской
области),
дополнительная
общеобразовательная программа «Основы вокала и игры на гитаре» (автор педагог дополнительного образования Волкова Е.В., Зеленоградский Дворец
творчества детей и молодѐжи, г. Москва).
Программа «Гитарная песня» предполагает обучение в более легком жанре песенном, с основной ориентацией на схемное построение аккордов, хотя и
предполагает изучение элементарных музыкальных терминов. Такой подход
позволяет добиться хороших результатов за минимальное время, сделать
обучение более массовым и доступным. Кроме того, программа строится по
принципу от простого к сложному, что позволяет уже на начальном этапе
обучения, добиться положительных результатов и, почти сразу, исполнять
песни и, даже, выступать. Преимуществом данной программы является и то,
что она ориентирована на слуховое восприятие материала, что способствует
развитию у обучающихся музыкального слуха, а также голоса.
Адресат программы. Обучающиеся 9 -18 лет. Единственное ограничение для
занятий возрастное, не раньше 9 лет, т. к. только к этому возрасту достаточно
подрастает кисть руки, и ребенок может без осложнений справиться с
заданиями на инструменте. Набор, обучающихся в объединение – свободный.
Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется.
В группе предполагается от 4 до 12 обучающихся
Режим занятий. Режим занятий в соответствии с требованиями СанПин
2.4.3648-20.
1 год обучения (стартовый уровень)
Часов в год - 70
Занятия 2 часа 1 раз в неделю
2 год обучения (базовый уровень)
Часов в год - 105
Занятия 3часа 1 раз в неделю
3 год обучения (базовый уровень)
Часов в год - 105
Занятия 3часа 1 раз в неделю
4 год обучения (творческая группа) продвинутый уровень
Часов в год - 70
Занятия 2 часа 1 раз в неделю
1.2.Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей, помощь в
самореализации ребенка посредством достижения им личного успеха в
освоении мира музыкальной культуры.
Одним из условий является осуществление нравственно-эстетического,
патриотического воспитания подростков средствами и возможностями
музыкального искусства, посредством занятий пением, игры на инструменте,
изучения музыкальной культуры своего народа, при котором развиваются у
подростков творческие способности, стремление к самосовершенствованию и
духовному обогащению,
Воспитательные задачи:
 Формировать гражданскую позицию, патриотизм
 Воспитывать активного участника в общественно - полезной деятельности
 Вырабатывать у детей социально - ценные навыки поведения и общения
 Воспитывать чувство товарищества, коллективизма
 Развивать трудолюбие, чувство личной ответственности
Нравственное развитие детей осуществляется в процессе обсуждения
нравственных коллизий содержания песен, романсов, воспитания критического
отношения к распространенным в подростковой среде негативным явлениям.
Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое
исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед
инвалидами, ветеранами войн, пенсионерами, а также во время фестивалей,
конкурсов, концертов на праздниках посѐлка, города и района.
Образовательные задачи:
• Способствовать овладению инструментом; для этого обучить ребенка
основным приемам и навыкам игры на шестиструнной гитаре.
• Способствовать освоению элементарных сведений (понятий) по теории
музыки, развивающих кругозор ребенка.
Развивающие задачи:
 Развивать слух, голос, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти;
 Вовлекать детей в мир хороших песен, способствовать освоению
информации по истории песенного творчества;
 Развивать аналитическое мышление, способности к оценочной деятельности
в процессе работы над репертуаром;
 Приобщать к историческим и искусствоведческим (музыковедческим)
знаниям; прививать литературный вкус в процессе ознакомления с поэзией,
являющейся основой песен.
Формы занятий: Формы занятий определяются:
1) количеством детей, участвующих в занятии
- коллективные (фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином
темпе и с общими задачами)
- групповые
- иногда индивидуальные

2) особенностями материала (например, если занятие теоретическое или
тематическое – приглашается вся группа одновременно, если ребѐнок
испытывает затруднения в практической работе – он занимается
индивидуально.
Одарѐнные дети при освоении материала повышенной трудности или
подготовке сольного номера, тоже занимаются индивидуально)
3) применяемыми средствами
4) по
особенностям
коммуникативного
взаимодействия педагога
и
обучающихся
используются:
рассказ, беседа, практикум, экскурсия,
мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;
5) по дидактической цели используются: вводное занятие, занятие по
углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и
обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные
формы занятий.
Кроме того форма занятий определяется в зависимости от деятельности
обучающихся:
- творческая работа
- самостоятельная работа и т.д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».