ОП Гримерка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР « Академия детства»
Протокол № 1 от 31.08.2023г.

Утверждено
Приказом Директора
МКУ ДО « Дворец творчества»
М.А. Ермаковой
№ от 219 от 01.09.2023г.

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ГРИМЕРКА»
Возраст обучающихся: 11-17
Срок реализации: 1 год

Программу составил и реализует
педагог ДО Герасимова Ю.Ф.

Талица
2023

1

Содержание
Пояснительная записка

2

Цель и задачи программы

8

Учебный (тематический) план программы «Гримерка», 1 год обучения

10

Содержание программы первого года обучения

14

Планируемые результаты реализации программы

29

Методическое обеспечение программы

31

Материально-техническое обеспечение

32

Формы аттестации

33

Оценочные материалы

35

Список литературы используемой при составлении программы

37

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «Гримерка» художественной

направленности составлена,

опираясь на нормативные документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказ
Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Одно из основных направлений современной школы и системы
дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего
учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм,
методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и
задачами.
Направленность программы
Направленность программы – художественная. Программа объединяет в
себе основы парикмахерского искусства, маникюра и макияжа.
Парикмахерское искусство, являясь одним из видов художественноприкладного творчества, более других связано с человеком, даже неотделимо
от него. Прическа и макияж – один из элементов мировой и национальной
культуры. В ней, как в капле воды, отражен огромный мир: исторические
события, опыт народов, темперамент и образ жизни, культурные особенности,
художественные направления и стили, изменения моды.
В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в
данной области творчества. Изучение истории развития парикмахерского
искусства, основ макияжа и маникюра в России помогает глубже понять и
почувствовать свое место и значение в ряду других народов, свои
национальные особенности, преемственность национальных традиций. Будучи
частью

мировой

культуры,

прическа,

макияж

и

маникюр

являются

существенной характеристикой личности. Глядя на прическу и макияж,
особенно в сочетании с костюмом, можно судить о вкусе человека, творческих
способностях, часто о профессии, образе жизни, аккуратности, темпераменте.
3

Новизна программы
Новизна программы определяется тем, что формируемые в ней знания и
умения учитывают современные достижения науки и техники, использование
новых материалов и косметических средств по уходу, новых модных
направлений дизайна. Получение видимого результата «здесь» и «сейчас»,
продуктивное общение со сверстниками, возможность применить полученный
опыт в повседневной жизни, а также при выборе будущей профессии. Новизна
образовательной программы также

заключается в создании условий для

социально - значимой, практико - ориентированной деятельности обучающихся
и развития личности через творческое самовыражение.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована на
запросы обучающихся старшего и среднего школьного возраста, родителей
(лиц, их заменяющих), окружающего социума. Она направлена не только на
освоение определенных профессиональных навыков, но и на освоение основ
коммуникативной культуры, определенных знаний и сведений о физиологии
человека, формирование эстетического вкуса. Изучение курса помогает
обучающимся приобрести практические навыки, воспитать коммуникативные
умения и умения самовыражения в творчестве, помогает установить
гармоничные отношения с обществом, развить вкус, сориентироваться в
выборе профессии.
Программа ориентирована на запросы детей, родителей, социума.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в практической
важности взаимосвязи и реализации принципов обучения, воспитания и
развития, создания условий для социального, физического,
совершенствования

и

профессионального

самоопределения,

культурного
творческой

самореализации личности учащегося.
Отличительные особенности
В содержание программы включены три вида творческой деятельности
(парикмахерское искусство, маникюр, макияж), комплексное изучение которых
4

поможет учащимся в создании собственного стиля от самого элементарного:
ухода за кожей лица, рук до изучения видов макияжа, маникюра, прически.
Данная образовательная программа позволяет дополнять и расширять
представления детей о красоте и здоровье с позиции здоровьесбережения.
Отличительной особенностью программы является:
- актуальность;
- духовность;
- добровольность;
- востребованность;
- комплексность;
- вариативность;
- непрерывность;
- опора на положительное в личности;
- профориентационная направленность.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучение детей 11-17 лет. Состав группы 6-12
человек
Уровни освоения программы
Программа «Гримерка» относится к программам стартового уровня,
развивает широту интересов обучающегося. Программа направлена на то,
чтобы помочь подростку увидеть в себе и принять индивидуальные
особенности внешности, научить его подчеркивать свои достоинства. Обучить
подростков основным приемам правильного ухода за своей внешностью,
помочь учащимся сориентироваться в огромном количестве имеющихся сейчас
в продаже парфюмерно-косметических препаратов, понять, какое средство
необходимо для определенного типа волос, кожи и ногтей, а какое
противопоказано; разобраться в основных техниках, понять специфику
профессий сферы красоты.
Режим занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 3 академических часа.

5

Продолжительность занятия 40 минут в соответствии с требованиями
СанПин
Формы и методы организации занятий
Все занятия по программе построены с учетом основных принципов
педагогики:
1. От постановки задачи до достижения результата.
2. Вовлечение в творческий процесс всех обучающихся.
3. Смена типа и ритма работы.
4. От простого к сложному.
5. Индивидуальный поход к каждому учащемуся.
Основными формами организации образовательного процесса являются
коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий: конкурс, круглый стол, аукцион, мастеркласс, викторина, «мозговой штурм», наблюдение, студия, творческая встреча,
открытое занятие, творческая мастерская, творческий отчет, дискуссия,
тренинг, занятие-игра, праздник, защита проектов, игра сюжетно-ролевая,
представление, игра-путешествие, презентация, экскурсия, консультация,
репетиция, ярмарка и другое.
Возможны также такие формы проведения занятий, как: викторина,
встреча с интересными людьми, защита проекта, круглый стол, деловая игра,
конкурс, презентация, тренинг, социальная практика и так далее.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая,
индивидуальная, работа в парах.
Программой предусмотрены межпредметные связи с образовательными
областями: историей, рисованием, черчением и другими.
Большое
рациональной

внимание
организации

уделяется

здоровьесберегающим

учебного

процесса

(с

учѐтом

технологиям:
возрастных,

индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствию
учебной и физической нагрузки возрастным возможностям обучающихся. В
процессе освоения программного материала большое внимание уделяется

6

требованиям

соблюдения

правил

безопасности

труда

при

работе

с

инструментами и косметическими препаратами.
Обучение

по

программе

создаѐт

благоприятные

условия

для

интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития
познавательной активности, творческой самореализации, профессионального
самоопределения обучающихся, способствует развитию интереса к мировой
культуре, даѐт детям ясные представления о системе взаимодействия искусства
с жизнью.
Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с
перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы и
предусматривают теоретические и практические виды деятельности.
Занятия проводятся с полным составом группы, при этом

по мере

приобретения опыта занимающимися делается больший упор на групповые
формы работы.
В процессе обучения используются следующие методы:
Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и
познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной
атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование
занимательных примеров.
Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками.
Деятельность
получаемой

обучающихся
информации,

заключается
выполнении

в

восприятии

записей,

работе

и
с

осмыслении
наглядным

материалом.
Наглядный - демонстрация наглядных пособий.
Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
Данный метод является основным.
В рамках программы предусматриваются аудиторные и внеаудиторные
(самостоятельные, экскурсионные, социальные практики с выходом к
партнерам) занятия.

7

Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим,
практическим, диагностическим, контрольным, тренировочным, вводным,
итоговым и другими.
Цель и задачи программы
Цель

программы:

содействие

профессиональному

и

творческому

определению подростков на основе обучения традиционным приемам
парикмахерского искусства, маникюра, макияжа и креативным направлениям
современной моды.
Задачи программы:
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение
следующих задач:
Образовательные:
- формировать элементарные знания по парикмахерскому делу,
маникюру и макияжу;
- способствовать овладению практическими умениями и навыками в
восприятии, анализе и оценке произведений парикмахерского искусства,
маникюра и макияжа;
- способствовать овладению

трудовыми и технологическими

знаниями и умениями;
- способствовать формированию у обучающихся комплекса знаний,
умений

и

навыков,

профессиональные

позволяющих

образовательные

в

дальнейшем

программы

осваивать

парикмахерского

искусства, ногтевого сервиса, сферы красоты;
Развивающие:
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах;
- развивать
способности,

творческие,
необходимые

коммуникативные
для

последующего

образования и трудовой деятельности;

8

и

организационные
профессионального

-

развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
Воспитательные.
 воспитывать личностные качества, способствующие приобретению
навыков творческой деятельности;
- способствовать

формированию

эстетических

потребностей,

ценностей и чувств;
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор
пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного
характера о видах парикмахерской деятельности. Теоретический материал
сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказаинформации или беседы.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во
время занятий соответствует силам и возможностям обучающихся, обеспечивая
их занятость в течение занятий.
В работе с обучающимися большое значение имеет наглядность, поэтому
каждое занятие сопровождается показом образцов, а также раздачей
индивидуальных комплектов дидактического материала. При знакомстве с
теоретическим материалом используются видеоматериалы, иллюстрации,
пособия.

9

Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения дети будут:
- иметь общие представления об истории парикмахерского искусства,
маникюра и макияжа;
- знать основы парикмахерского искусства, искусства «Визаж»;
- владеть основными приемами;
- знать пропорции лица, особенности строения головы, волоса,
ногтевой пластины;
- уметь с помощью прически скорректировать внешность, с помощью
материалов скорректировать форму ногтевой пластины;
- знать теорию массажа головы и уметь его выполнять;
- знать правила по технике безопасности, санитарии, гигиене,
материаловедению;
- владеть техникой укладки прически;
- уметь общаться с ―клиентом‖, друг с другом, педагогом в
соответствии с нормами поведения в обществе, правилами этикета;
- знать теорию и технологию окраски волос;
- уметь самостоятельно моделировать прическу, выбирать дизайн;
- проявлять устойчивый интерес к творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
По завершению обучения, обучающиеся будут уметь:
Регулятивные
- проявлять инициативность, самостоятельность в учебном
сотрудничестве, устойчивое желание участвовать в общей творческой
деятельности;
- планировать работу, систематизировать материалы, вносить
необходимые коррективы после ее завершения.
Коммуникативные
- навыки позитивного и коммуникативного общения в коллективной
творческой деятельности (формулировать собственное мнение и позицию,
договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой,
10

творческой деятельности).
Познавательные
- проявлять
способности

художественно-эстетический
(умение

нестандартно

вкус

мыслить,

и

творческие

фантазировать,

импровизировать) обучающихся;
- уметь осуществлять поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета.
Предметные результаты
По завершению обучения обучающиеся будут знать:
- историю возникновения искусства визажа, маникюра, прически;
- правила безопасности труда при работе с инструментами и
косметическими средствами;
-

алгоритм проведения визажа, маникюра, укладки, стрижки и

окрашивания;
- терминологию по предмету.
будут уметь:
- наносить различные виды макияжа разной цветовой гаммы;
- выполнять различные виды маникюра.
- выполнять различные виды стрижки и окрашивания;
- выполнять алгоритм действий с декоративными материалами;
- владеть инструментами по всем видам деятельности.
будут обладать навыками:
- последовательного выполнения маникюра, визажа, стрижки и
укладки;
- работы

с

различными

материалами

по

маникюру,

визажу,

парикмахерскому искусству;
- свободного владения инструментами по всем видам деятельности.
Личностные результаты:
- содействовать жизненному и профессиональному самоопределению
и самореализации обучающегося;

11

- сформировать мотивацию к дальнейшему обучению по данной
профессии;
- желание выполнять учебные действия, использовать фантазию,
воображение при выполнении учебных действий;
- формирование у учащихся личностных качеств, способствующих
приобретению

навыков

творческой

деятельности,

умению

давать

объективную оценку своему труду;
- формирование общественной активности, реализация в социуме.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».