МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР « Академия детства» Протокол № 1 от 31.08.2023г. Утверждено Приказом Директора МКУ ДО « Дворец творчества» М.А. Ермаковой № от 219 от 01.09.2023г. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ГРИМЕРКА» Возраст обучающихся: 11-17 Срок реализации: 1 год Программу составил и реализует педагог ДО Герасимова Ю.Ф. Талица 2023 1 Содержание Пояснительная записка 2 Цель и задачи программы 8 Учебный (тематический) план программы «Гримерка», 1 год обучения 10 Содержание программы первого года обучения 14 Планируемые результаты реализации программы 29 Методическое обеспечение программы 31 Материально-техническое обеспечение 32 Формы аттестации 33 Оценочные материалы 35 Список литературы используемой при составлении программы 37 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа «Гримерка» художественной направленности составлена, опираясь на нормативные документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Одно из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами. Направленность программы Направленность программы – художественная. Программа объединяет в себе основы парикмахерского искусства, маникюра и макияжа. Парикмахерское искусство, являясь одним из видов художественноприкладного творчества, более других связано с человеком, даже неотделимо от него. Прическа и макияж – один из элементов мировой и национальной культуры. В ней, как в капле воды, отражен огромный мир: исторические события, опыт народов, темперамент и образ жизни, культурные особенности, художественные направления и стили, изменения моды. В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в данной области творчества. Изучение истории развития парикмахерского искусства, основ макияжа и маникюра в России помогает глубже понять и почувствовать свое место и значение в ряду других народов, свои национальные особенности, преемственность национальных традиций. Будучи частью мировой культуры, прическа, макияж и маникюр являются существенной характеристикой личности. Глядя на прическу и макияж, особенно в сочетании с костюмом, можно судить о вкусе человека, творческих способностях, часто о профессии, образе жизни, аккуратности, темпераменте. 3 Новизна программы Новизна программы определяется тем, что формируемые в ней знания и умения учитывают современные достижения науки и техники, использование новых материалов и косметических средств по уходу, новых модных направлений дизайна. Получение видимого результата «здесь» и «сейчас», продуктивное общение со сверстниками, возможность применить полученный опыт в повседневной жизни, а также при выборе будущей профессии. Новизна образовательной программы также заключается в создании условий для социально - значимой, практико - ориентированной деятельности обучающихся и развития личности через творческое самовыражение. Актуальность программы Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована на запросы обучающихся старшего и среднего школьного возраста, родителей (лиц, их заменяющих), окружающего социума. Она направлена не только на освоение определенных профессиональных навыков, но и на освоение основ коммуникативной культуры, определенных знаний и сведений о физиологии человека, формирование эстетического вкуса. Изучение курса помогает обучающимся приобрести практические навыки, воспитать коммуникативные умения и умения самовыражения в творчестве, помогает установить гармоничные отношения с обществом, развить вкус, сориентироваться в выборе профессии. Программа ориентирована на запросы детей, родителей, социума. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы заключается в практической важности взаимосвязи и реализации принципов обучения, воспитания и развития, создания условий для социального, физического, совершенствования и профессионального самоопределения, культурного творческой самореализации личности учащегося. Отличительные особенности В содержание программы включены три вида творческой деятельности (парикмахерское искусство, маникюр, макияж), комплексное изучение которых 4 поможет учащимся в создании собственного стиля от самого элементарного: ухода за кожей лица, рук до изучения видов макияжа, маникюра, прически. Данная образовательная программа позволяет дополнять и расширять представления детей о красоте и здоровье с позиции здоровьесбережения. Отличительной особенностью программы является: - актуальность; - духовность; - добровольность; - востребованность; - комплексность; - вариативность; - непрерывность; - опора на положительное в личности; - профориентационная направленность. Адресат программы Программа рассчитана на обучение детей 11-17 лет. Состав группы 6-12 человек Уровни освоения программы Программа «Гримерка» относится к программам стартового уровня, развивает широту интересов обучающегося. Программа направлена на то, чтобы помочь подростку увидеть в себе и принять индивидуальные особенности внешности, научить его подчеркивать свои достоинства. Обучить подростков основным приемам правильного ухода за своей внешностью, помочь учащимся сориентироваться в огромном количестве имеющихся сейчас в продаже парфюмерно-косметических препаратов, понять, какое средство необходимо для определенного типа волос, кожи и ногтей, а какое противопоказано; разобраться в основных техниках, понять специфику профессий сферы красоты. Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 3 академических часа. 5 Продолжительность занятия 40 минут в соответствии с требованиями СанПин Формы и методы организации занятий Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики: 1. От постановки задачи до достижения результата. 2. Вовлечение в творческий процесс всех обучающихся. 3. Смена типа и ритма работы. 4. От простого к сложному. 5. Индивидуальный поход к каждому учащемуся. Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая. Формы проведения занятий: конкурс, круглый стол, аукцион, мастеркласс, викторина, «мозговой штурм», наблюдение, студия, творческая встреча, открытое занятие, творческая мастерская, творческий отчет, дискуссия, тренинг, занятие-игра, праздник, защита проектов, игра сюжетно-ролевая, представление, игра-путешествие, презентация, экскурсия, консультация, репетиция, ярмарка и другое. Возможны также такие формы проведения занятий, как: викторина, встреча с интересными людьми, защита проекта, круглый стол, деловая игра, конкурс, презентация, тренинг, социальная практика и так далее. Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, индивидуальная, работа в парах. Программой предусмотрены межпредметные связи с образовательными областями: историей, рисованием, черчением и другими. Большое рациональной внимание организации уделяется здоровьесберегающим учебного процесса (с учѐтом технологиям: возрастных, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствию учебной и физической нагрузки возрастным возможностям обучающихся. В процессе освоения программного материала большое внимание уделяется 6 требованиям соблюдения правил безопасности труда при работе с инструментами и косметическими препаратами. Обучение по программе создаѐт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности, творческой самореализации, профессионального самоопределения обучающихся, способствует развитию интереса к мировой культуре, даѐт детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретические и практические виды деятельности. Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта занимающимися делается больший упор на групповые формы работы. В процессе обучения используются следующие методы: Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров. Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность получаемой обучающихся информации, заключается выполнении в восприятии записей, работе и с осмыслении наглядным материалом. Наглядный - демонстрация наглядных пособий. Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным. В рамках программы предусматриваются аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные, экскурсионные, социальные практики с выходом к партнерам) занятия. 7 Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, контрольным, тренировочным, вводным, итоговым и другими. Цель и задачи программы Цель программы: содействие профессиональному и творческому определению подростков на основе обучения традиционным приемам парикмахерского искусства, маникюра, макияжа и креативным направлениям современной моды. Задачи программы: Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач: Образовательные: - формировать элементарные знания по парикмахерскому делу, маникюру и макияжу; - способствовать овладению практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений парикмахерского искусства, маникюра и макияжа; - способствовать овладению трудовыми и технологическими знаниями и умениями; - способствовать формированию у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, профессиональные позволяющих образовательные в дальнейшем программы осваивать парикмахерского искусства, ногтевого сервиса, сферы красоты; Развивающие: - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах; - развивать способности, творческие, необходимые коммуникативные для последующего образования и трудовой деятельности; 8 и организационные профессионального - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Воспитательные. воспитывать личностные качества, способствующие приобретению навыков творческой деятельности; - способствовать формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств; Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах парикмахерской деятельности. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказаинформации или беседы. Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям обучающихся, обеспечивая их занятость в течение занятий. В работе с обучающимися большое значение имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов, а также раздачей индивидуальных комплектов дидактического материала. При знакомстве с теоретическим материалом используются видеоматериалы, иллюстрации, пособия. 9 Планируемые результаты освоения программы К концу обучения дети будут: - иметь общие представления об истории парикмахерского искусства, маникюра и макияжа; - знать основы парикмахерского искусства, искусства «Визаж»; - владеть основными приемами; - знать пропорции лица, особенности строения головы, волоса, ногтевой пластины; - уметь с помощью прически скорректировать внешность, с помощью материалов скорректировать форму ногтевой пластины; - знать теорию массажа головы и уметь его выполнять; - знать правила по технике безопасности, санитарии, гигиене, материаловедению; - владеть техникой укладки прически; - уметь общаться с ―клиентом‖, друг с другом, педагогом в соответствии с нормами поведения в обществе, правилами этикета; - знать теорию и технологию окраски волос; - уметь самостоятельно моделировать прическу, выбирать дизайн; - проявлять устойчивый интерес к творческой деятельности. Метапредметные результаты. По завершению обучения, обучающиеся будут уметь: Регулятивные - проявлять инициативность, самостоятельность в учебном сотрудничестве, устойчивое желание участвовать в общей творческой деятельности; - планировать работу, систематизировать материалы, вносить необходимые коррективы после ее завершения. Коммуникативные - навыки позитивного и коммуникативного общения в коллективной творческой деятельности (формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, 10 творческой деятельности). Познавательные - проявлять способности художественно-эстетический (умение нестандартно вкус мыслить, и творческие фантазировать, импровизировать) обучающихся; - уметь осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Предметные результаты По завершению обучения обучающиеся будут знать: - историю возникновения искусства визажа, маникюра, прически; - правила безопасности труда при работе с инструментами и косметическими средствами; - алгоритм проведения визажа, маникюра, укладки, стрижки и окрашивания; - терминологию по предмету. будут уметь: - наносить различные виды макияжа разной цветовой гаммы; - выполнять различные виды маникюра. - выполнять различные виды стрижки и окрашивания; - выполнять алгоритм действий с декоративными материалами; - владеть инструментами по всем видам деятельности. будут обладать навыками: - последовательного выполнения маникюра, визажа, стрижки и укладки; - работы с различными материалами по маникюру, визажу, парикмахерскому искусству; - свободного владения инструментами по всем видам деятельности. Личностные результаты: - содействовать жизненному и профессиональному самоопределению и самореализации обучающегося; 11 - сформировать мотивацию к дальнейшему обучению по данной профессии; - желание выполнять учебные действия, использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий; - формирование у учащихся личностных качеств, способствующих приобретению навыков творческой деятельности, умению давать объективную оценку своему труду; - формирование общественной активности, реализация в социуме. 12