МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 1 от 31.08.2022г Утверждено Приказом и.о.Директора МКУДО «Дворец творчества» О.О. Смолина № 217 31.08.2022 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный городок» Возраст обучающихся: 11- 17 лет Срок реализации: 3 года . Программу составил и реализует педагог ДО Белоносова Е.В. Талица 2022 Содержание Пояснительная записка Цель и задачи программы Учебный (тематический) план программы «Театральный городок», 1 год обучения Содержание программы первого года обучения Планируемые результаты 1 года обучения Учебный (тематический) план программы «Театральный городок», 2 год обучения Содержание программы второго года обучения Планируемые результаты 2 года обучения Учебный (тематический) план программы «Театральный городок», 3 год обучения Содержание программы третьего года обучения Планируемые результаты 3 года обучения Планируемые результаты реализации программы Методическое обеспечение программы Материально-техническое обеспечение Формы аттестации Оценочные материалы Список литературы используемой при составлении программы 3 5 7 8 11 12 14 17 18 20 23 23 28 29 29 30 33 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа «Театральный городок» художественной направленности составлена, опираясь на нормативные документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Одним из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами. Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом. Направленность программы Образовательная программа «Театральный городок» - художественной направленности. Ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Предмет изучения основы театрального искусства, азы актерского исполнительского мастерства. Новизна программы Новизна образовательной программы «Театральный городок» состоит в системном и комплексном подходе к театральному образованию обучающихся через использование методов театральной педагогики и инновационных образовательных технологий: применением игровых технологий, новых информационных технологий. Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою разделов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем». Актуальность программы Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный городок» состоит в том, что обучение детей театральному искусству, является одним из средств воспитания школьника через слово, движения, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, человека любящего свое Отечество. С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности, воспитания общественного сознания. В настоящее время занятия театральным творчеством учащихся не потеряли своей актуальности. Гармоничное развитие личности тесно связано с реализацией творческих возможностей. Педагогическая целесообразность Образовательная программа «Театральный городок» педагогически целесообразна, т.к. направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом обучающемся, на выражение его личного «Я» и помогает решить следующие проблемы: 1) Занятия в детском театральном коллективе способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, которые не всегда удается рассмотреть на уроке в школе. 2) Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья. 3) Знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор школьников, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры, формирует эстетический вкус. Занятия театральным творчеством приобщают обучающихся к литературе, музыке, изобразительному искусству. 4) Привлечение детей к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания обучающихся «на улице». 5) Театр помогает социальной и психологической адаптации обучающихся, их личностному росту. Отличительные особенности Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она даѐт возможность каждому обучающемуся с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного элементы костюма, музыкальное сопровождение. Адресат программы Программа рассчитана на обучение детей 11-17 лет. Состав группы 6-12 человек Уровни освоения программы. 1 –ый год обучения -Стартовый уровень ,предполагает первоначальное знакомство с понятиями «Театр», сценическое искусство, формирует интерес к данным видам деятельности, приобретение первоначального опыта деятельности в области театрального искусства. 2 год обучения - Базовый уровень, предполагает освоение умений и навыков по предмету. 3 год обучения - Продвинутый уровень, предполагает формирование подготовленности и творческого самовыражения обучающихся, проявляющих особые способности. Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 3 академических часа 2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 академических часа 3 год обучения – 2 раза в неделю по 3 академических часа Режим занятий в соответствии с требованиями СанПин 2.4.3648-20 Формы и методы организации занятий Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства: 1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата. 2. Вовлечение в творческий процесс всех обучающихся. 3. Смена типа и ритма работы. 4. От простого к сложному. 5. Индивидуальный поход к каждому учащемуся. Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая. Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, дистанционное обучение, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия, проектная деятельность. В процессе обучения используются следующие методы: Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров. Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом. Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр спектаклей, презентаций, видеофильмов и т.д. Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным. Цель и задачи программы Цель программы: развитие творческих средствами театрального искусства. способностей обучающихся Задачи программы: Образовательные: Познакомить с историей театрального искусства. Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности. Воспитательные: Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству. Воспитать эстетический вкус. Сформировать у учащихся нравственные качества личности. Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе. Развивающие: Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление. Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику. Развить творческие и организаторские способности. Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления. Планируемые результаты обучения по программе. Ожидаемый результат: Сформированы знания основных театральных терминов, сформирован стойкий интерес к театральному искусству. Владение начальными навыками актерского мастерства. Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Устойчивая мотивация к обучению. Предметные: Знать жанры театрального искусства, театральные профессии. Знать этику поведения в театре и в обществе. Метапредметные: Управлять своим дыханием и голосом. Использовать полученные навыки в работе над образом в сценической постановке. Свободно общаться с партнером на сцене. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Личностные: будут развиты Внимание, воображение, память, образное мышление, эмоциональность. Художественный вкус. Речевые характеристики голоса. Познавательные интересы.