Общеразвивающая программа Город мастеров

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 1 от 30.08.2024г

Утверждено
Приказом и.о. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А.Ермаковой
№ 234 от 02.09.2024 г

Дополнительная
общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Город мастеров»
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель
педагог ДО Новикова Е.В.

Талица 2024г.

Пояснительная записка
В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству.
Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство,
приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных
в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и
трудового воспитания.
Программа «Город мастеров» разработана в соответствии со
следующими нормативно - правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Программа «Город мастеров» относится к программам художественной
направленности, тип программы – модифицированная.
Ориентация дополнительного образования в области декоративно –
прикладного искусства направлена на развитие творческого потенциала
ребенка и выдвигает особые требования к художественному образованию:
воспитать человека вариативного мышления, владеющего визуальной
культурой, то есть воспринимающего опыт художественно-пластического
преобразования действительности, в основе которого лежит творческое
отношение к ее явлениям.
Программа дополнительного образования «Город мастеров» предполагает,
что обучающиеся должны овладеть в совершенстве многими технологиями
(точечное, линейное, комбинированный) и уметь предвидеть конечный
результат своей деятельности, находя при этом уникальные оптимальные
решения. Ученик тогда ощущает завершенность обучения, когда своими
руками изготовит макет или модель. Для этого требуется усидчивость,
смекалка, внимание, умение работать с инструментами и материалами.
Разнообразие видов деятельности способствует развитию творческих
способностей обучающихся. Программа предусматривает свободу выбора
решения и самостоятельности каждому обучающемуся, содержит
теоретический материал и достаточный перечень практических работ, чтобы
каждый обучающий имел возможность свободно выбрать конкретные
объекты работы, наиболее для него интересные. Воспитанники могут
изготавливать
модель,
не
предусмотренную
программой,
но
соответствующую той или иной теме.

Программа позволяет в процессе деятельности вносить изменения: сокращать
материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить
новые. Это связано со многими объективными причинами: наличие или
отсутствие древесных материалов, состояние материально-технической базы
мастерской, практическая подготовленность обучающихся. Выбор тем,
корректировка программы оправдываются повышенным интересом ребят к
определенной теме. Уровень заданий развивает любознательность,
настойчивость - качества творческой личности. Чтобы занятия проходили
интересней, используются разные игровые методики.
Актуальность программы заключается в том, что, обучаясь искусству
выжигания, работа с берестой дети не только получают некоторые знания по
способам оформления изделий, передачи объёмов предметов, наложения
светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость
окружающего. Этому способствует не только выбор рисунка или составление
композиции, но и подбор древесных материалов соответствующего цвета и
текстуры. Особенности данного вида деятельности заключаются в его
пограничном состоянии между техническим и художественным
направлениями. С одной стороны, Обучающие работают с приборами для
выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны,
результатом работы с выжигателем становится художественное произведение
детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся
как с техническими, так и с художественными наклонностями.
Актуальность такого подхода к образовательно-воспитательному процессу это личность – открытая к новизне, способная к самореализации и
самоорганизации.
Для успешной реализации образовательной программы на занятиях
первоначальную роль играют:
– правильный подбор творческих задач;
– освоение воспитанниками технологии творчества;
– материализация полученного решения (изготовление моделей, макетов,
различных образцов изделий).
Новизна программы проявляется в обосновании относительной
изолированности пирографии (выжигание по дереву.) от смежных видов
декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в данную программу
включены два блока для изучения –это пирография (выжигание) т работа с
берестой.
Особенностью программы является интегрированное изучение декоративноприкладного
искусства,
обеспечивающее
развитие
эмоциональноэстетического отношения к национальной культуре.

Изучая декоративно-прикладное искусство, обучающиеся учатся соединять
знания и умения техники выполнения декоративно-прикладных изделий
росписи по дереву, пластику, с художественной фантазией, присущей
детскому воображению, создают не только красивые, но и полезные изделия.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в воспитании
активной, нравственной, творческой личности, изучающей духовное наследие
предыдущих поколений.
Целью данной программы является духовное и нравственное развитие
личности каждого обучающегося, их приобщение к традициям декоративноприкладного творчества и раскрытие творческого потенциала посредством
освоения техники выжигания по дереву и работ с берестой.
Исходя из поставленной цели, определены пути её достижения через решение
следующих задач:
Образовательные:
- знакомить обучающихся с народными промыслами, использующими
древесину, бересту с их современным состоянием;
- научить соблюдать правила техники безопасности при работе с
техническими средствами и инструментами.
Развивающие:
- развивать эстетический и художественный вкус, умение видеть прекрасное;
- расширять кругозор обучающихся, развивать творческое воображение,
активность, интерес к предмету;
Воспитывающие:
- воспитать чувства принадлежности к социуму, формировать общественные
ценности;
- воспитать культуру чувств: бережное отношение к человеку, природе,
общества .
Поставленные задачи решаются средствами организации учебного процесса
по художественной обработке материалов, которая требует серьезных знаний
и умений в обращении с инструментами и оборудованием. Одновременно с
этим решается задача по соединению трудовой подготовки с эстетическим
воспитанием, без которой невозможно добиться высокой культуры труда.
Для решения задач эстетического и трудового воспитания осуществляются
разнообразные педагогические средства. Среди них декоративно-прикладное
искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти
вопросы в органическом единстве, комплексно. Ручной творческий труд,
составляющий основу деятельности народных художественных промыслов это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все
стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом

способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать
и учить других.
Образовательный процесс.
Поставленная цель и задачи реализуются через работу с детьми по
следующим направлениям: рисунок и выжигание по дереву, работа с берестой.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся более
ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Дети овладевают практическими знаниями и умениями выжигания по дереву,
работы
с
берестой,
самостоятельно
изготавливают
несложные
художественные изделия и по окончании обучения выполняют и защищают
творческий проект и предоставляют работы на итоговую выставку.
Форма организации процесса обучения:
Организация образовательного процесса предполагает создание для
обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний
мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс
методов, форм и средств образовательного процесса. Исходя из
психофизических особенностей детей младшего и среднего возраста, были
отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам
развивающей педагогики.
Адресат и объем программы, режим занятий. Зачисление в детское
объединение происходит по заявлению родителей (законных представителей)
обучающихся. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие
какой-либо специальной подготовки не требуется.
1 учебный год – возраст 9-14 лет, 1 раз в неделю по 3 академических часа
(согласно санитарных требований к возрасту детей младшего и среднего
школьного возраста) – что составляет 105 часов в год.
Продолжительность учебного часа -40 мин., перерыв –10 мин.
Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом
возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений
учащихся. Количество обучающихся – 9–11 человек. Непосредственно само
занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для
работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально
компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете
знания. Процесс обучения состоит по принципу «от простого к сложному».
Каждая группа состоит в основном из девочек и мальчиков разного возраста,
поэтому занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества.
Методы обучения:

1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
3. Практические: практические занятия;
4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
5. Эвристический: продумывание будущей работы.
Планируемые результаты первого года обучения
Личностные результаты учащихся:
- мотивация детей к творчеству, познанию, труду;
- сформировано уважительное и доброжелательное отношения к другому
человеку;
-сформирована
коммуникативная
компетентность
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности;воспитание нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине,
уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
- сформированы нравственные и эстетические ценности, которые порождены
ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека;
- понимание своей причастности к вечному циклическому движению природы
и бережно относится к ней;
- понимание значимости и возможности коллектива и своей ответственности
перед ним.
Метапредметные результаты учащихся:
- сформированы навыки работы с информацией (извлекать информацию из
различных источников, анализировать, систематизировать, представлять
различными способами);
- научились излагать свое мнение и обосновывать свою точку зрения,
готовность слушать собеседника и вести диалог;
- развита компетентность в области использования ИКТ.
Предметные результаты учащихся:
-технологиях выжигания;
-особенностях работы с выжигательным прибором, клеящим пистолетом о
свойствах и разнообразии материалов, используемых в работе;
- выразительности в декоративной композиции (линия, штрих, точка, контраст
света и тени и тому подобное).
- оценивать идеалы красоты и добра, заключенные в образе традиционного
дома и семьи, в круге событий человеческой жизни;
- находить и видеть необычные материалы для выжигания в окружающей
среде;

- самостоятельно подбирать материал для работы, технику выполнения,
составлять зарисовки эскизов, узоров;
- проводить окончательную обработку изделия и оформлять в рамку;
- самостоятельно применять и развивать профессиональные навыки в области
искусства выжигание по дереву;
-выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
- видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
-планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- работать по инструкции взрослого;
- удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка,
лупа, игла, роликовый нож, подложка, пинцет, ножницы разного назначения,
сантиметр и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
- умение работать с информацией и применение их в практической
деятельности;
- умение демонстрировать свою работу и защищать её.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».