Общеразвивающая программа Креативный крючок

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 1 от 30.08.2024г

Утверждено
Приказом и.о. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А.Ермаковой
№ 234 от 02.09.2024 г

Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Креативный крючок»
Возраст обучающихся: 9-14лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель
педагог ДО Беспоместных Е.Е.

Талица

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка …………………………………………..….…3
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………..…..6
1.3 Учебный (тематический) план 1год обучения………………………..7
1.4 Содержание учебного (тематического) плана 1год обучения…….…11
1.5 Планируемые результаты 1 год обучения………………………….....13
1.6 Учебный (тематический) план 2 год обучения……………...............14
1.7 Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения…….16
1.8
1.9
1.10
1.10

Планируемые результаты 2 год обучения…………………………….17
Учебный (тематический) план 3 год обучения ………………………19
Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения ……...21
Планируемые результаты 3 год обучения ……………………………22

2.

Организационно – педагогические условия реализации
программы
Календарный учебный график…………………………………………24
Условия реализации программы……………………………………….24
Формы подведения итогов реализации программы…………………..24
Оценочные материалы………………………………………………….30
Нормативно – правовые основания разработки программы…………37
Список литературы……………………………………………………...38
Сведение об авторе……………………………………………………...40
Аннотация………………………………………………………………..41

2.1
2.2
2.3
2.4

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Креативный крючок»
является программой художественной направленности. Программа
составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами
проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ, а также с использованием следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Дополнительное образование детей - уникальная сфера образования,
которая объединяет воспитание, обучение и развитие подрастающего
поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования
детей в современных социальных условиях является оказание помощи
обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного
потенциала; развитии их творческих способностей. Наиболее полно данные
задачи реализуются в декоративно - прикладном творчестве. С раннего детства
дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и
неповторимость рукотворных работ. Занятия декоративно - прикладным
творчеством способствуют совершенствованию трудовых навыков у детей и
подростков, развитию эстетического вкуса, творческой активности, уважения
к труду, трудолюбия и усидчивости.
Вязание крючком известно издавна. Пройдя через века, оно дошло до
наших дней, получило развитие и встало в ряд любимых занятий рукодельниц.
Клубок ниток и небольшой инструмент - крючок таят в себе неограниченные
возможности. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной
жизни вещей можно изготовить, умея вязать крючком. Научиться вязать
крючком несложно. Благодаря несложному оборудованию, детские
творческие объединения вязания крючком организуются в Домах детского
творчества, где дети знакомятся с лучшими традициями народного творчества.
На занятиях дети получают дополнительные сведения о технологии
текстильного производства, о происхождении и свойствах различного вида
волокон, производстве пряжи и ниток. Подбор ниток, выбор узора и фасона,
создание самого изделия - занятие увлекательное. Оно способствует не только
привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но
и ориентирует учащихся на профессии, связанные с народными промыслами,
развитию которых в настоящее время уделяется большое внимание. В
процессе обучения, учащиеся приобретают и совершенствуют навыки в
конструировании и моделировании изделий. В объединении учащиеся
знакомятся с историей художественного вязания, орнаментальным

искусством, с модой, как способом образного и стилевого выражения
художественного восприятия и отражения законов красоты в одежде.
Актуальность программы. Сейчас многие задаются вопросом о том,
стоит ли обучаться вязанию крючком, ведь в магазинах можно отыскать
любой товар: и салфетки, и свитера, и шарфы, связанные крючком. Однако
искусство такого вязания не осталось в прошлом. В современном мире самый
престижный тренд – уникальность и непохожесть на других. Поэтому понастоящему неподражаемой может быть только вещь, сделанная в единичном
экземпляре. Конечно, можно заказать необходимое изделие, тому, кто уже
обладает этими способностями, но стоить это будет дорого. Кроме того,
издавна считается, что изделия, созданные своими руками и «заряженные»
добротой, заботой, стремлением порадовать – самые настоящие талисманы.
Именно поэтому разработка программы «Креативный крючок» продиктована
требованиями времени и является актуальной.
Отличительная особенность. В отличие от подобных данная программа
направлена не только на обучение основам вязания крючком, но и на создание
предметов декорирования, игрушек, одежды. Особое место в программе
уделено изготовлению подарков и сувениров к различным праздникам:
Новому году, 8 Марта, дню рождения и др.
Данная программа состоит из трех уровней:
«Волшебные петельки» для обучающихся 9-10 лет предполагает обучение
основам вязания крючком, изготовления простых изделий (стартовый);
«Петелька к петельке» предназначен для обучающихся 10-12 лет,
предполагает знакомство с филейным вязанием, вязанием салфеток, вязаными
цветами (базовый);
«Крючкомания» предназначена для обучающихся 12-14 лет и предполагает
обучение вязанию и декорированию изделий (базовый).
Адресат программы. Дети в возрасте 9 - 14 лет, количество обучающихся
в группе от 7 до 12 человек. Принимаются, как девочки, так и мальчики.
Возможен прием детей, не имеющих первоначальных знаний в данной
области.
Возрастные особенности детей 9 – 10 лет, это подвижность,
любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,
подражательность, любовь к приключениям, физическим упражнениям, играм
и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо –
вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный
авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень
охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для
детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Активно
реагирует на все новое яркое. Любит слушать речь взрослого, но необходимо
учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих
наибольших величин.
Возрастные особенности детей 11 - 14 лет.
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается
стремление быть похожим на старших, причем такое желание становится

настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда
преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя
соответственного обращения с собой как с уже взрослым человеком.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению
с ребенком младшего возраста - это более высокий уровень самосознания.
Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно
оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать
способности, доводя и до уровня, на котором они находятся у взрослых людей.
Подростки белее ценят знающих учителей, строгих, но справедливы,
которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснять
материал, не делят на любимчиков и нелюбимых.
Подростковый возраст отличается повышенной активностью, которая
стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и
желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности,
получить высокую оценку с их стороны.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Общее количество часов для освоения программы - 210 ч. Первый год
обучения – 70 часов, второй год обучения – 105 часов, третий год обучения105 часов.
Формы
обучения.
Для
реализации
программы
применяют
комбинированные и практические занятия. В зависимости от содержания тем
и их целей возможны формы организации деятельности: групповая,
индивидуальная и индивидуально- групповая. Форма обучения очная. В
группе могут заниматься обучающиеся первого, второго и третьего года
обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1. Словесные методы обучения (устное изложение материала, беседа, анализ
текста и схем вязания, консультация, диалог, просмотр журналов по вязанию.)
2. Наглядные методы обучения (показ иллюстраций, исполнение педагогом,
наблюдение, работа по образцу и др.)
3. Практические методы обучения (выполнение техник вязания, овладение
приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими
процессами)
Методы проведения занятий:
1. Теоретический: рассказ педагога по теме занятия.
2. Словесный: беседы, словесное объяснение механизмов выполнения работ.
3. Наглядный: показ педагога выполнения работы, иллюстрации, просмотр
презентаций, мастер-классов.
4. Практический: самостоятельное выполнение работы, помощь педагога при
выполнении работы.
Формы проведения занятий: занятие – игра, экскурсия, конкурс,
викторина, творческая встреча.
Особенности организации образовательного процесса

Сформированные в группы, обучающиеся от 7-12 человек одного возраста
или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения, состав группы постоянный.
В зависимости от содержания тем рабочих программ и их целей
используются групповая и индивидуальная формы обучения.
Режим занятий: для 1года обучения 1 раз в неделю по 2 часа, занятия
продолжительностью 40 минут с перерывом 10 мин. Для 2 и 3 года обучения
1 раз в неделю по 3 часа, занятия продолжительностью 40 минут с перерывом
10 мин
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей,
удовлетворение
потребности
обучающихся
в
интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии.
Задачи программы:
Обучающие:
• формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
• знакомить с историей, развитием техники вязания крючком,
современным тенденциями в моде вязаных вещей;
• формировать навыки правильного использования инструментов;
• обучать основным приемам вязания крючком;
• обучать приемам вывязывания различных узоров, используя схему;
• обучать приемам сборки и оформления готового изделия.
Развивающие:
• развивать творческие способности;
• развивать образное мышление;
• развивать воображение и фантазию;
• развивать моторные навыки.
Воспитательные:
• формировать уважения к труду;
• формировать личностные качества: добросовестность, трудолюбие,
усидчивость, стремление доводить до конца начатое дело, аккуратность,
отзывчивость, самоконтроль.
Планируемые результаты
Личностные результаты
• уважать себя и верить в успех;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
• формирование трудолюбия, самоконтроля, взаимопомощи при
выполнении работы, усидчивости, аккуратности, терпения, умения довести
начатое дело до конца;
• воспитание эстетического отношения к деятельности.
Метапредметные результаты:
• проявление инициативы и самостоятельности в обучении;

• развитие
образного
мышления,
творческих
способностей,
наблюдательности;
• формирование эстетического вкуса;
• развитие моторных навыков;
• умение использовать знаково-символические средства, схемы для
решения учебно-познавательных и практических задач.
Предметные результаты.
• современные тенденции в моде вязаной одежды;
• особенности снятия мерок и расчет петель;
• особенности вязания по выкройке и по расчету;
• последовательность изготовления деталей вязаного изделия;
• особенности ухода за готовыми изделиями;
• соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники
безопасности;
• снимать мерки;
• определять плотность вязания;
• гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
• свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами
при вязании вещей;
• правильно соединять элементы между собой;
• организовывать рабочее место для ручных работ;
• подготовить бывшую в употреблении пряжу к работе;
• вязать крючком, по кругу, квадрату;
• вязать по схемам ажурные узоры;
• выполнять заключительную отделку готовых изделий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».