УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 1 от 30.08.2024г Утверждено Приказом и.о. Директора МКУДО «Дворец творчества» М.А.Ермаковой № 234 от 02.09.2024 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативный крючок» Возраст обучающихся: 9-14лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель педагог ДО Беспоместных Е.Е. Талица СОДЕРЖАНИЕ 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка …………………………………………..….…3 1.2 Цель и задачи программы…………………………………………..…..6 1.3 Учебный (тематический) план 1год обучения………………………..7 1.4 Содержание учебного (тематического) плана 1год обучения…….…11 1.5 Планируемые результаты 1 год обучения………………………….....13 1.6 Учебный (тематический) план 2 год обучения……………...............14 1.7 Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения…….16 1.8 1.9 1.10 1.10 Планируемые результаты 2 год обучения…………………………….17 Учебный (тематический) план 3 год обучения ………………………19 Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения ……...21 Планируемые результаты 3 год обучения ……………………………22 2. Организационно – педагогические условия реализации программы Календарный учебный график…………………………………………24 Условия реализации программы……………………………………….24 Формы подведения итогов реализации программы…………………..24 Оценочные материалы………………………………………………….30 Нормативно – правовые основания разработки программы…………37 Список литературы……………………………………………………...38 Сведение об авторе……………………………………………………...40 Аннотация………………………………………………………………..41 2.1 2.2 2.3 2.4 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Креативный крючок» является программой художественной направленности. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также с использованием следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Дополнительное образование детей - уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; развитии их творческих способностей. Наиболее полно данные задачи реализуются в декоративно - прикладном творчестве. С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукотворных работ. Занятия декоративно - прикладным творчеством способствуют совершенствованию трудовых навыков у детей и подростков, развитию эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости. Вязание крючком известно издавна. Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило развитие и встало в ряд любимых занятий рукодельниц. Клубок ниток и небольшой инструмент - крючок таят в себе неограниченные возможности. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать крючком. Научиться вязать крючком несложно. Благодаря несложному оборудованию, детские творческие объединения вязания крючком организуются в Домах детского творчества, где дети знакомятся с лучшими традициями народного творчества. На занятиях дети получают дополнительные сведения о технологии текстильного производства, о происхождении и свойствах различного вида волокон, производстве пряжи и ниток. Подбор ниток, выбор узора и фасона, создание самого изделия - занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и ориентирует учащихся на профессии, связанные с народными промыслами, развитию которых в настоящее время уделяется большое внимание. В процессе обучения, учащиеся приобретают и совершенствуют навыки в конструировании и моделировании изделий. В объединении учащиеся знакомятся с историей художественного вязания, орнаментальным искусством, с модой, как способом образного и стилевого выражения художественного восприятия и отражения законов красоты в одежде. Актуальность программы. Сейчас многие задаются вопросом о том, стоит ли обучаться вязанию крючком, ведь в магазинах можно отыскать любой товар: и салфетки, и свитера, и шарфы, связанные крючком. Однако искусство такого вязания не осталось в прошлом. В современном мире самый престижный тренд – уникальность и непохожесть на других. Поэтому понастоящему неподражаемой может быть только вещь, сделанная в единичном экземпляре. Конечно, можно заказать необходимое изделие, тому, кто уже обладает этими способностями, но стоить это будет дорого. Кроме того, издавна считается, что изделия, созданные своими руками и «заряженные» добротой, заботой, стремлением порадовать – самые настоящие талисманы. Именно поэтому разработка программы «Креативный крючок» продиктована требованиями времени и является актуальной. Отличительная особенность. В отличие от подобных данная программа направлена не только на обучение основам вязания крючком, но и на создание предметов декорирования, игрушек, одежды. Особое место в программе уделено изготовлению подарков и сувениров к различным праздникам: Новому году, 8 Марта, дню рождения и др. Данная программа состоит из трех уровней: «Волшебные петельки» для обучающихся 9-10 лет предполагает обучение основам вязания крючком, изготовления простых изделий (стартовый); «Петелька к петельке» предназначен для обучающихся 10-12 лет, предполагает знакомство с филейным вязанием, вязанием салфеток, вязаными цветами (базовый); «Крючкомания» предназначена для обучающихся 12-14 лет и предполагает обучение вязанию и декорированию изделий (базовый). Адресат программы. Дети в возрасте 9 - 14 лет, количество обучающихся в группе от 7 до 12 человек. Принимаются, как девочки, так и мальчики. Возможен прием детей, не имеющих первоначальных знаний в данной области. Возрастные особенности детей 9 – 10 лет, это подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность, любовь к приключениям, физическим упражнениям, играм и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо – вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Активно реагирует на все новое яркое. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин. Возрастные особенности детей 11 - 14 лет. В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с уже взрослым человеком. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего возраста - это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя и до уровня, на котором они находятся у взрослых людей. Подростки белее ценят знающих учителей, строгих, но справедливы, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснять материал, не делят на любимчиков и нелюбимых. Подростковый возраст отличается повышенной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года обучения. Общее количество часов для освоения программы - 210 ч. Первый год обучения – 70 часов, второй год обучения – 105 часов, третий год обучения105 часов. Формы обучения. Для реализации программы применяют комбинированные и практические занятия. В зависимости от содержания тем и их целей возможны формы организации деятельности: групповая, индивидуальная и индивидуально- групповая. Форма обучения очная. В группе могут заниматься обучающиеся первого, второго и третьего года обучения. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: 1. Словесные методы обучения (устное изложение материала, беседа, анализ текста и схем вязания, консультация, диалог, просмотр журналов по вязанию.) 2. Наглядные методы обучения (показ иллюстраций, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.) 3. Практические методы обучения (выполнение техник вязания, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами) Методы проведения занятий: 1. Теоретический: рассказ педагога по теме занятия. 2. Словесный: беседы, словесное объяснение механизмов выполнения работ. 3. Наглядный: показ педагога выполнения работы, иллюстрации, просмотр презентаций, мастер-классов. 4. Практический: самостоятельное выполнение работы, помощь педагога при выполнении работы. Формы проведения занятий: занятие – игра, экскурсия, конкурс, викторина, творческая встреча. Особенности организации образовательного процесса Сформированные в группы, обучающиеся от 7-12 человек одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения, состав группы постоянный. В зависимости от содержания тем рабочих программ и их целей используются групповая и индивидуальная формы обучения. Режим занятий: для 1года обучения 1 раз в неделю по 2 часа, занятия продолжительностью 40 минут с перерывом 10 мин. Для 2 и 3 года обучения 1 раз в неделю по 3 часа, занятия продолжительностью 40 минут с перерывом 10 мин 1.2 Цель и задачи программы. Цель программы: формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение потребности обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии. Задачи программы: Обучающие: • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству; • знакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современным тенденциями в моде вязаных вещей; • формировать навыки правильного использования инструментов; • обучать основным приемам вязания крючком; • обучать приемам вывязывания различных узоров, используя схему; • обучать приемам сборки и оформления готового изделия. Развивающие: • развивать творческие способности; • развивать образное мышление; • развивать воображение и фантазию; • развивать моторные навыки. Воспитательные: • формировать уважения к труду; • формировать личностные качества: добросовестность, трудолюбие, усидчивость, стремление доводить до конца начатое дело, аккуратность, отзывчивость, самоконтроль. Планируемые результаты Личностные результаты • уважать себя и верить в успех; • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; • формирование трудолюбия, самоконтроля, взаимопомощи при выполнении работы, усидчивости, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца; • воспитание эстетического отношения к деятельности. Метапредметные результаты: • проявление инициативы и самостоятельности в обучении; • развитие образного мышления, творческих способностей, наблюдательности; • формирование эстетического вкуса; • развитие моторных навыков; • умение использовать знаково-символические средства, схемы для решения учебно-познавательных и практических задач. Предметные результаты. • современные тенденции в моде вязаной одежды; • особенности снятия мерок и расчет петель; • особенности вязания по выкройке и по расчету; • последовательность изготовления деталей вязаного изделия; • особенности ухода за готовыми изделиями; • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности; • снимать мерки; • определять плотность вязания; • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей; • правильно соединять элементы между собой; • организовывать рабочее место для ручных работ; • подготовить бывшую в употреблении пряжу к работе; • вязать крючком, по кругу, квадрату; • вязать по схемам ажурные узоры; • выполнять заключительную отделку готовых изделий.