Общеразвивающая программа Мастерица

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

Принята на заседании
педагогического совета
МКУДО «Дворец творчества»
ЦТР «Академия детства»
Протокол №
от .08.2024 г.

Утверждаю:
И.о. директора
МКУДО «Дворец творчества»
Е.А.Ермакова
Приказ № от .08.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Мастерица»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Романова Е.П.
педагог дополнительного образования

Талица

Содержание.
1. Комплекс основных характеристик программы:
1.1 Пояснительная записка……………………………………………… 3
1.2 Цель и задачи программы……………………………………………9
- Цель и задачи 1 год обучения…………………………………………..9
- Цель и задачи 2 год обучения…………………………………………..10
- Цель и задачи 3 год обучения…………………………………………..11
1.3 Планируемые результаты…………………………………………….13
- Планируемые результаты 1 год обучения……………………………13
- Планируемые результаты 2 год обучения…………………………….14
- Планируемые результаты 3 год обучения…………………………….16
1.4 Содержание программы:……………………………………………...18
- Учебный тематический план 1 год обучения…………………………18
- Содержание программы 1 год обучения………………………………23
- Учебный тематический план 2 год обучения…………………………25
- Содержание программы 2 год обучения………………………………33
- Учебный тематический план 3 год обучения…………………………36
- Содержание программы 3 год обучения………………………………41
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1 Календарный учебный график………………………………………. 44
2.2 Условия реализации программы……………………………………...45
2.3 Оценочные материалы………………………………………………...47
2.4 Методические материалы……………………………………………..53
3. Список литературы……………………………………………………...55
Приложения:………………………………………………………….........59
Аннотация …………………………………………………........................61

1. Комплекс основных характеристик программы:

1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа

«Мастерица» имеет

художественную направленность, она дополняет и углубляет школьные
программы, развивает детей в соответствии с приоритетными направлениями,
отраженными в нормативно - правовых документах об образовании в
Российской Федерации.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях,
далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение
их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как
дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности
получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение программы
«Мастерица». Программа направлена на:
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых
можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно
связанных с определенными событиями, темами;
-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия
подарка;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-укрепление психического и физического здоровья;
-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает

в

качестве

приоритетной

проблему

развития

творчества,

мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой
личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Основная
задача программы заключается в том, чтобы способствовать проявлению
интереса со стороны детей к рукоделию, декоративно-прикладному

творчеству. Материалы, инструменты и приспособления для изготовления
изделий, предусмотренных программой, доступны каждому. Творческая
деятельность позволит детям приобрести важное чувство уверенности,
успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищённости.
Занятия способствуют обогащению духовной жизни ребёнка, становлению его
эмоционально- ценностного отношения к миру, развитию эстетических
познаний и художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на
основе умений и знаний, приобретаемых по программе «Мастерица», ребенок
укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе
позитивных

социальных ценностей. У него повышается самоуважение,

поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи,
предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет
радость ему и другим.
Новизна программы состоит в том, что дети на занятиях знакомятся с
разными

видами

декоративно-прикладного

творчества:

вышивкой,

аппликацией, пэчворком, батиком, мозаикой, мягкой игрушкой, с различными
изобразительными средствами, нетрадиционными техниками рисования.
Дети на занятиях обучаются изготовлению

предметов, которые можно

подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения. Ученики фантазируют,
выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной
работы, развивают художественный вкус. Программа способствует расширить их
общий кругозор, развить у них познавательные интересы и навыки
самостоятельной деятельности. На занятиях также происходит ознакомление с
профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи.
Интерес детей к занятиям проявляется через их участие в выставках и
конкурсах.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих
работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество.
В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.

Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния
здоровья

обучающихся.

Программой

предусмотрено

выполнение

теоретических заданий и практических работ, которые способствуют
формированию умений осознанно применять полученные знания на практике.
На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение
правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную
организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам,
оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа
знакомит с увлекательными видами рукоделия. В содержание занятий входит
знакомство обучающихся с историей и современными направлениями
декоративно-прикладного творчества, его мастерами.
Приобщение школьников к ручному труду, способствует воспитанию
трудолюбия, аккуратности, хорошего эстетического вкуса; развитию мелкой
моторики рук и глазомера, памяти, внимания, мышления, воображения;
благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от
выполненной работы. Данная программа способствует развитию таких
качеств, как настойчивость, терпение; обогащению собственного досуга
рукоделием; развитию творческих и коммуникативных способностей.
Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1 класса. При
подборе

изделий

учитывается

доступность

и

посильность

работы,

возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков. В
зависимости

от уровня подготовки, возраста и пола обучающихся

предлагаются разнообразные по сложности работы для выполнения.
На каждом этапе обучения обучающиеся изучают новые приемы и
способы данных видов рукоделия, а также идет постепенное усложнение
заданий и увеличивается объем работ. «Новички», прошедшие первый год
обучения на втором году вправе выбирать, какое изделие они хотят
выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на
полученные умения и навыки.
В процессе реализации программы у обучающихся формируются

умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства, происходит
обучение

рациональному

использованию

материалов

и

правильной

организации труда, развиваются творческие способности. Дети учатся
работать не только самостоятельно, но и коллективно.
По окончании 3 лет обучения дети могут самостоятельно изготовить и
оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение,
фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать
консультации тем, кто только начал осваивать техники рукоделия.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и
для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов
дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается
благоприятный

эмоциональный

фон,

способствующий

формированию

творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный
в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественнополезной деятельности.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей от 7 до 11 лет.
Год

Возраст

Продолжительность занятия

обучения

Количество
часов в год

1

7 лет

по 30 мин - 2 занятия в неделю

68 ч.

2

8-9 лет

по 40 мин – 2 занятия в неделю

70 ч.

3

10-11 лет

по 40 мин – 2 занятия в неделю

70 ч.

Младший школьный возраст. К 7 годам ребенок достигает такого уровня
развития, который определяет его готовность к обучению в школе.
Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития
мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того,
чтобы систематически учиться. Младшие школьники с готовностью и

интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Для
познавательной деятельности младшего школьника характерна, прежде всего
эмоциональность восприятия. Образность проявляется и в мыслительной
деятельности детей. Учитывая образность мышления, учитель применяет
большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных
понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И
запоминают младшие школьники то, что произвело на них наибольшее
впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или
ново. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит
учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому
очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
•

доступности (простота,

соответствие

возрастным

и

индивидуальным

особенностям);
•

наглядности (иллюстративность, наличие различных материалов);

•

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);

•

научности (обоснованность, наличие практической базы и теоретической
основы);

•

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Формы

занятий: занятия

включают

в

себя

теоретическую

и

практическую часть. Теоретическая часть включает в себя учебные занятия,
просмотр и обсуждение презентаций, видеоматериалов, опрос, тестирование.
Практическая часть представлена в виде практического выполнения изделий,
а также подготовка и участие в выставках, конкурсах, олимпиадах.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается
темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности,
умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать
сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция,
менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом
обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность
предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни
творить и создавать.
Уровни освоения программы: стартовый -7 лет, базовый- 8-9 лет,
продвинутый-10-11лет.
1.3 Планируемые результаты:
Планируемые результаты 1-го года обучения.
Предметные результаты.
- приобретение навыков самообслуживания;
- овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
-усвоение правил техники безопасности.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к труду
- интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической
деятельности;
- этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности при
изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта);
- потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и
материалов для качественного выполнения изделия;
- простейшие навыки самообслуживания;
Метапредметные результаты: у обучающихся будут сформированы
умения:

- принимать и сохранять задачу при выполнении изделия;
- проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи
педагога;
- осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
- контролировать свою деятельность при выполнении изделия
- проводить оценку своих действий и корректировать их при необходимости.
- слушать собеседника, допускать возможность существования другого
суждения, мнения;
- уметь договариваться и приходить к общему решению
- формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Планируемые

результаты

2-го

года

обучения.

Предметные результаты
Обучающиеся будут ориентироваться в следующих темах:
- история возникновения различных техник декоративно-прикладного
творчества;
- техника безопасности при работе с различными инструментами;
- основные способы работы по алгоритму, схеме, чертежу;
- требования к содержанию рабочего места;
- элементарные способы изготовления изделий в техниках: вышивка,
пэчворк, аппликация и декор, мозаика, мягкая игрушка, батик, смешанные
техники;
- простейшие способы изготовления цветов и элементов декора из
подручного материала (бисер, ленты, ткань и др.)
-правила составления простых композиций;
Обучающиеся будут способны:
- пользоваться различными инструментами и приспособлениями;
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении поставленных
задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку,

схеме, чертежу,
- выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним
признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при
изготовлении и сборке изделия;
- организовать рабочее место.
Личностные результаты
У обучающихся будут развиты:
- способность видеть и понимать прекрасное;
- внимание, память, воображение;
- коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в
группе, сотрудничество, общение.
- организационно-управленческие навыки: (умение содержать в порядке своё
рабочее место);
- Моторика и гибкость рук, точность глазомера;
У детей будут воспитаны:
- аккуратность;
- усидчивость;
- трудолюбие;
- бережливость;
- сформировано положительное отношение к труду.
Метапредметные:
обучающихся будут способны:
- планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль
своей деятельности,
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих,
- будут обладать навыками работы с разнообразными материалами и навыкам
создания образов посредством различных технологий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».