УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 1 от 30.08.2024г Утверждено Приказом и.о. Директора МКУДО «Дворец творчества» М.А.Ермаковой № 234 от 02.09.2024 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мягкая игрушка» Возраст обучающихся: 8-15 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель Квашнина О. Ю. педагог дополнительного образования Талица 2024 СОДЕРЖАНИЕ Основные характеристики программы Пояснительная записка Учебный (тематический) план первого года обучения Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1.4 Планируемые результаты первого года обучения 1.5 Учебный (тематический) план второго года обучения 1.6 Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1.7 Планируемые результаты второго года обучения 1.8 Учебный (тематический) план третьего года обучения 1.9 Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения 1.10 Планируемые результаты третьего года обучения 2. Организационно – педагогические условия реализации программы 2.1 Календарный учебный график 2.2 Условия реализации программы 2.3 Формы подведения итогов реализации программы 2.4 Оценочные материалы 2.5 Методические материалы Аннотация к программе Сведения об авторе Список литературы Приложения 1. 1.1 1.2 1.3 3 6 8 11 12 14 17 18 21 23 26 26 31 31 32 32 33 34 37 1.Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка Игрушка всегда сопутствовала человеку – она является одним из самых давних видов декоративно – прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего нас. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Лучшие традиции швейной игрушки из ткани и меха живут и развиваются в самодельной игрушке. Направленность программы: Программа «Мягкая игрушка» по содержанию является программой художественной направленности— ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мир; - по функциональному предназначению - прикладной; - по форме организации — (индивидуально ориентированной, групповой; -по времени реализации — 3 года. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Занятия детского объединения предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ: сборка образцов мягкой игрушки, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представления о последовательности и методах сборки мягкой игрушки. Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до конечного результата». Программа разработана на основе программ: «Мягкая игрушка и сувенир» Скакуновой В.В., «Мягкая игрушка» Гунбининой Д.И.. Новизна данной программы заключается в том, что материал дается на дидактических принципах педагогики, где используется авторский подход при создании каждой модели игрушки, где воспитанники активно включаются в процесс создания своих игрушек, это располагает к формированию творчества и конструкторских умений каждого ребенка уже на первом году обучения. Актуальность: в современном быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Мягкая игрушка – один из видов декоративного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развивать воображение, творческие способности, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Педагогическая целесообразность: для достижения педагогических целей используются разнообразные педагогические технологии (разноуровневое обучение, личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, коллективной творческой деятельности), которые являются содержательной техникой реализации учебно-воспитательного процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся. А также открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют творческие способности обучающихся. Отличительные особенности: программа личностно ориентирована и составлена с учетом возможности самостоятельного выбора обучающимся наиболее интересного объекта работы, приемлемого для него. Форма обучения – очная. Характеристика образовательного процесса Программа ориентирована на возраст 8 – 15 лет. 1-год обучения -стартовый уровень 2-год обучения-базовый уровень 3-год обучения- базовый уровень 4- год обучения- базовый уровень Методика работы с обучающимися предполагает развитие способностей детей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Объём программы: первый год обучения – 70 часов (1 раз в неделю-2 часа), второй год обучения-105 часов (1 раз в неделю3 часа), третий год обучения-105часов (1 раз в неделю-3 часа). Продолжительность учебного часа, согласно Прил. 3 СанПиН 2.4.3648-20, 40 мин., перерыв –10 мин. Число обучающихся в данном творческом объединении не менее 5 человек. Состав – постоянный. Цель и задачи программы Цель программы: развитие творческих способностей учащихся в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки, приобщения обучающихся к традициям русского народного творчества. Задачи программы: Образовательные: -научить основам цветоведения; -научить приемам безопасной работы; -научить творчески использовать полученные умения и практические навыки. -формировать у детей навыков ручного труда; -обучить основам кройки и шитья; -расшить знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов; Развивающие: -развить у детей художественного вкуса и творческого потенциала; -обучить приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; -предоставить обучающимся возможности лично саморазвиваться; Воспитательные: -воспитать трудолюбие, аккуратность, -формировать активность и самостоятельность, - формировать культуру общения, умения работать в коллективе. - формировать навыки здорового образа жизни Основные методы и формы работы: -словесный рассказ, беседа. -наглядная демонстрация образцов, дидактического материала; выставки готовых изделий; -практическая работа; -конкурсы; - викторины. Содержание и материал программы «Мягкая игрушка» подобраны по принципу дифференциации в соответствии с двумя уровнями сложности. «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы. Планируемые результаты Личностные результаты- у обучающихся будет проявляться учебнопознавательный интерес к технологии обработки изделий, будет развито трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности, сформированы навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических и творческих работ, возможность реализовывать творческий потенциал в процессе создания швейных изделий, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне Метапредметные результаты- развит познавательный интерес и творческие способности, самостоятельности и активности, аккуратности и ответственности, эстетический вкус, фантазии, памяти, глазомера, мелкой моторики рук. Сформированы целеустремленность, трудолюбие, терпение, внимание, умение качественно выполнять работы, рационально использовать материал и время Предметные результаты- развиты умения планирования технологического процесса и процесса труда, подбирать материалы с учетом характера объекта труда и технологии, соблюдать нормы и правила безопасности труда, пожарной безопасности, развита моторика и координация движений рук при работе с инструментами. Обучающиеся будут ориентироваться в следующих вопросах: • правила техники безопасности труда и личной гигиены; • основы технологии пошива изделия с использованием готовой выкройки; • рациональную раскладку выкройки на ткани; • технологическую последовательность раскроя ткани. Обучающиеся будут способны: • творчески подходить к решению учебных и практических • задач; • мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; • смогут пользоваться средствами коммуникации и знаковыми • системами (текстом, таблицей, схемой, чертежом, и т.д.)