ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Мягкая игрушка» разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Мягкая игрушка», которая ставит своей целью развитие творческих способностей учащихся в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки, приобщения обучающихся к традициям русского народного творчества., адресована обучающимся 8-15 лет и рассчитана на 4 года обучения. В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети • 7-10 лет, 1-й год обучения, общий объем часов - 70 • 10-12__ лет, 2-й год обучения, общий объем часов – 105 • 12-15 лет, 3-й год обучения, общий объем часов – 105 • 12-15 лет, 4-й год обучения, общий объем часов – 105 Цель первого года обучения – формирование и развитие способностей обучающихся выявление, развитие познавательной и творческой деятельности, развитие коммуникативных навыков. Задачи: образовательные: формировать умения и навыки по изготовлению простейших игрушек, научить правильно, пользоваться необходимыми инструментами (ножницами, иглой), ознакомить с различными видами тканей; воспитательные: прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству; воспитывать трудолюбие и аккуратность; развивающие: развивать моторные навыки, фантазии, творческие способности. Количество групп 1-го года обучения – 2 Количество обучающихся: 1 «А» - 7 человек, 1 «Б» - 7 человек. Занятия в группе проводятся в первых классах 1 раз в неделю по 2 часа. В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части (19 часов в год) и практической части (51 час в год). Формы организации учебного процесса: групповые. В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части и практической части. Текущая аттестация проводится 23.12.2024-27.12.2024 Промежуточная аттестация проводится с 19.05.2025-26.05.2025. По окончании обучения обучающиеся проходят опрос и получают свидетельство об освоении дополнительной общеразвивающей программы «Мягкая игрушка» Планируемые результаты первого года обучения Предметные результаты Обучающиеся ориентироваться в следующих вопросах: • правила техники безопасности труда и личной гигиены; • правила пользования ручными инструментами; • внешний вид и технику выполнения основных швов, • основы материаловедения • свойства ткани, кожи бумаги, картона и способы их обработки. Обучающиеся будут способны: • владеть приемами изготовления несложных игрушек, • владеть способами оформления поделок; • выполнять и объяснять правила выполнения ручных швов; • объяснить правила раскроя и последовательность изготовления изделий. Метапредметные • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска образов мягкой игрушки; • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач; • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Личностные • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы. Цель второго года: расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению. Задачи: Задачи: образовательные: углубить знания по технологии создания мягкой игрушки, композиции, цветоведению, материаловедению, освоению техники; воспитательные: прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству как виду искусства, воспитать трудолюбие и усидчивость; развивающие: развивать моторные навыки, фантазию, художественный вкус. Количество групп 2-го года обучения – 2. Количество обучающихся 2 «А» - 8 человек, 2 «Б» - 13 человек. Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 3 часа Формы организации учебного процесса: групповые В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части (29 часов в год) и практической части (76 часов в год). Предметные результаты - готовить рабочее место и соблюдать правила при работе с швейными инструментами; умение работать с текстильными материалами: размечать, применять ручные швы в соответствии с планируемым результатом; умения работать с различными инструментами и соблюдать технику безопасности; освоение различных способов деятельности, строго соблюдая безопасность работы; уметь выполнять работу аккуратно, качественно, соблюдая этапы изготовления поделки; учиться оценивать результат своей работы; учиться использовать приобретённый опыт в практической деятельности и в повседневной жизни. Метапредметные результаты-ввести обучающихся в удивительный мир творчества, дать возможность поверить в себя, в свои способности, развить изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление и творческую индивидуальность на основе межпредметных связей, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности, навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий. Личностные результаты - проявление познавательного интереса к творческой деятельности, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей. Навык самостоятельной работы и в группе при выполнении практических творческих работ, ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности способность к самооценке. Обучающиеся будут ориентироваться в следующих вопросах: • правила пользования ручными инструментами; • внешнего вид и технику выполнения основных швов; • основы материаловедения; • свойства ткани, кожи бумаги, картона и способы их обработки; • приемы изготовления более сложных игрушек. Обучающиеся будут способны: • корректировать выкройки игрушек, • владеть приемами цветовых решений в изготовлении игрушек. Цель третьего года: развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению, через расширение знаний и приобретение практических навыков в области современного декоративно-прикладного искусства, с практикой изготовления элементов декора интерьера с использованием современных отделочных материалов. Задачи: образовательные: углубить знания при работе с различными материалами. воспитательные: прививать интерес к разнообразным видам искусства, воспитывать трудолюбие, усидчивость, любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа; развивающие: развивать способности, эстетический вкус, пространственное мышление обучающихся, стремление к творческой самореализации. Количество групп 3-го года обучения – 1. Количество обучающихся 3 класс -8 человек. Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 3 часа Формы организации учебного процесса: групповые соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части (30 часов в год) и практической части (75 часов в год). Предметные - устанавливать правильную последовательность работы над игрушкой; определять основные этапы работы ,развитие умения работать с разнообразными тканями, исходя из их физических свойств; учиться использовать приобретённый опыт в практической деятельности и в повседневной жизни. Метапредметные - будет развито нестандартное мышление и навыки создания дизайнерской изделия; творческая индивидуальность на основе межпредметных связей. Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности, навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий. Личностные результаты - проявление познавательного интереса к творческой деятельности, Навык самостоятельной работы, ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности способность к самооценке. Обучающиеся будут ориентироваться в следующих вопросах: • правила техники безопасности труда и личной гигиены; • средства выразительности (формат, форма, цвет, композиция, пропорции, материал, фактура, декор); • основы обработки и конструирования из ткани (вышивка, лоскутное шитьё, шитьё мягких игрушек); • виды отделки: раскрашивание, аппликация, декупаж; Обучающиеся будут способны: • корректировать выкройки игрушек, самостоятельно определять количество деталей в изготавливаемой игрушке; • выполнять экономную разметку деталей по выкройкам с опорой на образцы,подбирать материалы; • владеть приемами цветовых решений в изготовлении игрушек. Цель четвертого года: углубление и совершенствование знаний и умений по обработке текстильных материалов при изготовлении разных видов кукол, игрушек, организация досуга детей. Задачи: образовательные: углубить знания о текстильной кукле, помочь овладеть искусством цветовых сочетаний, изучить возможностей корректировки выкройки. воспитательные: развивать интерес к новому виду прикладного творчества текстильная кукла, воспитывать потребности к самовыражению, саморазвитию, развитие адекватного представления о причинах успеха и неуспеха в предметно практической деятельности, воспитание культуры труда и совершенствование трудовых навыков; Развивающие: формировать умения планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку педагога, уметь самостоятельно находить варианты решения творческой задачи, развитие умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия Количество групп 4-го года обучения – 1. Количество обучающихся 4 класс -9 человек. Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 3 часа Формы организации учебного процесса: групповые соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части (32 часа в год) и практической части (76 часов в год). Личностные результаты- у обучающихся будет проявляться учебнопознавательный интерес к технологии обработки изделий, будет развито трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности, сформированы навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических и творческих работ, возможность реализовывать творческий потенциал в процессе создания швейных изделий, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне Метапредметные результаты- развит познавательный интерес и творческие способности, самостоятельности и активности, аккуратности и ответственности, эстетический вкус, фантазии, памяти, глазомера, мелкой моторики рук. Сформированы целеустремленность, трудолюбие, терпение, внимание, умение качественно выполнять работы, рационально использовать материал и время Предметные результаты- развиты умения планирования технологического процесса и процесса труда, подбирать материалы с учетом характера объекта труда и технологии, соблюдать нормы и правила безопасности труда, пожарной безопасности, развита моторика и координация движений рук при работе с инструментами. Календарный(тематический)план Год обучения 1 Группа(класс) 1 «А»-понедельник Время и место проведения занятий -в соответствии с расписанием, утвержденным Директором. План Дата Тема занятия Вводное занятие. Форма занятия Групповая Колич. часов 2 Форма контроля беседа 1. 02.09 2. 09.09 Игольница. Групповая 2 Наблюдение 3. 16.09 Дома и домики. Групповая 2 Опрос 4. 23.09 Дома и домики. Групповая 2 Наблюдение 5. 30.09 Котенок Групповая 2 беседа 6. 07.10 Котенок Групповая 2 наблюдение 7. 14.10 Закладка Групповая 2 Наблюдение 8. 21.10 Аквариум. Групповая 2 Наблюдение 9. 11.11 Аквариум. Групповая 2 Опрос 10. 18.11 Кошки-брошки Групповая 2 Наблюдение 11. 25.11 Кошки-брошки Групповая 2 Наблюдение 12. 02.12 Символ года. Групповая 2 Беседа 13. 09.12 Символ года. Групповая 2 Наблюдение 14. 16.12 Новогодняя ѐлочка Групповая 2 опрос 15. 23.12 Новогодняя ѐлочка. Групповая 2 беседа Дата Тема занятия Коррекция Форма Колич. занятия часов Форма контроля 16. 30.12 Лошадка Групповая 2 Беседа 17. 13.01 Лошадка Групповая 2 Беседа 18. 20.01 Единорог Групповая 2 Наблюдение 19. 27.01 Единорог Групповая 2 Наблюдение 20. 03.02 Групповая 2 Наблюдение 21. 10.02 Групповая 2 Наблюдение 22. 24.02 Изготовление подарка.(Вертолет,кораблик) Изготовление подарка.(Вертолет,кораблик) Панно -матрешка.. Групповая 2 Наблюдение 23. 03.03 Панно -матрешка Групповая 2 Наблюдение 24. 10.03 Текстильная игрушка.Котик. Групповая 2 Наблюдение 25. 17.03 Текстильная игрушка.Котик. Групповая 2 Наблюдение 26. 31.03 Игрушки-джинсята. Групповая 2 Беседа 27. 07.04 Игрушки-джинсята Групповая 2 Опрос 28. 14.04 Сказочные герои. (по выбору) Групповая 2 Наблюдение 29. 21.04 Сказочные герои Групповая 2 Беседа 30. 28.04 Сказочные герои Групповая 2 Наблюдение 30 31 32 05.05 Необычные домишки Групповая 2 Наблюдение 12.05 Необычные домишки Групповая 2 Беседа 33 19.05 Цветочное панно (фетр). Групповая 2 Беседа 34 26.05 Объединение тем. Цветочное панно. Оформление. Групповая 1 Беседа Итоговое занятие Всего 1 68 Календарный(тематический)план Год обучения 1 Группа(класс) 1 «Б»-четверг Время и место проведения занятий -в соответствии с расписанием, утвержденным Директором. План Дата Тема занятия Вводное занятие. Форма занятия Групповая Колич. часов 2 Форма контроля беседа 1. 05.09 2. 12.09 Игольница. Групповая 2 Наблюдение 3. 19.09 Дома и домики. Групповая 2 Опрос 4. 26.09 Дома и домики. Групповая 2 Наблюдение 5. 03.10 Котенок Групповая 2 беседа 6. 10.10 Котенок Групповая 2 наблюдение 7. 17.10 Закладка Групповая 2 Наблюдение 8. 24.10 Аквариум. Групповая 2 Наблюдение 9. 07.11 Аквариум. Групповая 2 Опрос 10. 14.11 Кошки-брошки Групповая 2 Наблюдение 11. 21.11 Кошки-брошки Групповая 2 Наблюдение 12. 28.11 Символ года. Групповая 2 Беседа 13. 05.12 Символ года. Групповая 2 Наблюдение Дата Тема занятия Коррекция Форма Колич. занятия часов Форма контроля 14. 12.12 Новогодняя ѐлочка Групповая 2 опрос 15. 19.12 Новогодняя ѐлочка. Групповая 2 беседа 16. 26.12 Лошадка Групповая 2 Беседа 17. 09.01 Лошадка Групповая 2 Наблюдение 18. 16.01 Единорог Групповая 2 Наблюдение 19. 23.01 Единорог Групповая 2 Наблюдение 20. 30.01 Групповая 2 Наблюдение 21. 06.02 Групповая 2 Наблюдение 22. 13.02 Изготовление подарка.(Вертолет,кораблик) Изготовление подарка.(Вертолет,кораблик) Панно -матрешка.. Групповая 2 Наблюдение 23. 27.02 Панно -матрешка Групповая 2 Наблюдение 24. 06.03 Текстильная игрушка.Котик. Групповая 2 Наблюдение 25. 13.03 Текстильная игрушка.Котик. Групповая 2 Беседа 26. 20.03 Игрушки-джинсята. Групповая 2 Опрос 27. 03.04 Игрушки-джинсята Групповая 2 Наблюдение 28. 10.04 Сказочные герои. (по выбору) Групповая 2 Беседа 29. 17.04 Сказочные герои Групповая 2 Наблюдение 30. 24.04 Необычные домишки Групповая 2 Наблюдение 31. 08.05 Необычные домишки Групповая 2 Наблюдение 32. 15.05 Цветочное панно (фетр). Групповая 2 Беседа 33 22.05 Объединение тем Цветочное панно. Оформление Итоговое занятие Групповая 1 Всего 1 66 Беседа 01.05.2025 праздничные дни в учебном периоде Календарный(тематический)план Год обучения 2 Группа(класс) 2 «А», «Б» вторник. Время и место проведения занятий -в соответствии с расписанием, утвержденным Директором. Дата Тема занятия 03.09 a. Вводное занятие. 2. 10.09 Необычные Ёжики. 3. 17.09 4. План Форма занятия Групповая Колич. часов 3 Форма контроля беседа Групповая 3 Беседа Необычные Ёжики. Групповая 3 Наблюдение 24.09 Дракоши Групповая 3 Наблюдение 5. 01.10 Дракоши Групповая 3 Наблюдение 6. 08.10 Коты и котики Групповая 3 Опрос 7. 15.10 Коты и котики Групповая 3 Викторина 8. 22.10 Коты и котики Групповая 3 Наблюдение 9. 05.11 Весёлый зоопарк Групповая 3 Наблюдение 10. 12.11 Весёлый зоопарк Групповая 3 Опрос 11. 19.11 Сова-диванная подушка Групповая 3 Наблюдение Дата Коррекция Тема занятия Форма занятия Колич. часов Форма контроля 12. 26.11 Сова-диванная подушка Групповая 3 Опрос 13. 03.12 Сова-диванная подушка Групповая 3 Наблюдение 14. 10.12 Эко -ель Групповая 3 беседа 15. 17.12 Дед Мороз Групповая 3 Наблюдение 16. 24.12 Дед Мороз Групповая 3 Наблюдение 17. 14.01 Подвеска «Совушка» Групповая 3 Наблюдение 18. 21.01 Подвеска «Совушка» Групповая 3 Наблюдение 19. 28.01 Забавный вертолет. Групповая 3 опрос 20. 04.02. Забавный вертолет. Групповая 3 Наблюдение 21. 11.02 Забавный вертолет. Групповая 3 Наблюдение 22. 18.02 Групповая 3 опрос 23. 25.02 Групповая 3 Наблюдение 24. 04.03 Групповая 3 Наблюдение 25. 11.03 Шляпка (украшениетехника канзаши). Шляпка (украшениетехника канзаши). Шляпка (украшениетехника канзаши). Тортики и пирожное. Групповая 3 Наблюдение 26. 18.03 Тортики и пирожное. Групповая 3 Наблюдение 27. 01.04 Куклы из фетра. Групповая 3 Опрос 28. 08.04 Куклы из фетра Групповая 3 Беседа 29. 15.04 Куклы из фетра. Групповая 3 Беседа 30. 22.04 Куклы Тильда Групповая 3 Опрос 31. 32. 33. 29.04 06.05 13.05 Куклы Тильда Куклы Тильда Народная кукла оберег. Групповая 3 Беседа Групповая 3 Наблюдение 34 20.05 Объединение тем. Народная кукла оберег. Итоговое занятие. Групповая 1 2 Беседа Всего 102 Календарный(тематический)план Год обучения 3 Группа(класс) 3 «А», «Б»- четверг Время и место проведения занятий -в соответствии с расписанием, утвержденным Директором. Тема занятия план Форма занятия Колич. часов Форма контроля 1. 1 05.09 Вводное занятие. Групповая 3 беседа 2. 12.09 Лошадка. Групповая 3 Наблюдение 3. 19.09 Лошадка. Групповая 3 Опрос 4. 26.09 Лошадка. Групповая 3 Наблюдение 5. 03.10 Моя буква-мой оберег Групповая 3 беседа 6. 10.10 Моя буква-мой оберег Групповая 3 наблюдение 7. 17.10 Моя буква-мой оберег Групповая 3 Беседа 8. 24.10 Интерьерные котики. Групповая 3 Наблюдение Коррекция Дата Тема занятия Форма занятия Колич. часов Фор ма конт роля Интерьерные котики. Групповая 3 Беседа 10. 14.11 Поваренок. Групповая 3 Наблюдение 11. 21.11 Поваренок. Групповая 3 Опрос 12. 28.11 13. 05.12 Оберег. Оберег. Групповая Групповая 3 3 Наблюдение Наблюдение 14. 12.12 Оберег Групповая 3 Наблюдение 15. 19.12 Групповая 3 Наблюдение Групповая 3 Беседа 17. 09.01 Интерьерные куклыгном. Интерьерные куклыгном. Подушка-подружка Групповая 3 Наблюдение 18. 16.01 Подушка-подружка Групповая 3 опрос 19. 23.01 Подушка-подружка Групповая 3 беседа 20. 30.01 Джинсовые фантазии Групповая 3 Наблюдение 21. 06.02 Джинсовые фантазии Групповая 3 Беседа 22. 13.02 Джинсовые фантазии Групповая 3 Беседа 23. 20.02 Групповая 3 наблюдение 24. 27.02 Герои мультфильмов (по выбору) Герои мультфильмов Групповая 3 Беседа 25. 06.03 Герои мультфильмов Групповая 3 Беседа 26. 13.03 Клоун. Петрушка. Перчаточная кукла Клоун. Петрушка. Групповая 3 Беседа Групповая 3 Беседа 9. 07.11 16. 26.12 27. 20.03 28. 03.04 Клоун. Петрушка Групповая 3 Беседа 29. 10.04 Кот-Тильда. Групповая 3 Беседа 30. 17.04 Кот-Тильда. Групповая 3 Беседа 31. 24.04 Кот-Тильда. Групповая 3 Опрос 32. 08.09 Кот-Тильда. Групповая 3 Беседа 33 15.05 «Гусеница»-Тильда Групповая Беседа 34 22.05 Объединение тем. «Гусеница»-Тильда Итоговое занятие. Групповая 3 3 Всего 102 Наблюдение 01.05.2025-праздничный день в учебном периоде Календарный(тематический)план нет в расписании Год обучения 4 Группа(класс) 4 класс- четверг. Время и место проведения занятий -в соответствии с расписанием, утвержденным Директором. план Коррекция Тема занятия Форма Колич. Форма Дата Тема занятия часов контроля занятия 1. 05.09 Вводное занятие. Групповая 3 беседа 2. 12.09 Групповая 3 Наблюдение 3. 19.09 КуклаБольшеножка КуклаБольшеножка Групповая 3 Опрос Форма занятия Колич. часов Фор ма конт роля Групповая 3 Наблюдение Групповая 3 беседа Групповая 3 наблюдение Групповая 3 Беседа Групповая 3 Наблюдение Групповая 3 Беседа Групповая 3 Наблюдение 21.11 КуклаБольшеножка КуклаБольшеножка КуклаБольшеножка КуклаБольшеножка КуклаБольшеножка КуклаБольшеножка КуклаБольшеножка Кукла-Шейни Групповая 3 Опрос 12. 13. 14. 15. 28.11 05.12 12.12 19.12 Кукла-Шейни Кукла-Шейни Кукла-Шейни Кукла-Шейни Групповая Групповая Групповая Групповая 3 3 3 3 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 16. 26.12 Кукла-Шейни Групповая 3 Беседа 17. 09.01 Кукла-Шейни Групповая 3 Наблюдение 18. 16.01 Кукла-Шейни Групповая 3 опрос 19. 23.01 Кукла-Шейни Групповая 3 беседа 20. 30.01 Кофейные игрушки Групповая 3 Наблюдение 21. 06.02 Кофейные игрушки Групповая 3 Беседа 22. 13.02 Кофейные игрушки Групповая 3 Беседа 4. 26.09 5. 03.10 6. 10.10 7. 17.10 8. 24.10 9. 07.11 10. 14.11 11. 23. 20.02 Кофейные игрушки Групповая 3 наблюдение 24. 27.02 Кофейные игрушки Групповая 3 Беседа 25. 06.03 Кофейные игрушки Групповая 3 Беседа 26. 13.03 Групповая 3 Беседа 27. 20.03 Групповая 3 Беседа 28. 03.04 Групповая 3 Беседа 29. 10.04 Групповая 3 Беседа 30. 17.04 Групповая 3 Беседа 31. 24.04 Многоликий текстиль. Многоликий текстиль. Многоликий текстиль. Многоликий текстиль. Многоликий текстиль. Органайзер «Косметичка» Групповая 3 Опрос 32. 15.05 Объединение тем Групповая Органайзер «Косметичка» Органайзер «Косметичка» 33 22.05 Объединение тем Беседа 1 2 Групповая Панно в технике «Кинусайга» Итоговое занятие Наблюдение 1 2 Всего 01.05.2025 -праздничный день в учебном периоде 99