УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 1 от 30.08.2024г Утверждено Приказом и.о. Директора МКУДО «Дворец творчества» М.А.Ермаковой № 234 от 02.09.2024 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы эстрадного пения» Возраст обучающихся: 7-12 лет Срок реализации: 2 года . Автор-составитель: педагог ДО Зяброва М.В. Талица 2024 Пояснительная записка Музыка – один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над людьми. Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение и художественно – творческое развитие человека. Музыка, как всякое другое искусство, воспитывает любовь к жизни, чувства патриотизма и нравственности. Эстрадное пение, как область музыки – искусство уникальных возможностей. В современной музыке оно занимает особое место. В отличие от современного вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики. Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных детей и подростков своей яркой выразительностью, «взрослыми» аранжировками, разнообразием жанров и современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои креативные способности. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками эстрадного вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Основы эстрадного пения». В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. Практика показывает, что вокальный ансамбль – это наиболее доступный, мобильный и актуальный вид коллективного творчества, поскольку, являясь социальной структурой, дает возможность участникам коллектива приобрести не только знания и умения в области музыкального искусства и культуры, но и опыт межличностного общения, что так же входит в спектр педагогических задач. Навыки, приобретенные в процессе обучения в вокальном ансамбле, способствуют развитию творческого потенциала учащихся и дают возможность впоследствии реализовать свои возможности в различных творческих коллективах. Основным назначением данной образовательной программы является овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям эстрадного коллективного исполнительского искусства. Наряду с учебновоспитательной работой в вокальном коллективе программой предусмотрена и активная концертно-исполнительская деятельность обучающихся в массовых мероприятиях и конкурсах вокального мастерства различных уровней. В программе систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многолетней работы по развитию у детей вокальных данных и выработке навыков ансамблевого пения. Данная общеобразовательная общеразвивающая программа по вокальному воспитанию детей школьного возраста является программой художественной направленности и обусловлена поиском оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Уровень освоения программы – базовый, предполагающий развитие музыкальных способностей и вокальных данных детей, мотивации к творческой деятельности, удовлетворение их познавательных интересов в области эстрадного вокального искусства, сформированность навыков ансамблевого и сольного исполнения на уровне практического применения. Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и следующими документами: – Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации»; – Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Программа составлена на основе программы «Основы эстрадного вокала» Климовой Л.А. Детско-юношеского творческого центра «Васильевский остров» С-Пб, Лекинской Т.А. МБОУ СОШ № 10, Н. Тагил. Актуальность данной программы обусловлена тем, что не все дети могут заниматься в детских музыкальных школах и некоторых не в полной мере удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ и репертуар исполняемых произведений.. Обучение по программе «Основы эстрадного пения» позволит детям реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения, получить возможность для творческого самовыражения. Педагогическая целесообразность программы. Занятие любым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир человека, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром. Занятия эстрадным вокалом не являются в данном случае исключением. Программа «Основы эстрадного п е н и я » является здоровьесберегающей. Основой хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, т.е. являются хорошим жизненным тонусом для человеческого организма. Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных людей. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у детей культуру речи. Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Публичные выступления формируют у обучающихся психологическую стойкость, а социально - значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской позиции и непременного чувства ответственности за личные и коллективные результаты. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Адресат программы Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 12 лет. Срок реализации программы и режим занятий. Срок реализации программы – 2 года. Общее количество часов – 1 –ый год – 70ч., 2-ой год -70ч. Обучающиеся занимаются 2 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 40 минут. 1 час в неделю - сводная репетиция. Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала и музыкальныхспособностей детей через искусство эстрадного вокала. Задачи: Обучающие Формировать • основную базу знаний и представлений о вокальной музыке, еѐ языке, средствах выразительности, жанрах; • • певческие навыки; навыки сольного и ансамблевого пения; умение работать с фонограммой, микрофоном; • навыки выразительного исполнения эстрадных произведений;навыки сценической культуры. Развивающие Развивать • голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и регистровыевозможности; • вокальный слух, музыкальную память, чувство ритма, чувство ансамбля;творческую фантазию, воображение; • оценочное музыкальное мышление; • артистическую смелость, умение держаться на сцене. Воспитательные Воспитывать • интерес к певческой деятельности; художественный и музыкальный вкус; • творческую, духовную и культурно-развитую личность; • коммуникабельность, взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность,уважение, доверие, ответственность; • трудолюбие, целеустремлѐнность; самоорганизацию, самоконтроль. • нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и концертной деятельности; • способность к самореализации в пространстве культуры. Условия реализации программы Набор обучающихся в группу осуществляется на основании результатов входной диагностики музыкальных и певческих способностей (прослушивание) и предварительного индивидуального собеседования с целью ознакомления с интересами и потребностями детей, выявления мотивов их выбора и характера заинтересованности в занятиях. Наполняемость учебных групп: от 1 до 5 человек Особенности организации образовательного процесса • В основе процесса обучения эстрадному пению лежат следующие педагогические принципы: • постепенность и последовательность в овладении мастерством пения; • единство художественно-эстетического и технического развития учащихся;использование музыкально-образного, ассоциативного мышления; индивидуальный подход к учащемуся. • Принцип индивидуального подхода к учащемуся особенно важен, так как • эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер. При обучении учитываются: • физиология организма: строение голосового аппарата;особенности данного возрастного периода; • общее развитие обучающегося, его кругозор;интересы при подборе репертуара; • окружающая атмосфера как на занятиях, так и в домашнем кругу; • погодные условия, влияющие на общее состояние и чистоту интонирования. Основные дисциплины программы: • Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве;Освоение вокальной техники; • Освоение эстрадного вокального репертуара;Исполнительское мастерство; • Импровизация. Формы проведения занятий Вокальное образование детей осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, содержание которых базируется на программных требованиях, разработанных с учѐтом возрастных особенностей детей, их индивидуального музыкального и вокального развития. Занятия предназначены для работы с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио, квартетами и др.) или с детьми, имеющими определѐнные трудности в усвоении программы. В ходе занятий дети постепенно овладевают вокальными и ансамблевыми навыками, совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя его до максимально приближенного к профессиональному. Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую и воспитательную работу. Структура построения занятий:организационный момент дыхательная гимнастика; • упражнения на дикцию и артикуляцию; • вокально-тренировочные упражнения, распевание; теоретическая часть; • работа над репертуаром • беседа, подведение итога занятия. Учебный материал данной программы распределѐн по темам, содержание которых и задачи, возникающие в ходе работы, дают возможность применять различные виды учебных занятий: традиционные, комбинированные, практические, тренинг по партиям, репетиции, концерты. Особое место в организации детской музыкальной деятельности занимает комплекс мероприятий, которые не только повышают исполнительский уровень учащихся, но и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах районного и городского уровня, посещение концертов и других музыкальных мероприятий, совместная работа педагога, родителей и детей. Планируемые результаты Предметные: - уметь точно интонировать на всём диапазоне; - уметь петь естественно, ровным по тембру голосом; - уметь свободно пользоваться навыками певческого дыхания; - уметь грамотно пользоваться резонаторными ощущениями; - уметь исполнять свою партию в ансамбле в многоголосных произведениях (для ансамбля); Метапредметные. - взаимодействие с партнёрами по ансамблю (для ансамбля); - умение красиво двигаться, чувство единства пластики при исполнении песни; - умение общаться со зрителем; - ощущение чувства стиля; - умение работать с микрофонами; Личностные артистизм исполнения; - обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, - чувство ответственности при выступлении на любой сценической площадке, - понимать необходимость совершенствования вокального мастерства.