Общеразвивающая программа Отражение Степанова Т.В.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 1 от 30.08.2024г

Утверждено
Приказом и.о. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А.Ермаковой
№ 234 от 02.09.2024 г

Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Отражение»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель
педагог ДО Степанова Т.В

Талица
2024

1

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Основные характеристики программы………………………….………………………..3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………….…….3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………….……....6
1.3 Содержание программы………………………………………………….………………9
• Учебный (тематический) план 1 года обучения…..……………….… ………………..…9
• Содержание учебного плана 1 года обучения……………..……………………….……10
• Учебный (тематический) план 2 года обучения…………… ……………………. …....15
• Содержание учебного плана 2 года обучения………………………………….………..16
• Учебный (тематический) план 3 года обучения…………………………….…… ……20
• Содержание учебного плана 3 года обучения……….…………………..………………21
• Учебный (тематический) план 4 года обучения………………………….……….……..24
• Содержание учебного плана 4 года обучения…………………………….….………….26
1.4 Планируемые результаты………………………………………………................……29
2. Организационно-педагогические условия реализации программы……………….. ...34
2.1. Календарный учебный график……………………………….…………….………….34
2.2. Условия реализация программы………………………………………………………34
2.3. Формы подведения итогов реализации программы…………………….……………35
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………….…..……….36
2.5. Методические материалы……………………….……………………………….…….43
Аннотация к программе…………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………………….45

2

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Программа «Отражение» является программой художественной
направленности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать.
Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И
увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность
специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от
окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в
процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им
красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится
преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Отражение» является программой художественной направленности и
разработана на основании нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации",
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. No 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3

Актуальность данной программы обусловлена потребностью общества
в творческой, активной, интеллектуальной и художественной личности. Она
построена так, что бы дать обучающимся ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью.
В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием
успешного освоения детьми программного материала. Стремление к
отражению действительности, своего отношения к ней должно служить
источником самостоятельных творческих поисков учащихся.
При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет
выявление социально - нравственного, эстетического содержания
разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в
практической работе, так и при восприятии художественного наследия.
Художественные УУД являются основным средством приобщения к
художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте.
Художественные УУД группируются вокруг общих проблем: форма и
пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура
материала, ритм, композиция.
Новизна программы
предполагает вариативность в содержании
изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной
деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого
ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет
воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации своего
творческого потенциала.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов
изображения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными
материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить
незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс,
и результат практической деятельности, прежде всего художественного
творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к дальнейшему
деятельному творчеству, формированию нового уровня образовательных
потребностей, стремлению добиваться более высоких результатов.
Отличительные особенности данной общеразвивающей программы от
уже существующих в этой области заключается в том, что программа
ориентирована на применение нетрадиционных методов рисования.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к
4

активной познавательной и творческой работе. При проведении занятий
используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов работы организации учебного
процесса позволяет делать работу более разнообразной, эмоциональной,
насыщенной.
Программный материалы подобраны так, чтобы поддерживать
постоянный интерес к занятиям
у всех обучающихся. Содержание
программного материала отражает опыт и интересы составителя программы.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое).
Данная программа направлена на выявление одаренных детей в области
изобразительного искусства в дошкольном и младшем школьном возрасте на
подготовку обучающихся к поступлению в детскую школу искусств и
создание условий для художественного образования,
эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся.
Адресат программы обучающиеся 7-11 лет. Состав группы постоянный
от 7 человек. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие
какой-либо специальной подготовки не требуется.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 4 года обучения и предполагает
разноуровневый подход.
Стартовый уровень - обучающиеся первого года обучения, является
вводным и подготовительным этапом и направлен на первичное знакомство с
изобразительным искусством, выполненными различными художественными
материалами;
Базовый уровень - обучающиеся второго, третьего и четвертого года
обучения, ребята учатся самостоятельно составлять простейшие композиции,
передавать на рисунке пропорции предметов, объём, с применением тени.
Формы проведения занятий Основной формой образовательного
процесса является занятие, которое включает в себя элементы теории и
практики. Программа предусматривает сочетание как групповых, так и
индивидуальных форм занятий.
Режим занятий. Обучение в коллективе проводится в форме групповых
занятий. Обучающиеся объединения делятся на группы по годам обучения.
Это даёт возможность педагогу полностью контролировать учебный процесс.
Общий состав делится на группы:
5

- обучающиеся 1-го года обучения занимаются 1
(стартовый уровень),
- обучающиеся 2-го года обучения занимаются 1
(базовый уровень),
- обучающиеся 3-го года обучения занимаются
часа(базовый уровень),
- обучающиеся 4-го года обучения занимаются
часа(базовый уровень).
Группы обучающихся
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения

раз в неделю по 2 часа
раз в неделю по 3 часа
1 раз в неделю по 3
1 раз в неделю по 3

Кол - во часов в Кол – во часов в год
неделю
2
68
3
105
3
105
3
105

1.2 Цель и задачи программы
Основной целью программы является формирование и развитие
творческих способностей и воспитание личностно-значимых качеств у
обучающихся школьного возраста средствами изобразительного и
декоративно-прикладного творчества.
Для ее реализации необходимо решить задачи:
Образовательные:
- познакомить с жанрами изобразительного искусства;
- познакомить с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
- помочь в приобретении умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра;
- обучить умению строить сюжет, организуя смысловые композиционные
связи между изображаемыми предметами.
Развивающие:
- развивать у детей чувственно- эмоциональные проявления: внимания,
памяти, фантазии, воображения;
- развивать художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное;
-развивать колористическое видение;
- развивать эмоциональность, эстетическое восприятие действительности,
творческую активность и инициативу.
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным
творчеством;
- воспитывать
таких качеств личности, как терпение, трудолюбие,
аккуратность;
6

- воспитывать взаимопонимание, уважительное отношение детей друг к другу,
желание помочь друг другу.
Цель и задачи первого года обучения
Цель: формирование творческих способностей обучающихся для
ознакомления со средствами нетрадиционного рисования, композиция,
колорит; обучения способам передачи их в рисунке; углубления знаний о
цвете и форме предметов, развития художественного вкуса и творческих
способностей.
Задачи:
Образовательные.
- детализировать, расширить, систематизировать содержание
изобразительной деятельности, а именно: изобразительное искусство
включает в себя живопись, графику, декоративно-прикладное искусство,
скульптуру и архитектуру.
- познакомить с художественными материалами: акварель, гуашь,
графитный карандаш, маркер, кисть.
- познакомить с такими средствами выразительности в рисунке как:
контурная линия, точка, штрих, пятно, силуэт, цвет.
- познакомить с жанром изобразительного искусства – графикой, дать
представление о том, в чем ее отличие от живописи.
- дать знания об основных и составных, теплых и холодных, звонких
и глухих цветах.
Развивающие.
- способствовать развитию у детей композиционных умений,
художественного видения и вкуса, цветового восприятия, ассоциативного
мышления и комбинаторных способностей, памяти, мышления, внимания и
восприятия.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм,
уважение к старшим и их труду, взаимопомощь и сочувствие.
- формировать креативные навыки.
- воспитывать правила поведения в общественных местах и в учебной группе.
Цель и задачи второго года обучения
Цель: формирование творческих способностей для продолжения
знакомства обучающихся с жанрами разных видов искусства, для обогащения
зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к
окружающему миру; совершенствования навыков изобразительной
деятельности.
Задачи:
Образовательные.
- расширить представление о художественных материалах: восковые
мелки, пастель, маркер, графитный карандаш, гуашь.
7

- показать возможность создания сказочных образов на основе
фантазийного преобразования образов реальных.
- научить самостоятельно определять замысел и сохранять его на
протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая
свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными
выразительными средствами настроение и характер образа.
- расширить, систематизировать и детализировать содержание
изобразительной деятельности обучающихся.
Развивающие.
- совершенствовать специфические умения во всех видах
изобразительной деятельности: продолжить обучение изображению объектов
реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно
передавая строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные
признаки; передавать движения.
- совершенствовать технику рисования различными художественными
материалами и самостоятельно выбирать их для создания выразительного
образа.
- развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии
с особенностями их формы и величины; создавать композицию в зависимости
от сюжета; выделять в композиции главное – основные действующие лица,
предметы, окружающую обстановку.
Воспитательные:
- создавать условия для самореализации и самостоятельной художественной
деятельности; обеспечивать участие детей в выставках и конкурсах.
- воспитывать интерес к изобразительному и декоративно-прикладному
творчеству.
Цель и задачи программы третьего и четвертого года обучения
Цель: формирование творческих способностей для совершенствования
навыков изобразительной деятельности; формирования умений, позволяющих
в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные.
- продолжить знакомство с произведениями разных видов изобразительного
искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования
эстетического отношения к окружающему миру.
- детализировать, расширить и систематизировать знания по изобразительной
деятельности.
- способствовать совершенствованию навыков работы с различными
материалами.
- обучить приемам композиции и их использование (ритм, равновесие,
цветовой колорит, сюжет).

8

- закрепить умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном,
световыми и цветовыми контрастами как средствами художественной
выразительности.
Развивающие.
- развивать глазомер, воображение, творческую фантазию,
- развивать чувство цветовой гармонии.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношение к действительности и искусству.
Планируемые результаты
1 год обучения
Личностные результаты:
1. сформированы ценностные ориентиры в области изобразительного
искусства;
2. способны к оценке своей работы;
Предметные результаты:
1. сформированы первоначальные представлений о роли изобразительного
искусства в жизни;
2.знают выразительные средства различных видов изобразительного
искусства и освоены некоторые из них;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1. проговаривают последовательность действий на занятии;
2. работают по предложенному плану;
3. отличают верно выполненное задание от неверного;
Познавательные УУД
1.ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
2.преобразовывают информацию из одной формы в другую на основе
заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно
выполнять творческие задания;
3.произвольно и осознанно владеют общими приёмами рисования;
Коммуникативные УУД:
1. умеют пользоваться языком изобразительного искусства;
2. доносят свою позицию до собеседника;
3. умеют слушать и понимать высказывания собеседников.
2 год обучения
Личностные результаты:
1. сформированы ценностные ориентиры в области изобразительного
искусства;
2. способны к оценке своей работы;
9

3. развит интерес к самостоятельной работе, изобразительному искусству
Предметные результаты:
1.сформированы первоначальные представлений о роли изобразительного
искусства в жизни;
2.знают выразительные средства различных видов изобразительного
искусства и освоены некоторые из них;
3.освоены в начальной степени техники пейзаж, натюрморт.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1. проговаривают последовательность действий на занятии;
2. работают по предложенному плану;
3. отличают верно выполненное задание от неверного;
4. планировуют свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации;
5. осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;
6. адекватно оценивают свою работу;
Познавательные УУД
1. ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
2. преобразовывают информацию из одной формы в другую на основе
заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно
выполнять творческие задания;
Коммуникативные УУД:
1. умеют пользоваться языком изобразительного искусства;
2. доносят свою позицию до собеседника;
3. умеют слушать и понимать высказывания собеседников.
4. умеют согласованно работать в группе:
5. планируют работу в группе;
3 год обучения
Личностные результаты:
1. сформированы ценностные ориентиры в области изобразительного
искусства;
2. способны к оценке своей работы;
3. чувство прекрасного и эстетические чувства;
4. умение самостоятельно работать
5. усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое до конца.
Предметные результаты:
10

1.сформированы первоначальные представлений о роли изобразительного
искусства в жизни;
2.знают выразительные средства различных видов изобразительного
искусства и освоены некоторые из них;
3.способны изобразить более сложные образы, в разных техниках
4.способны импровизировать, фантазировать, подбирая образ.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1.проговаривают последовательность действий на занятии;
2.работают по предложенному плану;
3.отличают верно выполненное задание от неверного;
4.планировуют свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
5.осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;
6.адекватно оценивают свою работу;
Познавательные УУД
1. ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
2. преобразовывают информацию из одной формы в другую на основе
заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно
выполнять творческие задания;
3. произвольно и осознанно владеют общими приёмами рисования;
Коммуникативные УУД:
1. умеют пользоваться языком изобразительного искусства;
2. доносят свою позицию до собеседника;
3. умеют слушать и понимать высказывания собеседников.
4. умеют согласованно работать в группе:
5. планируют работу в группе;
6. умеют выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
4 год обучения
Личностные результаты
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие
разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к
эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному
пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной
художественно-творческой деятельности;
11

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных
материалов для работы в разных техниках; стремление использовать
художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства
проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую
деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства проявляются
в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов,
представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды
и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
сформированность представлений о ведущих музеях России и
художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние
и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание
общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и
отражение их в собственной художественной деятельности; умение
эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах
изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям
своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о
художественных особенностях произведений, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать
коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной
художественной деятельности; моделирование новых образов путем
трансформации известных (с использованием средств изобразительного
искусства и компьютерной графики).
Обучающиеся научатся:
12

- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание
художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и
являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду
нашей жизни и нашего общения;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация,
живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
- использовать различные художественные материалы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного
искусства, выставок, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение
художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего
отношения к творческой художественной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в
процессе совместной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного
художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных
произведениях выдающихся художников в различных видах искусства,
активно использовать художественные термины и понятия;

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».