УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 1 от 30.08.2024г Утверждено Приказом и.о. Директора МКУДО «Дворец творчества» М.А.Ермаковой № 234 от 02.09.2024 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Отражение» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 4 года Автор-составитель педагог ДО Федорова Е.А. Талица 2024 1 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Основные характеристики программы………………………….………………………..3 1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………….…….3 1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………….……....6 1.3 Содержание программы………………………………………………….………………9 • Учебный (тематический) план 1 года обучения…..……………….… ………………..…9 • Содержание учебного плана 1 года обучения……………..……………………….……10 • Учебный (тематический) план 2 года обучения…………… ……………………. …....15 • Содержание учебного плана 2 года обучения………………………………….………..16 • Учебный (тематический) план 3 года обучения…………………………….…… ……20 • Содержание учебного плана 3 года обучения……….…………………..………………21 • Учебный (тематический) план 4 года обучения………………………….……….……..24 • Содержание учебного плана 4 года обучения…………………………….….………….26 1.4 Планируемые результаты………………………………………………................……29 2. Организационно-педагогические условия реализации программы……………….. ...34 2.1. Календарный учебный график……………………………….…………….………….34 2.2. Условия реализация программы………………………………………………………34 2.3. Формы подведения итогов реализации программы…………………….……………35 2.4. Оценочные материалы…………………………………………………….…..……….36 2.5. Методические материалы……………………….……………………………….…….43 Аннотация к программе…………………………………………………………………….44 Список литературы………………………………………………………………………….45 2 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Программа «Отражение» является программой художественной направленности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он. Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Отражение» является программой художественной направленности и разработана на основании нормативных документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. No 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 3 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Актуальность данной программы обусловлена потребностью общества в творческой, активной, интеллектуальной и художественной личности. Она построена так, что бы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Художественные УУД являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные УУД группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция. Новизна программы предполагает вариативность в содержании изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации своего творческого потенциала. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов изображения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к дальнейшему деятельному творчеству, формированию нового уровня образовательных потребностей, стремлению добиваться более высоких результатов. Отличительные особенности данной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа 4 ориентирована на применение нетрадиционных методов рисования. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. При проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Постоянный поиск новых форм и методов работы организации учебного процесса позволяет делать работу более разнообразной, эмоциональной, насыщенной. Программный материалы подобраны так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех обучающихся. Содержание программного материала отражает опыт и интересы составителя программы. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое). Данная программа направлена на выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в дошкольном и младшем школьном возрасте на подготовку обучающихся к поступлению в детскую школу искусств и создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся. Адресат программы обучающиеся 7-11 лет. Состав группы постоянный от 7 человек. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 4 года обучения и предполагает разноуровневый подход. Стартовый уровень - обучающиеся первого года обучения, является вводным и подготовительным этапом и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, выполненными различными художественными материалами; Базовый уровень - обучающиеся второго, третьего и четвертого года обучения, ребята учатся самостоятельно составлять простейшие композиции, передавать на рисунке пропорции предметов, объём, с применением тени. Формы проведения занятий Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя элементы теории и практики. Программа предусматривает сочетание как групповых, так и индивидуальных форм занятий. 5 Режим занятий. Обучение в коллективе проводится в форме групповых занятий. Обучающиеся объединения делятся на группы по годам обучения. Это даёт возможность педагогу полностью контролировать учебный процесс. Общий состав делится на группы: - обучающиеся 1-го года обучения занимаются 1 раз в неделю по 2 часа (стартовый уровень), - обучающиеся 2-го года обучения занимаются 1 раз в неделю по 3 часа (базовый уровень), - обучающиеся 3-го года обучения занимаются 1 раз в неделю по 3 часа(базовый уровень), - обучающиеся 4-го года обучения занимаются 1 раз в неделю по 3 часа(базовый уровень). Группы обучающихся 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения Кол - во часов в Кол – во часов в год неделю 2 68 3 105 3 105 3 105 1.2 Цель и задачи программы Основной целью программы является формирование и развитие творческих способностей и воспитание личностно-значимых качеств у обучающихся школьного возраста средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Для ее реализации необходимо решить задачи: Образовательные: - познакомить с жанрами изобразительного искусства; - познакомить с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; - помочь в приобретении умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра; - обучить умению строить сюжет, организуя смысловые композиционные связи между изображаемыми предметами. Развивающие: - развивать у детей чувственно- эмоциональные проявления: внимания, памяти, фантазии, воображения; - развивать художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное; -развивать колористическое видение; - развивать эмоциональность, эстетическое восприятие действительности, творческую активность и инициативу. Воспитательные: 6 - формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; - воспитывать таких качеств личности, как терпение, трудолюбие, аккуратность; - воспитывать взаимопонимание, уважительное отношение детей друг к другу, желание помочь друг другу. Цель и задачи первого года обучения Цель: формирование творческих способностей обучающихся для ознакомления со средствами нетрадиционного рисования, композиция, колорит; обучения способам передачи их в рисунке; углубления знаний о цвете и форме предметов, развития художественного вкуса и творческих способностей. Задачи: Образовательные. - детализировать, расширить, систематизировать содержание изобразительной деятельности, а именно: изобразительное искусство включает в себя живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, скульптуру и архитектуру. - познакомить с художественными материалами: акварель, гуашь, графитный карандаш, маркер, кисть. - познакомить с такими средствами выразительности в рисунке как: контурная линия, точка, штрих, пятно, силуэт, цвет. - познакомить с жанром изобразительного искусства – графикой, дать представление о том, в чем ее отличие от живописи. - дать знания об основных и составных, теплых и холодных, звонких и глухих цветах. Развивающие. - способствовать развитию у детей композиционных умений, художественного видения и вкуса, цветового восприятия, ассоциативного мышления и комбинаторных способностей, памяти, мышления, внимания и восприятия. Воспитательные: - воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и их труду, взаимопомощь и сочувствие. - формировать креативные навыки. - воспитывать правила поведения в общественных местах и в учебной группе. Цель и задачи второго года обучения Цель: формирование творческих способностей для продолжения знакомства обучающихся с жанрами разных видов искусства, для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру; совершенствования навыков изобразительной деятельности. Задачи: 7 Образовательные. - расширить представление о художественных материалах: восковые мелки, пастель, маркер, графитный карандаш, гуашь. - показать возможность создания сказочных образов на основе фантазийного преобразования образов реальных. - научить самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа. - расширить, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности обучающихся. Развивающие. - совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжить обучение изображению объектов реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать движения. - совершенствовать технику рисования различными художественными материалами и самостоятельно выбирать их для создания выразительного образа. - развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы и величины; создавать композицию в зависимости от сюжета; выделять в композиции главное – основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку. Воспитательные: - создавать условия для самореализации и самостоятельной художественной деятельности; обеспечивать участие детей в выставках и конкурсах. - воспитывать интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству. Цель и задачи программы третьего и четвертого года обучения Цель: формирование творческих способностей для совершенствования навыков изобразительной деятельности; формирования умений, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Задачи: Образовательные. - продолжить знакомство с произведениями разных видов изобразительного искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру. - детализировать, расширить и систематизировать знания по изобразительной деятельности. - способствовать совершенствованию навыков работы с различными материалами. 8 - обучить приемам композиции и их использование (ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет). - закрепить умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, световыми и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности. Развивающие. - развивать глазомер, воображение, творческую фантазию, - развивать чувство цветовой гармонии. Воспитательные: - воспитывать эстетическое отношение к действительности и искусству. Планируемые результаты 1 год обучения Личностные результаты: 1. сформированы ценностные ориентиры в области изобразительного искусства; 2. способны к оценке своей работы; Предметные результаты: 1. сформированы первоначальные представлений о роли изобразительного искусства в жизни; 2.знают выразительные средства различных видов изобразительного искусства и освоены некоторые из них; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: 1. проговаривают последовательность действий на занятии; 2. работают по предложенному плану; 3. отличают верно выполненное задание от неверного; Познавательные УУД 1.ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 2.преобразовывают информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания; 3.произвольно и осознанно владеют общими приёмами рисования; Коммуникативные УУД: 1. умеют пользоваться языком изобразительного искусства; 2. доносят свою позицию до собеседника; 3. умеют слушать и понимать высказывания собеседников. 2 год обучения Личностные результаты: 1. сформированы ценностные ориентиры в области изобразительного искусства; 2. способны к оценке своей работы; 9 3. развит интерес к самостоятельной работе, изобразительному искусству Предметные результаты: 1.сформированы первоначальные представлений о роли изобразительного искусства в жизни; 2.знают выразительные средства различных видов изобразительного искусства и освоены некоторые из них; 3.освоены в начальной степени техники пейзаж, натюрморт. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: 1. проговаривают последовательность действий на занятии; 2. работают по предложенному плану; 3. отличают верно выполненное задание от неверного; 4. планировуют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 5. осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; 6. адекватно оценивают свою работу; Познавательные УУД 1. ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 2. преобразовывают информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания; Коммуникативные УУД: 1. умеют пользоваться языком изобразительного искусства; 2. доносят свою позицию до собеседника; 3. умеют слушать и понимать высказывания собеседников. 4. умеют согласованно работать в группе: 5. планируют работу в группе; 3 год обучения Личностные результаты: 1. сформированы ценностные ориентиры в области изобразительного искусства; 2. способны к оценке своей работы; 3. чувство прекрасного и эстетические чувства; 4. умение самостоятельно работать 5. усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое до конца. Предметные результаты: 10 1.сформированы первоначальные представлений о роли изобразительного искусства в жизни; 2.знают выразительные средства различных видов изобразительного искусства и освоены некоторые из них; 3.способны изобразить более сложные образы, в разных техниках 4.способны импровизировать, фантазировать, подбирая образ. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: 1.проговаривают последовательность действий на занятии; 2.работают по предложенному плану; 3.отличают верно выполненное задание от неверного; 4.планировуют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 5.осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; 6.адекватно оценивают свою работу; Познавательные УУД 1. ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 2. преобразовывают информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания; 3. произвольно и осознанно владеют общими приёмами рисования; Коммуникативные УУД: 1. умеют пользоваться языком изобразительного искусства; 2. доносят свою позицию до собеседника; 3. умеют слушать и понимать высказывания собеседников. 4. умеют согласованно работать в группе: 5. планируют работу в группе; 6. умеют выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 4 год обучения Личностные результаты в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; 11 в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявляются в: - умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); - желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; - умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты освоения изобразительного искусства проявляются в следующем: в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов; в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). Обучающиеся научатся: 12 - понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира; - понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры; - понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения; - правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции; - называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет: - сравнивать различные виды изобразительного искусства; - использовать различные художественные материалы. Обучающиеся получат возможность научиться: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности; - воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров; - оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.; - использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности; - использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности; - использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; - анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия; 13