УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 1 от 30.08.2024г Утверждено Приказом и.о. Директора МКУДО «Дворец творчества» М.А.Ермаковой № 234 от 02.09.2024 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Палитра» Возраст обучающихся: 11-17 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель Степанова Т.В. Педагог дополнительного образования г. Талица 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. Основные характеристики программы………………………………………………. 3 1.1Пояснительная записка…………………………………………………………………… 3 1.2Цель и задачи программы………………………………………………………………… 8 Учебный (тематический) план первого года обучения……………………………………... 9 Содержание первого года обучения…………………………………………………………. 11 Планируемые результаты первого года обучения………………………………………….. 16 Учебный (тематический) план второго года обучения…………………………………… 18 Содержание второго года обучения…………………………………………………………. 21 Планируемые результаты второго года обучения………………………………………….. 25 Учебный (тематический) план третьего года обучения…………………………………….. 26 Содержание третьего года обучения………………………………………………………… 29 Планируемые результаты третьего года обучения…………………………………………. 33 2.Организационно - педагогические условия реализации программы………………… 38 2.1 Примерный календарный учебный график……………………………………………….. 38 2.2 Условия реализации программы…………………………………………………………… 38 2.3 Формы подведения итогов реализации программы……………………………………… 39 2.4 Оценочные материалы……………………………………………………………………… 40 2.5 Методическое обеспечение программы…………………………………………………… 44 2.6 Педагогические технологии, применяемые в процессе реализации программы………. 45 Список литературы……………………………………………………………………………. 49 Аннотация………………………………………………………………………………………. 53 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Программа «Палитра» художественной направленности, ориентирована на эстетическое, художественное развитие детей среднего и старшего школьного возраста. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также с использованием следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Письмо направлении Минобрнауки информации» проектированию России (вместе дополнительных с No 09-3242 «Методическими общеразвивающих от 18.11.2015 «О рекомендациями программ по (включая разноуровневые программы)». Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков. Художественная деятельность на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты детей с искусством, приобщить их к художественной культуре. В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости. На занятиях изостудии дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные знания, умения, навыки помогут ребенку расширить кругозор, расширить интеллект, стать более творчески развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству, кому-то определить свой профессиональный выбор. Актуальность программы настоящей программы в том, что искусство и детская художественная деятельность рассматриваются в ней не как самоцель, а как мощное средство формирования отношения ребёнка к миру и к себе, как средство духовного воспитания. Задания в программе выстроены по принципу возрастания сложности. В нее включены задания, которые выполняются в разных техниках, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Программа дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития. Для выполнения творческих заданий используются разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, пастель и др. При разработке содержания дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие в мир искусства» были изучены материалы следующих программ: дополнительная общеобразовательная программа «Апрель» (автор И.И. Волобуева), дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная кисточка» (автор И.Е. Кациель); дополнительная общеобразовательная программа «Акварель» (автор С.Р. Нагуманова) и других. Данная программа состоит из трех уровней: – первый-второй год обучения «базовый», предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы; третий год обучения - «базовый+», предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в рамках содержательно тематического направления программы. Адресат общеразвивающей программы: В реализации программы участвуют обучающиеся 11-17 лет. Психолого - физиологические особенности возраста от 11 до 13 лет. Именно во время перехода к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. С 10-13 лет начинается половое созревание, которое нарушает внутреннее равновесие. Окончательно формируется интеллект, процессы в психической сфере становятся более сложными, а деятельность вегетативной нервной системы – более совершенной. Для этого возраста характерны избирательность внимания, критичность, некоторый максимализм, уход в себя, подражание неправильно выбранным авторитетам. Нежелание детей долго сосредотачиваться на одном деле компенсируется сменой видов деятельности. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Работа педагога должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений, знакомство с примерами положительных идеалов. Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Поэтому программа рассчитана на возможность самовыражения каждым учащимся, предусматривает свободный выбор композиции и действующих персонажей. В основе формирования способности к изобразительной деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа дополнительного образования по изобразительному искусству способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций. Психолого - физиологические особенности возраста от 14 до 17 лет. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. В программу включены занятия, вызывающие у современного подростка особый интерес. Это занятия по дудлингу, граффити, аниме, скетчингу. Материал программы способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года обучения. Общее количество часов для освоения программы - 315 ч. Первый год обучения – 105 часов, второй год обучения – 105 часов, третий год обучения- 105 часов. Особенности организации образовательного процесса Сформированные в группы, обучающиеся от 6-12 человек. Программа предусматривает выполнение, как индивидуально-фронтальных творческих работ, так и коллективных. Специальная подготовка для того, чтобы заниматься по данной программе не требуется, так же не важен пол ребенка и его физическое здоровье, ведь изобразительное творчество доступно всем без исключения. Группы формируются по возрастному принципу, так же может учитываться и уровень начальной подготовки. При необходимости дети могут быть объединены и в разновозрастные группы. Единственным условием приема в студию является желание ребенка творить и научиться делать это правильно и грамотно. О своей деятельности обучающиеся отчитываются в виде выставок на праздниках, участвуют в районных, областных конкурсах детского творчества. Режим занятий: для 1 года обучения 1 раз в неделю по 3 часа, занятия продолжительностью 40 минут с перерывом 10 мин. Для 2 и 3 года обучения 1 раз в неделю по 3 часа, занятия продолжительностью 40 минут с перерывом 10 мин. Работа по программе «Палитра» состоит из трех этапов. Первый этап – ознакомительный (1 год обучения). Основная цель: развитие творческих способностей обучающихся через овладение техническими приемами работы с различными материалами. Основные задачи: -познакомить обучающихся с названиями и характеристиками различных художественных материалов; -познакомить с историей возникновения живописи и первых графических изображений в разных странах мира. -способствовать развитию мелкой моторики рук; - способствовать развитию творческих способностей обучающихся; - воспитать бережное отношение к наследию мировой культуры; Второй этап – развивающий (2-й год обучения). Основная цель: развитие художественных навыков через знакомство с формой предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы Основные задачи: - изучить особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; - знать разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; - изучить основы графики; - способствовать развитию способностей различать передний и задний план на плоскостных изображениях; - способствовать развитию навыка работы с кистью и красками; - способствовать развитию наблюдательности и образного мышления при рисовании натюрморта с натуры. - воспитать уважения к труду окружающих и бережного отношения к результатам творческой деятельности других обучающихся. Третий этап – исследовательский (3-й год обучения). Основная цель: развитие креативности, художественного вкуса обучающихся через приобретение навыков создания тематической композиции, изображения группы предметов, логически связанных между собой. Основные задачи: -изучить значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы; -знать различные виды декоративного творчества, основы дизайна; - познакомить с творчеством мастеров русского и зарубежного искусства разных направлений искусства. -изучить правила создания экспозиций, основы прикладной графики. - способствовать развитию творческих способностей обучающихся; - способствовать развитию самостоятельности в решении творческих задач; - способствовать развитию наблюдательности и образного мышления обучающихся; - способствовать развитию умения выбирать художественные средства и техники изображения.: - воспитать бережное отношение к наследию мировой культуры; - способствовать формированию художественного вкуса обучающихся; -воспитывать уважения к труду окружающих и бережного отношения к результатам творческой деятельности других обучающихся.