Общеразвивающая программа Перспектива

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 1 от 30.08.2024г

Утверждено
Приказом и.о. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А.Ермаковой
№ 234 от 02.09.2024 г

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Перспектива»
Возраст обучающихся: 11-17
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
педагог ДО Герасимова Ю.Ф.

Талица
2024

Содержание
Пояснительная записка

2

Цель и задачи программы

8

Учебный (тематический) план программы «Перспектива», 1 год
обучения

10

Содержание программы первого года обучения

14

Планируемые результаты реализации программы

29

Методическое обеспечение программы

31

Материально-техническое обеспечение

32

Формы аттестации

33

Оценочные материалы

35

Список литературы используемой при составлении программы

37

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «Перспектива» художественной

направленности

составлена, опираясь на нормативные документы: Федеральный закон от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Одно из основных направлений современной школы и системы
дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего
учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм,
методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и
задачами.
Направленность программы
Направленность
общеразвивающая

программы
программа

–
по

художественная.

Дополнительная

изобразительному

творчеству

«Перспектива» направлена на развитие творческого потенциала детей, их
воображения и мышления, раскрытие их индивидуальности и креативности.
Содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено
на создание условий для развития духовных качеств личности, способной
чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также
осваивать формы эстетической деятельности. Приобретение опыта творческой
деятельности и опыта эмоционально – ценностных отношений происходит
через знакомство, как с мировой историей и культурой, так и культурой
родного края.
Изобразительное творчество – важное средство познания и
отражения действительности во всей ее сложности и многогранности.
Новизна программы
Новизна дополнительной общеразвивающей программы по курсу

изобразительного творчества «Перспектива» опирается на наличие у детей
разного возраста определенных видов художественного мышления.
На занятиях обучающиеся учатся находить сходство и различие в культуре
разных народов мира, передавать эпоху в искусстве через предметную среду,
определять связь характера, формы и колорита природных объектов.
Традиции, история и искусство народов мира и родного края занимают в
программе важное место, так как знакомство обучающихся с богатым
культурным наследием развивает их фантазию, вызывает чувство гордости за
Родину и помогает расширить представление о взаимодействии культур.
Актуальность программы
Актуальность программы выражена в том, что в настоящее время
проблема развития детского творчества является одной из наиболее значимых.
Перед нами возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого
восприятия и развития личности в целом.
В период быстрой смены ценностных ориентиров нарушается духовное
единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, а также
деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных
установок. Особую важность приобретают занятия, формирующие духовность
подрастающего поколения. Большой потенциал духовно – нравственного
развития учащихся несет в себе предмет «Изобразительное творчество» в
системе

дополнительного

образования.

Таким

образом,

развивается

творческая личность, способная применять знания и умения в различных
ситуациях.
Программа «Перспектива» имеет вариативность направлений: на
развитие

эмоционально

–

эстетических,

сенсорных,

познавательных

способностей, обеспечивающих более глубокое освоение разных видов
искусства, а также на формирование общей художественной культуры.
В программе реализуется принцип вариативности. Обучающимся
предоставляется

возможность

подбирать

оптимальные

решения

для

поставленной задачи, что способствует развитию творческого мышления,
умению находить новые, ранее не изученные пути решения заданий.
Вариативность творческих заданий по различным уровням сложности
помогает каждому обучающемуся идти в образовательном процессе по
собственной траектории, что позволяет ему быть успешным, чувствовать себя
значимым, поверить в свои возможности и уникальность.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной
тем, что образовательный

программы обусловлена

процесс направлен на оптимальное развитие

личности на основе:
− педагогической поддержки индивидуальности обучающегося и его
искреннем интересе в выполнении заданий в условиях специально
организованной образовательной деятельности;
− накопления обучающимся социального опыта (участие в выставках и
мероприятия);
− обогащения навыками общения и совместной деятельности в процессе
освоения программы.
Отличительные особенности
Отличительная особенность программы «Перспектива» заключается в
том, что она составлена в соответствии с современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами по
дополнительному

образованию,

требованиями

новых

методических

рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ

и

с

учетом

задач,

сформулированных

Федеральными

государственными образовательными стандартами нового поколения.
Особенность данной программы, заключается в том, что она:
− дает

возможность

развиваться

не

только

в

направлении

изобразительного искусства, но и дополняется вводным курсом в мировую
художественную культуру, а так же в культуру родного края. Программа
интегрируется с такими видами искусств, как декоративно-прикладное

искусство, тесно взаимосвязано со многими дисциплинами (природоведение,
история, география и др.).
− содержит

использование

различных

форм

организации

образовательного процесса: проектная деятельность, участие в конкурсах,
олимпиадах, в том числе и всероссийского уровня
− программа знакомит с миром искусства дает учащимся возможность
повысить свой уровень культуры, содержание программы построено так,
чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных
качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность
художественной

культуры,

а

также

осваивать

формы

эстетической

деятельности.
Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции
развития дополнительного образования направлена на формирование и
развитие

творческих

индивидуальных

способностей

потребностей

в

детей,

и

удовлетворение

интеллектуальном

и

их

нравственном

совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучение детей 11 – 17 лет. Состав группы 5 –
10 человек
Уровни освоения программы
Программа «Перспектива» первого года обучения относится к
программам стартового уровня. Занятия проводятся с обучающимися в
возрасте 11 – 17 лет, не имеющими определенных знаний и навыков.
Продолжительность – 2 раза в неделю по 2 часа. Освоение азов рисунка и
живописи рассчитано на 1 год обучения – 140 час.
Режим занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Продолжительность занятия 40 минут в соответствии с требованиями
СанПин.
Формы и методы организации занятий
Форма обучения – очная. При проведении учебных практических и
теоретических занятий используются следующие формы организации
обучения:
− фронтальные;
− групповые;
− индивидуальные;
− работа в подгруппах.
Использование здоровьесберегающих технологий в реализации
программы
Виды здоровьесберегающих технологий на занятии:
− гимнастика для глаз;
− релаксация.
Здоровьесберегающие технологии используются во время занятия в
зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется для всех
обучающихся в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя
элементы музыкальных пауз, подвижные мини – игры, дыхательные
упражнения.
Цель и задачи программы
Формирование творческой и социально активной личности ребенка,
обладающей компетенциями в области художественно – творческой
деятельности, готовой к культурному, социальному самоопределению и
самореализации.
Задачи программы:
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение
следующих задач:
Образовательные:
− формировать у обучающихся знания и умения по разделам программы;

− способствовать осознанию потенциала искусства в познании мира, в
формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
− способствовать формированию способности осознавать главные темы
искусства и обращаясь к ним в собственной художественно-творческой
деятельности, создавать выразительные образы.
Развивающие:
− развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное
мышление и

способность эмоционально

воспринимать окружающую

действительность и передавать в художественно – творческой деятельности;
− развивать познавательную, творческую и социальную активность
учащихся, потребность в самообразовании;
− развивать

эстетический

вкус

на

основе

творческого

анализа

произведений искусства.
Воспитательные.
− воспитать способность передавать в собственной художественной
деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным и
позитивным явлениям жизни и искусства;
− формировать уважение к культуре и искусству, к мировому культурно –
историческому наследию;
− воспитать

бережливость,

жизненный

оптимизм,

способность

к

преодолению трудностей.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор
пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного
характера. Теоретический материал сопровождается показом наглядного
материала, преподносится в виде рассказа – информации или беседы.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка
во время занятий соответствует силам и возможностям обучающихся,
обеспечивая их занятость в течение занятий.

В работе с обучающимися большое значение имеет наглядность,
поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов. При знакомстве с
теоретическим материалом используются видеоматериалы, иллюстрации,
пособия.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты реализации программы соответствуют ее цели, задачам и
содержанию. К концу обучения по программе «Перспектива» обучающиеся
приобретут необходимый уровень компетенций. Основным результатом
реализации программы являются следующие компетенции:
Личностные:
− способность умело применять полученные знания в собственной
творческой деятельности;
− умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности;
− развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
− развитие

доброжелательности

и эмоционально – нравственной

отзывчивости и понимания к чувствам других людей;
− использовать на практике навыки изобразительной деятельности;
− работать с необходимыми инструментами и материалами;
− найти оригинальные композиционные решения в практической работе;
− свободно пользоваться всем диапазоном специальной терминологии;
− самостоятельно проанализировать выполненную работу, устранить
ошибки;
Метапредметные:
− умение

творчески

мыслить,

самостоятельно

находить

решения

поставленных задач, не копировать чужие рисунки, избегать шаблонности
мышления;
− формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;

− умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства
для реализации творческого замысла;
− выстроить цепочку причинно – следственных связей, приведших к тому
или иному результату.
− осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
− готовность слушать собеседника и вести диалог;
− готовность признавать возможность существования различных точек
зрения, определение общей цели и путей ее достижения способность
оценивать, анализировать результаты творческой деятельности: собственной
и своих сверстников.
Предметные:
− кратко

знать

историю

изобразительного

искусства,

великих

художников;
− способы

компоновки

рисунка

в

пространстве

листа,

азы

конструктивного рисунка, основ цветоведения и колористики;
− современные тенденции в изобразительном творчестве;
− пользоваться современными источниками информации;
− уметь пользоваться палитрой, мольбертом, планшетом, мастихином,
использовать моделирующую пасту;
− уметь работать на пленэрах;
− уметь рисовать на заданную тему;
− владеть базовой терминологией изобразительного искусства;
− владеть навыками согласованных действий в группе;
− иметь развитую фантазию и воображение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».