1 Содержание 1.Пояснительная записка 2.Цель и задачи общеразвивающей программы 3.УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИ ПЛАН) 1 год обучения 4.Содержание программы 1 год обучения 5.УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИ ПЛАН) 2 год обучения 6.Содержание программы 2 год обучения 7.Календарный учебный график 8.Условия реализации программы 9.Формы подведения итогов реализации программы 1. Список использованной литературы 2. Аннотация 2 3 5 9 11 14 16 19 20 20 21 25 2.Основные характеристики программы 2.1. Пояснительная записка Программа «Радужный бисер» - художественной направленности. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей и склонностей к различным видам декоративно – прикладного искусства. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, а также на организацию их свободного времени. Бисероплетение – это искусство. И таким видом рукоделия можно заниматься с детьми, которые всегда с удовольствием и энтузиазмом берутся за что -то новое. К тому же ручная работа развивает у них художественный вкус, чувство цвета, фантазию, раскрывает творческие способности, приучает к трудолюбию, формирует координацию и усидчивость, а главное, дает возможность создавать маленькие шедевры своими руками. Актуальность программы состоит в том, что она предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Бисер – универсальный материал, предоставляющий неограниченные возможности для творчества. Настоящая дополнительная общеразвивающая программа "Радужный бисер" художественной направленности (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Отличительные особенности программы Программа предусматривает последовательное расширение знаний, начиная с программы 1-ого года обучения и заканчивая 2-ым годом обучения. У обучающихся есть возможность создавать новые оригинальные изделия в разных техниках с использованием материалов, таких как: бисер, бусины, стеклярус, леска, проволока. Адресат программы Возраст детей - 8-12 лет. Состав группы постоянный от 8 до 12 человек. Набор обучающихся в объединение – свободный, не требует специальной подготовки. Объем программы 1 год обучения – 70 часов (стартовый уровень) 2 год обучения - 70 часов (базовый уровень) Формы обучения и виды занятий: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, 3 самостоятельное выполнение заданий. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для обучающихся форме. Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года. Режим занятий. Занятия имеют следующую структуру Продолжительность одного академического часа - 40 минут Перерыв между учебными занятиями – 10 минут Общее количество часов в неделю – 2 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа Срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения – 70 часов, второй год обучения – 70 часов. Объем программы – 70 часов в год. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1год обучения: 70 часов в год, 2год обучения: 70 часов в год, 2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие основ художественной культуры ребенка через народное и современное прикладное искусство. Задачи программы: Образовательные: • познакомить обучающихся с историей развития и современными направлениями прикладного творчества; • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; • научить технологиям разных видов рукоделия. Воспитательные: • приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; • побуждать обучающихся к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); • способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; 4 • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность обучающихся к саморазвитию. Развивающие: • способствовать развитию природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус; • развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей; • способствовать развитию образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания; • способствовать развитию эмоций и волевых качеств; • способствовать развитию моторики рук, глазомер. Формы проведения занятий: • индивидуальная; • индивидуально-групповая; • групповая (или в парах). 2.3 Планируемые результаты В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у обучающихся в первый год будут сформированы предметные, метапредметные, личностные результаты Предметные результаты. Обучающиеся будут ориентироваться в следующих вопросах: • виды декоративно-прикладного творчества; • название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда; • название и назначение материалов, их элементарные свойства, • использование, применение и доступные способы обработки; • правила организации рабочего места; • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами. Будут обладать следующими умениями: • правильно организовать свое рабочее место; • пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике; • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; • выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации; • сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. Метапредметные результаты. У обучающихся будут развиты: • образное пространственное мышление; 5 • мелкая моторика; • художественный вкус; • адекватно воспринимать оценку педагога; • различать способ и результат действий; • мотивация к изучению различных техник декоративно- прикладного творчества; • смогут соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом; • использовать при выполнении заданий различные средства: справочную и прочую литературу, ИКТ и пр. Личностные результаты. У обучающихся будут развиты: • формирование адекватной самооценки; • развитие познавательных интересов и творческих способностей; • способность к волевому усилию и преодолению препятствий; • организационно- управленческие навыки (умение содержать в порядке свое рабочее место); • уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников, эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. Планируемые результаты во второй год обучения Освоение программы отслеживается по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающего. Предметные результаты: К концу второго года обучающиеся будут ориентироваться в следующих вопросах • название ручных инструментов, материалов, приспособлений; • знание основных принципов построении изделий в разной технике; • правила безопасности труда при работе ручным инструментом; • правила разметки и контроля по шаблонам, схемам; • способы обработки различных материалов. Будут обладать следующими умениями: • правильно пользоваться ручными инструментами; • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда; • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы; • бережно относиться к инструментам и материалам; • самостоятельно изготовлять изделия по образцу; • правильно выполнять изученные в разных техниках операции; различать их по внешнему виду; • правильно организовать свое рабочее место; 6 • пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике; • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; • выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации; • сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. Метапредметные результаты. У обучающихся будут развиты: • умение придумать новое цветовое решение в выполнении композиции; • умение самостоятельно придумать сюжет для выполнения поделки; • умение определить последовательность действий по изготовлению всей поделки; • образное пространственное мышление; • мелкая моторика; • художественный вкус. Личностные результаты. У обучающихся будут развиты: • способность точно соблюдать инструкции педагога при выполнении отдельных операций; • умение выполнить работу аккуратно, без недочетов; • способность выполнить отдельные виды работ без словесных указаний педагога; • способность полностью самостоятельно выполнить задание; • уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников, эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. 2.4 Содержание общеразвивающей программы Учебный план 1 года обучения. № Название раздела (модуля) 1 2 3 Вводное занятие, игры на знакомство Кольца Браслеты 4 5 Серьги Чокер 6 Итоговое занятие Количество часов Формы аттестации/контроля (теория/практика) 1-й год обучения 2(1/1) Педагогическое наблюдение. Устный опрос 20(7/13) Беседа, словесная похвала 22(6/16) Наблюдение за творческим развитием ребенка 8(2/6) Опрос 16(4/12) Наблюдение за взаимодействием с другими детьми 2(0/2) Педагогическое наблюдение. Устный опрос 7 Итого 70(20/50) Учебный (тематический) план первого года обучения (2 часа в неделю). Цель. Развитие творческих способностей ребенка средствами декоративноприкладного искусства. № 1 2 2.1 2.2 Наименование тем Общее Теор Прак кол-во ия тика часов Вводное занятие, организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности. Игры на знакомство. Кольца Самые простые кольца – бисер и бусинки Самые простые кольца – бисер и бабочка 2 1 1 20 7 13 1 1 1 1 1 1 2.3 Кольца в технике крестик. Учимся плести крестиком 2.4 Кольца в технике крестик. Учимся плести крестиком 2.5 Камень оплетенный бисером в технике крестик 1 1 2.6 Кольцо из проволоки «Сердце» 1 1 2.7 Кольцо из бисера «Сердце». Плетение крестиком в два ряда 1 1 2.8 Кольцо из бисера «Сердце». Плетение крестиком в два ряда 2.9 Широкое кольцо. Мозаичное плетение 2.10 Широкое кольцо. Мозаичное плетение 2 2 1 1 2 8 Формы аттестации и контроля наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, словесная похвала Наблюдение за творческим развитием ребенка Опрос Наблюдение за взаимодействием с другими детьми Наблюдение, словесная похвала Беседа, наблюдение Наблюдение за творческим развитием ребенка Беседа, наблюдение Наблюдение за взаимодействием с другими детьми, опрос 3 «Браслеты» 3.1 6 16 Простой браслет «Петелька» 1 1 3.2 Браслет в технике «Параллельное плетение» 1 1 3.3 Браслет в технике «Параллельное плетение» Браслет из бисера «Ажурная сеточка» Браслет из бисера «Ажурная сеточка» 1 3.6 Браслет из бисера «Узор сердечки» 1 3.7 Браслет из бисера «Узор сердечки» Браслет из бисера и бусин 3.4 3.5 3.8 3.9 Браслет из бисера и бусин 3.10 4 Комплект из стекляруса – кольцо и браслет Комплект из стекляруса – кольцо и браслет Серьги 4.1 Серьги «Объемный лимон» 3.11 4.2 Серьги «Объемный лимон» 4.3 Серьги «Ромбики» 4.4 Серьги «Ромбики» 5 Чокер Простой чокер – набор бисера Чокер из стекляруса и бисера 5.1 5.2 22 2 1 2 1 2 1 1 2 1 1 2 8 2 6 1 1 2 1 1 2 16 9 Беседа, наблюдение Наблюдение за взаимодействием с другими детьми Опрос, словесная похвала Беседа Опрос, словесная похвала Наблюдение за творческим развитием ребенка Словесная похвала Беседа Наблюдение за творческим развитием ребенка Беседа, опрос Словесная похвала Беседа Наблюдение за взаимодействием с другими детьми Беседа, наблюдение Словесная похвала 4 12 1 1 Беседа, наблюдение 1 1 Беседа 5.3 Чокер из стекляруса и бисера 5.4 Чокер из стекляруса и бисера Чокер «Ромбики» 5.5 5.6 Чокер «Ромбики» 5.7 «Плоский чокер» из самодельного станка «Плоский чокер» из самодельного станка 5.8 6 2 2 1 1 2 1 1 2 Итоговое занятие 2 0 2 70 20 50 Наблюдение за творческим развитием ребенка Словесная похвала, опрос Беседа Наблюдение за взаимодействием с другими детьми Наблюдение Словесная похвала Итоговая аттестация Всего занятий Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 2 часа в неделю. 1.Вводное занятие. Всего 2часа. Теория – 1 час, практика – 1 час Теория. Знакомство с программой. Знакомство с материалами: бисер, бусины, стеклярус. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. Практика. Игры на знакомство 2. Кольца. Всего 20 часов. Теория – 7часов, практика -13 часов 2.1. Самые простые кольца – бисер и бусинки. Теория. Знакомство с техникой плетения. Алгоритм работы. Практика. Изготовление поделки. Подбор цветовой гаммы изделия. 2.2. Самые простые кольца – бисер и бабочка. Теория. Знакомство с техникой плетения. Алгоритм работы. Практика. Изготовление поделки. Подбор цветовой гаммы изделия. 2.3. Кольца в технике крестик. Учимся плести крестиком. Теория. Знакомство с техникой плетения крестиком Практика. Изготовление поделки. Подбор цветовой гаммы изделия. 2.4. Кольца в технике крестик. Учимся плести крестиком Теория. Продолжаем знакомиться с техникой плетения крестиком. Практика. Сбор деталей в готовую композицию. Оформление. 2.5. Камень, оплетенный бисером в технике крестик. 10 Теория. Знакомство с техникой оплетения. Технология изготовления кольца с камнем. Практика. Изготовление поделки. Сбор деталей в готовую композицию. 2.6. Кольцо из проволоки «Сердце». Теория. Знакомство с техникой плетения. Алгоритм работы Практика. Изготовление поделки. Подбор цветовой гаммы изделия. 2.7. Кольцо из бисера «Сердце». Плетение крестиком в два ряда. Теория. Знакомство с техникой плетения крестиком в два ряда. Учимся работать с схемой. Практика. Изготовление поделки. Подбор цветовой гаммы изделия. 2.8. Кольцо из бисера «Сердце». Плетение крестиком в два ряда. Практика. Продолжение изготовления браслета. Сбор деталей в готовую композицию. Оформление. 2.9. Широкое кольцо. Мозаичное плетение. Теория. Знакомство с техникой мозаичное плетение. Технология изготовления. Алгоритм работы. Практика. Соединение бисера в технике мозаичное плетение. Подбор цветовой гаммы изделия. Оформление кольца. 2.10. Широкое кольцо. Мозаичное плетение. Практика. Продолжение изготовления браслета. Сбор деталей в готовую композицию. Оформление. 3. Браслеты. Всего 22часа. Теория – 6 часво, практика – 16 часов 3.1. Простой браслет «Петелька». Теория. Знакомство с техникой плетение. Ход работы. Практика. Изготовление браслета, согласно технологии. 3.2. Браслет в технике «Параллельное плетение». Теория. Правила подготовки материала к работе. Алгоритм работы. Практика. Создание и браслета. 3.3. Браслет в технике «Параллельное плетение». Практика. Продолжение создания браслета, оформление. 3.4. Браслет из бисера «Ажурная сеточка». Теория. Объяснение техники плетения Практика. Изготовление поделки. Подбор цветовой гаммы изделия. 3.5. Браслет из бисера «Ажурная сеточка». Практика. Изготовление браслета, согласно технологии. 3.6. Браслет из бисера «Узор сердечки». Теория. Знакомство с техникой плетения. Ход работы. Практика. Технология изготовления браслета в смешенной технике. 3.7. Браслет из бисера «Узор сердечки». Практика. Продолжение изготовления браслета в смешанной технике. 3.8. Браслет из бисера и бусин. Теория. Объяснение техники плетения. Практика. Изготовление поделки. Подбор цветовой гаммы изделия. 3.9. Браслет из бисера и бусин. Практика. Продолжение изготовления браслета. 3.10. Комплект из стекляруса – кольцо и браслет. 11 Теория. Правила подготовки материала к работе. Алгоритм работы. Практика. Оформление браслета и выбор цветовой гаммы. 3.11. Комплект из стекляруса – кольцо и браслет. Практика. Продолжение изготовления браслета. Сбор деталей в готовую композицию. Оформление. 4. Серьги. Всего – 8часов. Теория – 2часа, практика – 6часов 4.1. Серьги «Объемный лимон». Теория. Знакомство с техникой. Алгоритм работы. Практика. Выполнение объемного изделия при помощи бисера. 4.2.Серьги «Объемный лимон». Практика. Выполнение объемного изделия при помощи бисера. Подбор цветовой гаммы. Оформление сережек, прикрепление крепежа. 4.3. Серьги «Ромбики». Теория. Знакомство с техникой. Ход работы. Практика. Выполнение изделия при помощи бисера. 4.4. Серьги «Ромбики». Практика. Выполнение изделия при помощи бисера. Подбор цветовой гаммы. Оформление сережек, прикрепление крепежа. 5. Чокер. Всего – 16часов. Теория – 4часа, практика – 12часов 5.1. Простой чокер – набор бисера. Теория. Знакомство с техникой. Алгоритм работы. Практика. Оформление чокера и выбор цветовой гаммы. 5.2. Чокер из стекляруса и бисера. Теория. Объяснение техники плетения Практика. Изготовление изделия. Подбор цветовой гаммы изделия. 5.3. Чокер из стекляруса и бисера. Практика. Продолжение изготовления чокера, оформление. 5.4. Чокер из стекляруса и бисера. Практика. Оформление изделия 5.5. Чокер «Ромбики» Теория. Знакомство с техникой плетение. Алгоритм работы. Практика. Изготовление поделки. Подбор цветовой гаммы изделия. 5.6. Чокер «Ромбики». Практика. Продолжение изготовления изделия, оформление. 5.7. «Плоский чокер» из самодельного станка. Теория. Знакомство с самодельным станком. Правила подготовки материала к работе. Практика. Создание самодельного станка. Подбор цветовой гаммы. 5.8. «Плоский чокер» из самодельного станка. Практика. Изготовление и обрамление чокера. Итоговое занятие. Всего - 2 часа. Практика - 2 часа Творческое задание: изготовление изделий из различных материалов, таких как: бисер, стеклярус, бусины по своему проекту. Подведение итогов работы за год. 12 Учебный план 2года обучения № Название раздела (модуля) 1 Вводное занятие, игры на знакомство Фруктовая корзинка Мини зоопарк. Бисер и проволока Объемные фигурки. Параллельное плетение Новогодние поделки 2 3 4 5 6 Количество часов Формы аттестации/контроля (теория/практика) 1-й год обучения 2(1/1) Педагогическое наблюдение. Устный опрос 4(2/2) Беседа, словесная похвала 6(3/3) Наблюдение за творческим развитием ребенка 10(2/8) Опрос Наблюдение за взаимодействием с другими детьми Беседа, словесная похвала Наблюдение за творческим развитием ребенка Опрос Наблюдение за взаимодействием с другими детьми Педагогическое наблюдение. Устный опрос 14(3/11) Цветы из бисера Плетение в технике крестик Круглые фигурки из бисера Фигурки в технике кирпичный стежок 6(1/5) 8(2/6) Итоговое занятие 2(1/1) 6(1/5) 12(2/10) Итого 70(18/52) Учебный (тематический) план второго года обучения (2 часа в неделю) Цель. Развитие творческих способностей ребенка, индивидуального стиля в работе с материалами через изготовление объемных изделий из бисера. № Наименование тем Общее Пра Теор кол-во ктик ия часов а 2 Вводное занятие, организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности. Фруктовая корзинка 2.1 Виноград, ананас 1 1 2.2 Груша, лимон 1 1 1 13 2 1 1 4 2 2 Формы аттестации и контроля Наблюдение за взаимодействием с другими детьми Беседа, наблюдение Беседа, словесная похвала 3 Мини зоопарк. Бисер и проволока 6 3 3 3.1 Рыбка 1 1 3.2 Фламинго плоский 1 1 3.3 Паук 4 4.1 Объемные фигурки. Параллельное плетение Цыпленок объемный 4.2 Цыпленок объемный 4.3 Дельфин 4.4 Наблюдение за взаимодействием с другими детьми Опрос Наблюдение за творческим развитием ребенка 1 1 2 8 1 1 Словесная похвала 2 Беседа 1 Опрос Дельфин 2 Беседа, наблюдение 4.5 Дельфин 2 5 Новогодние поделки 5.1 Новогодний подарок 5.2 Новогодний подарок 5.3 Снежинка 5.4 Снежинка 5.5 Расшиваем варежку 5.6 10 1 14 3 11 1 1 Беседа 2 Словесная похвала 1 Наблюдение, беседа Наблюдение за творческим развитием ребенка Беседа Расшиваем варежку 2 Опрос 5.7 Расшиваем варежку 2 6 Цветы из бисера 6.1 Роза 6.2 6.3 7 7.1 1 1 2 1 6 1 5 1 1 Беседа Роза 2 Словесная похвала Роза Плетение в технике крестик 2 Беседа 8 Бабочка 2 1 14 6 1 Наблюдение за взаимодействием с другими детьми 7.2 Бабочка 7.3 Сердечко 7.4 Сердечко Круглые фигурки из бисера Панда 8 8.1 1 2 Наблюдение 1 Опрос 2 6 1 5 1 1 8.2 Панда 2 8.3 Панда Фигурки в технике кирпичный стежок 2 9 12 2 Плюшевый мишка 9.2 Плюшевый мишка 2 9.3 Плюшевый мишка 2 9.4 Пингвин 9.5 Пингвин 2 9.6 Пингвин 2 10 Итоговое занятие 2 1 1 Всего занятий 70 18 52 1 Наблюдение за творческим развитием ребенка Беседа 10 9.1 1 Беседа 1 1 Беседа, Наблюдение за творческим развитием ребенка Беседа, словесная похвала Беседа, Наблюдение за взаимодействием с другими детьми итоговая аттестация Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 2 часа в неделю. 1.Вводное занятие. Всего – 2 часа. Теория – 1 час, практика – 1 час Теория. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. Практика. Игры «Веселые бусины» 2.Фруктовая корзинка. Всего – 4 часа. Теория -2 часа, практика – 2часа 2.1 «Виноград, ананас» Теория. Объемное плетение. Алгоритм работы. Практика. Изготовление изделия, согласно технологии. 2.2 «Груша, лимон» 15 Теория. Объемное плетение. Алгоритм работы. Практика. Изготовление изделия, согласно технологии. 3. Мини зоопарк. Бисер и проволока. Всего – 6 часов. Теория – 3 часа, практика – 3 часа 3.1. Рыбка Теория. Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Алгоритм работы Практика. Изготовление поделки. Подбор цветовой гаммы изделия. 3.2. Фламинго плоский. Теория. Знакомство с техникой плетения. Ход работы. Практика. Изготовление поделки. Подбор цветовой гаммы изделия. 3.3 Паук. Теория. Знакомство с техникой плетения. Алгоритм работы. Практика. Изготовление поделки, оформление. 4. Объемные фигурки. Параллельное плетение. Всего – 10 часов. Теория – 2 часа, практика – 8 часов 4.1. Цыпленок объемный. Теория. Объяснение алгоритма работы. Практика. Подбор цветовой гаммы изделия. 4.2. Цыпленок объемный. Практика. Создание и оформление поделки. 4.3. Дельфин. Теория. Технология изготовления. Алгоритм работы. Практика. Подбор цветовой гаммы изделия. 4.4 Дельфин Практика. Продолжение создания поделки 4.5. Дельфин Практика. Оформление поделки. 5. Новогодние поделки. Всего – 14 часов. Теория -3 часа, практика – 11 часов 5.1. Новогодний подарок. Теория. Знакомство с техникой плетения. Практика. Подбор цветовой гаммы. 5.2. Новогодний подарок. Практика. Сбор деталей в готовую композицию. 5.3. Снежинка. Теория. Объяснение и конспектирование техники плетения. Практика. Подбор цветовой гаммы. 5.4. Снежинка. Практика. Изготовление поделки. 5.5. Расшиваем варежку. Теория. Создание набросков для выполнения работы Практика. Подбор цветовой гаммы. 5.6. Расшиваем варежку. Практика. Расшиваем варежку бисером 5.7.Расшиваем варежку. 16 Практика. Сбор деталей в готовую композицию 6. Цветы из бисера. Всего – 6 часов. Теория – 1 час, практика – 5 часов 6.1. Роза. Теория. Алгоритм работы при изготовлении цветка из бисера. Практика. Подбор цветовой гаммы. Изготовление поделки 6.2. Роза. Практика. Изготовление и оформление изделия. 6.3. Роза. Практика. Сбор деталей в готовую композицию. 7. Плетение в технике крестик. Всего – 8 часов. Теория – 2 часа, практика – 6 часов 7.1. Бабочка. Теория. Объяснение и конспектирование техники плетения. Практика. Подбор цветовой гаммы 7.2. Бабочка Практика. Изготовление и оформление изделия. 7.3. Сердечко. Теория. Работа со схемой Практика. Подбор цветовой гаммы 7.4. Сердечко. Практика. Изготовление и оформление поделки. 8. Круглые фигурки из бисера. Всего – 6 часов. Теория – 1 час, практика – 5 часов 8.1. Панда Теория. Знакомство с круглым плетением в технике крестик Практика. Подбор цветовой гаммы изделия. 8.2. Панда Практика. Изготовление поделки 8.3. Панда Практика. Сбор деталей в готовую композицию. 9. Фигурки в технике кирпичный стежок. Всего – 12 часов. Теория – 2 часа, практика – 10 часов 9.1. Плюшевый мишка. Теория. Знакомство с схемой в технике кирпичное плетение Объяснение и конспектирование техники плетения. Практика. Подбор цветовой гаммы изделия 9.2. Плюшевый мишка. Практика. Изготовление поделки. 9.3. Плюшевый мишка. Практика. Сбор деталей в готовую композицию. 9.4. Пингвин. Теория. Изучение схемы. Объяснение и конспектирование техники плетения. Технология изготовления. Практика. Подбор цветовой гаммы изделия 9.5.Пингвин. Практика. Изготовление поделки 17 9.6. Пингвин Практика. Сбор деталей в готовую композицию. Итоговое занятие. Всего 2 часа. Теория – 1 час, практика – 1 час Изготовление изделий из различных материалах, таких как: бисер, бусины, поволока, леска. В соответствии пройденным темам. Подведение итогов работы за год. 3.Организационно-педагогические условия реализации программы 3.1 Календарный учебный график Продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность учебных занятий 34 недель. Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недель. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора учреждения 3.2. Условия реализации программы Материально-технические условия реализации программы. Инвентарь и оборудование, необходимые для занятий по программе «Радужный бисер». Материалы, инструменты, приспособления: - материал под основу; линейка; ножницы; иголки тонкие; нитки катушечные; леска; проволока; специальные крепежи; бисер; бусины; стеклярус; шаблоны и пр.; - библиотека по прикладному творчеству, а также методике преподавания прикладных видов творчества. Кабинеты для занятий оборудованы необходимыми и приспособлениями (учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения материалов и пр.). Кадровое обеспечение программы. Реализовать данную программу может педагог дополнительного образования со средним и высшим педагогическим образованием, либо специалист по профилю программы. 3.3. Формы подведения итогов реализации программы Формы аттестации 1 года обучения 18 В процессе обучения используется промежуточный контроль. Промежуточная аттестация необходима для оценки исходного уровня знаний обучающегося перед началом образовательного процесса, усвоения содержания программы в период обучения, наблюдение активности обучающихся на занятиях в процессе обсуждения и выполнения практических работ. Способы проверки уровня знаний, навыков: - наблюдение за обучающимися во время занятий; - беседа; -индивидуальная и групповая работа; - опрос - выставка готовых изделий. Формы аттестации 2 год обучения В процессе обучения используется промежуточный контроль. Промежуточная аттестация необходима для оценки исходного уровня знаний обучающегося перед началом образовательного процесса, усвоения содержания программы в период обучения, наблюдение активности обучающихся на занятиях в процессе обсуждения и выполнения практических работ. Способы проверки уровня знаний, навыков: - наблюдение за обучающимися во время занятий; - бесед; -индивидуальная и групповая работа; - опрос - итоговая выставка работ. 4.Список литературы Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 19 от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок). 11. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 год Литература для педагога: 1. Арматынская О. Всамделишные сказки. – Пермь: Продюсерский центр «Траектория», 2016. – 104 с. 2. Бондарева М. Поделки, обереги, картины и аппликации из семян, косточек и других природных материалов. – Белгород: «Клуб семейного досуга», 2017. – 96 с. 3. Волкова Я.В. Русская тряпичная кукла: Детские куклы и обереги. – М.: «Хоббитека», 2016. – 88 с. 4. Герман Ю. Современный декупаж и другие декоративные техники. – М.: «Эксмо», 2018. – 256 с. 5. Горячева И.А. Топиарии. Деревья счастья. – М.: «Арт-Пресс», 2015. – 80- с. 6. Дайн Г.И. Игрушка в культуре России: Детский народный календарь. Книга 1. – Сергиев Посад: «Весь Сергиев Посад», 2010. - 184 с. 7. Дайн Г.И. Игрушка в культуре России: Тряпичная кукла. Лоскутные мячики. Книга 4. – Сергиев Посад: «Весь Сергиев Посад», 2012, - 248 с. 8. Данильченко Л.А., Ивлева А.Г. Объемные картины из кожи. - Ростов н/Дону.: «Феникс», 2012. – 160 с. 9. Деон С., Блондель А. Игрушки-помпоны своими руками. – М.: «Мир книги», 2015. – 64 с. 10. Диброва А.А., Шквыря Ж.Ю. Соленое тесто. – М.: «Феникс», 2016. – 64 с. 11. Долгова В. Город мастеров: Славянские куклы-обереги своими руками/В. Долгова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2015. – 93 с. 20 12. Захарова О. Новогодние украшения. Интерьерные венки. – М.: АРТ-Пресс», 2016. – 32 с. 13. Каликинская Е. Парад пуговиц. Литературно-художественное издание. – М.: «Настя и Никита», 2015. – 24 с. 14. Каминская Е. А. Мозаика из крупы и семян. – М.: «Рипол-классик», 2014. – 256 с. 15. Капличная Т.Д., Павлова М.М. Народная тряпичная кукла: метод.пособие/Урал. Центр нар. Промыслов и ремесел; сост. Т.Д. Капличная, М.М. Павлова. – Екатеринбург, 2010. – 30 с. 16. Кискальт И. Увлекательное моделирование: Соленое тесто. – М.: «ПрофИздат», 2014. – 80 с. 17. Константиниди Ю.Х. Новогодние украшения и подарки ручной работы. Венки, интерьерные елочки, зимние букеты и композиции. – М.: «Хобиттека», 2018. – 208 с. 18. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2017. - 240 с. 19. Лаврова С. Загадки и тайны обычных вещей. – М.: «Белый город», 2016. – 48 с. 20. Лыкова И.А. Конспекты занятий и методические рекомендации: Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М: «Цветной мир», 2016. – 144 с. 21. Лыкова И.А. Конспекты занятий и методические рекомендации: Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. – М: «Цветной мир», 2018. – 144 с. 22. Лыкова И.А. Поделки из природного материала: Старичок – Лесовичок. – М.: «Карапуз», 2019. – 16 с. 23. Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: «Цветной мир», 2015. – 144 с. 24. Манкова Т.Н. Стильные украшения из кожи. - Ростов н/Д.:Феникс, 2015. – 256 с. 25. Мишина М.А. Ляльки. Куклы. Куклаки: Тряпичные куклы России. Традиция и современность. – СПб., 2015. -1 72 с. 26. Румянцева Е.А. Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста: Необычные поделки из природных материалов. – М.: «Дрофа», 2010, 32 с. 27. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе. – Волгоград: «Учитель», 2010. – 156 с. 28. ТрепетуноваЛ.И. Природный материал и фантазия. Программа, рекомендации, разработки занятий. 5-9кл. - Волгоград: «Учитель», 2010. – 38 с. 29. Улыбашева М. Русская изба. От печки до лавочки. Литературнохудожественное издание – М.: «Настя и Никита», 2015. – 24 с. 30. Четина Е. Декоративные бутылки и вазы. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2017. – 157 с. 31. Шангина И. Дело мастера боится: деревенские профессии и занятия/ И. Шангина; рис. Е. Жуковской, Т. Леонтьевой. – СПб.; М: «Речь», 2016. – 80 с. 21 Литература для детей и родителей: 1. Грушина Л.В. Народное творчество: Лоскутные куколки. – М.: «Карапуз», 2013. 2. Грушина Л.В. Народное творчество: Тряпичные куколки. – М.: «Карапуз», 2014. 3. Лыкова И.А. Бабушкины куколки. Любимые игрушки своими руками. – М.: «Цветной мир», 2012. 4. Лыкова И.А. Куколки из сундучка. Рукотворные игрушки. Книга для детей и юношества. – М.: «Цветной мир», 2012. 5. Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль, 2010. 6. Пацци Л. Фантазии из соленого теста, - М.: «Мой мир», 2009. 7. Чиотти Д.«Оригинальные поделки из бумаги». - М.: «Мир книги»,2011. 22 Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе «Радужный бисер» Программу реализует: Енидорцева Наталья Александровна, педагог дополнительного образования 1 категории МКУДО «Дворец творчества» ЦТР «Академия детства». Программа разработана на основе нормативно-правовых документов. Программа художественной направленности. Срок реализации: 2 года. Форма обучения: очная. Адресат программы: обучающиеся 8-12 лет Продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа. Общее количество часов в год – 70. Цель программы: развитие основ художественной культуры ребенка через современное декоративно-прикладное творчество. Задачи: • познакомить обучающихся с историей развития и современными направлениями декоративно-прикладного творчества; • формировать потребность культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; • воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность обучающихся к саморазвитию. • способствовать развитию природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус; Результаты освоения программы: являются высокий уровень творческого мышления, умения создавать новые оригинальные изделия в разнообразных техниках с использованием разных видов материалов (бисер, бусины, стеклярус). Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности. Оценка качества реализации программы: включает в себя текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Формы контроля: анализ контрольного знания, просмотр работ, выставки. 23