УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 1 от 30.08.2024г
Утверждено
Приказом и.о. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А.Ермаковой
№ 234 от 02.09.2024 г
Дополнительная общеразвивающая
(адаптированная) программа
художественной направленности
«Творим вместе»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель
Педагог ДО Багина Л.В.
Талица
2024
СОДЕРЖАНИЕ
8
10
Пояснительная записка
1. Актуальность программы.
2. Адресат программы.
3. Учебный (тематический) план 1 год обучения (2 часа в
неделю)
4. Содержание учебного плана (2 часа в неделю)
5. Планируемые результаты 1 года обучения
6. Учебный (тематический) план 2 год обучения (2 часа в
неделю)
7. Содержание учебного плана (2 раза в неделю по часу)
8. Планируемые результаты 2 года обучения
9. Учебный (тематический) план 3 года обучения (2 часа в
неделю)
10.Содержание учебного плана (2 раза в неделю по часу)
11.Планируемые результаты 3 года обучения
12.Учебный (тематический) план 4 года обучения
13.Содержание учебного плана (2 раза в неделю по часу)
14.Планируемые результаты 4 года обучения
15.Календарный учебный графика 2024-2025 г
16.Условия реализации программы
17.Оценочные материалы образовательной программы
(формы аттестации)
18.Методическое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы
19. Материально-техническое обеспечение программы
20. Кадровое обеспечение
21. Список литературы
22. Сведения о разработчике
23.Аннотация
24.Приложение
11
11
15
16
17
23
24
25
30
30
34
33
35
36
38
36
37
39
39
44
1.1.Пояснительная записка.
Направленность
дополнительной общеразвивающей
программы «Творим вместе» - художественная.
адаптированной
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное
является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с
повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать,
оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно
заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в
обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается
в обеспечении условий для развития интересов, склонностей, способностей
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), организации их
свободного времени.
Программа составлена на основании нормативных документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
При этом дополнительное образование для детей с ОВЗ является
равноправным компонентом образовательного пространства в Центре
творческого развития «Академия детства», которое создает условия для
творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей
среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным
аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей
действительности; социального становления обучающихся в процессе
общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного
взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Изменение представления государства и общества о правах и
возможностях «особого ребёнка» привело к постановке практической задачи
максимального охвата образованием всех детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на
получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно
использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и
ориентиры новой образовательной политики. Признание государством
ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ
обусловливает
необходимость
создания
для
них
адекватного
образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому
отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного»
(включенного) образования.
Дополнительное
образование – это специально организованный
образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде
сверстников в общеобразовательном учреждении или в организации
дополнительного образования по программам с учетом его особых
образовательных потребностей. Главное в дополнительном образовании
ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение
образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной
критерий эффективности дополнительного образования – успешность
социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с
ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом
затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий
мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает
его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту»
даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект дополнительного
образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком
стремительным
«вхождением»
ребенка,
имеющего
ограниченные
возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому
взаимодействию обе стороны оказываются, в равной степени не готовы.
Педагогическая деятельность педагога дополнительного образования в
условиях реализации адаптированной дополнительной программы
заключается в организации работы с детьми с ОВЗ в ходе образовательного
процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и
самореализации обучающихся в их дальнейшей профессиональной и
общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного
отношения к действительности.
Педагог дополнительного образования выявляет ресурсы и дефициты
ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе
обучения проблем, определяет, что ребенок может сделать, что ему помогает,
что его ограничивает. Поэтому программой предусмотрен обеспечить ребенка
с ОВЗ обучением в среде сверстников. Модель интеграции строится на основе
тесного взаимодействия педагогов центра.
Результаты интеграции для обучающихся:
•
увеличивает пространство развития творческой и познавательной
активности;
•
позволяет реализовать индивидуальную образовательную
траекторию обучения;
•
расширяет тематику изучаемого материала;
•
демонстрирует способности, невостребованные основным
образованием;
•
увеличивает спектр изучаемого материала;
•
повышает роль самостоятельной работы;
•
реализует лучшие личностные качества;
•
увеличивает возможности профориентации.
Однако главным методом остается наблюдение за ребенком,
дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными
данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки,
навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность,
особенности поведения.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных
института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей
ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между
собой. Роль педагога ДТО «Творим вместе» в судьбе ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья – это, прежде всего работа с родителями. Проведение
совместных занятий обучающийся, педагог, родитель и их включенность в
образовательный процесс является залогом эффективности реализации
дополнительной
общеразвивающей
(адаптированной)
программы
дополнительного образования и процесса социализации.
Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь
они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком,
но и осваивают новые формы и методы общения с ним. Кроме того на занятиях
родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои
требование к нему.
Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к
событиям в жизни детей. Участие в мероприятиях (экскурсии, походы,
праздники, конкурсы, занятия) родителей вместе с детьми, способствует
формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную
близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату.
Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок
творческих работ позволяют продемонстрировать успехи обучающихся в
дополнительном образовании. В результате такой работы родители видят, что
вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в
развитии ребенка ведет к успеху; формируется активная родительская позиция
и адекватная самооценка.
Такое сотрудничество с педагогом ДТО «Творим вместе» помогает
родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми
дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Работа
с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации,
совместную деятельность.
Целью дополнительного образования детей с ОВЗ является: создание
условий для реализации способностей и достижение успехов обучающихся с
ОВЗ в учебном процессе в системе дополнительного образования.
Задачи дополнительного образования в плане работы с детьми с ОВЗ:
- формирование мотиваций, потребностей социальной адаптации,
овладение социальными ценностями;
- накопление социальных понятий, представлений; становление
социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих
социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ;
- обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом;
- обеспечение родителям (законным представителям) возможности
получения необходимой консультативной помощи;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических
работников в работе с детьми-инвалидами;
- внедрение сетевого взаимодействия со специалистами психологопедагогических служб.
Ожидаемые результаты:
- интегрировать детей с ограниченными возможностями здоровья в
систему эффективных коммуникативных отношений со сверстниками;
- создать условий для полноценного раскрытия творческого потенциала
детей посредствам применения различных форм учебно-воспитательной и
досуговой деятельности;
- формировать компетентность основ воспитания в семье.
Программа
«Творим
вместе»
скорректирована
с
учетом
интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны
дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно
важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку
необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я
могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и
самообразовании.
Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать
материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими
способностями. Работа с обучающимися, строится не с учетом возраста, а с
учетом того, на каком уровне развития он находится.
Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы,
поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей,
эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок
нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть
максимально гуманизированно.
Программа отражает социальный заказ образовательной организации на
обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с тем,
чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной
активной общественной жизни. Детям создаются все условия, и
обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1).
Содержание и материал программы организован по принципу
дифференциации в соответствии стартового уровня сложности.
Стартовый уровень программы предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Условия организации данного вида деятельности представляют собой:
- дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных
нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая
направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка);
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности;
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики развития ребёнка;
- комплексное воздействие на детей, осуществляемое на
индивидуальных и групповых занятиях;
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение
санитарно-гигиенических правил и норм).
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом
возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта.
Занятия с детьми по программе проходят индивидуально с учетом
возможностей, интересов и форм нарушений каждого ребенка. При
планировании занятий предусмотрено частое переключение видов
деятельности, что повышает работоспособность, нормализует темп работы.
Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах.
Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов
музо-терапия, изо-терапии), системности и преемственности.
Актуальность программы
Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в
развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений
деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства
труда и социального развития, Министерства здравоохранения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой
социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья
и развития оказывают существенное влияние на формирование детской
инвалидности.
В современной ситуации потребность детей с ограниченными
возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к
самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания,
уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает
самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с
отсутствием условий для реального выхода ребенка на серьезные дела
общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту
и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными
возможностями, лишая их возможности занять активную социальную
позицию.
Актуальность программы заключается в разработке и реализации
программы группового и индивидуального образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в целях включения этих детей в
общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со
сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей.
Главными ценностями программы являются:
- Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в
зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
- Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание
условий для его самореализации.
- Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.
- Психологический комфорт всех субъектов психологического
взаимодействия.
- Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями
здоровья.
- Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в
ходе реализации программы «Творим вместе»
Адресат программы:
Данная программа разработана для работы с детьми с ОВЗ на 4 года
обучения. Возраст обучающихся 7-11 лет.
Объем реализации программы:
Объем программы 1 год обучения: общее количество учебных часов –
68 (2 часа 1 раз в неделю). Второй, третий, четвёртый год обучения: общее
количество учебных часов- 70 (2 часа 1 раз в неделю)
Форма организации занятий: индивидуальная.
Уровень: стартовый.
Формы и методы проведения занятий:
Наблюдение (чувственное познание природных объектов через
различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.).
Элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со
средой обитания). Занятие теоретическое и практическое (важное средство
образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию
элементов учебной деятельности).
Методы обучения:
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические – тренинг, практическая работа, игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Продолжительность реализации программы - 3 года обучения.
Цель программы: развитие творческих способностей, создание
коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному
развитию личности и творческих способностей, удовлетворению
образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и
психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Образовательные:
• обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе
дополнительное;
• обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ
психоэмоционального режима;
• способствовать укреплению психологического и физиологического
здоровья;
•
познакомить ребенка
с простыми техниками декоративноприкладного искусства.
Воспитательные:
• формировать у обучающихся навыки эффективного социального
взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ,
через вовлечение их в активную творческую деятельность
дополнительного образования.
• воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания;
• воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу
последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за
выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость;
Развивающие:
• осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей,
посредством проведения мероприятий психолого-педагогической
реабилитации;
• Развивать интерес к занятиям;
• Развивать умение ориентироваться в задании;
Цель и задачи 1 года обучения: создание коррекционно-развивающих
условий, способствующих развитию личности и творческих способностей.
Образовательные:
•стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие
его творческого потенциала;
Воспитательные:
• формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление
помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
Развивающие:
• Развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую
сферу, познавательные интересы, фантазию;
• Развивать моторные навыки.
Цель и задачи 2 года обучения: развитие художественного вкуса и
творческой инициативы обучающихся средствами декоративно-прикладного
искусства.
Образовательные:
• способствовать социальной адаптации обучающегося, развитию его
кругозора в соответствии с его особенностями психофизического развития,
склонностями, интересами и возможностями;
Воспитательные:
• воспитывать
доброжелательное
отношение
к
окружающим:
дружелюбие,
готовность
сотрудничать,
вежливость,
дисциплинированность;
• воспитывать оценочное отношение к действительности.
Развивающие:
• Развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью
отдельных видов технических операций при изготовлении различных
поделок.
Цель и задачи 3 года обучения: формирование и развитие гуманного
отношения и интереса к животным и птицам нашей местности средствами
декоративно-прикладного искусства.
Образовательные:
• расширять знания о многообразии животного мира.
Развивающие:
• Развивать систему представлений о ценности животных и их
особенностей,
воспитывать доброжелательное отношение к
окружающему миру.
Воспитательные:
• воспитывать и содействовать накоплению опыта общения с животными
и птицами нашей местности.
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Цель и задачи 4 года обучения: формирование и развитие гуманного
отношения и интереса к животным и птицам нашей местности средствами
декоративно-прикладного искусства.
Образовательные:
• расширять знания о многообразии животного мира.
Развивающие:
• Развивать систему представлений о ценности животных и их
особенностей,
воспитывать доброжелательное отношение к
окружающему миру.
Воспитательные:
• воспитывать и содействовать накоплению опыта общения с животными
и птицами нашей местности.
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
• Режим занятий:
Все занятия проводятся в течение дня.
Продолжительность
индивидуальных занятий в первый год обучения -2 часа по 30 минут (68 часов
в год), во второй и третий год обучения – 2 раза в неделю по 40 минут. Между
занятиями проводится перерыв 10 минут; в процесс занятия вводятся
физкультминутки. Расписание составляется с учетом возрастных
особенностей детей, состояния здоровья и санитарными нормативами. Набор
детей - свободный, осуществляется по желанию ребёнка и родителей (или его
законных представителей).
Форма организации занятий: индивидуальная.
Планируемые результаты освоения программы 4 года обучения
Личностные результаты:
- проявляет свои чувства, в том числе, чувство веры в себя;
- проявляет интерес к новым видам прикладного творчества, к новым
способам самовыражения.
Предметные результаты.
Обучающиеся будут ориентироваться в следующих вопросах:
- название и назначение материалов, их элементарные свойства,
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами;
- название и внешний вид птиц и животных своего родного края.
Будут обладать следующими умениями:
- правильно организовать свое рабочее место;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь,
проявлять самостоятельность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимает оценку педагога;
- вносит коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок.
Коммуникативные УУД:
- формулирует собственного мнения и позиции;
- умеет договариваться, приходить к общему решению.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы.
Предметные результаты:
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- сравнивать благозвучные сочетания цветов в природе и в произведениях
различных народных промыслов;
- осуществлять собственный творческий замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки, посуды или предмета быта из солёного теста;
- осознавать нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях.
- создавать конструкции на основе образца и на основе собственного замысла;
- активно участвовать в создании коллективной работы.