Общеразвивающая программа Умелые ручки

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 1 от 30.08.2024г

Утверждено
Приказом и.о. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А.Ермаковой
№ 234 от 02.09.2024 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Умелые ручки»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор- составитель:
Романова Е.П.,
педагог дополнительного образования

г.Талица

Содержание
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка………………………………………………...3
1.2. Цель, задачи программы……………………………………………….6
1.3. Планируемые результаты ………………..……………………………7
1.4. Учебный (тематический)план………..……….……………………….8
1.5. Содержание программы ………..………..……………………………10
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график……………………………………….15
2.2. Условия реализации программы……………………………………..16
2.3. Формы аттестации …………………………………………………….18
2.4. Оценочные материалы……………………………………………….. 19
2.5. Методические материалы……………………………………………. 23
Аннотация …………………………………………………………………… 25
Сведения о разработчике …………………………………………………… 26
3. Список литературы …………………………………………………........27
4. Приложение………………………………………………………….........30

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Направленность.
Предлагаемая
программа
является
программой художественной направленности, которая является важным
направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у
детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества,
мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой
личности,
отличающейся
неповторимостью,
оригинальностью.
В
педагогической энциклопедии творческие способности определяются как
способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы
над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки,
проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца
индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на
основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные
психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных
способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом
видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При
этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей
оригинальностью характеризуется творческий результат. Работа по программе
«Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных
способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления
детей.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на
основе умений и знаний, приобретаемых по программе «Умелые ручки», у
ребенка повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание
того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам,
причем так, что это доставляет радость ему и другим. Деятельность детей
направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач,
связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных
изделий и их художественным оформлением.
Новизна программы. Программа «Умелые ручки» нацелена на
реализацию базового систематизированного образования по декоративноприкладному искусству с перспективой последующей специализации в его
отдельных видах. Разнообразие зрелищно-игровых приёмов, способствующих
систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к
творчеству. Моделирование педагогом сказочных ситуаций, игровых заданий,
театрализация стимулируют интерес детей, в результате чего каждый ребёнок,
не зависимо от способностей, ощущает себя волшебником, творцом,
художником. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают
3

свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают
художественный вкус. Программа «Умелые ручки» направлена на развитие
творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития
личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность
принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать
ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого
диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных
способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение
детей к продуктивной творческой деятельности.
Содержание программы представлено различными видами трудовой и
художественной деятельности (работа с бумагой и картоном, нитками и
тканью, работа с природным и бросовым материалом, работа с пластилином и
различными изобразительными средствами) и направлено на овладение
дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной
работы с разными материалами, изготовление полезных предметов для
детского сада и дома.
Условия реализации программы.
Адресат программы. Программа «Умелые ручки» рассчитана на детей
дошкольного возраста – 5-7 лет.
Рекомендуемый состав группы – 8 человек. Формирование группы детей
осуществляется по желанию и интересу к данному виду деятельности.
Срок реализации программы: 1 год.
Объем программы: 34 часа.
Количество занятий в неделю: 1.
Продолжительность занятий: 30 мин.
Реализация программы проходит через разнообразные виды деятельности:
- игровую;
- коммуникативную;
- трудовую;
- познавательно-исследовательскую;
- продуктивную;
- художественную.
Принципы построения занятий:
1. Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку.
2. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду
деятельности ребенка – игре.
3. Принцип комплексности – внимание уделяется всем поставленным задачам.
4. Принцип последовательности – по мере накопления знаний и овладения
навыками содержания занятий углубляются и расширяются.
5. Принцип системности изложения материала.
Уровень освоения программы: стартовый.
4

В процессе обучения используются следующие формы работы с детьми:
- теоретическая;
- практическая;
- групповая;
- индивидуальная.
Формы проведения занятий: беседа, практическая работа, мастер-класс.
Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение выставок работ воспитанников;
- участие в конкурсах различных уровней;
- составление фотоальбомов лучших работ.

5

1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для развития личности, способной
к художественному творчеству и самореализации через творческое
воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и
индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучать приемам работы с различными материалами;
- обучать приемам самостоятельной разработки поделок.
- обучать приемам работы с инструментами;
- закреплять и расширять знания и умения;
- обучать умению планировать свою работу;
- обучать приемам и технологии изготовления композиций;
- изучать свойства различных материалов;
Развивающие:
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- развивать образное мышление и воображение;
- создать условия к саморазвитию дошкольников;
- развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до
конца;
- развивать эстетическое и экологическое воспитание детей.

6

1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты.
- знает различные приемы работы с бумагой, картоном, природным и
бросовым материалом, цветными нитками, яичной скорлупой,
пластилином;
- следует устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- умеет создавать композиции с изделиями;
Личностные результаты:
- развиты внимание, память, мышление, пространственное воображение;
развита мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус,
творческие способности и фантазию;
- владеет навыками культуры труда;
Метапредметные результаты:
- умеет анализировать свою работу в процессе творчества, сравнивая
ее с натурой и работой других обучающихся;
- умеет адекватно оценивать свои достижения и достижения других;
- умеет доводить свою работу до конца;
- способен наблюдать, анализировать, обобщать и запоминать
увиденное.

7

1.4. Учебный (тематический) план
№

Тема занятия

1.

2.

Вводное занятие:
«Знакомство с
разнообразным миром
материалов». Инструктаж
по технике безопасности и
охране труда.
«Фруктовая тарелка»
«Подсолнухи»

3.
4.

Количество
Формы
академических часов
аттестации
теория практика всего
0,5
0,5
1
Наблюдение,
практическая
работа

0,5

0,5

1

«Осенние деревья»

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

5.

Обрывная
аппликация
«Ежик»
«Портрет осени»

0,5

0,5

1

6.

«Совушки из шишек»

0,5

0,5

1

7.

«Фоторамка из пазлов»

0,5

0,5

1

8.

«Сказочные животные»

0,5

0,5

1

9.

«Ваза»

0,5

0,5

1

10. «Снегири»

0,5

0,5

1

11. «Новогодние маски»

0,5

0,5

1

12. «Елочка»

0,5

0,5

1

13. «Символ года»

0,5

0,5

1

14. «Зимняя сказка»

0,5

0,5

1

15. «Снеговик»

0,5

0,5

1

16. «Мишутка»

0,5

0,5

1

17. «Парикмахеры»

0,5

0,5

1

8

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

18. «Подводный мир»

0,5

0,5

1

19. Панно «Букет»

0,5

0,5

1

20. «Цветик – семицветик»

0,5

0,5

1

21. «Конусный театр»

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

26. «Мой любимый питомец»

0,5

0,5

1

27. «Открытка к 9 мая»

0,5

0,5

1

28. «Бабочка»

0

1

1

29. «Любимые фрукты»

0

1

1

30. «Российский флаг»

0,5

0,5

1

31. «Веселые ладошки»

0

1

1

32. «Игрущки на основе
цилиндра»
33. «Черепашка»

0

1

1

0

1

1

34. Итоговое
занятие.Выставка
Всего часов

0

1

1

20

34

22.

«Кошка»

23. «Веселые человечки»
24. «Подставка
пасхального яйца»
25. «В космосе»

для

14

9

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
выставка

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. 1 ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.
Теория: знакомство с разнообразным миром материалов. Инструктаж по
технике безопасности и охране труда.
Практика: «Фруктовая тарелка». Развитие навыков и умений в создании
объемной аппликации. Материалы: бумага, картон, пластилин, ткань, семена
и плоды растений.
2. «Подсолнухи».

1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: знакомство с новой техникой аппликации - мозаикой с
использованием круп; знакомство с приемом приклеивания крупы на
бумажную основу.
Практика: аппликация «Подсолнухи». Лист картона с нанесенным
изображением подсолнуха, крупа пшено, гречка или семена подсолнечника,
горох, клей, кисти, салфетки.
3.

«Осенние деревья». 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: теоретические основы выполнения композиции из природного
материала: засушенных листьев.
Практика: композиция «Осенние деревья».
клей, тарелки одноразовые.

Сухие листья, цветная бумага,

4. Обрывная аппликация «Ежик». 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.
Теория: теоретические основы работы в технике обрывной аппликации.
Практика: работа «Ежик». Картон с шаблоном «Ежик», цветная бумага,
клей, ножницы, салфетки.
5.

«Портрет осени». 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: теоретические основы выполнения аппликации из природного
материала. Работа с сухими листьями, подбор их по цвету, размеру, форме,
срезать лишнее.
Практика: «Портрет осени». Лист А4 с изображением лица женщины, сухие
листья, клей, ножницы, салфетки.
6. «Совушки из шишек» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.
Теория: теоретические основы выполнения поделок из природного
материала.

10

Практика: работа «Совушки из шишек». Шишки большие, вата, фетр
розового цвета, глазки, клей, салфетки.
7. «Фоторамка из пазлов» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.
Теория: приемы преобразования бросового материала в новое изделие.
Практика: «Фоторамка из пазлов». Плотный картон, пазлы, клей.
8. «Сказочные животные» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.
Теория: теоретические основы техники рисования солью.
Практика: работа «Сказочные животные». Лист бумаги А4, соль, клей.
9.«Ваза». 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.
Теория: приемы преобразования природного и бросового материала.
Практика: композиция «Ваза». Пластмассовая бутылочка, пластилин,
макароны разной фактуры, фасоль, горох, семечки арбуза, тыквы и т.д.
10.

«Снегири» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: знакомство с техникой намотки пряжи и конструирование изделия
из моточков. Воспитание культуры труда, желание мастерить. Беседа:
«Берегите птиц!»
Практика: работа «Снегири». Пряжа красного, черного, серого цвета,
картон, бусинки, ножницы.
11.

«Новогодние маски» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: знакомство с технологией изготовления новогодней маски.
Практика: изготовление Новогодней маски. Образцы масок, шаблоны,
телеграмма от Деда Мороза, картон, ножницы, клей, цветная бумага.
12.

«Елочка» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: техника конструирования елочки по образцу.
Практика: «Елочка». Основа для изготовления «елочки» - картонный конус;
цветная бумага, материал для украшения елочки (мишура, пайетки,
ленточки, бантики, бусинки), клей ПВА, кисточка, ножницы.
13.

«Символ года» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: знакомство с техникой изготовления подарка, используя приемы
доработки готового изделия, дополняя деталями.
Практика: подарок близким «Символ года». Бумажные тарелки, цветная
бумага, клей, кисти.
14.

«Зимняя сказка». 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.
11

Теория: техника аппликации из ватных дисков.
Практика: аппликация «Зимняя сказка». Лист картона, ватные диски, клей,
кисточка, салфетка.
15.

«Снеговик»

1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: техника выполнения изделия из помпонов; знакомство с
инструментами и материалами, необходимыми для выполнения игрушек в
данной технике; последовательность выполнения игрушек из помпонов;
Практика: игрушка из помпонов «Снеговик». Заготовка для изготовления
помпонов, цветная пряжа, плотная бумага (картон), ножницы, клей,
различные ленточки, глазки, ножницы.
16.

«Мишутка»

1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: техника аппликации с использованием чайной заварки. Знакомство с
новым видом ручного труда. Техника безопасности работы с клеем.
Практика: композиция «Мишутка». Лист картона с изображением мишки,
чайная заварка, клей, кисти, салфетки.
17.

«Парикмахеры» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: техника аппликации при работе с пряжей.
Практика: работа «Парикмахеры». портрет девочки и мальчика, шерстяные
толстые нитки, клей, ножницы, салфетки.
18.

«Подводный мир» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: Знакомство с техникой «оригами». Беседа о растениях и обитателях
подводного мира.
Практика: работа «Подводный мир». Основа для аппликации, цветная
двухсторонняя бумага, шаблоны водорослей, клей, нитки.
19.

Панно «Букет» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: теоретические основы работы с бумагой, понятия: трафарет,
композиция.
Практика: панно «Букет». Основа – панно, тонированная цветная бумага,
заготовки трафаретов листьев, тычинок, клей ПВА, кисточки для клея.
20.

«Цветик – семицветик». 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: основы приема – пластилинография: раскатывания колбаски,
скатывание шариков.
Практика: работа из пластилина «Цветик-семицветик». Образец педагога,
белый картон с контурным рисунком цветика – семицветика, набор
пластилина, салфетка для рук, стека.
12

21.

«Конусный театр» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: приемы работы с бумагой, знакомство с конусным театром. Беседа:
«Любимые сказочные герои». Техника выполнения игрушки на основе конуса.
Практика: изготовление героев сказки «Конусный театр». Ножницы, цветная
бумага, клей, карандаш, шаблоны, салфетка.
22.

«Кошка» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: знакомство с техникой оригами.
Практика: работка в технике оригами «Кошка». Лист бумаги, фломастеры,
основа для композиции.
23.

«Веселые человечки» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: прием складывания бумаги способом «гармошки».
Практика: работа «Веселые человечки» из бумаги и бросового материала.
Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, трафареты, нитки, палочки для
мороженного.
24.

«Подставка для пасхального яйца». 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: техника преобразования бросового материала в новые формы.
Техника безопасности работы с пластилином.
Практика: Изготовление работы «Подставка из пасхального яйца».
Картонная тарелка, ножницы, клей, различный материал для украшения,
капсулы киндер сюрприз, пластилин.
25.

«В космосе»

1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: технические основы работы с разными материалами для лепки.
Беседа: «Далекий космос».
Практика: работа «В космосе». Демонстрационный материал «Космос»,
пластилин, доска, стеки, цветной картон, салфетки. Техника безопасности с
пластилином.
26.

«Мой любимый питомец». 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: техника рисовая кофе.
Практика: рисуем любимого питомца (кошка, собака) растворим кофе.
Растворимый кофе, гуашь, лист А4, маркеры.
27. «Открытка к 9 мая» 1ч. Теория 0,5 ч. Практика 0,5 ч.
Теория: Беседа о празднике 9 мая. Теоретические основы при работе с
картоном, бумагой.
13

Практика: изготовление открытки к 9 Мая. Картон, бумага цветная, салфетки
красного цвета, клей, кисти.
28.

«Бабочка» 1ч. Теория 0ч. Практика 1ч.

Практика: создание поделки используя шаблон «Бабочка», дополняя образ
необходимыми деталями: картон цветной, бумага цветная, клей ПВА,
коктейльные трубочки.
29.

«Любимые фрукты» 1ч. Теория 0ч. Практика 1ч.

Практика: создание модели фрукта, используя приемы склеивания полосок
бумаги, соединяя их в кольцо, наклеивания друг на друга. Полоски цветной
бумаги, клей.
30.

«Российский флаг» 1ч. Теория 0,5ч. Практика 0,5ч.

Теория: беседа о Российском флаге. Основы техники работы с бумагой:
скручивание в рулончик, приклеивание к основе.
Практика: отработка навыков работы с бумагой – скручивание полосок
бумаги в рулончик и приклеивание их на форму флага. Бумага белого, синего,
красного цветов, картонная основа флага, палочка.
31.

«Веселые ладошки»

1ч. Теория 0ч. Практика 1ч.

Практика: приемы работы с ножницами. Композиция из вырезанных
ладошек (осьминожки, птицы, цветы и т.д.). Цветная бумага, ножницы, клей.
32. «Игрушки на основе цилиндра» 1ч. Теория 0ч. Практика 1ч.
Практика: приемы работы с ножницами. Создание игрушек на основе
цилиндра (втулок): кошечка, мишка, тигр, куколка и т.д.. Цветная бумага,
ножницы, клей, фломастеры.
33.

«Черепашка»

1ч. Теория 0ч. Практика 1ч.

Практика: приемы работы с яичной скорлупой. Техника безопасности при
работе с клеем. Основа с изображением черепашки, клей ПВА, яичная
скорлупа.
34.

Итоговое занятие. 1 час. Теория 0ч. Практика 1ч. Выставка.

14

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Примерный календарный учебный график
Продолжительность
учебного
года
составляет
34
недели.
Продолжительность учебных занятий 29 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
5 недель в год.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.

15

2.2 Условия реализации программы
•
•
•
•
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Материально-техническое обеспечение
Требуется помещение с хорошим дневным и вечерним освещением;
Тепловой режим в кабинете должен соответствовать нормам СанПиНа;
Рабочее место должно быть организовано так, чтобы дети сидели, не
стесняя друг друга, за каждым закрепляется определённое место: стул,
стол;
Наличие соответствующих инструментов, приспособлений и
материалов;
Наименование
Бумага цветная
Цветной картон
Клей ПВА
Ножницы
Семена тыквы, подсолнечника, арбуза и т.д.
Крупа рис
Крупа гречневая
Пшено
Горох колотый
Фасоль красная
Пластилин 18 цветов
Бросовый материал (крышки из под сметаны, втулки, кассеты из под
яиц, палочки для мороженного и т.д.)
Гуашь, акварель, кисточки
Салфетки

13.
14.
15. Карточки по технике безопасности
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Бумага белая офисная, бумага тонированная
Яичная скорлупа
Стаканчики для воды непроливайки
Вата белая стерильная
Флеш-носитель
Ноутбук
Карандаш простой, карандаши цветные
Пазлы
Стаканчики одноразовые
Тарелки одноразовые
Нитки шерстяные, мулине, ирис.
Материал для урашения (глазки, бисер, бусины, снежинки и т.д.)
Природный материал (каштаны, камешки, ракушки, листья)
Ватные диски
Клей (по количеству детей)
16

Учебно-наглядные пособия
Для более успешного усвоения материала используются наглядные
пособия: схемы, инструкции, образцы изделий, чертежи, подборки рисунков.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовать педагог дополнительного образования со
средним и высшим педагогическим образованием.

17

2.3 Формы аттестации
Способы проверки: за знаниями, умениями и навыками, полученными
в ходе изучения учебной программы необходимо осуществлять контроль как
в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Необходимо
оценивать у обучающихся умение ставить и решать познавательные и
практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу
и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный,
групповой опрос), в виде практических работ, промежуточных просмотров
после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и
выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой
(ролевой) игры.

18

2.4. Оценочные материалы
Определение
результатов
обучения
по
общеобразвивающей программе
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

дополнительной

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические Соответствие
знания
(по теоретических
основным разделам знаний
ребенка
программы)
программным
требованиям

1.2.
Владение Осмысленность
специальной
правильность
терминологией
использования
специальной
терминологией

19

Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее чем 1/2 объема
знаний,
предусмотренных
программой);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
знаний
составляет
более 1/2)
Максимальный
уровень
(ребенок
освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
и Минимальный уровень
(ребенок,
как
правило,
избегает
употреблять
специальные
термины);
Средний
уровень
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой)
Максимальный
уровень (специальные
термины употребляет
осознанно в полном
соответствии с их
содержанием)

Баллы

1

3

5

1

3

5

Вывод:

Уровень
теоретической
подготовки
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические Соответствие
умения и навыки, практических
предусмотренные
умений и навыков
программой
(по программным
основным разделам требованиям
учебнотематического плана
программы)

2.2.
Владение
специальным
оборудованием
и
оснащением

Отсутствие
затруднений
использовании
специального
оборудования
оснащения

2.3.
Творческие Креативность
навыки
выполнении
практических
заданий

20

Низкий
Средний
Высокий

Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее
чем
1/2,
предусмотренных
умений и навыков);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
умений и навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень(ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период)
Минимальный уровень
в (ребенок испытывает
серьезные
затруднения
в
и практической работе
с оборудованием);
Средний
уровень
(работает
с
оборудованием
с
помощью педагога)
Максимальный
уровень (работает с
оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает особых
трудностей)
в Начальный
(элементарный
уровень
развития
креативности
(ребенок в состоянии
выполнить
лишь

До 2
3-6
7-10
2

3

7

2

3

7

2

простейшие задания
педагога);
Репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания на
основе образца)
Творческий уровень
(выполняет
практические задания
с
элементами
творчества)
Низкий
Средний
Высокий

3

Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные
затруднения
при
работе с литературой,
нуждается
в
постоянной помощи и
контроле педагога);
Средний
уровень
(работает
с
литературой
с
помощью
педагога
или родителя)
Максимальный
уровень (работает с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает особых
трудностей)
3.1.2.
Умение Самостоятельность Уровни - По аналогии
пользоваться
в
пользовании с п. 3.1.1.
компьютерными
компьютерными
источниками
источниками
информации
информации
3.2.
УчебноУровни - По аналогии
коммуникативные Адекватность
с п. 3.1.1.
умения:
восприятия
информации,
идущей от педагога

3

Вывод:

Уровень
практической
подготовки
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.
Учебно- Самостоятельность
интеллектуальные в подборе и анализе
умения:
литературы
3.1.1.
Умение
подбирать
и
анализировать
специальную
литературу

21

7

До 6
7-14
15-21

6

8

3
7
10

2
6
8

3.2.1.
Умение
слушать и слышать
педагога
3.2.2.
Умение Свобода владения и
выступать
перед подачи
ребенком
аудиторией
подготовленной
информации
3.2.3. Умение вести Самостоятельность
полемику,
в
построении
участвовать
в дискуссионного
дискуссии
выступления,
логика
в
построении
доказательств
3.3.
Учебно- Способность
организационные
самостоятельно
умения и навыки:
готовить
свое
3.3.1.
Умение рабочее место к
организовать свое деятельности
и
рабочее место
убирать за собой
3.3.2.
Навыки Соответствие
соблюдения
в реальных навыков
процессе
соблюдения правил
деятельности правил безопасности
безопасности
программным
требованиям

Уровни - По аналогии 3
с п. 3.1.1.
6
9
Уровни - По аналогии 3
с п. 3.1.1.
7
10

Уровни - По аналогии 3
с п. 3.1.1.
6
8

Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее чем 1/2 объема
навыков соблюдения
ПБ, предусмотренных
программой);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
навыков составляет
более 1/2)
Максимальный
уровень
(ребенок
овладел практически
весь объем навыков,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
3.3.3.
Умение Аккуратность
и Удовлетворительно
аккуратно
ответственность в Хорошо
выполнять работу
работе
Отлично
Вывод:
Уровень
Низкий
общеучебных
Средний
умений и навыков Высокий
22

3

6

8

3
6
8
До 24
25-50
51-69

Заключение

Результат
Низкий
обучения ребенка Средний
по
Высокий
дополнительной
образовательной
программе

До 46
47-89
90-100

2.5 Методические материалы
В процессе обучения используются следующие формы работы с детьми:
- теоретическая;
- практическая;
- групповая;
- индивидуальная.
Планируется использовать все перечисленные формы работы с детьми в
основных разделах программы. Выбор таких форм обусловлен успешностью
выполнения будущей работы.
Теоретическая форма включает в себя рассказ, беседу и объяснение,
мастер-класс.
Практическая форма включает в себя упражнения в выполнении
изделий, показ и демонстрация готовых работ. В основе практической работы
обучающихся лежит выполнение творческих работ по созданию картин,
сувениров, подарков. Практические работы способствуют развитию у детей
творческих способностей, умений создавать оригинальные изделия, которые
можно подарить, или использовать для украшения интерьера помещения.
Групповая форма включает в себя работу с детьми через выполнение
группового задания.
Индивидуальная форма включает в себя дифференцированное обучение
как с одним, так и с подгруппой. В основном обучающиеся выполняют свои
работы индивидуально.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);наглядный (показ
- материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
23

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Методы отслеживания результатов обучения:
- Проверка знаний в процессе занятий;
- Наблюдение за выполнением работы;
- Организация выставок;
- Участие в районных выставках детских творческих работ, в конкурсах.
Педагогические технологии: индивидуальное и групповое обучение,
технология развивающего обучения, проектной и игровой деятельности,
информационно-коммуникативная
технология
обучения,
технология
коллективной творческой деятельности, здоровье-сберегающие технологии.
Алгоритм учебного занятия:1. Организационная часть. 2. Повторение
пройденного материала. 3. Изложение нового материала. 4. Подготовка к
практической работе.5. Практическое выполнение задания.6. Заключительная
беседа. Подведение итогов.7. Уборка рабочих мест.
Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение выставок работ воспитанников в группе, в ДОУ;
- участие в конкурсах различных уровней;
- составление фотоальбомов лучших работ.
Способы проверки планируемых результатов
1.Беседа.
2.Выставка в группе, в ДОУ.
3.Участие в конкурсах и смотрах.
Сотрудничество с семьей воспитанников
В современных условиях учреждения дополнительного образования
регулярно и неформально взаимодействует с семьёй, то есть имеет
возможность оказывать на неё определённое воздействие и влияние. В основу
современной деятельности семьи и учреждений дополнительного образования
заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
24

- равная ответственность родителей и педагогов.

Аннотация
к дополнительной общеразвивающей программе
«Умелые ручки»
Разработчик программы Романова Елена Парамоновна педагог дополнительного
образования 1 категории МКУДО «Дворец творчества» ЦТР «Академия детства».
Программа разработана на основе «Методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ», направленных письмом Минобрнауки
России от 18.11.15. № 09-3242.
Программа имеет художественную направленность.
Срок реализации: 1 год (34 часа).
Форма обучения: очная (групповая).
Продолжительность занятия: (1 час) - 30 минут.
Программа предназначена для обучающихся 5-7 лет.
Цель: создание условий для развития личности, способной к художественному
творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе
собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи: - обучать приемам работы с различными материалами;
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
- мелкую моторику рук;
- развивать память, внимание, пространственное воображение, мышление и речь;
- воспитывать уважение к труду, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- эстетическое и экологическое воспитание детей.
Результатом освоения программы являются умения
детей
в
создании
декоративных работ с применением бумаги, ткани, природного и бросового материала,
пластилина; разовьются внимание, память, мышление, пространственное воображение;
мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и
фантазия.
Оценка качества реализации программы осуществляется по 10 балльной шкале.
Формы: групповой опрос, просмотр работ, выставка.
Планируемые результаты:
- знает различные приемы работы с бумагой, картоном, природным и бросовым
материалом, цветными нитками, яичной скорлупой, пластилином;
- следует устным инструкциям;
- умеет создавать композиции с изделиями;
- развиты внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкая моторика
рук и глазомер, художественный вкус, индивидуальные творческие способности,
фантазия;
- владеет навыками культуры труда;
- умеет анализировать свою работу в процессе творчества, сравнивая ее с натурой и
работой других обучающихся;
- умеет адекватно оценивать свои достижения и достижения других;
- умеет доводить свою работу до конца;
25

- способен наблюдать, анализировать, обобщать и запоминать увиденное.

26

Сведения о разработчике
• ФИО: Романова Елена Парамоновна
• Место работы, должность: Центр творческого развития «Академия
детства», педагог дополнительного образования.
• Квалификационная категория: первая.
• Образование: высшее, педагогическое.
• Стаж: 28 лет.

27

3 Список литературы
Нормативно - правовое обеспечение программы
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
11. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
28

по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации
от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
Литература для педагога
1. Ветлужина Н. А., «Художественное творчество и ребенок», М., 1971
2. Гройсман А. Л., «Психология, личность, творчество», М., 1993.
3. Гулъяну Э.К., Базш И.Я. «Что можно сделать из природного материала»,
М., "Просвещение", 1991.
4. Гусакова М.А., «Аппликация», М., "Просвещение", 1977.
5. Давыдова Г.Н., « Бумагопластика», М.:ООО «Издательство Скрипторий
2003», 2007.
6. Нагибина М.И., «Чудеса для детей из ненужных вещей», Ярославль
«Академия Развития», 1998г.
7. Перевертень Г.И., «Мозаика из круп и семян» Издательство «Сталкер»,
2006г.
8. Пойда О.В. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего
угодно», Издательство: «Олма Медиа Групп», 2013 г.
9. Сафронова Н. Ц., «Художественная аппликация», М., 1978.
10. Черкасова И.А., Руснак В.Ю., Бутова М.В., «От салфеток до квиллинга»
Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
11. Филенко Ф.П. , «Поделки из природного материала», М.,1976.
Литература для детей и родителей
1. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из природных материалов;
Оникс - Москва, 2010.
2. Анистратова А. А. Поделки из ниток и пряжи / А. А. Анистратова,
Н. И. Гришина. — Москва : Институт инноваций в образовании им.
Л. В. Занкова : Оникс, 2010.
3. Грин Д. Все пригодится : [пер. с англ.] / Д. Грин. — Москва : Махаон, 1998.
29

4. Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала. Выпуск 1; Скрипторий
2003 - Москва, 2012.
5. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги; Беларусь Москва, 2011.
6. Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей : популярное
пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. — Ярославль :
Академия развития, 1997.
7. Шухова С. Поделки из всякой всячины / С. Шухова. — 5-е изд. — Москва
: Айрис-пресс, 2008.

30

4 Приложение
Словарь терминов
Бумагопластика – нетрадиционный способ работы с бумагой. Технология
изготовления поделок из мятой бумаги, которая очень проста и не требует
больших материальных затрат, кроме того, изготовление поделок из мятой
бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.
Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания
фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний
Китай, где и была открыта бумага.
Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания
изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для
психического
развития
ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы,
пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные
кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термомозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа,
семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя,
арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными
кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока,
цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины,
всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое
применение разнообразных материалов и структур с целью усиления
выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения
коллаж.
- Аппликация из пластилина - пластилинография — новый вид декоративноприкладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с
изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на
горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень
выразительный
вид
«живописи.
- Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация.
Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона,
материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов),
инструмент — клей и ваши руки.
- Аппликация из скрученных салфеток – занятие не только интересное, но и
полезное: разрезание салфеток на равные квадратики развивает глазомер, а
скручивание их в комочки - мелкую моторику.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».