УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 1 от 30.08.2024г Утверждено Приказом и.о. Директора МКУДО «Дворец творчества» М.А.Ермаковой № 234 от 02.09.2024 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Флористика идей» Возраст обучающихся: 12-18 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель педагог ДО Беспоместных Е.Е Талица 2024 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Основные характеристики программы…………….................. Пояснительная записка………………………………………….. Цель и задачи программы………………………………………. Содержание программы………………………………………… Учебный (тематический) план первого года обучения………. Содержание учебного (тематического) плана………………… Планируемые результаты первого года бучения………………. 3 3 3 6 7 8 10 Учебный (тематический) план второго года обучения………. Содержание учебного (тематического) плана………………… Планируемые результаты ……………………………………… 11 12 13 Организационно – педагогические условия реализации программы………………………………………………………. 14 14 14 14 16 20 22 23 24 Календарный учебный график………………………………….. Условия реализации программы……………………………….. Формы подведения итогов реализации программы…………... Оценочные материалы…………………………………………. Методические материалы………………………………………. Аннотация к программе……………………………………… Сведения об авторе……………………………………………. Список литературы…………………………………………… 2 Пояснительная записка Программа «Флористика идей» художественной направленности. Дополнительная общеразвивающая программа «Флористика идей» разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Новизна программы. Новизна программы заключается в оригинальности изготавливаемых изделий; в разработке, изготовлении и применении наглядного и дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого обучающегося. Актуальность программы. Актуальность программы состоит в том, что обучающийся, осваивая разнообразные способы выполнения элементов из фоамирна, развивает моторику руки, что способствует интеллектуальному развитию. Фоамиран создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные работы, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня фоамиран наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства - дизайном. Педагогическая целесообразность программы. Занятия фоамираном помогают сформировать у обучающихся творческое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыков и умений художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир. Цель и задачи программы Цель: развитие интеллектуального потенциала и эстетической культуры обучающегося в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с фоамираном. Задачи: Обучающие: - знакомить с основными понятиями и базовыми формами «фоамирана»; - обучать различным приёмам работы с фоамираном; - формировать умения пользоваться схемами и инструментами; - создавать композиции из форм, выполненных в технике холодного фоамирана; - расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед. Развивающие: 3 - развивать внимание, память, пространственное воображение; - развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев, развивать глазомер; - развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию детей; - развивать умения и навыки использования инструментов для фоамирана; - развивать коммуникативные навыки. Воспитательные: - воспитывать интерес к искусству работы с фоамираном; - воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов; - формировать коммуникативные способности; - формировать культуру труда и трудовые навыки, умению экономно использовать материал. Отличительные особенности программы. Отличительные особенности программы заключаются в том, что: • Предварительная подготовка обучающихся к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети. • Формирование необходимых компетенций происходит во время обучения. • В процессе обучения реализуется дифференцированный подход. • Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого обучающегося для более успешного творческого развития. Возрастная категория детей -12- 18 лет. Срок реализации программы -2 года. Форма проведения занятий – игра, экскурсия, конкурс, викторина, творческая встреча. Уровень – 1 год обучения стартовый, 2 год обучения базовый. В программе 1-го года обучения, стартового уровня уделяется внимание технике, приемам, качеству выполняемых работ. Главная задача – познакомить обучающихся с строением цветов и плодовоягодных растений (земляники, клубники, черники, брусники, морошки). Выполнить декоративные цветочные композиции и композиции с ягодными кустиками из полимерной глины и фоамирана. Познакомиться с особенностями работы с различными вспомогательными инструментами и материалами для изготовления цветов, ягод, способами сбора композиций, применения полученных знаний на практике. В процессе работы воспитываются терпение, усидчивость, улучшается мелкая моторика. В программе 2-го года обучения, базового уровня уделяется большое внимание технике, приемам, качеству выполняемых работ. Главная задача закрепить навыки работы с различными материалами. Изучить строение веточек дикорастущих деревьев, выполнить осенний 4 букет, декоративные композиции, способами применения полученных знаний на практике. В процессе работы воспитываются терпение, усидчивость, навыки общения в коллективе, любовь к окружающему миру. Форма проведения занятий - групповая. Занятия с фоамираном требует от обучающихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога - постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Режим занятий - 1 раз в неделю по 3 часа, 105 часов в год. Продолжительность учебного часа -40 мин., перерыв –10 мин. Наполняемость групп от 7 -12 человек. Прогнозируемые результаты Пройдя полный курс, предусмотренный данной образовательной программой, формируются навыки работы с разными материалами. Обучающиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. По итогам изучения программы, обучающиеся будут знать: • название основных техник фоамирана, области применения; • значение терминов: фоамиран, тонировка, декор, композиция, красители, лаки, грунт; замысел, основа для фоамирана; • названия инструментов и приспособлений, области их использования; • основы композиции, сочетание цветов и оттенков цветового круга; • свойства акриловых красок; • способы наклеивания мотивов; • особенности фоамирана на различных композициях; • отличительные черты различных стилей декорирования; • различные техники декорирования: воздействие нагрева на фоамиран, формирование изделий скруткой, тонировка и др. • способы декорирования изделий; • принципы изготовления и декорирования игрушки. будут уметь: • пользоваться инструментами и материалами: красками,кистью, молдами, клеевым пистолетом, поролоновыми тампонами; • использовать цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративного изделия; • применять различные виды декорирования; • использовать навыки работы с различными материалами и в различных техниках; • учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом; • пользоваться трафаретами, молдами и декорировать изделия. 5 • применять полученные знания на практике; • экономно расходовать материалы; • качественно с технологической точки зрения выполнять изделия; сочетать элементы из фоамирана с отделкой (бусины, тычинки); Основными критериями оценки работ детей являются: • внешний вид изделия; • соблюдение технологии изготовления и декорирования; • самостоятельность в выполнении работы; • продуктивность (выполнение работы в установленный срок); • качество выполненной работы; • культура поведения и соблюдения техники безопасности. Формы подведения итогов реализации программы • Проведение выставок работ учащихся. • Участие в конкурсах различных уровней. Планируемые результаты Личностные: - стремление к личностному саморазвитию; - познавательный интерес к творческой деятельности; - ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - возможность реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни; - осознание системы общечеловеческих ценностей. Предметные: - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; - осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла Метапредметные: - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - углубленно осваивать понравившийся вид декоративно-прикладной деятельности и в изобразительно – творческой деятельности в целом. 6 - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. В результате занятий декоративно-прикладным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. 7