МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 1 от 30.08.2024г Утверждено Приказом и.о. Директора МКУДО «Дворец творчества» М.А.Ермаковой № 234 от 02.09.2024 г Дополнительная общеразвивающая (адаптированная) программа художественной направленности «Чудеса из ткани» Возраст обучающихся: 13-17 лет Срок реализации: 4 года Программу составил: Педагог ДО Багина Л.В. Талица 2024 1.Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса из ткани» художественной направленности. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 2. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». В основу данной программы положена дополнительная общеобразовательная программа «Страна мастеров» художественной направленности А.А.Ушаков. п.Хор Хабаровского края 2015 г. В указанную программу внесены изменения и дополнения в учебно-тематическом плане, содержании, режиме занятий. Актуальность программы Актуальность программы заключается в разработке и реализации программы индивидуального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей. Главными ценностями программы являются: - Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей. - Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации. - Право педагога на творчество и профессиональную деятельность. - Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия. - Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. - Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в ходе реализации программы «Чудеса из ткани» Программа разработана для учреждения дополнительного образования, что актуально, так как в дополнительном образовании образовательная деятельность должна быть направлена на «социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе». Новая Концепция развития дополнительного образования нацеливает учреждения дополнительного образования на «превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство». Основные особенности программы. Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказывают существенное влияние на формирование детской инвалидности. В современной ситуации потребность детей с ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную социальную позицию. Настоящая программа рассчитана только на работу в детском объединении в системе дополнительного образования. Уровень программы: стартовый. Особое внимание уделяется практическому выполнению ручных стежков и машинных швов, уделено внимание тому, чтобы обучающиеся знали и правильно употребляли термины. Отличительные особенности: Программа отличается тем, что она нацелена на интеграцию различных видов художественно-творческой деятельности обучающихся. Программа «Чудеса из ткани» является однопрофильной, представляет собой самостоятельное направление (шитьё). Предпочтение отдаётся небольшим по объёму изделиям, на которые не требуется много материалов и времени, что также очень важно для обучающихся, которые хотят, как можно быстрее увидеть результат своего труда. Материал для работы подбирается индивидуально, в зависимости от его психомоторных особенностей. Методы и технология обучения используются с учётом особенностей обучающегося. Форма обучения – очная. Форма организации занятий: индивидуальные занятия. Адресат программы: данная программа разработана для индивидуальной работы с детьми ОВЗ, обучающиеся с 13-17 лет. Режим занятий: Срок реализации программы 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. На реализацию программы в год отводится: 70 часов. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся с ОВЗ в интеллектуальном, нравственном, художественно- эстетическом развитии, формирование основных навыков швейного дела с помощью швейной машины. Поставленная цель программы определяет решение ряда задач: Образовательные: • научить различным способам и приемам лепки; • способствовать овладению основными приемами работы с бумагой в технике оригами; • научить ручным швам и стежкам. • сформировать умения работать в техниках «валяние», «батик», «вышивка лентами», изготовлять текстильные куклы; • обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ психоэмоционального режима; •способствовать укреплению психологического и физиологического здоровья; Воспитательные: • формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования. • воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания; • воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость; Развивающие: • Осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации; • Развивать интерес к занятиям; • Развивать умение ориентироваться в задании; Цель и задачи первого года обучения. Цель первого года обучения: развитие художественных и творческих способностей обучающихся. Образовательные: •стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие его творческого потенциала; Воспитательные: • формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс; Развивающие: • Развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, фантазию; Цель второго года обучения: формирование креативного мышления на основе традиционных и современных видов работы с тканью. Образовательные: обучить практическим навыкам работы с тканью в различных техниках, научить правильно пользоваться инструментами и материалами, сформировать знания о правилах техники безопасности. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность; • воспитывать оценочное отношение к действительности. Развивающие: • развивать коммуникативные навыки; • развивать творческие способности, креативное мышление. Цель третьего года обучения: формирование эстетического вкуса, художественных и творческих способностей обучающихся. Образовательные: • формировать социальные и бытовые навыки через приобщение обучающихся к декоративно-прикладному творчеству.; Воспитательные: • воспитывать навыки самовыражения в творчестве; Развивающие: • развивать когнитивные способности, умение творческий замысел воплощать в жизнь. Цель четвёртого года обучения: развитие творческих способностей обучающихся через овладение навыками конструирования и моделирования одежды; Образовательные: • формировать культуру межличностных отношений между сверстниками и взрослыми; укреплять устойчивые мотивы профессионального выбора; научить создавать авторские творческие изделия; Воспитательные: • воспитывать навыки самовыражения в творчестве; • воспитывать положительную мотивацию к возможному получению профессии в выбранной области. Развивающие: • развивать когнитивные способности, умение творческий замысел воплощать в жизнь. • развивать стремление к творческому поиску; • развивать способность создавать свой образ, придерживаясь определённого стиля; Планируемые результаты освоения программы • В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у обучающихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные знания. • Личностные результаты: • - владеет широкой мотивационной основы художественно-творческой деятельности, включающей социальные, познавательные и внешние мотивы; • - проявляет интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения. • Метапредметные результаты: • Регулятивные УУД: • - различает способы и результаты действия; • - вносит коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. • Коммуникативные УУД: • - формулирует собственного мнения и позиции; • - умеет договариваться, приходить к общему решению. • Познавательные УУД: • - перерабатывает полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. • Предметные результаты: • - осуществляет собственный творческий замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки, посуды или предмета быта из солёного теста; • - осознает нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях. • - создает конструкции на основе образца и на основе собственного замысла; • - активно участвует в создании коллективной работы.