Пояснительная записка
Рабочая программа «Чудеса из ткани» является (адаптированной) программой
художественной
направленности,
разработана
на
основе
дополнительной
общеразвивающей программы «Чудеса из ткани», которая ставит своей целью развитие
художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к
различным видам декоративно-прикладного искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению
прекрасного мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного
образа воспринимаемого мира, адресована обучающимся 13-17 лет и рассчитана на 3 года
обучения.
В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети:
14-15 лет, 2-й год обучения. Общий объём часов-70.
15-16 лет, 3-й год обучения. Общий объём часов 70.
16-17 лет, 4-год обучения. Общий объём часов 70.
Цель программы: социализация и адаптация обучающихся в жизни, создание
условий для развития творческих способностей обучающихся, создание коррекционноразвивающих условий, способствующих максимальному развитию личности и творческих
способностей, удовлетворению образовательных потребностей каждого ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и
психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Образовательные:
• обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе дополнительное;
• обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ психоэмоционального
режима;
• способствовать укреплению психологического и физиологического здоровья;
• стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие его
творческого потенциала;
• способствовать социальной адаптации обучающегося, развитию его кругозора в
соответствии с его особенностями психофизического развития, склонностями, интересами
и возможностями;
Воспитательные:
• формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия,
способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в
активную творческую деятельность дополнительного образования.
• воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания;
• воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу
последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за выполнением
операций), находчивость, аккуратность, бережливость;
• формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь,
тактичность, умение идти на компромисс;
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие,
готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность;
• воспитывать оценочное отношение к действительности.
Развивающие:
• осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством
проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации;
• Развивать интерес к занятиям;
• Развивать умение ориентироваться в задании;
• Развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу,
познавательные интересы, фантазию;
• Развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью отдельных
видов технических операций при изготовлении различных поделок;
• Развивать моторные навыки.
В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части (19 часов в
год) и практической части (51 час в год).
Формы и методы проведения занятий:
Наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные способы
восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.). Элементарный эксперимент (дает
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения
с другими объектами и со средой обитания). Занятие теоретическое и практическое
(важное средство образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию
элементов учебной деятельности).
Методы обучения:
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения,
наблюдение, работа по образцу;
Формы и методы проведения занятий:
- наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные способы
восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.).
- элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания).
- теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с детьми
с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности).
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические – тренинг, практическая работа, игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- дидактический материал;
- беседы;
- конкурсы.
Критерии оценки и формы контроля.
1-я группа показателей - Теоретическая подготовка ребенка. Она включает:
- теоретические знания по программе (то, что обычно определяется
выражением «дети должны знать»);
- владение специальной терминологией по тематике программы (т.е. набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета).
2-я группа показателей - Практическая подготовка ребенка. Она включает;
- практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что обычно
определяется выражением «дети должны уметь»);
- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения
курса;
- творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение воплотить его
в готовом продукте).
3-я группа показателей – Общеучебные умения и навыки ребенка.
Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их приобретения
невозможно успешное освоение любой программы. Здесь представлены:
- учебно-интеллектуальные умения;
- учебно-коммуникативные умения;
-учебно-организационные умения и навыки.
Графа «Критерии» (критерий = мерило) содержит совокупность признаков, на
основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем
требованиям, которые заданы программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень
возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений
и навыков - от минимального до максимального. При этом в таблице дается краткое
описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми
баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов», которая должна
быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания
результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл,
который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени
выраженности измеряемого качества (например: минимальному уровню может
соответствовать 1 балл, среднему - 5 баллов, максимальному- 10 баллов). Процесс
«восхождения» от одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные
достижения в освоении программы определенное количество баллов. К примеру, чтобы
«продвинуться» от среднего уровня к максимальному и получить заветные 10 баллов,
ребенку необходимо пройти несколько промежуточных ступенек, каждая из которых
также может быть обозначена в баллах от 6 до 9 (вполне понятно, что в таблице эти ступеньки не выделены, поскольку их может определить только сам педагог).
При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и
другими шкалами (единственная рекомендация - не использовать в дополнительном
образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в общеобразовательной
школе). Например, можно присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец,
мастер и т.д., либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых показателей
целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В числе таких
методов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и
письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое),
анализ исследовательской работы обучающегося и др.).
Текущая аттестация проводится в период с 21.10.2024 по 25.10.2024 г.
Промежуточная аттестация проводится с 23.12.2024 по 27.12.2024г.,17.03.2025 по
21.03.2025 г.,19.05.2025 по 26.05.2025г.
Планируемые результаты освоения программы 2 года обучения
Личностные результаты:
- проявляет свои чувства, в том числе, чувство веры в себя;
- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимает оценку педагога;
Коммуникативные УУД:
- учитывает разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
Познавательные УУД:
- высказывается в устной и письменной форме;
Предметные результаты:
- знает о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
- использует различные техники и способы создания рисунков;
- сравнивает благозвучные сочетания цветов в природе и в произведениях различных
народных промыслов;
Планируемые результаты освоения программы 3 года обучения
В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у
обучающихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные знания.
Личностные результаты:
- владеет широкой мотивационной основы художественно-творческой
деятельности, включающей социальные, познавательные и внешние мотивы;
- проявляет интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- различает способы и результаты действия;
- вносит коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- формулирует собственного мнения и позиции;
- умеет договариваться, приходить к общему решению.
Познавательные УУД:
- перерабатывает полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы.
Предметные результаты:
- осуществляет собственный творческий замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки, посуды или предмета быта из солёного теста;
- осознает нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных
элементов, единства формы и декора в изделиях.
- создает конструкции на основе образца и на основе собственного замысла;
- активно участвует в создании коллективной работы.
Календарно(тематический)план
Год обучения 4-ой.
Вдовкина Анастасия
Время и место проведения занятий- в соответствии с расписанием, утверждённым директором.
План
Коррекция
№п/п
Дата
Тема занятия
Форма
занятия
Колво
часо
в
Форма
контроля
1
06.09.2024
Вводное
занятие,
организационные
вопросы, инструктаж по
технике безопасности.
Беседа
2
Диагности
ческие
игры,
словесная
похвала.
2
13.09.2024
«История моды. Ткани и
их свойства»
Практ.
2
Наблюдени
е, опрос,
словесная
похвала
2
Наблюдени
е за
развитие
эмоц.сф.
2
Опрос
3
4
5
20.09.2024
27.09.2024
04.10.2024
занятие
«Общие сведения о
структуре фигуры
человека»
Комбин.
«Осанка, пропорции,
телосложение»
Комбин.
«Ручные швы и стежки»
Практич
.
занятие
занятие
занятие
2
Выставка
6
11.10.2024
«Устройство швейной
машины»
7
18.10.2024
«Уход за швейной
машинкой»
8
25.10.2024
«Машинные стежки и
швы»
Беседа,
Просмот
р работ
2
Опрос
Практ.
2
Опрос
занятие
08.11.2024
«Неполадки в работе
машины и их
устранение»
10
15.11.2024
«Как
правильно
подобрать фасон юбки с
учётом всех достоинств и
недостатков фигуры»
11
22.11.2024
12
29.11.2024
13
06.12.2024
13.12.2024
Беседа
экскурси
я
9
14
2
Просмот
р работ
2
Выставка
Беседа.
2
Беседа,опр
ос.Дневник
творч.дост
ижений.
«Снятие
мерок. Практ.
Построение
чертежа
занятие
основы прямой юбки»
«Выбор прибавок для
Комбин
юбки»
ир.з
2
Наблюдени
е
2
Наблюдени
е
«Раскрой юбки на
ткани»
2
Выставка
2
Промежуто
чная
«Подготовка
примерке»
юбки
Практ.
занят.
к
Комбин.
занятие
аттестация
15
20.12.2024
«Примерка. Изменения
после примерки юбки»
Просмот
р работ
2
Беседа
16
27.12.2024
«Технология обработки
вытачек и боковых
швов»
17
10.01.2025
«Обработка молнии»
Комби
занят.
Беседа,
2
Опрос
2
Наблюдени
е
2
Беседа
Практ.
занят.
18
17.01.2025
«Обработка пояса юбки»
Комбин
иров.
занят.
19
20
21
22
23
24
25
24.01.2025
31.01.2025
07.02.2025
14.02.2025
21.03.2025
28.02.2025
07.03.2025
«Обработка низа
изделия»
Практи
2
Выставка
«Обработка шлицы в
заднем шве юбки»
Комби.
2
Беседа
«Обработка подкладки
юбки»
Комби.
2
Опрос
«Соединение юбки с
Комби.з
подкладкой.
анят.
Особенности обработки»
1
Выставка
«Влажно-тепловая
обработка юбки»
Комби.
2
Беседа
«Отделка юбки
декоративными
элементами»
Комби.
2
Беседа
«Стили и направления в
моде»
Комби.з
анят.
занят.
занят.
занят.
1
занят.
занят.
Беседа
26
27
14.03.2025
21.03.2025
«Построение
клиньев»
чертежа
«Припуски на швы.
Раскрой на ткани»
Комб.
занят.
Практ.
1
Выставка
1
2
Опрос
занят.
28
04.04.2025
«Особенности обработки Комби.
расклешённых юбок»
занят.
2
Выставка
29
11.04.2025
«Оборки, воланы, рюши.
Расчёт, построение и
способы их обработки»
Комби.
2
Опрос
занят.
30
18.04.2025
«Современные
прикладные материалы,
используемые при
изготовлении одежды»
Комби.з
анят.
2
Наблюдение
31
25.04.2025
«Моделирование юбок»
Комб.
2
Наблюдение
занят.
32
02.05.2025
«Расчёт и построение
основы. Особенности
обработки»
2
Наблюдение
33
16.05.2025
«Декоративные складки»
2
Опрос
34
23.05.2025
Просмот
Итоговое
занятие
р
совместно с родителями
работ
«Дефиле»
Всего занятий
2
Наблюдени
е
Праздничные дни – 4 ноября, 8 марта, 1 и 9 мая
68