Пояснительная записка Рабочая программа «Чудеса из ткани» является (адаптированной) программой художественной направленности, разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Чудеса из ткани», которая ставит своей целью развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам декоративно-прикладного искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению прекрасного мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира, адресована обучающимся 13-17 лет и рассчитана на 3 года обучения. В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети: 14-15 лет, 2-й год обучения. Общий объём часов-70. 15-16 лет, 3-й год обучения. Общий объём часов 70. 16-17 лет, 4-год обучения. Общий объём часов 70. Цель программы: социализация и адаптация обучающихся в жизни, создание условий для развития творческих способностей обучающихся, создание коррекционноразвивающих условий, способствующих максимальному развитию личности и творческих способностей, удовлетворению образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья. Поставленная цель программы определяет решение ряда задач: Образовательные: • обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе дополнительное; • обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ психоэмоционального режима; • способствовать укреплению психологического и физиологического здоровья; • стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие его творческого потенциала; • способствовать социальной адаптации обучающегося, развитию его кругозора в соответствии с его особенностями психофизического развития, склонностями, интересами и возможностями; Воспитательные: • формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования. • воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания; • воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость; • формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс; • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность; • воспитывать оценочное отношение к действительности. Развивающие: • осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации; • Развивать интерес к занятиям; • Развивать умение ориентироваться в задании; • Развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, фантазию; • Развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью отдельных видов технических операций при изготовлении различных поделок; • Развивать моторные навыки. В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части (19 часов в год) и практической части (51 час в год). Формы и методы проведения занятий: Наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.). Элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания). Занятие теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности). Методы обучения: - словесные – устное изложение, беседа, объяснение; - наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу; Формы и методы проведения занятий: - наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.). - элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания). - теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности). - словесные – устное изложение, беседа, объяснение; - наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу; - практические – тренинг, практическая работа, игра. Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные. Обеспечение программы методическими видами продукции: - дидактический материал; - беседы; - конкурсы. Критерии оценки и формы контроля. 1-я группа показателей - Теоретическая подготовка ребенка. Она включает: - теоретические знания по программе (то, что обычно определяется выражением «дети должны знать»); - владение специальной терминологией по тематике программы (т.е. набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета). 2-я группа показателей - Практическая подготовка ребенка. Она включает; - практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что обычно определяется выражением «дети должны уметь»); - владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса; - творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте). 3-я группа показателей – Общеучебные умения и навыки ребенка. Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. Здесь представлены: - учебно-интеллектуальные умения; - учебно-коммуникативные умения; -учебно-организационные умения и навыки. Графа «Критерии» (критерий = мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы программой. Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков - от минимального до максимального. При этом в таблице дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте. Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества (например: минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему - 5 баллов, максимальному- 10 баллов). Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное количество баллов. К примеру, чтобы «продвинуться» от среднего уровня к максимальному и получить заветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти несколько промежуточных ступенек, каждая из которых также может быть обозначена в баллах от 6 до 9 (вполне понятно, что в таблице эти ступеньки не выделены, поскольку их может определить только сам педагог). При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и другими шкалами (единственная рекомендация - не использовать в дополнительном образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в общеобразовательной школе). Например, можно присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д., либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали. В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых показателей целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В числе таких методов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы обучающегося и др.). Текущая аттестация проводится в период с 21.10.2024 по 25.10.2024 г. Промежуточная аттестация проводится с 23.12.2024 по 27.12.2024г.,17.03.2025 по 21.03.2025 г.,19.05.2025 по 26.05.2025г. Планируемые результаты освоения программы 2 года обучения Личностные результаты: - проявляет свои чувства, в том числе, чувство веры в себя; - проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими; Метапредметные результаты: РегулятивныеУУД: - осуществляет итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимает оценку педагога; Коммуникативные УУД: - учитывает разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; Познавательные УУД: - высказывается в устной и письменной форме; Предметные результаты: - знает о разнообразии техник нетрадиционного рисования; - использует различные техники и способы создания рисунков; - сравнивает благозвучные сочетания цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов; Планируемые результаты освоения программы 3 года обучения В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у обучающихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные знания. Личностные результаты: - владеет широкой мотивационной основы художественно-творческой деятельности, включающей социальные, познавательные и внешние мотивы; - проявляет интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения. Метапредметные результаты: РегулятивныеУУД: - различает способы и результаты действия; - вносит коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: - формулирует собственного мнения и позиции; - умеет договариваться, приходить к общему решению. Познавательные УУД: - перерабатывает полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Предметные результаты: - осуществляет собственный творческий замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки, посуды или предмета быта из солёного теста; - осознает нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях. - создает конструкции на основе образца и на основе собственного замысла; - активно участвует в создании коллективной работы. Календарно(тематический)план Год обучения 4-ой. Вдовкина Анастасия Время и место проведения занятий- в соответствии с расписанием, утверждённым директором. План Коррекция №п/п Дата Тема занятия Форма занятия Колво часо в Форма контроля 1 06.09.2024 Вводное занятие, организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности. Беседа 2 Диагности ческие игры, словесная похвала. 2 13.09.2024 «История моды. Ткани и их свойства» Практ. 2 Наблюдени е, опрос, словесная похвала 2 Наблюдени е за развитие эмоц.сф. 2 Опрос 3 4 5 20.09.2024 27.09.2024 04.10.2024 занятие «Общие сведения о структуре фигуры человека» Комбин. «Осанка, пропорции, телосложение» Комбин. «Ручные швы и стежки» Практич . занятие занятие занятие 2 Выставка 6 11.10.2024 «Устройство швейной машины» 7 18.10.2024 «Уход за швейной машинкой» 8 25.10.2024 «Машинные стежки и швы» Беседа, Просмот р работ 2 Опрос Практ. 2 Опрос занятие 08.11.2024 «Неполадки в работе машины и их устранение» 10 15.11.2024 «Как правильно подобрать фасон юбки с учётом всех достоинств и недостатков фигуры» 11 22.11.2024 12 29.11.2024 13 06.12.2024 13.12.2024 Беседа экскурси я 9 14 2 Просмот р работ 2 Выставка Беседа. 2 Беседа,опр ос.Дневник творч.дост ижений. «Снятие мерок. Практ. Построение чертежа занятие основы прямой юбки» «Выбор прибавок для Комбин юбки» ир.з 2 Наблюдени е 2 Наблюдени е «Раскрой юбки на ткани» 2 Выставка 2 Промежуто чная «Подготовка примерке» юбки Практ. занят. к Комбин. занятие аттестация 15 20.12.2024 «Примерка. Изменения после примерки юбки» Просмот р работ 2 Беседа 16 27.12.2024 «Технология обработки вытачек и боковых швов» 17 10.01.2025 «Обработка молнии» Комби занят. Беседа, 2 Опрос 2 Наблюдени е 2 Беседа Практ. занят. 18 17.01.2025 «Обработка пояса юбки» Комбин иров. занят. 19 20 21 22 23 24 25 24.01.2025 31.01.2025 07.02.2025 14.02.2025 21.03.2025 28.02.2025 07.03.2025 «Обработка низа изделия» Практи 2 Выставка «Обработка шлицы в заднем шве юбки» Комби. 2 Беседа «Обработка подкладки юбки» Комби. 2 Опрос «Соединение юбки с Комби.з подкладкой. анят. Особенности обработки» 1 Выставка «Влажно-тепловая обработка юбки» Комби. 2 Беседа «Отделка юбки декоративными элементами» Комби. 2 Беседа «Стили и направления в моде» Комби.з анят. занят. занят. занят. 1 занят. занят. Беседа 26 27 14.03.2025 21.03.2025 «Построение клиньев» чертежа «Припуски на швы. Раскрой на ткани» Комб. занят. Практ. 1 Выставка 1 2 Опрос занят. 28 04.04.2025 «Особенности обработки Комби. расклешённых юбок» занят. 2 Выставка 29 11.04.2025 «Оборки, воланы, рюши. Расчёт, построение и способы их обработки» Комби. 2 Опрос занят. 30 18.04.2025 «Современные прикладные материалы, используемые при изготовлении одежды» Комби.з анят. 2 Наблюдение 31 25.04.2025 «Моделирование юбок» Комб. 2 Наблюдение занят. 32 02.05.2025 «Расчёт и построение основы. Особенности обработки» 2 Наблюдение 33 16.05.2025 «Декоративные складки» 2 Опрос 34 23.05.2025 Просмот Итоговое занятие р совместно с родителями работ «Дефиле» Всего занятий 2 Наблюдени е Праздничные дни – 4 ноября, 8 марта, 1 и 9 мая 68