УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Утверждено Приказом Педагогическим советом и.о. директора МКУДО Дворец творчества МКУДО «Дворец творчества» Протокол № 1 от 30.08.2024 г. М.А.Ермаковой №234 от 02.09.2024 г. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности реализуемая в сетевой форме «Чудеса своими руками» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: педагог ДО Бумажникова Г.Г. 1 Талица 2024 2 Содержание 1. Основные характеристики программы 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Цель и задачи программы 7 1.3 Содержание программы 8 Учебный (тематический) план 8 Содержание учебного (тематического) плана 10 1.4 Планируемые результаты 15 2. Организационно – педагогические условия реализации программы 18 2.1 Календарный учебный график 18 2.2 Условия реализации программы 19 2.3 Формы подведения итогов реализации программы 21 2.4 Оценочные материалы 22 2.5 Методические материалы 23 Аннотация к программе 24 Сведения о разработчике 25 Список литературы 26 Приложение 28 3 1. Основные характеристики программы. 1.1.Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса своими руками» стартового уровня художественной направленности. Программа разработана на основе: • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.); • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Декоративное творчество является составной частью художественного направления в дополнительном образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, впредметах, созданных руками человека. Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитойличности, которые необходимы для последующего обучения в школе. 4 Новизна и отличительная особенность программы. Программа «Чудеса своими руками» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения кокружающему. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Принцип построения программы: на занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития обучающихся на определенном возрастном этапе и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности обучающихся. Этапы программы: • ознакомительный, • развивающий, • исследовательский. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь попрограмме, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программа реализуется в сетевой форме. Базовая организация: МКУДО «Дворец Творчества» ЦТР «Академия детства», адрес: 623640, Свердловская область, г. Талица, ул. Ленина, д. 38 стр.1. Организации-участники: МКДОУ «Детский сад №16 «Ромашка», адрес: 623643, Свердловская область, г. Талица, ул. Циховского, 25. Возраст обучающихся - дети 6-7 лет (старшая и подготовительные группы ДОУ). Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах декоративно- прикладного искусства. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший 5 дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия». В старшем дошкольном возрасте возрастают возможностипамяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместномурешению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров. Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития. Сроки реализации образовательной программы – 2 года, по 34 учебных недели на каждый год. Уровень программы – стартовый. Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут. Количество обучающихся в группе 6-12 человек. Формы организации образовательного процесса и виды занятий: коллективная работа и индивидуальный подход, беседа, практическое 6 занятие, экскурсии, выставки и творческие отчеты. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Лучшие работы периодически будут представлены на выставках, участвовать в районных мероприятиях. Общественное положение результатов художественной деятельности дошкольников имеет большое значение в воспитательном процессе. Методы Для качественного развития творческой деятельности обучающихся программой предусмотрено: • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми учащимися. • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия. • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный(педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический(проблема формулируется детьми, ими ипредлагаются способы её решения). Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. 7 1.2. Цель и задачи программы. Целью данной программы является приобщение дошкольников к искусству через декоративно-прикладное творчество, развитие эстетической отзывчивости,формирование творческой и созидающей личности. Задачи программы. Образовательные: -осваивать знания о разных видах художественного творчества; -раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека. -осваивать разные способы и приёмы работы с тканью, бумагой, нитками, ватой, ватными палочками, поролоном, природным и бросовымматериалом и т.д., закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Развивающие: -развивать мелкую моторику; -развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. -формировать творческое мышление, устойчивый интерес кхудожественной деятельности; -развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; -развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость. Воспитательные: -содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру средствами практической целесообразной деятельности. -воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; -воспитывать внимание, аккуратность, елеустремлённость, доброе отношение к сверстникам. Планируемые результаты Предметные результаты К концу года обучения дошкольники знают: • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин; • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы,кисточка для клея и рисования, игла; • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными 8 инструментами, • названия основных цветов, понятия «вертикально», «горизонтально». Умеют: • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; • свободно владеть карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; • владеть понятиями: большой, средний, маленький, • пользоваться простейшими приемами лепки, аппликации и др. • воспроизводить и конструировать объекты. Метапредметные результаты: Метапредметные результаты У обучающихся будут способны: - ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; - организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебнопознавательной деятельности; - задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - иметь представление об истории, традициях. Личностные результаты: • ценят и принимают следующие базовые ценности - «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; • положительно относятся к занятиям предметно - практической деятельностью; • ориентируются на оценку результатов собственной деятельностью; • проявляют интерес к отдельным видам предметнопрактическойдеятельности; • имеют представление о ценности природного мира для практической деятельности человека; • сформирована внутренняя позиция дошкольника на уровнеположительного отношения к школе; Личностные результаты У детей будут развиты: - Творческое мышление; - Художественный вкус; 9 - Устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и мотивацию к самосовершенствованию. У детей будут воспитаны: - волевые качества личности, а именно, сдержанность, самостоятельность, мотивация к успеху, целеустремлённость. - нравственные качества личности, а именно, доброе отношение к товарищам, взаимопомощь, уважительное отношение к семье. - коммуникативные качества – умение слушать и слышать, открытость, терпимость. 10