ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Чудеса своими руками» является программой художественной направленности, разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Чудеса своими руками», адресована обучающимся 5-7 лет и рассчитана на два года обучения. Целью 1 года обучения является приобщение к искусству через декоративно прикладное творчество, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности. Задачи. Развивающие: • развивать мелкую моторику пальцев; • развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и техники; • формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; • развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость. Образовательные: • закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; • раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека; • осваивать разные способы и приёмы работы с тканью, бумагой, нитками, ватой, ватными палочками, поролоном, природным и бросовым материалом и т.д. закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные: • содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру средствами практической целесообразной деятельности; • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию, доброе отношение к сверстникам. Цель 2 года обучения: развитие творческих способностей, воображения и фантазии через декоративно-прикладное творчество. Задачи: Обучающие: - совершенствовать умения и навыки работы с различными материалами; - научить способам обработки и оформления материалов в изделии; - формировать умение выполнять работу с опорой на пошаговую инструкцию; Развивающие: - развивать мелкую моторику, глазомер; - развивать образное и пространственное мышление; - развивать творческие способности; - развивать воображение и фантазию - развивать личностные качества обучающегося. Воспитательные: - формировать уважения к труду; - формировать личностные качества: организованность, добросовестность, трудолюбие, усидчивость, стремление доводить до конца начатое дело, аккуратность, отзывчивость, самоконтроль. В 2024-2025 учебном году количество групп – 4. Год обучения - 1 Количество обучающихся в каждой группе - 7 человек. Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут. Формы организации образовательного процесса и виды занятий: Коллективная работа и индивидуальный подход, беседа, практическое занятие, выставки и творческие отчеты. В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части (11часов в год) и практической части (23 часа в год) – 1 год обучения. Формы обучения: • теоретические - рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии. • практические - выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков. Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах: тестирование, выставки. Текущая аттестация проводится в период с 21.10. по 25.10, с 23.12. по 26.12, с 17.03. по 21.03. Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в период с 19.05. по 23.05. Планируемые результаты Предметные результаты 1- го года обучения- обучающиеся будут знать: - историю возникновения различных техник декоративно-прикладного творчества; - технику безопасности при работе с различными инструментами; - основные способы работы по алгоритму, схеме, чертежу; - требования к содержанию рабочего места; - элементарные способы изготовления открыток ручной работы; - простейшие способы изготовления цветов и элементов декора из подручного материала (цветная бумага, картон, ленты, ткань и др.); - правила составления простых композиций; Обучающиеся будут уметь: - пользоваться различными инструментами и приспособлениями; - выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении поставленных задач; - изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, - выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам; - соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; - организовать рабочее место. Метапредметные: у обучающихся будут развиты: - мотивация к изучению различных техник декоративно-прикладного творчества; - способность наблюдать, анализировать, обобщать и запоминать увиденное; - умение анализировать свою работу в процессе творчества, сравнивая ее с натурой и работой других обучающихся; - умение адекватно оценивать свои достижения и достижения других; - умение доводить свою работу до конца. Личностные: у обучающихся будут развиты: - уважительное отношение к искусству различных стран и народов; - устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством. - организационно- управленческие навыки, умение содержать в порядке свое рабочее место). Особенностями организации образовательного процесса в текущем учебном году являются следующие (перечислить, если есть): - изменение количества занятий, объединение тем в связи с праздничными нерабочими и неучебными датами. Планируемые результаты второго года обучения. Предметные результаты Обучающиеся будут способны: - создавать модели несложных объектов в разных техниках декоративноприкладного творчества из различных материалов: фетра, соленого теста, бумаги; - осуществлять простейшее декоративное оформление изделий; - использовать шаблоны для изготовления изделий; - решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе. - владеть основными навыками в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества. Личностные результаты У детей будут развиты: - Устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и мотивация к улучшению качества своих работ У детей будут воспитаны: - сдержанность, самостоятельность, аккуратность, целеустремлённость, стремление доделать свою работу до конца. - нравственные качества личности, а именно, доброе отношение к товарищам, взаимопомощь, уважительное отношение к семье. - коммуникативные качества – умение слушать и слышать, открытость, терпимость. Метапредметные результаты - учиться работать по предложенному педагогом плану; - учиться запоминать и проговаривать последовательность действий на занятии; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (фетром, тестом, бумагой) учебного пособия; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; - учиться оценивать результаты своей работы. Календарный (тематический) план «Чудеса своими руками» 0 «А», 0 «Б» классы (вторник), 1 год обучения Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором. № п/п дата Тема занятия 1. 03.09.2024 2 10.09.2024 Вводное занятие, организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности «Солим, маринуем» 3 17.09.2024 «Ваза с фрукатми» 4 24.09.2024 «Букет для бабушки» 5 01.10.2024 «Мухомор» 6 08.10.2024 «Птицы летят на юг» 7 15.10.2024 «Дождик, лужа, сапоги » План Форма занятия Беседа – знакомство. Демонстрация готовых изделий Беседа. Практическая работа. Беседа. Практическая работа Беседа Практическая работа Беседа Практическая работа Беседа Практическая работа Беседа Практическая работа Колво час 1 Форма контроля опрос 1 наблюдение 1 Беседа, минивыставка беседа 1 1 минивыставка 1 выставка 1 беседа Дата Тема занятия Коррекция Форма занятия Кол-во часов Фора контроля 8 22.10.2024 «Кот и пёс» 9 05.11.2024 «Синичкин день» 10 12.11.2024 «Синичкин день» 11 19.11.2024 «Подарок маме – платок» 12 26.11.2024 «Мишка – лежебока» 13 03.12.2024 «Елочка из петелек» 14 10.12.2024 «Елочная игрушка» 15 17.12.2024 «Дед Мороз из ладошки» 16 24.12.2024 «Снегири у кормушки» 17 14.01.2025 18 21.01.2025 «Снегири у кормушки» «Снеговик» Беседа Практическая работа Обсуждение. Выполнение практической работы. Практическая работа. Рефлексия Беседа Практическая работа. Беседа Практическая работа. Беседа Практическая работа. Беседа Практическая работа. Беседа Практическая работа. Беседа. Выполнение практической работы Практическая работа. Рефлексия Беседа. Практическая работа. 1 выставка 1 опрос 1 наблюдение 1 выставка 1 беседа 1 наблюдение 1 наблюдение 1 1 Промежуто чная аттестация опрос 1 опрос 1 Беседа Практическ ая работа 19 28.01.2025 «Лоскуток да пуговка» Беседа. Практическая работа. Беседа. Практическая работа. Беседа. Практическая работа. Практикум 1 опрос 20 04.02.2025 21 11.02.2025 22 18.02.2025 «Как хорошо быть капитаном! Подарок папе» «Мартенички» «Встречаем Масленицу!» «Нарциссы для мамочки» 1 минивыставка 1 опрос 1 «Народные промыслы. Матрешка» «Аист на крыше» «Весёлая гусеница» «Космические дали» Практикум 1 Беседа Практическ ая работа наблюдение 23 25.02.2025 24 25 26 04.03.2025 11.03.2025 18.03.2025 Практикум Практикум Практикум 1 1 1 27 01.04.2025 «Светлый праздник Пасхи» «Будильник» Практикум 1 28 08.04.2025 Практикум 1 «Голубь- символ мира» «Открытка ко Дню Победы» Пасхальный сувенир «Бабочка» Практикум 1 минивыставка опрос 29 15.04.2025 30 22.04.2025 Практикум 1 беседа 31 29.04.2025 Практикум 1 Практикум 1 Практическ ая работа Практическ ая работа 32 06.05.2025 опрос опрос Беседа Практическ ая работа опрос 33 13.05.2025 34 20.05.2025 «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Итоговое занятие Итого: Практикум 1 Итоговая аттестация. Подведение итогов года. 1 Виртуальна я экскурсия, выставка 34 Календарный (тематический) план «Чудеса своими руками» 0 «В», 0 «Г» классы (среда), 2 год обучения Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором. № п/п дата Тема занятия 1. 04.09.20 24 Вводное занятие, 2 11.09.20 24 3 18.09.20 24 Цвет и фон. “Воздушные шарики”. Сюжет. “Строим дом”. 4 25.09.20 24 5 02.10.20 24 6 09.10.20 24 7 16.10.20 24 Орнамент. “Декоративные тарелочки”. Наземный транспорт. “Автобус”. Воздушный транспорт. “Самолет”. Водный транспорт. “Кораблик”. План Форма занятия Беседа – знакомство. Демонстрация готовых изделий Беседа. Практическая работа. Колво час 1 Форма контроля опрос 1 наблюдение Беседа. Практическая работа Беседа Практическая работа 1 Беседа, минивыставка беседа Беседа Практическая работа 1 минивыставка Беседа Практическая работа 1 выставка Беседа Практическая работа 1 беседа 1 Дата Тема занятия Коррекция Форма занятия Кол-во часов Фора контроля Техника работы с соленым тестом. В лес за грибами Ваза с фруктами. 8 23.10.20 24 9 06.11.20 24 10 13.11.20 24 Чайный сервиз. 11 20.11.20 24 Сказочная птица 12 27.11.20 24 Царство диких зверей. 13 04.12.20 24 Царство диких зверей. 14 11.12.20 24 Магнитик из соленого теста 15 18.12.20 24 Сувенир из соленого теста. 16 25.12.20 24 Изготовление игры “Танграм”. 17 15.01.20 25 Изготовление игры “Танграм”. Беседа Практическая работа 1 выставка Обсуждение. Выполнение практической работы. Практическая работа. Рефлексия Беседа Практическая работа. Беседа Практическая работа. Беседа Практическая работа. Беседа Практическая работа. Беседа Практическая работа. 1 опрос 1 наблюдение 1 выставка 1 беседа 1 наблюдение 1 наблюдение 1 наблюдение Беседа Практическая работа. Беседа Практическая работа. 1 наблюдение 1 опрос 18 22.01.20 25 19 29.01.20 25 20 05.02.20 25 21 12.02.20 25 22 19.02.20 25 23 26.02.20 25 24 05.03.20 25 25 12.03.20 25 26 19.03.20 25 Пальчиковый театр. Цыпленок Пальчиковый театр. Щенок Пальчиковый театр. Лисенок Изготовление сказочных персонажей по замыслу детей. Изготовление сказочных персонажей по замыслу детей. Изготовление сказочных персонажей по замыслу детей. Большой белый комочек-зайка, снеговичок Большой белый комочек-зайка, снеговичок Цветные комочки – бумажная мозаика. Беседа. Выполнение практической работы 1 опрос Практическая работа. Рефлексия 1 опрос Беседа. Практическая работа. Беседа. Практическая работа. 1 1 Беседа Практическ ая работа наблюдение Беседа. Практическая работа. 1 наблюдение Беседа. Практическая работа. 1 опрос Беседа. Практическая работа. 1 наблюдение Беседа. Практическая работа. 1 минивыставка Беседа. Практическая работа. 1 опрос 27 02.04.20 25 28 09.04.20 25 29 16.04.20 25 23.04.20 25 30 31 30.04.20 25 32 07.05.20 25 33 14.05.20 25 34 21.05.20 25 Беседа. Практическая работа. 1 Беседа Практическ ая работа Беседа. Практическая работа. Рефлексия Практикум 1 наблюдение 1 наблюдение Витая спираль, петли – оперение птиц. “Домик для птиц”. “Бабочки на лугу”. Коллективная работа. “Бабочки на лугу”. Коллективная работа. Изготовление закладки Практикум 1 опрос Практикум 1 опрос Практикум 1 опрос Практикум 1 Итоговое занятие. “Впереди лето”. Праздник 1 Беседа Практическ ая работа опрос Изготовление открытки “Белая лилия”. гофрированной бумаги. “Домик для птиц”. Итого: 34